Главная | Источники | 

HSU

Пашкевич Алексей Васильевич

Н.В.Пашкевич

Родился 24 Декабря 1916 года в посёлке Александровка Гатчинского района Ленинградской области, в семье железнодорожника. Окончил 7 классов неполной средней школы. Был рабочим, затем токарем на заводе в Белорецке. После окончания аэроклуба, был оставлен в нём лётчиком - инструктором. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С Октября 1942 года Лейтенант А. В. Пашкевич на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 169-го ИАП  ( позднее преобразован в 63-й Гвардейский ИАП )  под Сталинградом. Затем воевал на Курской дуге и под Киевом, участвовал в операции "Багратион", в боях в Прибалтике и Германии. Сражался на Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах. Отличился при освобождении Могилёвской и Минской областей.

К Октябрю 1944 года командир эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт )  Гвардии майор А. В. Пашкевич совершил 115 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. Эскадрилья под его командованием с Июля 1943 года по Сентябрь 1944 года совершила 686 боевых вылетов, сбила в воздушных боях 48 самолётов.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил более 200 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 20 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС. Участвовал в Корейской войне. В 1955 году окончил Высшую Военную академию имени Ворошилова. С 1959 года Генерал - майор авиации А. В. Пашкевич - в запасе. Умер 28 Августа 1967 года. Похоронен в Ленинграде. На могиле поставлен памятник.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Свою боевую деяткельность Алексей Пашкевич начал в составе 169-го ИАП, куда был направлен осенью 1942 года. В Марте 1943 года полк стал именоваться уже 63-м Гвардейским ИАП.

5 Июля 1943 года началась грандиозная битва на Курской дуге. Брянский фронт, несмотря на то, что враг в его полосе активности не проявлял, привёл свои войска в готовность к отражению возможного удара. 15-я Воздушная армия с рассветом приступила к разведывательным полётам.

Около полудня частям 1-го истребительного авиационного корпуса была поставлена задача прикрыть обороняющиеся войска правого крыла Центрального фронта в районе Малоархангельск - Александровка - Протасово. Выполнение этой боевой задачи было возложено на 3-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию. В течение первых 3-х дней сражения, её полки почти без боёв прикрывали в заданном районе войска 48-й и 13-й армия Центрального фронта. А 8 Июля в небе и на земле разгорелись ожесточённые бои. О их напряжённости можно составить представление на примере одного из многих воздушных боёв, проведённых лётчиками 63-го Гвардейского авиаполка.

Восьмёрка истребителей Ла-5 под командованием командира эскадрильи Гвардии капитана П. Е. Бунделёва, прикрывая наземные войска, встретила 2 группы бомбардировщиков противника из 16 пикировщиков Ju-87 под прикрытием 12 истребителей FW-190 и 4 Ме-109. Превосходство врага было 4-кратным, но наши лётчики смело вступили в бой. Их стремительная атака достигла цели - бомбардировщики изменили курс полёта, заметались.

Вражеские истребители противодействовали прицельными атаками. Но наши лётчики всё же прорвались к "Юнкерсам" и ударили по ним в упор. Удачные атаки Гвардии старшего лейтенанта А. В. Пашкевича и Гвардии старшего сержанта А. Н. Суханова завершились гибелью 2-х Ju-87. Через несколько минут Суханов поджёг ещё одного "Лапотника".

Немецкие истребители, разъярённые этими потерями, неистово атаковали наших ребят. Им удалось поджечь машину комэска Бунделёва, тяжело ранить одного из пилотов и повредить машину ещё одного. Но и противник получил отпор: первого "Мессера" сбил Пашкевич, второго Гвардии сержант С. Ф. Петров, один "Фоккер" уничтожил Гвардии лейтенант Кормышкин. В итоге, Гвардейцы сразили 6 вражеских самолётов и не допустили бомбардировщиков к району прикрытия. В этом бою Алексей Пашкевич одержал сразу 2 воздушные победы.

12 Июля 1943 года части Красной Армии Брянского фронта перешли в контрнаступление в районе Залегощ Новосиль - Мценск в общем направлении на город Орёл. Немцы пытались введением большой массы танков, артиллерии, самоходных пушек, а особенно авиации остановить наши войска. Но тщетно. Истребители - Гвардейцы надёжно прикрыли с воздуха боевые порядки наступающих войск. В первый день наступления полком было сбито 11 самолётов противника. Пара Старшего лейтенанта Пашкевича и старшего сержанта Суханова сбила 2 самолёта. Они действовали тактически грамотно и смело. Пара была единым целым в бою.

Второй день был ещё более напряжённым и принёс новый заслуженный успех Гвардейцам. Наряду со старым лётным составом хорошие боевые качества показали и молодые лётчики. Алексей Пашкевич сбил сразу 3 самолёта !

Всего за 2 первых дня наступления части 1-го истребительного авиационного корпуса произвели 500 боевых вылетов, провели 60 воздушных боёв, уничтожили 122 самолёта противника, из них 95 истребителей; свои потери составили 29 лётчиков и 45 самолётов.

Летом 1944 года лётчики 63-го Гвардейского ИАП вели бои в составе уже 1-го Прибалтийского фронта. Находясь на аэродроме Слепянка, они выполняли задачи по ведению разведки отходящих немецких войск, штурмовку их, сопровождение бомбардировщиков в районе города Лида, прикрытия боевых порядков наших передовых частей. 10 Июля 1944 года командир эскадрильи Гвардии майор А. В. Пашкевич в районе города Вильно сбил неприятельский самолёт Ju-88.

К середине Августа 1944 года лётчики 63-го ГвИАП, освоив новейший советский истребитель Ла-7, были готовы к новым боям. Первыми встретились с противником лётчики эскадрильи Гвардии майора Пашкевича 24 Августа 1944 года. Прикрывая свои войска в районе Жагаре - Ауце, они заметили группу немецких истребителей из 4 Ме-109 и 8 FW-190. В результате завязавшегося воздушного боя противник потерял 3 самолёта Ме-109, один из которых сбил Алексей Пашкевич.

И в последующих вылетах преимущество Ла-7 было доказано со всей очевидностью. Группа Гвардии майора Пашкевича составом в 6 Ла-7 во время прикрытия района Жагаре - Ауце встретила 40 FW-190, из них 20 - с бомбами и 20 - прикрывающих. Шестёрка Ла-7 вступили в бой с воздушной армадой, в результате которого лётчики Пашкевич, Петров, Афонин и Дорофеев сбили 4 самолёта противника.

Всего в тот день было проведено 4 воздушных боя с участием: 66 самолётов противника и 28 - наших. Сбито 10 самолётов противника  ( 4 Ме-109 и 6 FW-190 ). Свои потери - 3 лётчика.

Следующий боевой день принёс ещё больший успех: было совершено 12 боевых вылетов, проведено 5 воздушных боёв. Сбито 16 самолётов противника: 13 FW-190  ( один из которых уничтожил Гвардии майор Пашкевич )  и 3 Ме-109. Свои потери - 1 лётчик.

...В результате разгрома немецких войск в Белоруссии и успешного наступления наших частей на Северо - Западном направлении в Июле - Августе 1944 года была освобождена часть Прибалтики. 14 Сентября все три Прибалтийских фронта перешли в наступление на рижском направлении. 1-й Гвардейский истребительный авиационный Минский корпус прикрывал с воздуха боевые порядки 3-го Гвардейского механизированного корпуса, войск 43-й армии, обеспечивал действия групп штурмовиков из 335-й авиационной дивизии и бомбардировщиков 1-го авиационного корпуса.

Лётчики - Гвардейцы вели активную борьбу за завоевание господства в воздухе на направлении главного удара войск фронта. Они смело вступали в бой с врагом при любом соотношении сил, навязывали ему наступательный бой и почти всегда добивались победы.

Так, во второй половине 15 Сентября 1944 года группа в составе 8 истребителей Ла-7 из 63-го ГвИАП под командованием Гвардии майора Пашкевича прикрывала наступающие войска. В районе, назначенном для патрулирования, они встретили 24 вражеских самолёта FW-190. Ведуший нашей группы подал команду: "Атакуем !   Бой будем вести на вертикалях !" - и первым пошёл в атаку на ведущее звено "Фоккеров", которые шли с бомбами. Со второй атаки Пашкевич сбил один FW-190. Сопровождаемый густым шлейфом дыма, тот врезался в землю. Этот бой был чётко организован. Взаимодействие между парами самолётов не нарушалось. Во всех парах атаковали врага и вели огонь только ведущие. Ведомые грамотно прикрывали их и своевременно отбивали атаки противника.

Лётчики группы Гвардии майора А. В. Пашкевича хорошо использовали преимущества своих самолётов Ла-7 над FW-190 в вертикальных фигурах высшего пилотажа. Наши воздушные бойцы, несмотря на значительное численное превосходство врага, активно атаковали "Фоккеры". В результате решительного наступательного боя они вынудили противника неприцельно сбросить бомбы и сбили 4 вражеские машины, не потеряв ни одной своей.

Следующий вылет 3-й эскадрильи Гвардии майора Пашкевича был не менее удачным, чем первый. Было сбито 5 самолётов FW-190, один из которых записал на свой боевой счёт Алексей Пашкевич.

Истребитель Ла-7

Истребитель Ла-7.  На такой машине воевал А. В. Пашкевич в 1944 - 1945 годах.

16 Сентября на поддержку 3-й танковой армии, наносившей контрудар против левого крыла 1-го Прибалтийского фронта, враг бросил всю свою боеготовую авиацию. В эти дни разгорелись ожесточённые воздушные бои. Лётчики 1-го ГвИАК в напряжённых схватках добивались успехов благодаря смелым и тактически грамотным действиям и тесному взаимодействию в бою.

Так, восьмёрка Ла-7 из 63-го Гвардейского авиаполка под командование Гвардии майора А. П. Шишкина прикрывала наземные войска. Боевой порядок группы состоял из двух четвёрок, эшелонированных по высоте. Звено Гвардии майора Пашкевича находилось на высоте 3500 метров, звено Шишкина - 4000 метров. Примерно через 5 минут после прихода в район прикрытия Пашкевич заметил немного выше себя 10 немецких самолётов FW-190, которые вытянулись в кильватер, намереваясь бомбить наши войска на шоссейной дороге. Предупредив о противнике лётчиков группы, Пашкевич повёл своё звено в атаку.

Заметив наших истребителей, "Фоккеры" беспорядочно сбросили бомбы и с резким снижением стали уходить на свою территорию. Их настигли и метким огнём сбили Гвардии майор А. В. Пашкевич и Гвардии лейтенант В. П. Скрипник.

При выходе из атаки звено Пашкевича было атаковано 6 FW-190. Немцы устремились на наших пилотов попарно с 3-х сторон. Пашкевич доложил о ситуации Гвардии майору Шишкину, который немедленно пришёл на помощь. Бой переместился на вертикаль при тесном взоимодействии двух наших групп. Самолёты врага, уходившие вверх, попадали под огонь группы Шишкина, уходившие вниз - Пашкевича. В результате, потеряв 4 машины, противник был вынужден выйти из боя. Погиб в этом бою и один наш лётчик.

19 Сентября 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта, перейдя в наступление при поддержке массированных ударов артиллерии и авиации, прорвали глубоко эшелонированную оборону противника юго - восточнее города Риги. Лётчики, воодушевлённые успехом наземных частей, усилили удары по врагу. Фронтовая печать широко освещала боевую работу авиаторов. Вот, например, что писала газета "Вперёд, на врага" 23 Сентября 1944 года:

"В течение одного дня истребители - гвардейцы провели 32 воздушных боя. Беспрерывно патрулируя над нашими наземными войсками, они смело навязывали противнику бой, очищали небо над полем сражения от врага. В этот день особенно отличились группы, возглавляемые Гвардии майором А. В. Пашкевичем и И. П. Витковским. Группа Пашкевича только в одном бою сбила 11 самолётов FW-190, а группа Витковского - 7. Гвардии майор А. В. Пашкевич лично сбил 4 самолёта противника".

Н.В.Пашкевич

За образцовое выполнение заданий командования при прорыве обороны противника юго - восточнее Риги и активное содействие наступающим войскам фронта на Мемельском направлении Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 Октября 1944 года 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса был награждён орденом Кутузова 3-й степени.

Более 700 человек личного состава корпуса были удостоены правительственных наград, в том числе 286 лётчиков. Среди награждённых третьим орденом Красного Знамени был и Гвардии майор А. В. Пашкевич. Впереди Гвардейцев ждали новые бои..

К концу войны командир эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии майор А. В. Пашкевич выполнил около 200 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 20 самолётов противника   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных побед. ]

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора А. В. Пашкевича:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
108.07.1943 г.1  Ju-87Поныри - МалоархангельскЛа-5, Ла-7.
21  Ме-109Поныри - Малоархангельск
312.07.1943 г.1  Ме-110Ивань
41  Ju-87Ивань
513.07.1943 г.1  FW-190Затишье
608.01.1944 г.1  FW-190Боровцы
710.07.1944 г.1  Ju-88Застенки
824.08.1944 г.1  FW-190зап. Явнайкей
93  FW-190вост. оз. Аоцес
1025.08.1944 г.1  FW-190Кокмуйжа
1128.08.1944 г.1  FW-190зап. Вегеряй
1215.09.1944 г.1  FW-190Азели
131  FW-190Скрибас
1416.09.1944 г.1  FW-190ст. Иецава
151  FW-190Детловас
161  FW-190юго - зап. Текава
1724.09.1944 г.1  FW-190Лачи

      Всего сбитых самолётов - 19 + 0;  боевых вылетов - 114;   воздушных боёв - 29.

*   *   *

В Феврале 1950 года лётный и офицерский технический состав 29-го Гвардейского ИАП под командованием Героя Советского Союза Гвардии полковника А. В. Пашкевича был поднят по тревоге и в обстановке полной секретности железнодорожным эшелоном был направлен "в правительственную командировку" в Китайскую Народную Республику.

Личный состав 29-го Гвардейского ИАП, прибыв в Китай, вошёл в состав советской 106-й истребительной авиационной дивизии. Полку была поставлена задача: вместе с 351-м ИАП и несколькими зенитно - артиллерийскими полками в составе Шанхайской группы ПВО организовать противовоздушную оборону восточной части КНР от налётов гоминьдановской авиации.

Именно лётчик 29-го ГвИАП открыл счёт победам на МиГ-15. 28 Апреля 1950 года первую победу в китайском небе одержал штурман полка Гвардии майор Ю. Я. Келейников  ( служивший во время войны в 32-м ГвИАП, имел 13 личных и 2 групповые победы, его командир в 1951 - 1953 годах ), сбив истребитель Р-38 "Лайтнинг".

В Октябре 1950 года на базе двух авиаполков: 177-го ИАП ПВО, которым командовал Полковник В. Я. Терентьев и 29-го Гвардейского ИАП под командованием Майора Д. В. Вирича на Ляодунском полуострове была создана новая 50-я ИАД. Её командиром стал Героя Советского Союза Полковника А. В. Пашкевич.

Оба полка дивизии были вооружены реактивными МиГ-15, в составе каждого полка было по 30 самолётов  ( вместо 40 по штату ). 20 Ноября 1950 года оба полка дивизии с аэродрома Саншилипу перелетели на аэродром Аньшань и оттуда с 30 Ноября начали выполнять боевые вылеты.

В начале Февраля 1951 года из Китая и из состава только созданного 64-го ИАК, которым стал командовать бывший командир 151-й Гвардейской ИАД Генерал - майор И. В. Белов, убыла 50-я ИАД Гвардии полковника А. В. Пашкевича. За период своей боевой работы с 27.11.1950 по 7.02.1951 лётчики этой дивизии выполнили все поставленные перед ней боевые задачи и надёжно прикрывали доверенные им военно - промышленные объекты Северо - Восточного Китая и Северной Кореи. За этот период лётчики дивизии официально сбили в небе Кореи 64 самолёта.

Лётчики 29-го ГвИАП за этот период совершили 632 боевых вылета, провели 29 групповых воздушных боёв, в которых сбили 37 самолётов США: 5 В-29, 1 RB-45, 16 F-80  ( а также F9F "Пантера" ), 12 F-84 и 3 F-86. Предположительно ещё сбито 10 самолётов США. Свои потери составили 5 МиГ-15 и 4 лётчика.

Лётчики 177-го ИАП провели около 400 боевых вылетов, 13 групповых воздушных боёв, в которых сбили 24 самолёта США: 1 RB-29, 1 Т-33, 7 F-80, 7 F-84 и 8 F-86. Предположительно ещё сбито 3 самолета США. Свои потери в боях составили 2 МиГ-15, погиб один лётчик.

В 1955 году Гвардии полковник А. В. Пашкевич окончил Военно - Воздушную академию, а через 3 года молодой Генерал, имеющий колоссальный боевой опыт, был уволен в запас...


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

     © AirFighters.RU