Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского Союза

Павлов Александр Георгиевич

Павлов Александр Георгиевич

Родился 26 октября 1918 года в деревне Люторецкое Лопаснинского   ( ныне Чеховского )  района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал токарем на Московском заводе "Динамо". С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова.

С августа 1941 года старший лейтенант А. Г. Павлов в действующей армии, командир звена 40-го ИАП. Сражался на Южном, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах.

К июлю 1943 года командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт )  Гвардии капитан А. Г. Павлов совершил 392 боевых вылета, провёл 83 воздушных боя, сбил 10 самолётов противника лично и 16 в составе группы.

28 сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В том же году окончил КУКС. Зимой 1944 года назначен командиром 41-го Гвардейского ИАП.

К маю 1945 года Гвардии майор А. Г. Павлов произвёл более 500 успешных боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника.

После войны продолжил службу в ВВС. 16 января 1947 года Гвардии майор А. Г. Павлов погиб в автомобильной катастрофе.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

В биографии Героя Советского Союза Александра Георгиевича Павлова, пожалуй, нет ничего такого, что могло бы его отличить от юношей - комсомольцев 1930-х годов. Родился он в Москве, в семье потомственного рабочего. В 1933 году после окончания неполной средней школы уговорил отца взять его к себе на завод. Георгий Яковлевич давно знал о заветной мечте сына продолжить династию Павловых на заводе "Динамо", поэтому не стал его отговаривать, но, как бы подводя итог своему напутствию, сказал:

- Только учти, сынок, Павловы не любят золотой середины. В нашем роду так заведено, уж если быть, то быть первым. Об этом следует помнить всегда...

За короткое время Саша полюбил свою новую профессию. Он внимательно относился к порученному делу, всматривался в работу опытных рабочих и старался перенимать от них всё хорошее. А вскоре о Павлове - младшем стали говорить как о пытливом и старательном юноше. А когда встал вопрос о посылке молодёжи в школу ФЗУ, то кандидатура Саши Павлова стояла в числе первых.

Шли дни, месяцы. Позади остались школьные годы фабрично - заводского обучения. Саша Павлов стал квалифицированным токарем. И теперь о нём говорили не только как о мастере своего дела, но и как о смекалистом рационализаторе, активном комсомольце.

Трудно сказать, когда у Саши Павлова зародилась мысль стать военным лётчиком. То ли в те незабываемые дни учёбы в аэроклубе, а может, в тот вечер, когда у них на заводе чествовали Героев Советского Союза Чкалова, Белякова и Байдукова, совершивших беспорядочный перелёт по дальнему маршруту. Только в 1936 году он твёрдо решил стать военным лётчиком. Ему хотелось быть чем - то похожим на Валерия Чкалова, этого храброго, волевого лётчика. И, как бы приближаясь к осуществлению своей мечты, Павлов даже военную школу выбрал Борисоглебскую авиационную, ту, где когда - то учился Валерий Павлович. А через 2 года лётчик - истребитель Александр Павлов, успешно окончив авиационную школу, уже примерял военную форму младшего лейтенанта.

Когда грянула Великая Отечественная война, Александр Павлов был уже старшим лейтенантом, командиром звена 40-го истребительного авиационного полка. С первых же дней войны он оказался на самой передовой линии боёв. Тяжёлые это были дни. Враг уничтожая всё на своём пути, продвигался на восток. С болью в душе слушал Павлов сообщения о том, что немецкая авиация производит налёты на Москву.

В конце сентября 1941 года противник почти вплотную приблизился к Ростову. По нескольку вылетов в день делал Павлов, отражая натиск врага. Однажды Александр в составе группы истребителей вылетел на штурмовку живой силы и техники противника. Подходя к заданному рубежу, лётчики увидели, что к переднему краю наших войск приближается армада "Юнкерсов" под прикрытием нескольких Ме-109. Ведущий группы Иван Пилипенко немедленно распорядился о действиях каждой пары, а сам бросился на перехват бомбардировщиков. Расколов строй "Юнкерсов", он поджёг один вражеский самолёт. А в это время Александр Павлов и Николай Клепиков со своими ведомыми пошли в атаку на "Мессеров". Они с ходу вступили в неравную схватку с врагами.

В бешенной "карусели смерти" замелькали силуэты немецких Ме-109 и наших И-16. Выходя из атаки, немецкий самолёт взмыл прямо перед носом самолёта Клепикова, едва не столкнувшись с ним. Но идущий рядом Александр Павлов поймал его в прицел и выпустил короткую очередь. Огненные трассы прошили фюзеляж Ме-109.

Продолжая бой, Павлов вдруг заметил, как один из "Мессеров" пристроился в хвост самолёта Клепикова. Не медля ни секунды, Александр бросился на врага и с короткой дистанции выпустил по нему прицельную очередь. И почти в тот же миг светящаяся струйка пуль пронеслась у Павлова над головой. Это стрелял уже немецкий пилот, незаметно пристроившийся к машине Павлова, когда тот шёл на выручку друга. Так, спасая Клепикова, Павлов чуть сам не оказался добычей врага. Когда лётчики вернулись с боевого задания, Николай Клепиков тут же, у самолёта, расцеловал Павлова, "подарившего" ему, как он выразился жизнь.

Каждый день приносил всё новые и новые победы звену Александра Павлова. Крепло боевое мастерство лётчиков, росло число сбитых ими самолётов. Они надёжно прикрывали боевые порядки наземных войск, часто сопровождали в тыл врага наши штурмовики и бомбардировщики. И почти во всех этих боях Павлов был в первых рядах.

Надолго запомнился в полку бой четвёрки истребителей, которую возглавил Павлов, с девяткой бомбардировщиков Не-111. Уже на 3-й минуте воздушной схватки 3 немецкие машины были сбиты метким огнём наших лётчиков. Остальные, беспорядочно сбросив бомбовой груз, поспешили повернуть назад.

К началу 1942 года на боевом счету Павлова уже числилось около 10 лично и в группе с товарищами сбитых самолётов врага. На груди командира звена поблескивали 2 новеньких ордена Красного Знамени. И всё же настоящее мастерство воздушного бойца Александра Павлова проявилось несколько позже.

Весной 1943 года полк, в котором служил А. Г. Павлов, был преобразован в Гвардейский и стал именоваться 41-м ГвИАП. Лётчики полка срочно переучились на новый самолёт Ла-5. Александр Павлов был выдвинут на должность командира 1-й эскадрильи. Вскоре ему присвоили очередное воинское звание - "Капитан".

Следую традициям Первой Мировой войны, многие лётчики рисовали на бортах машин или капотах двигателей различные изображения, в том числе и карточных тузов, часто в сочетании с иными эмблемами и рисунками. На капоте своего истребителя Александр нарисовал красное сердце  ( или Червовый Туз ). Подобные украшения были и на машинах Алексея Алелюхина, черноморца Юрия Шипова, многих других пилотов.

К июлю 1943 года командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии капитан А. Г. Павлов совершил 392 боевых вылета, провёл 83 воздушных боя, сбил 10 самолётов противника лично и 16 в составе группы. В результате одних только штурмовок им были уничтожены и повреждены: 74 автомашины с войсками и грузами, 2 зенитные батареи, 4 танка, 8 зенитных пулемётных точек, 3 тягача и так далее. За свои подвиги он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Когда начались тяжёлые и упорные бои на Курской дуге, Гвардейцы делали в день по 5 - 6 вылетов. Они смело вступали в бой, очищая небо от вражеской авиации. Однажды шестёрка Ла-5 во главе с Гвардии капитаном А. Г. Павловым вылетела на прикрытие наших войск в районе Белгорода. Погода стояла сложная: густая пелена дымки заволакивала небо и затрудняла лётчикам ориентировку. Подлетая к району цели, ведущий группы вдруг услышал знакомый позывной командира корпуса, который приказвал "Лавочкиным" немедленно преградить путь немецким бомбардировщикам.

Ла-5 А.Г.Павлова
Ла-5 А. Г. Павлова, 1943 г.

Напрягая до боли в глазах зрение, Павлов стал внимательно всматриваться в даль, откуда должна была появиться армада немецких бомбардировщиков. Враг не заставил себя долго ждать. Вскоре в небе появилось множество точек, которые быстро увеличивались. Павлов скомандовал Николаю Клепикову сковать боем группу прикрытия врага, а сам парой бросился на перехват бомбардировщиков. Немецкие пилоты не заметили, как со стороны солнца на них внезапно обрушилась шестёрка "Лавочкиных".

Наблюдавшие с земли отчётливо видели, как наши истребители, используя своё преимущество в высоте, меткими очередями расстреливали "Юнкерсы". Уже первая атака Павлова принесла ему и первый успех. Объятый пламенем вражеский бомбардировщик камнем пошёл вниз и врезался в землю.

Вскоре Гвардейцы, воспользовавшись замешательством врага, сбили ещё одну машину. "Мессеры" попытались прорваться на выручку своим подопечным, но всюду натыкались на прочный заслон "Лавочкиных". Пока немецкие пилоты выискивали удачный момент для ответной атаки, Павлов сделал стремительный разворот и с задней полусферы ударил по "Мессеру" из пушек. Тот развалился на части и, роняя горящие обломки, рухнул на землю...

5 июля 1943 года Гвардии старший лейтенант А. Г. Павлов показал подлинное бесстрашие и мастерство. Меткими очередями в районе Гостищево поразил 2 Не-111  ( оба принадлежали отряду 6/KG 55 ). С одного "Хейнкеля" члены экипажа спаслись на парашютах, а второй взорвался в воздухе. Бой произошёл примерно в 11 часов над частями 48-го немецкого танкового корпуса, атаковавшего Черкасское при мощной поддержке авиации. В это время возникло критическое положение, поскольку противник прорвал нашу оборону. Помешать бомбардировщикам могли только небольшие патрули наших истребителей, которые немедленно вступили в бой. Отметим, что лётчики 10 Ла-5 из 41-го Гвардейского ИАП и 11 Як-1 из 27-го ИАП претендовали в том бою на 14 уничтоженных неприятельских самолётов.

Ла-5 А.Г.Павлова

Замечательный бой провели Гвардейцы и 11 июля 1943 года. В тот день в полк пришла телефонограмма командования: срочно выделить наиболее храбрых и умелых лётчиков для обеспечения надёжного прикрытия наших войск. Командир полка П. Ф. Чупиков, посоветовавшись со своими заместителями, остановил свой выбор на двух командирах эскадрилий - Александре Павлове и Александре Куманичкине. Быстро изучив задание, Гвардейцы поднялись в воздух.

Погода не благоприпятствовала полёту. Кучевая облачность сковывала действия истребителей. Павлов со своей группой шёл под самыми облаками. Подходя к цели, он первым заметил слева приближающуюся девятку "Юнкерсов" под прикрытием четвёрки Ме-109. Наши лётчики молниеносно врезались в строй врага. С первого же захода ведущие групп Павлов и Куманичкин сбивают по одному самолёту противника. Выходя из атаки, Павлов увидел, как немецкий лётчик старательно пристраивается к ведомому второй пары. Не раздумывая, Александр делает переворот через крыло, и он в хвосте у Ме-109. Короткая очередь, и, окутанный пламенем, с воем несётся к земле ещё один "Мессер"... 9 самолётов сбили в этом бою отважные Гвардейцы. 3 из них выпало на долю командира эскадрильи Александра Павлова.

Бой ведёт Александр Павлов.

Согласно отчёта 8-й Гвардейской ИАД по итогам боёв в июле 1943 года Гвардии старший лейтенант А. Г. Павлов лично сбил 7 самолётов противника.

Лето 1943 года оказалось для него особенно ударным: на самолёте Ла-5 он совершил 24 боевых вылета на перехват самолётов противника и прикрытие своих войск на поля боя Белгородского направления Воронежского фронта. Проведя 18 воздушных боёв, лично сбил 9 самолётов противника и 4 - в группе.

...Однажды Александр Павлов с группой молодых лётчиков вылетел на свободную охоту. Уже через несколько минут полёта на высоте 1500 метров они встретили пару FW-190, возвращавшихся с задания. Павлов приказал своим подчинённым уничтожить противника. Те немедленно бросились в атаку и, не обращая внимания на солидную дистанцию, отделяющую их от самолётов противника, открыли огонь. Немцы решили не принимать боя. Они поспешно стали уходить. Заметив это, Павлов сам бросился в атаку. Настигнув одного из "Фоккеров", он послал короткую пристрелочную очередь. Вторая огненная трасса впилась в мотор FW-190. Оставшись один, другой немецкий лётчик пытался спастись, но меткая очередь Гвардейцев настигла и его...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Александру Георгиевичу Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 2042 ).

Асы 41-го ГвИАП: А.Лобанов и А.Павлов.

В одном из своих писем к отцу, Павлов писал в те дни: "Трудная задача быть первым, ведущим, как у нас говорят, но всё же мне пока удаётся выполнить твой наказ. Надеюсь, что и мои друзья - динамовцы не уступят другому первого места на трудовой вахте".

Вряд ли на заводе "Динамо" нашлись бы люди, не знавшие тогда об этом письме. И всё же больше всего гордился этим Георгий Яковлевич Павлов - отец Героя. Он радовался, что его сын не только помнит о его, отцовском, наказе быть первым, но и строго выполняет его.

В начале 1944 года, после окончания Курсов усовершенствования командного состава, Гвардии майор А. Г. Павлов был выдвинут на должность командира авиаполка.

Большие и ответственные задачи выполняли лётчики под его командованием. Они сражались над Днепром, Вислой и Шпрее. И всегда без промаха, по - Гвардейски разили врага.

Ла-5Ф А.Павлова, 1944 год

Ла-5Ф А.Павлова, 1944 год

Свой последний воздушный бой Гвардии подполковник А. Г. Павлов провёл в мае 1945 года в небе над Берлином. А через несколько дней страна салютовала в честь воинов - победителей Великой Отечественной войны...

К тому времени отважный лётчик - истребитель Александр Георгиевич Павлов совершил более 500 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 20 вражеских самолётов лично и 16 в группе с товарищами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 18 личных и 16 групповых побед лётчика. ]

16 января 1947 года А. Г. Павлов трагически погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в городе Львов на Лычаковском кладбище.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника А. Г. Павлова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.11.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 4 )БольшекрепинскаяИ-16, Ла-5.
208.05.1942 г.1  "Макки-200"Маяки
314.05.1942 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 8 )Ефремовка - Киричевка
423.05.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 7 )Чепель
525.05.1942 г.2  Ме-109  ( в группе - 2 / 4 )Изюм - Ивановка
626.05.1942 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 6 )Петровская - Дмитриевка
71  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )Петровская - Дмитриевка
802.06.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 8 )Вольвенково
908.06.1943 г.1  Ме-109юж. Яковлево
1005.07.1943 г.2  Не-111Гостищево
111  Ме-109Быковка
1206.07.1943 г.1  аэростат  ( в паре - 1 / 2 )р-н Прохоровки
1308.07.1943 г.1  Ju-87сев. Яковлево
1409.07.1943 г.1  Ме-109зап. Сырцево
151  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Новенькое
1610.07.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )юго - вост. Прохоровка
1711.07.1943 г.1  Ju-87зап. Кочетовка
1812.07.1943 г.1  Ме-109зап. Яковлево
1907.08.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Грайворон
201  Ju-88юго - зап. Грайворон
2109.08.1943 г.1  Не-111сев. Матвеевка
2226.08.1943 г.1  FW-190Хропачев Яр
231  Ju-87сев. - зап. Грунь
2416.04.1944 г.1  Ju-87зап. Плотыча
2520.07.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Львов

      Всего сбитых самолётов - 18 + 16  [ 16 + 10 ] + 1 аэростат  ( в паре );   боевых вылетов - более 500.



Александр Павлов на земле и в воздухе.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU