Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Пепеляев Евгений Георгиевич

Пепеляев Евгений Георгиевич

Родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской области в семье рабочего - железнодорожника. Окончил школу ФЗУ и 1-й курс железнодорожно - строительного техникума в Омске. Работал токарем в авиационных мастерских в городе Одесса, учился в аэроклубе. С 1936 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С декабря 1943 года участвовал в Великой Отечественной войне. Служил на Дальнем востоке.

В 1947 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава.

Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1953 годов. По официальным данным лично сбил 19 самолётов противника, а с учётом неучтённых побед - 23 самолёта.

22 апреля 1952 года за мужество и отвагу, проявленные в боях, командир 196-го истребительного авиационного полка полковник Е. Г. Пепеляев удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1973 года полковник Е. Г. Пепеляев - в отставке. Живя в Москве, работал в научно - исследовательском институте. Автор книги "МиГи" против "Сейбров".

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Эра винтовой авиации дала нам немало славных имен. Но время брало своё. В конце 1940-х годов реактивная техника пришла на смену винтовым машинам. Новая плеяда талантливых лётчиков подхватила эстафету мастеров воздушного боя периода Великой Отечественной войны. Одним из асов, добившихся выдающихся результатов на реактивных самолётах, является полковник Е. Г. Пепеляев, сражавшийся в небе Кореи.

Командуя 196-м ИАП, Евгений Пепеляев провёл 108 боевых вылетов   ( из них 101 боевой вылет в 1951 году ), проведя 38 воздушных боёв лично сбил 23 реактивных самолёта противника. Его полк наряду с 17-м ИАП был лучшим по итогам боевой деятельности, уничтожив в воздушных боях 108 американских самолётов, потеряв при этом 10 машин и 4 лётчиков.

Е.Г.Пепеляев, 330-й ИАП, 1942 год.

Евгений Пепеляев родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. Окончил ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата - Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе славного 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над Ильмень - озером в 1941 году.

До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938 году. Служил на Дальнем Востоке в 300-м ИАП. Летал на И-16, ЛаГГ-3.

Великую Отечественную войну встретил в должности заместителя командира эскадрильи. Как и большинство лётчиков, несших службу в восточных округах, Евгений рвался на фронт. Однако, в действующую армию ему удалось попасть только в ноябре 1943 года, и то не надолго - на период боевой стажировки в 162-м авиационном полку 309-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной армии 2-го Белорусского фроньа. Там Пепеляев летал на самолётах Як-7Б, совершил 12 боевых вылетов, провёл лишь 3 воздушных боя. Правда, побед не имел, поскольку попал в полк в период затишья и активных боевых действий в воздухе не велось.

Е.Г.Пепеляев у своего Як-9. Аэродром Лазарево, 1945 г.

Вернувшись со стажировки, Евгений Пепеляев продолжил службу в том же 330-м полку. В 1945 году эта часть входила в состав уже 254-й истребительной авиадивизии 10-й Воздушной армии, которая с началом Советско - Японской войны поддерживала войска 2-го Дальневосточного фронта. Дивизия действовала главным образом по наземным целям японцев, так как в воздухе противник сопротивления практически не оказывал. Особенно досталось вражеским коммуникациям и судам на реке Сунгари. В этих боях Е. Г. Пепеляев, будучи уже заместителем командира полка, совершил около 30 боевых вылетов на Як-9Т, уничтожив паровоз и потопив катер неприятеля.

Осенью 1945 года, сразу после окончания Второй Мировой войны, отношения СССР с бывшими союзниками стали весьма напряжёнными, особенно на Востоке. После ухода Советской Армии из Маньчжурии в китайских портах Желтого моря стали высаживаться американские войска. В ответ в Северо - Восточный Китай были вновь посланы части 6-й Гвардейской танковой армии и авиация, в том числе и 300-й ИАП, которым теперь командовал Пепеляев. Полк базировался в Мукдене. Его самолёты выполняли разведывательные полёты над пунктами высадки американцев.

Это продолжалось до весны 1946 года, когда американцы, наконец, ушли. Вернулись в Забойкалье и наши войска.

Осенью 1946 года Пепеляева направили на Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Закончив их в конце следующего года, он стал заместителем командира 196-го истребительного авиаполка ВВС Московского округа. Здесь Евгений осваивает новую технику, принимает участие в авиационных парадах и праздниках. Так, в 1949 году в Тушине Пепеляев впервые демонстрировал высший пилотаж на новом тогда Ла-15, а в следующем году вместе с В. В. Лапшиным подготовил встречный пилотаж на МиГ-15 - один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолёты расходятся в нескольких метрах. Предполагалось показать его на Тушинском празднике, который, не состоялся из - за непогоды. Зрители увидели этот номер через год, но уже без Пепеляева.

В конце 1950 года, через некоторое время после начала Корейской войны 196-й авиаполк, под командованием подполковника Е. Г. Пепеляева, отправили в Китай. В январе 1951 года 196-й ИАП перебазировался на аэродром Дуньфын, где в течение 4-х месяцев проходил интенсивную подготовку к предстоящим боям. Затем последовала очередная смена дислокации: с 1 апреля полк Пепеляева вместе с 176-м ГвИАП, также входившим в 324-ю истребительную авиадивизию под командованием И. Н. Кожедуба, прибыл на пограничный аэродром Аньдун  ( берег реки Ялуцзян ). Основной задачей дивизии было прикрытие ГЭС и железнодорожного моста через реку.

МиГ-15бис Пепеляева

Первый бой часть приняла в составе дивизии вечером того же дня. Тогда наши лётчики сбили 2 "Сейбра", но и сами потеряли 2 "МиГа". Пепеляев же открыл свой победный счёт в мае. Он сбил F-86. Бой протекал весьма быстро: американский лётчик не заметил пепеляевский "МиГ", когда тот зашёл сзади с ракурса 0/4. За это и поплатился...

Командир 196-го ИАП Е. Г. Пепеляев начал воевать в Корее на МиГ-15 с двигателем РД-45Ф 9-й серии Куйбышевского завода № 1  ( серийный № 109025, бортовой № 925 ). Когда во второй половине апреля 1951 года полк получил МиГ-15бис, Пепеляев пересел на самолёт 7-й серии Новосибирского завода № 153  ( № 0715368, бортовой № 768 ). С поступлением новых "МиГов" 13-й серии 153-го завода Пепеляеву достался самолёт № 1315325, изготовленный в начале апреля 1951 года.

МиГ-15 Евгения Пепеляева

По воспоминаниям ветеранов 196-го полка, "МиГи" 13-й серии первоначально имели следующую окраску: "белый"  ( то есть - покрытый лишь бесцветным лаком )  самолёт с корейскими опознавательными знаками в 4-х позициях  ( на хвостовой части фюзеляжа и нижних поверхностях плоскостей )  и с четырёхзначным бортовым номером, первая пара цифр которого обозначала серию, а последняя - номер самолёта в серии.

Соответственно, пепеляевский "МиГ" имел бортовой № 1325. Позже на самолёты нанесли идентификационную окраску 324-й ИАД, каковой являлись красные носы фюзеляжей. Носы окрашивались до 4-го шпангоута, то есть до конца крышки носового отсека оборудования. При этом на левом борту первая цифра номера  ( единица )  закрашивалась, а на правом - смывалась. Так "МиГи" 13-й серии получили трёхзначные бортовые номера. Соответственно № 1315325 сменил бортовой номер на "325", не менявшийся до окончания Корейской войны.

На "325-м" Пепеляев воевал до конца пребывания 324-й ИАД на Корейском ТВД, летая на нём практически постоянно за исключением дней, когда самолёт находился на регламентных работах или ремонтировался после боевых повреждений.

МиГ-15бис Пепеляева

...Потянулись фронтовые будни, наполненные ратными заботами и тревогами. Поначалу 196-й ИАП действовал на МиГ-15 с двигателем РД-45, а в июне 1951 года был перевооружён уже на МиГ-15бис - новейший истребитель того времени, отличавшейся более мощными двигателями ВК-1 и эффективными воздушными тормозами. Перевооружение на эту модификацию стоило многих сил Пепеляеву и его непосредственному в то время командиру Кожедубу. В разгар боёв, в августе 1951 года, ему присвоили воинское звание полковник.

Пепеляеву приходилось руководить истребителями как с наземного КП, так и самому водить лётчиков в бой. Свою лучшую схватку он провёл в один из Сентябрьских дней 1951 года, когда ведомая им группа "МиГов" перехватила 12 самолётов F-94 "Старфайр" и сбила 7 машин, из них 2 - на счету комполка.

6 октября 1951 года лётчики 196-го ИАП под командованием командира полка подполковника Е. Г. Пепеляева провели воздушный бой с группой F-86 в количестве 30 машин. Бой был ожесточённый. В нём Пепеляев сбил 2 "Сейбра" и ещё один подбил, и тот сел на "брюхо" на берегу Жёлтого моря. Пилот этого "Сейбра" был подобран ПСС ВВС США. Самолёт же с незначительными повреждениями почти целый был доставлен на аэродром Аньдун, а затем отправлен в Москву на изучение.

Каково же было удивление и возмущение Пепеляева, когда, вернувшись на свой аэродром, он узнал, что свои права на эту победу заявил и капитан Шеберстов, и что эту победу засчитали именно капитану Шеберстову. Обиду на это несправедливое решение командования дивизии Евгений Георгиевич Пепеляев ещё многие годы держал в себе и довольно подробно описал этот эпизод в своих воспоминаниях.

Однако тщательный анализ событий того дня, сделанный на основе советских и американских данных, который провёл аргентинский историк Диего Зампини, расставил все точки над "i". По его версии, самолёт капитана Билла Гаррета действительно и достоверно сбил полковник Евгений Пепеляев. Когда капитан Гаррет пытался найти место для вынужденной посадки, он просил своих коллег прикрыть его от возможных атак "МиГов". На просьбу откликнулся его ведущий 1-й лейтенант Артур О'Коннор и прикрывал Гаррета до момента приземления. На беду для О'Коннора своими маневрами над севшим самолётом капитана Гаррета он привлёк внимание четвёрки "МиГов", которую возглавлял капитан Шеберстов, и попал под их атаку. Артур О'Коннор на своём повреждённом F-86E № 50-671, которому капитан Шеберстов пробил топливные баки, смог благополучно долететь до своей территории и, когда в баках закончилось топливо, покинул самолёт на парашюте и через несколько часов спокойно добрался до своей базы в Сувоне.

МиГ-15 Пепеляева
МиГ-15 Е. Г. Пепеляева, 196-й ИАП, 1951 год.

Таким образом полковником Пепеляевым был сбит F-86 капитана Билла Гаррета, а капитаном Шеберстовым был сбит самолёт ведущего этой пары 1-го лейтенанта Артура О'Коннора. Но, так как этот факт долгое время был неизвестен ни командованию корпуса, ни лётчикам, участвовавшим в этом бою, то все были уверены, что тогда был сбит только один "Сейбр", который засчитали капитану Шеберстову, что и вызвало обиду у Евгения Пепеляева. Сейчас можно констатировать, что правы были оба наших лётчика, просто они не знали, что вели бой с разными самолётами 336-й FIS...

196-й ИАП пробыл на фронте до февраля 1952 года. Последнюю свою победу полковник Е. Г. Пепеляев одержал 15 января, сбив очередной "Сейбр". Всего же с 1 апреля 1951 по 1 февраля 1952 года он совершил 108 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 20 вражеских самолётов: 1 F-80 "Шутинг Стар", 2 F-84G "Тандэрджет", 2 F-94 "Старфайр", остальные - F-86 "Сейбр" и ещё 3 было незасчитано...

Пепеляев имеет наивысшую результативность по формуле - количество побед на один боевой вылет - 0,19. За 5 вылетов он сбивал 1 самолёт. В 2-х боях уничтожил по 2 самолёта.

11 января 1952 года пилоты 16-й и 25-й АЭ из 51-го крыла во главе с командиром крыла полковником Френсисом Габрески прикрывали налёт своей ИБА в район "Аллеи "МиГов". В отражении этого налёта принимали участие все полки 64-го корпуса, и были проведены 2 крупных воздушных боя. Причём лётчики корпуса взяли на себя "Сейбры", а по "Тандерджетам" ударили лётчики ОВА. В этом сражении особо отличились лётчики 196-го ИАП, которые сбили в двух боях 6 F-86, из которых по 2 "Сейбра" сбили капитаны И. М. Заплавнев и В. Г. Муравьёв, один - командир 2-й АЭ капитан Б. В. Бокач и один - командир полка Е. Г. Пепеляев. Это была последняя победа выдающегося аса этой войны в небе Кореи.

Полк под его командованием уничтожил за это время свыше 100 вражеских машин различных типов. Правда, победы давались нелегко: в боях погибло 4 лётчика, было потеряно 10 машины. По итогам боёв в Корее Евгений Пепеляев официально занял 2-е место среди асов - истребителей, уступив первенство Николаю Сутягину, одержавшему 23 официальные победы. Однако, как выяснилось после выхода в свет воспоминаний Пепеляева о Корейской войне, ещё 2 сбитых им самолёта он записал на личный счёт своего ведомого Александра Рыжкова. Таким образом, общим итогом боевой деятельности аса стали 25 сбитых вражеских самолётов, с учётом всех неофициальных побед.

Среди причин успешной боевой работы своего полка Пепеляев называет высокую работоспособность и слётанность лётчиков, совершавших по нескольку тренировочных вылетов в сутки. "Керосина" на выучку не жалели, и это сторицей оправдалось в боях. Немаловажным представляется и тот факт, что полк лично курировал командующий авиацией МВО В. И. Сталин - жесткий и требовательный человек, толковый лётчик, командир почти с неограниченными возможностями.

Е.Г.Пепеляев

Главным для лётчика - истребителя Евгений Георгиевич считает специфический талант, обретаемый от Бога, а из благоприобретённых качеств - "умение пользоваться глазами". Очень скромный и исключительно дисциплинированный человек, профессионал высочайшего класса, Пепеляев овладел искусством лётчика - истребителя как никто другой. Талантливый командир, он всегда был человеком чести - Офицером с большой буквы, хотя честь нередко становится антиподом карьеры.

22 апреля 1952 года, после возвращения в Союз, Евгению Георгиевичу Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В дальнейшем он служил в различных местах и на разных должностях. В 1958 году закончил Военную академию Генерального штаба. С 1973 года полковник Е. Г. Пепеляев - в запасе. Всего за свою лётную жизнь налетал 2020 часов и освоил 22 типа самолётов, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9. Летал он до 1962 года.

В заключении хочется привести отрывок из воспоминаний Евгения Георгиевича, касающийся его лично:

Е.Г.Пепеляев, 1998 год.

- Несколько слов о себе. В Рабоче - Крестьянской и Советской армии в общей сложности прослужил 37 лет, из них 16 лет в ВВС и 21 год в ПВО. На лётной работе находился 25 лет. Командовал авиаполком, авиадивизией. Списался в 1962 году, после того как в воздухе при большой перегрузке лопнул кровеносный сосуд слухового нерва правого уха.

За свою службу никогда не просил должностей, званий и наград. Воинские звания от младшего лейтенанта до полковника, все ордена получил во время службы в ВВС, пять орденов и "Золотую Звезду" Героя за участия в боевых действиях Корейской и Отечественной войн, два раза за освоение реактивной техники, один за выслугу лет и один в день 50-летия Победы  ( всем давали, дали и мне ).

Главной заслугой перед Отечеством считаю свое активное участие в Корейской войне. Знаю, что из советских лётчиков, воевавших в Корее, больше меня реактивных самолётов противника никто не сбил, что подтверждается архивными документами   ( журналы и альбомы сбитых самолётов ).

Один сбитый мною американский самолёт - истребитель Ф-86 "Сейбр" с исправным пилотажным, навигационным, электронным оборудованием и вооружением был доставлен в Москву. Эту победу официально приписали лётчику 176-го Гвардейского авиаполка майору К. Я. Шеберстову.

Знаю, что командир 324-й истребительной дивизии, в которой я воевал, трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял меня к званию дважды Героя и 6 лётчиков - асов моего полка к званию Героя Советского Союза. Однако, по прибытии из Кореи 324-ю авиадивизию передали из ВВС в состав ПВО страны. Начальство же ПВО, защищая свои амбиции, все эти документы положило под сукно, где они и лежат до сих пор...



Дополнительная информация о Е. Г. Пепеляеве.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU