Главная | Источники | 


Петухов Сергей Михайлович

С.И.Петухов.

Родился в 1916 году. Лётчик - истребитель.

Боевое крещение получил летом 1939 года во время советско - японского вооружённого конфликта на реке Халхин - Гол, где сбил не менее 2 самолётов противника.

Зимой 1939 - 1940 годов принимал участие в советско - финляндской войне.

Великую Отечественную войну Старший лейтенант С. М. Петухов встретил командиром эскадрильи истребительного авиаполка, размещённого под Ереваном. С Июля по Октябрь 1941 года - служил в 84"А" ИАП; с Октября 1941 года по Май 1942 года - в 348 / 743-м ИАП; с Мая по Декабрь 1942 года был штурманом 13-го ИАП; затем, по Март 1945 года, служил в 236-м ИАП  ( 112-м Гвардейском ИАП ). С Февраля 1943 года командовал этим полком.

Всего выполнил около 500 боевых вылетов на И-16Ю И-153, ЛаГГ-3, Ла-5 и Як-1  ( с учётом Монголии и Финской войны ), в воздушных боях сбил около 15 самолётов противника.

21 Марта 1945 года Гвардии подполковник С. М. Петухов погиб в авиационной катастрофе. На военном кладбище города Краков  ( Польша )  установлен обелиск легендарному командиру 112-го Гвардейского авиационного полка.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

23 Ноября 1942 года 4-й механизированный корпус Сталинградского фронта и 4-й танковый корпус Юго - Западного фронта при содействии авиации сломили сопротивление противника и, выйдя в район Калач, Советский, Мариновка, завершили окружение группировки немецких войск. В котле оказалось 330 000 солдат и офицеров врага.

В течение 24 - 30 Ноября советские войска продолжали наступать. Преодолевая упорное сопротивление врага, они всё плотнее сжимали кольцо окружения. Авиация фронтов  ( 8, 16, 17-й армий )  за этот же период произвела около 6000 боевых вылетов, превысив в 5 раз количество самолёто - пролётов вражеских ВВС, в том числе лётчики 2-го смешанного авиационного корпуса совершили 1975 боевых вылетов.

Рано утром 26 Ноября штурман 13-го истребительного авиаполка Капитан С. М. Петухов, командир эскадрильи Капитан Н. Г. Абрамишвили, помощник командира полка Старший лейтенант И. В. Новожилов и пилот старший сержант А. Ф. Перепелов вылетели на сопровождение 4 Ил-2 в район Рынка. Вскоре 8 немецких истребителей атаковали группу штурмовиков у линии фронта. К цели пришлось пробиваться с боем. "Ильюшины" всё же выполнили задачу - отштурмовались. Все попытки истребителей противника атаковать "Илы" вовремя пресекались лётчиками прикрытия. В завязавшейся короткой схватке Петухов и Новожилов сбили по одному самолёту Ме-109.

Несмотря на это, немецкие лётчики не отстали от наших штурмовиков и на обратном маршруте. Атака следовала за атакой. Абрамишвили, отражая удары фашистов, умело "вывел" Ме-109 под огонь И. Новожилова. Мощная очередь разрывных снарядов срезала хвостовое оперение "Мессера", он начал падать и разламываться. Но вот Абрамишвили самому удалось зайти в хвост неприятельскому истребителю и выпустить в него длинную очередь. Тот, описав крутую дугу, вспыхнул и врезался в землю. А в это время пара Ме-109 атаковала самолёт комэска. Абрамишвили ловко увернулся и с присущим ему бесстрашием пошёл в лобовую атаку на врага, в которой поджёг ещё один Ме-109. Это был 9-й вражеский самолёт, сбитый Н. Г. Абрамишвили.

Бой закончился. Но никто тогда не знал, что комэск ранен в ногу и что, не потеряв самообладания, он посадил изрешечённый самолёт на правом берегу Волги и вскоре вернулся в полк.

ЛаГГ-3 из состава 13-го ИАП.

В Ноябрьские и Декабрьские дни 1942 года большое развитие получил такой вид боевых действий истребителей, как "свободная охота". Лётчикам - "охотникам" разрешалось вылетать на задание при низкой облачности, плохой видимости, а также в сумерках и на рассвете. На наиболее вероятных трассах пролёта противника "охотники" энергично производили его поиск и уничтожение. Они выбирали также и другие цели на вражеской территории - автомашины, железнодорожные составы, самолёты на аэродромах и так далее. Суть "свободной охоты" состояла в том, чтобы не давать врагу покоя даже при самой плохой погоде.

О том, что этому виду боевых действий придавалось большое значение, говорит такой факт: командир 2-го авиационного корпуса Генерал И. Т. Ерёменко отдал приказ о создании группы "охотников" в каждом истребительном полку. В эти группы подбирались наиболее подготовленные лётчики, имеющие боевой опыт и летающие в сложных метеорологических условиях и ночью. Боевую задачу в воздухе они выполняли самостоятельно, не связанные конкретной целью, в строго определённом квадрате.

В условиях низкой облачности и ограниченной видимости нелегко было обнаружить вражеский самолёт, встречи с чаще всего были неожиданными, а бои скоротечными. Тем не менее, дивизии 2-го смешанного авиационного корпуса успешно вели борьбу с фашистскими транспортными самолётами, выделенными для полётов в район окружённой армии Паулюса. Только за 2 недели Декабря лётчики корпуса уничтожили и повредили в воздушных боях и на аэродромах 195 вражеских самолётов, из которых 37 были сбиты истребителями и штурмовиками, вылетавшими на "свободную охоту". В эти дни отличились лётчики 201-й истребительной авиационной дивизии П. А. Гнидо, С. Я. Жуковский, М. Т. Игнатьев, С. М. Петухов, В. А. Прошин, И. В. Новожилов, В. Н. Орлов, уничтожившие по 6 самолётов.

8 Февраля 1943 года авиационные полки дивизии с рассвета прикрывали подвижные соединения 5-й ударной и 2-й Гвардейской армий. Лётный состав соединения вёл тяжёлые воздушные бои.

Группа Капитана С. М. Петухова, только что вступившего в должность командира 236-го авиаполка, в составе 4 Як-1 уничтожила 4 самолёта противника над Большим Логом. Первый бомбардировщик сбил сам С. Петухов, второй - Старший лейтенант Л. Дема, третий - Старший лейтенант С. Белоусов. Оставшиеся 8 самолётов поспешно вышли из боя, но, преследуя их, отважная четвёрка сбила ещё один самолёт противника.

В середине Февраля после упорных боёв войска фронта овладели Ростовом-на-Дону, Новочеркасском, Шахтами, Матвеевым Курганом. Насколько тяжёлыми и упорными были воздушные бои, видно из действий частей 201-й истребительной авиадивизии 22 Февраля. В течение дня истребители соединения, прикрывая поле боя, перехватили 14 групп фашистских бомбардировщиков, рассеяли их и не допустили нанесения ударов по советским войскам. В ожесточённых схватках противник потерял 19 самолётов. Достойными победами встретили авиаторы дивизии 25-ю годовщину Советской Армии. Высокое боевое мастерство при выполнении боевого задания проявили лётчики: С. М. Петухов, П. А. Гнидо, А. Н. Маснев, А. А. Губанов, А. Н. Столбов, Н. В. Бродников, В. С. Прохоров, А. И. Балясников, З. Т. Бондарев, В. Н. Орлов, М. Г. Шаповалов.

В начале Августа 1943 года немецкие войска приложили все силы, чтобы остановить наступление войск Воронежского фронта, но не справились с этой задачей. В эти дни активно действовали полки 201-й авиационной дивизии, лётчики которой в течение 3 - 6 Августа произвели 768 боевых вылетов и сбила 66 самолётов противника.

В воздушных боях в эти дни отличились многие лётчики дивизии, сбив по 2 - 3 вражеских самолёта. Вот имена героев: П. И. Наумов, И. В. Новожилов, С. М. Петухов, В. Д. Ермаков, В. Д. Ерохин, Н. Ф. Фролов, В. А. Рогожин, М. С. Чабров, А. В. Калмыков, И. Г. Медведев, Я. А. Мурашкин, А. И. Балясников, К. П. Фомичев и другие.

В начале Октября 1943 года враг, предприняв попытку уничтожить водные переправы через Днепр в районе Зарубенцы, Щучинка, направил большую группу бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Напряжение воздушных боёв нарастало с каждым днём.

22 Октября 1943 года, прикрывая наземные войска, 20 Як-1 из 112-го ГвИАП были наведены на 3 группы вражеских бомбардировщиков и истребителей общим числом 200 самолётов. Разгорелись ожесточённые бои. Гвардейцы атаковали дерзко, стремительно и дружно. В этой схватке участвовали ведущий первой группы Гвардии подполковник С. М. Петухов с лётчиками В. Вереникиным, И. Рейделем, Н. Бродниковым, П. Бейдиком, В. Сазыкиным; ведущий второй группы Гвардии капитан Л. В. Дема с лётчиками В. Раскошным, П. Пашневым, Н. Рудаковым, Г. Сандаковым, И. Карачинским; ведущий третьей группы Герой Советского Союза Гвардии старший лейтенант В. Рогожин с лётчиками В. Воронюком, Н. Ветровым, И. Басовым, Г. Гридневым, Ф. Власиковым, И. Капулой, А. Немцовым.

Динамика этих боёв видна в телеграмме, посланной на имя командира 10-го истребительного авиационного корпуса командующим 3-й Гвардейской танковой армией Генерал - лейтенантом П. С. Рыбалко:

"Лётчики Вашего соединения, выполняя задание по прикрытию 3-й Гвардейской танковой армии, показали образцы боевых действий. Так, 22.10 1943 года в 13 часов 35 минут противник группами около 100 самолётов в каждой пытался бомбить боевые порядки наших войск в районе Ходорова. Находящиеся в воздухе истребители, получив сигнал о появлении бомбардировщиков противника, встретили их до подхода к переднему краю в районе Пии, Медведовка. В течение 20 - 25 минут стремительными атаками расстроили их боевые порядки, заставив поспешно и бесприцельно сбросить бомбы. В этом бою лётчики сбили 17 бомбардировщиков типа Ю-87. 23.10 1943 года в 17 часов 15 минут группа до 30 бомбардировщиков типа Ю-87 под прикрытием истребителей пыталась бомбить наши войска в районе Малого Букрина. И здесь при преследовании противника сбито 2 "юнкерса" и 2 ФВ-190..."

В середине Марта 1944 года 10 Як-1, ведомые командиром 112-го Гвардейского авиаполка Подполковником С. М. Петуховым, в районе Каменец - Подольского были наведены на 40 бомбардировщиков противника, которых прикрывала группа Ме-109. Атаками сверху Гвардейцы раскололи их боевые порядки и 9 из них уничтожили, а 3 подбили. По 2 самолёта сбили лётчики С. М. Петухов, В. И. Вереникин, И. Д. Рейдель, по 1 - А. В. Беликов, Г. А. Пальчунов и В. А. Сазыкин.

Командир 112-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии подполковник С. М. Петухов был исключительно одарённым лётчиком, в высшей степени требовательным к себе и своим подчинённым. Характерной чертой его было доброе отношение к окружающим. Душевный и обаятельный, Сергей Михайлович имел удивительное самообладание в самой трудной и опасной ситуации. Ему удавалось в воздухе не только чётко и хладнокровно управлять боем всего полка, но и лично наносить врагу неотразимые удары. Его боевые заслуги были отмечены многими боевыми наградами. С уважением и любовью относился личный состав полка к своему 28-летнему командиру, и это была наивысшая награда для Сергея Михайловича.

Как-то в середине одного из солнечных Апрельских дней 1944 года 10 Як-1 под командованием С. М. Петухова неоднократно завязывали бои с большими группами бомбардировщиков и истребителей противника. Гвардейцы неизменно выходили победителями. Командир полка С. М. Петухов сбил 2 Ju-87, лётчики Н. Ветров, Б. Гаврилов, И. Басов и другие сбили 6 вражеских самолётов.

12 Июля 1944 года 10-я авиационная дивизия была передислоцирована на полевые аэродромы для участия в наступательной операции на Львовском направлении. 113-й полк в составе 44 самолётов Ла-5ФН перелетел на аэродром Зубув. Остальные 2 полка заняли аэродромы Микулинцы и Мшанец. Штаб дивизии, разместился в селе Янув, штаб корпуса - в населённом пункте Скородинце.

В этот же день командир корпуса Генерал М. М. Головня получил боевой приказ командующего 2-й Воздушной армией на совместные боевые действия с 4-й танковой и 38-й армиями, а также с 4-м бомбардировочным и 8-м штурмовым авиационными корпусами. Для прикрытия 4-и танковой армии привлекалась 10-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия в полном составе.

Авиационные полки дивизии с первого дня наступления вели напряжённую боевую деятельность. Но разработанному штабом дивизии графику одна эскадрилья истребителей сменяла в воздухе другую в районе прикрытия танкистов, образуя надёжный заслон на пути вражеских самолётов.

Так, во время очередного вылета на боевое задание 8 Ла-5 во главе с Лейтенантом П. И. Власовым по команде с радиостанции ВПУ корпуса была наведена на 24 FW-190 под прикрытием 8 Ме-109. Приказав командиру звена прикрытия Гвардии старшему лейтенанту В. Жулидову связать боем "Мессеры", заместитель командира эскадрильи Пётр Власов повёл в атаку ударное звено. Всё получилось так, как и было задумано. В результате скоротечного боя наши лётчики сбили 5 самолётов противника.

Завершили этот бой прибывшие по тревоге 12 Як-3 и Як-9 под командованием Гвардии подполковника С. М. Петухова, сбив ещё 7 фашистских самолётов. Командир полка С. М. Петухов первым сбил вражеский самолёт, ещё 6 - его подчинённые, а 8-й самолёт врага, преследуемый нашими лётчиками, сам врезался в землю.

В начале Января 1945 года Гвардейские полки соединения перелетели из Прикарпатья на аэродромный узел Кросно, расположенный на территории Польши, и вступили в ожесточённые воздушные бои, которые, как любые боевые действия, обеспечивались разведкой.

18 Января 10 истребителей с ведущим Гвардии подполковником С. М. Петуховым, патрулируя над своим участком, встретили 20 FW-190 в сопровождении 12 Ме-109. Немецкие лётчики, чувствуя свое превосходство, первыми пошли в атаку. Гвардии лейтенант В. Ф. Серёгин, оказывая поддержку своему командиру, оказался в 50 метрах от врага. В прицеле - свастика. Огонь !   Ни толстая броня по бортам, ни бронеспинка с заголовником не спасли фашиста. За первые 10 минут ожесточённого боя было сбито 5 самолётов. Но противник дрался упорно.

Защищая ведущего, Гвардии лейтенант Б. Н. Гаврилов резко ввёл свой Як-9 в крутой разворот с набором высоты и успел дать очередь по Ме-109, который пикировал на самолёт его командира. "Мессер", не успев сделать полный оборот через крыло, взорвался в воздухе. Упал, объятый пламенем, и "Фоккер", вслед за ним - второй.

Вражеские истребители вынуждены были выйти из боя, потеряв 10 самолётов. В этом бою Гвардейцы Ю. М. Анохин, В. М. Воронюк, Б. Н. Гаврилов, Н. Я. Иванцов, П. П. Колесников, М. И. Елагин и В. Ф. Серёгин сбили по одному самолёту противника. Гвардии подполковник С. М. Петухов сбил 2 самолёта лично и 1 совместно с ведомым Г. Я. Евстигнеевым.

21 Марта 1945 года командир 112-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник С. М. Петухов погиб в авиационной катастрофе. К тому времени он выполнил около 500 боевых вылетов  ( с учётом Монголии и Советско - Финляндской войны ), в воздушных боях сбил около 15 самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных и 1 групповую победы в ВОВ и не менее 2 на Халхин - Голе. При этом, некоторые победы С. М. Петухова, в том числе и 18.01.1945 года, не попали в его таблицу. ]

Никогда не забудут ветераны дивизии имена павших героев. На военном кладбище города Краков в Польше установлен обелиск легендарному лётчику...

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника С. М. Петухова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
130.03.1942 г.1  Не-111сев. ЧелочикИ-153, ЛаГГ-3,

Ла-5, Як-1.
217.07.1942 г.1  Ме-109сев. Морозовская
330.11.1942 г.1  Ju-52Питомник
410.12.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Ново - Максимовка
520.01.1943 г.1  Ju-87Манычская - Красный
623.10.1943 г.1  Ju-87Дудари
715.03.1944 г.2  Ме-109Проскуров
820.04.1944 г.1  Ju-87Лука
927.07.1944 г.1  FW-190Лопушна

      Всего сбитых самолётов - 10 + 1  [ 9 + 1 ].

*     *     *

Некоторую информацию о С. М. Петухове можно найти в книгах дважды Героя Советского Союза Арсения Васильевича Ворожейкина. Вспоминая о событиях лета 1943 года он пишет:

"Сегодня в штабе дивизии Василяка встретил моего давнего товарища Сергея Михайловича Петухова. Его часть базируется по соседству. Как только немного станет поспокойнее в воздухе я смогу слетать к нему...

И вот, Майор Василяка разрешил мне слетать в гости к Петухову. На аэродроме его не оказалось.

- Наш командир в воздухе,- с почтительным ударением на слове "наш", ответил Старший лейтенант, сидевший в землянке командного пункта полка. - Сейчас идёт бой. Пойдёмте послушаем.

Недалеко от КП, под натянутой маскировочной сеткой, похожей на большой тент, сидели за столиком несколько командиров. Рядом ходил с биноклем в руках солдат и зорко следил за небом.

- Отсюда мы руководим полётами, - пояснил офицер.

На столе стояли выносное переговорное приспособление от радиостанции  ( динамик с микрофоном )  и телефон. Тут же лежали карта района боевых действий и другие документы, необходимые для управления.

Странно было видеть, что рядом с руководителем полётов так много народу. Здесь представители и от инженерно - технической службы, и от штаба полка, и от БАО, врач, связист - иначе говоря, целая группа управления. У нас этого не было.

Из рупора, заглушаемые треском радиосигналов, неслись отрывистые фразы лётчиков. Я узнал хрипловатый бас Петухова. Вскоре голоса стали затухать. Бой, видно, кончился. В микрофон мы услышали команду ведущего на сбор группы. Через несколько минут вдали показались какие-то самолёты. Наблюдатель навёл бинокль и доложил:

- К аэродрому летит восьмёрка "Яков". Наверно, наши.

Петухов сообщил о своём приближении и запросил посадку. Руководитель полётов встал, внимательно осмотрел небо, лётное поле и только после этого дал разрешение. Четвёрка сразу пошла на посадку; пара, снижаясь, начала делать круг, 2 "Яка", летевшие выше всех, остались на прежней высоте, прикрывая остальных. Эта предосторожность даже в спокойной обстановке свидетельствовала о строгом порядке в полку.

И вот мы с Петуховым обедаем в палатке. Он мало изменился за прошедший год. Всё такой же неторопливый, с чуть сонливыми глазами. Но во всём его облике чувствовался сильный характер, воля и какая-то подкупающая независимость.

- Ну что ж, за победу русского оружия ?

- Э-э, наш старый тост ?   Не забыл Халхин - Гол ?

Вспомнили общих знакомых. Некоторых уже нет в живых. Сергей Грицевец погиб ещё в 1939 году, во время учебных полётов. Григорий Кравченко, Владимир Калачов, Василий Трубаченко отдали свою жизнь в боях против гитлеровских оккупантов. А многие старые товарищи по-прежнему были в строю. Иван Красноюрченко, Виталий Скобарихин, Александр Николаев и другие герои Халхин-Гола сейчас успешно командуют авиационными частями и соединениями.

- А про Женю Шинкаренко ничего не знаешь ?

- Погиб, - ответил Петухов. - "Чайка" подвела. Точно так же, как у капитана Владимирова в Монголии. Помнишь ?.. И на кой чёрт их так много наклепали ?   Уже тогда, в 1939 году, было ясно, что они - шаг назад в нашей авиации.

- Ошиблись.

- Во многом ошибались. А почему ?

Такие вопросы возникали, но не всегда находили ясный ответ. Я отшутился:

- А вот ты, Серёжа, не ошибся. Помнишь, как в первый день войны заявил, что гитлеровцев погоним до самого Берлина на новых самолётах. Так и получилось: теперь у нас всё новенькое !

Петухов улыбнулся:

- Да, правильно. Только с поправкой на 2 года...

Как часто бывало на фронте, после обмена мнениями о больших событиях мы вспомнили довоенные годы, о счастливых и несчастливых судьбах друзей.

- А как у тебя сложилась личная жизнь ?   Женат ? - спросил я Петухова.

Он махнул рукой:

- Нет !   И не собираюсь. Помнишь, как мне запретили дружить с девушкой, отец которой был осуждён ?

Я вспомнил... Петухов крепко полюбил девушку и хотел жениться, но у неё арестовали отца. Чтобы не навлечь на себя подозрений, Петухов решил посоветоваться с начальником. Тот порекомендовал забыть девушку, строго предупредив:

- Классовая борьба в стране обостряется, и наша бдительность должна с каждым днём всё больше и больше оттачиваться. А вы, товарищ Старший лейтенант, забыли это и хотите себя связать с дочерью врага народа. Смотрите !..

- Я за неё ручаюсь, - с жаром заявил Серёжа.

- Молодость всегда доверчива. Вы забываете мудрую пословицу: "Чужая душа - потёмки".

- Её отец - старый коммунист, участвовал в гражданской войне, награждён...

Начальник резко оборвал Петухова:

- Вы что, не доверяете органам Советской власти ?

Петухов перестал встречаться с девушкой, но забыть её не мог...

- Так вот, освободили старика из заключения.

- Отсидел своё ?

- Отсидел. Только, как оказалось, ни за что. Оклеветали.

- Женись, теперь препятствий не будет.

- Она уже замужем. - И Петухов с плохо скрытым раздражением продолжал: - Жизнь людям покалечили. А почему ?   Почему такое недоверие было к людям ?   Чересчур много врагов видели у себя, а вот Гитлера вовремя не сумели раскусить. Каждый день говорили о бдительности, а направляли её не туда, куда следовало бы..."


Возврат

Н а з а д