Главная | Источники | 

HSU

Пилютов Пётр Андреевич

П.А.Пилютов

Родился 23 Декабря 1906 года в деревне Лучин, ныне Рогачевского района Гомельской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. С 1924 года - рабочий металлургического завода в городе Аша Челябинской области. С 1928 года в Красной Армии. Окончил военную школу авиационных техников в 1932 году, Качинскую военную школу лётчиков в 1935 году. Принимал участие в спасении челюскинцев в 1934 году.

Участник боёв у озера Хасан в 1938 году, Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года Капитан П. А. Пилютов на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 154-го ИАП  ( 29-го Гвардейского ИАП ).

17 Декабря 1941 года заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка  ( 39-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт )  Капитан П. А. Пилютов в воздушном бою у озера Ладожское с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта и, несмотря на ранение, сумел посадить свой подбитый самолёт. К этому времени совершил 170 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 6 и в составе группы 4 самолёта противника.

10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К МАю 1945 года Гвардии подполковник П. А. Пилютов сбил 17 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1955 года Гвардии полковник П. А. Пилютов - в запасе. Жил и работал в Ленинграде. Умер 24 Марта 1960 года.

Награждён орденами: Ленина  ( четырежды ), Красного Знамени   ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды); медалями. В городе Аша его имя носит парк, а в Ленинграде - улица.

*     *     *

Пётр Пилютов родился в 1906 году, в глухой деревеньки Лучин. В 8 лет мальчик остался без матери. Отец, безземельный батрак, не мог один прокормить 4-х детей. Пришлось Пётру переехать на хутор к деду. Три года спустя свершилась революция...

В 14 лет Пётр уехал в город, устроился молотобойцем на металлический завод. Хоть ростом был невелик, зато в плечах широк. Через 2 года он освоил новую специальность: стал слесарем - арматурщиком. С 1924 года работал на металлургическом заводе в городе Аша Челябинской области.

С 1928 года началась его служба в рядах Красной Армии - вначале связистом. Однажды в часть прибыл представитель Ленинградской авиационно - технической школы. И так увлекательно рассказывал об авиации, что Пётр загорелся: стану авиационным техником !

В авиационно - техническую школу он поступил в 1930 году. Закончив её через 2 года, получил назначение в 40-ю Ленинградскую авиационную эскадрилью, которая базировалась на Дальнем Востоке. В один из Февральских дней 1934 года Пилютова вызвал к себе командир части и сообщил, чтобы тот срочно подготовил к полету самолёт для перелета на Чукотку...

В. Молоков и П. Пилютов на борту корабля
В. Молоков и П. Пилютов на борту "Смоленска".

Так авиационный механик Пётр Пилютов оказался в группе авиаторов, которой было поручено выполнить ответственное правительственное задание, связанное со спасением челюскинцев. Он работал авиационным механиком на самолёте старейшего полярного лётчика Василия Сергеевича Молокова.

Их самолёт Р-5, выкрашенный в голубой цвет, стал поистине легендарным. Именно на этом самолёте Молоков вывез со льдины на материк 39 человек. Немалая заслуга в этом и Пётра Пилютова. Заключалась она не только в отличной подготовке машины к полётам. Закрепив под плоскостями ящики от грузовых прашютов, Пилютов создал 2 дополнительные кабины. И хотя пассажиры чувствовали себя в них не очень свободно, каждый предпочитал лететь в "пилютовской кабине", чем сидеть на весьма ненадёжной льдине.

Василий Молоков стал одним из первых Героев Советского Союза, а его боевой помощник Пётр Пилютов тогда же получил орден Ленина.

Молоков любил и ценил своего механика за светлую голову и золотые руки, за смекалку и мастерство. Опытный пилот очень скоро заметил неодолимую тягу Пилютова к лётной работе, и как ни тяжело было ему расставаться с ним, отправил его в Качинскую школу лётчиков.

Закончив её в 1935 году, Пётр Пилютов опять попал на Дальний Восток, в ту же 40-ю авиаэскадрилью. Здесь прошёл путь от рядового лётчика до командира звена. В 1936 году, впервые в истории нашей авиации, пилотируя лёгкий бомбардировщик - разведчик Р-5, атаковал японский самолёт, нарушивший нашу границу, и сбил его из курсового пулемёта !   За этот поединок Пётр Пилютов был награждён медалью "За отвагу".

Самолёт Р-5

Самолёт Р-5.  На такой машине П. А. Пилютов одержал первую победу.

В 1938 году Пилютов участвовал в боях с японцами у озера Хасан, затем - в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

Великая Отечественная война застала Капитана П. А. Пилютова в Ленинграде, где он командовал группой лётчиков, осваивающих новый самолёт МиГ-3. Именно на этой машине Пётр и вступил в свой первый воздушный бой с немецкими лётчиками. Затем воевал в должности командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка.

В Ноябре 1941 года ударили ранние морозы. Навигация на Ладоге закончилась, но коммуникация продолжала действовать. Через Ладожское озеро была проложена ледовая трасса, которая для защитников города стала Дорогой жизни, как назвали её ленинградцы.

П.А.Пилютов

Противник подвергал Дорогу жизни непрерывным ударам. Днём и ночью над Ладогой не смолкал рёв моторов вражеских самолётов. Фугасные бомбы и артиллерийские снаряды взламывали лёд, вызывали потери в людях и автотранспорте. Самоотверженно, проявляя чудеса героизма, защищали её наши лётчики и зенитчики. Они надёжно контролировали воздушные подходы к ледовой трассе, решительно и смело отражали налёты самолётов противника.

За период действия ладожской трассы советские лётчики совершили более 8000 боевых вылетов, провели 203 воздушных боя, в которых с обеих сторон участвовало свыше 1300 самолётов, уничтожили в воздухе и на земле около 100 вражеских машин. Ладога стала передним краем обороны Ленинграда, надёжной кормилицей жителей города. За 5 зимних месяцев через Ладожское озеро было доставлено в Ленинград 360 000 тонн продовольствия, топлива, горючего и боеприпасов.

С конца Ноября 1941 года для сопровождения транспортных самолётов и прикрытия Ладожской трассы стали привлекаться лётчики 154-го авиаполка под командованием батальонного комиссара А. А. Матвеева и 286-го авиаполка Майора П. Н. Баранова. Советским лётчикам пришлось сразу включиться в напряжённую работу.

Истребитель Р-40

17 Декабря 1941 года Пётр Пилютов на истребителе Р-40 "Киттихаук" в одиночку вылетел на сопровождение 9 транспортных Ли-2, перевозивших из осаждённого Ленинграда на Большую землю женщин и детей. Конечно, транспортные самолёты, да ещё и с детьми, прыкрывались обычно группой истребителей, но в данном случае сложились непредвиденные обстоятельства...

В Ленинград Пилютов прилетел во главе четвёрки, но пара истребителей ушла на прикрытие транспортных самолётов срочно вылетевших в Кронштадт, а один истребитель был повреждён на аэродроме во время внезапно начавшегося артиллерийского обстрела. Снаряды могли поразить и самолёты с детьми. Решение было принято мгновенно - немедленно взлетать !

П.А.Пилютов

Ли-2 летели на предельно малой высоте, а охранявший их истребитель под самой кромкой облаков. Так лётчику удобнее было вести наблюдение, а самому оставаться менее заметным для противника.

В район Новой Ладоги на группу Ли-2 неожиданно напали 5 немецких истребителей Ме-109F. Противник не видя советского истребителя - предвкушал лёгкую победу. Воспользовавшись этим, Пилютов из - под облаков как снег на голову свалился на ведущего вражеской группы и спервой же очереди сбил его. Это сначала ошеломило неприятеля, но затем определив, что имеют дело лишь с одним советским истребителем, немцы решили разделаться с ним.

В жестоком бою Пётру Пилютову удалось поджечь ещё один "Мессер". Однако и его самолёт был подбит - мотор заглох. Пришлось садиться на озеро. Противник, кружа над его машиной, продолжал обстрел из пушек и пулемётов. 21 ранение получил отважный лётчик. Но задачу он выполнил - вывел транспортные самолёты из - под удара, приняв его на себя. Спустя месяц Пётр Пилютов был уже в строю и продолжил борьбу в небе Ленинграда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество заместителю командира 154-го истребительного авиационного полка Капитану Пилютову Петру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 885 ).

В 1944 году он окончил курсы усовершенствования командиров полков.

Як-7Б из состава 29-го ГвИАП.

Вскоре Подполковник П. А. Пилютов принял под командование 29-й Гвардейский истребительный авиаполк. Пётр Пилютов успешно прошёл всю войну до последнего дня. Закончил ее лётчиком - инспектором 13-й Воздушной армии. На его счету более 400 боевых вылетов, более 70 проведённых воздушных боев, 23 сбитых вражеских самолёта. При этом в некоторых источниках, например - статье бывшего начальника штаба 154-го истребительного авиаполка, Н. Ф. Минеева  ( опубликована в сборнике "Воздушный мост над Ладогой" ), указывается на 23 личные и 6 групповых побед. В других - уже на 23 победы всего, то есть - 17 лично и 6 в группе.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 1 групповую победы. ]

Неизгладимое впечатление оставил у него Парад Победы на Красной площади, в котором Пилютов участвовал как посланец защитников ленинградского неба.

П.А.Пилютов

После войны Пётр Андреевич продолжил службу в ВВС. При этом, трудящиеся Ленинграда единодушно избрали его депутатом Верховного Совета СССР. Депутатские обязанности приходилось совмещать с многотрудной армейской службой   ( П. А. Пилютов тогда командовал авиационной частью ), и с учёбой: его полк получил новейшие по тому времени реактивные машины. Чтобы учить других, нужно было самому досконально освоить современные самолёты. А воли, настойчивости в учёбе ему было не занимать. Фронтовые раны всё же давали о себе знать и в 1955 году Гвардии полковник П. А. Пилютов ушёл в запас.

Поселившись в Ленинграде, все свои силы и приобретенные за десятки лет службы знания отдавал он молодёжи. На общественных началах работал в городском клубе ДОСААФ, посещал школы, пионерские лагеря, проводил военнизированные игры. До последнего дня он, что называется, был на боевом посту. 24 Марта 1960 года готовился провести занятие в одной из школ по противохимической защите. Готовился, но не провёл: перестало биться сердце...

Его похоронили в Александро - Невской Лавре  ( Коммунистическая площадка ). В городе Аша Челябинской области имя Героя носит парк, а в Санкт - Петербурге - улица. Его имя выбито и в музее - диораме "Прорыв блокады Ленинграда" в городе Кировске Ленинградской области.

Мемориальная доска Герою Советского Союза П.А.Пилютову в г. Санкт-Петербург, Проспект Ветеранов, дом 143.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника П. А. Пилютова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
104.07.1941 г.1  FW-189аэр. ТорошковичиМиГ-3, Як-7,

"Киттихаук".

211.07.1941 г.1  "Хе-113"оз. Самро
301.08.1941 г.1  "Хе-113"ст. Серебрянка
412.08.1941 г.1  "Хе-113"Ропша
511.09.1941 г.1  "Хе-113"ст. Мга
617.12.1941 г.2  "Хе-113"Сумская
712.03.1942 г.1  Ме-109Курово
814.03.1942 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 3 )Шала
926.06.1942 г.1  Ме-109юж. Мыслино
1008.07.1942 г.1  Ju-88юго - вост. Иконово
1103.09.1942 г.1  Ме-109Вороново - Назия
1226.03.1943 г.1  Не-111Хотовская Горка
1319.06.1943 г.1  FW-190Маяк Сиверский
1401.09.1943 г.1  Ju-88юж. Маяк Сиверский

      Всего сбитых самолётов - 14 + 1.



Самый долгий поединок

Возврат

Н а з а д