Главная | Источники | 


Плавский Владимир Антонович

Плавский В.А.

Владимир Плавский  ( настоящее имя - Владислав, но он не любил когда его так называли )  родился в 1915 году. После окончания военной авиационной школы лётчиков служил в строевых частях ВВС.

Начало войны Младший лейтенант В. А. Плавский встретил в составе 191-го истребительного авиационного полка. Летая на И-16, защищал небо Ленинграда.

Налёты на город не прекращались. Днём противник наносил основные бомбовые удары, а ночью налёты были рассчитаны на изматывание противовоздушной обороны и деморализацию населения. Надо сказать, что многие лётчики полка не были подготовлены к боевым действиям в ночных условиях. Поэтому те, кто мог летать ночью, испытывали чрезмерное напряжение.

Сводки Совинформбюро очень часто рассказывали о боевых делах защитников ленинградского неба. Так, например, в вечернем сообщении за 14 Сентября 1941 года говорилось:

"Многочисленные попытки фашистской авиации прорваться к Ленинграду неизменно отбиваются отважными советскими лётчиками.

На днях на подступах к Ленинграду произошёл воздушный бой, в котором участвовало более 100 самолётов. Фашисты, потеряв в этом бою 17 бомбардировщиков, были отогнаны".

10 Сентября 1941 года после полудня противник, сосредоточив на Красносельском направлении основную массу своей авиации, главным образом бомбардировочной, усилил атаки. На фронте шириной в каких - нибудь 15 км действовало около 200 вражеских танков и более 300 самолётов. Прикрывшись сильными истребительными заслонами, "Юнкерсы" и "Хейнкели" яростно бомбили боевые порядки наших войск и все дороги, ведущие к фронту.

В те дни в районе Коломенского и Ропши произошли 2 воздушных боя, которые навсегда останутся одними из ярчайших героических страниц в истории ленинградской авиации.

Под Коломенским 6 истребителей из 195-го ИАП вступили в схватку с 50 немецкими бомбардировщиками, шедшими под сильным прикрытием "Мессеров". Наши лётчики сбили 5 самолётов противника.

Сходная ситуация в воздухе сложилась и под Ропшей. 16 Сентября дорогу к фронту 60 вражеским бомбардировщикам преградила четвёрка истребителей из 191-го ИАП. В жестокой схватке советские лётчики сбили 6 самолётов. Героями её были Старший лейтенант Г. С. Жуйков, Младшие лейтенанты В. А. Плавский, А. П. Савченко и Г. А. Мамыкин.

Эскадрилья Г.С.Жуйкова

На следующий день начальник политотдела 7-го истребительного авиакорпуса доносил старшим начальникам, что в строю осталось только 54 самолёта. И всё же защитники ленинградского неба наносили врагу огромный урон. В тот же день, 17 Сентября Совинформбюро сообщало:

"В воздушных боях на подступах к Ленинграду авиачасть Полковника С. Данилова сбила за один день 16 фашистских самолётов. Лётчики части Неуструев, Пидтыкан, Абрамов, Харитонов, Жуйков и Плавский сбили в этот день по 2 вражеских самолёта".

К тому времени имена наиболее отважных лётчиков 191-го ИАП стали широко известны ленинградцам. Это Василий Добровольский, лично сбивший 6 вражеских машин, Егор Новиков, Пётр Олимпиев, Владимир Плавский, Вадим Лойко, Павел Шевелёв и недавно переведённый к ним из соседнего полка Иван Грачёв, уничтожившие по нескольку немецких самолётов.

...Неяркое осеннее солнце только к полудню появилось из-за плотного слоя облаков. Плавский, Мамыкин и Кузнецов дежурили в кабинах. По тревоге звено поднялось с аэродрома и взяло курс на Кронштадт. Высота 3500 тысячи метров. Под крыльями плывут белоснежные облака. В разрывах - окнах хорошо видны суровые, свинцового цвета воды Финского залива. На подходе к острову Котлин крутится около 20 вражеских истребителей. Чтобы не привлекать их внимания, нырнули в одно из окон и оказались под облаками. Взору лётчиков открылась страшная картина: несметное число немецких бомбардировщиков заклёвали большой корабль, стоящий на малом рейде.

Казалось, вода кипит от бесчисленных разрывов бомб, а в небе образовалась сизая облачность от стрельбы зенитных орудий - корабль отбивался всеми огневыми средствами. Снаряды летели также с берега и с малых судов. Кругом был сущий ад.

Лётчики врезались в гущу вражеских самолётов. Но что такое 3 маленьких лобастых истребителя против целой армады бомбардировщиков ?   В первые минуты, фашисты даже не заметили их. Воспользовавшись неразберихой в воздухе, Кузнецов выбрал для атаки одну из неприятельских машин. За Плавского он не беспокоился: это обстрелянный, инициативный лётчик. Тревожился за Германа Мамыкина. Он ещё не имел достаточного опыта, не свыкся с боевой обстановкой.

Вот почему, атакуя "Юнкерс", Кузнецов вынужден был всё время следить за Мамыкиным: оторвётся - и его тут же срежут. Но Герман, кажется, проявлял благоразумие, шёл рядом. Заметив опасность, с борта бомбардировщика открыли по И-16 свирепый огонь. Пришлось маневрировать. А Плавский тем временем строчил по другому бомбовозу. Левый мотор тяжёлой машины уже начало лизать жадное пламя.

Со второго захода Кузнецову удалось убить воздушного стрелка, и огонь с верхней задней полусферы прекратился. "Теперь можно подойти поближе", - решил он и тут же порадовался за Плавского: его противник дымной головёшкой падал в воду.

Крылья "Юнкерса" вышли за пределы кольца прицела. Дистанция около 400 метров. Пора !   Кузнецов нажал на гашетку эрэсов. Залп был настолько сильным, что самолёт как бы подскочил вверх, а жёлто - серая махина бомбардировщика переломилась надвое, и из его чрева посыпались парашютисты.

"А где же Мамыкин ?" - хватился Кузнецов своего ведомого. Германа рядом не было. Его машина кувыркалась внизу. Вскоре от падающего И-16 отделился комочек. Значит, жив Мамыкин !   Вот он рванул кольцо парашюта и начал медленно опускаться. Лётчики ссопровождали его до тех пор, пока он не плюхнулся в воду в километре от берега. Его и нескольких немецких парашютистов подобрал наш катер.

Наши лётчики взмыли вверх, чтобы продолжить схватку с бомбардировщиками, однако их уже не было над кораблем. Меж облаков шныряли Ме-109, но они не представляли опасности для большого судна, и наша пара возвратилась домой. А на 4-е сутки вернулся в полк и Герман Мамыкин.

Плавский В.А. Рисунок Яр - Кравченко.

В эти дни в полку работал замечательный советский художник Яр - Кравченко. С раннего утра и до позднего вечера он был на самолётных стоянках, на взлётно - посадочной полосе, заглядывал на командный пункт, в землянки, общежитие лётчиков и рисовал, неустанно рисовал.

Яр - Кравченко отказывался от всяких привилегий. Жил в землянке на аэродроме, питался тем же, чем и лётчики, - нередко одними сухарями. Он делил с ними горечь неудач и радость побед. Может быть, поэтому его работы были так выразительны и реалистичны.

Когда художник закончил в боевых полках серию авиационных рисунков и портретов, журналист М. Жестев в одной из ленинградских газет написал о нём тёплую корреспонденцию:

"Славой овеяны имена наших лётчиков - истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника Яр - Кравченко к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал фронтовой альбом.

Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой чёрточке лица...

Мы перелистываем альбом. Вот Герой Советского Союза младший лейтенант Харитонов. Он сидит в кабине. Художник зарисовал его волевое лицо перед вылетом в бой. Вот стоят на аэродроме Кузнецов, Грачёв, Плавский. Эти 3 крылатых богатыря сбили в воздушных боях 48 немецких самолётов. Вот мастер штурмовки капитан Горохов, вот лётчики - ночники Апполонин, Мациевич, Григорьев - люди зоркого взгляда, бесстрашно идущие за врагом по следу зенитных разрывов. И вот лётчик Мурга. Под портретом лаконичные строки: "В воздушных боях он уничтожил 11 фашистских самолётов..."

Кузнецов, Грачёв, Плавский.

Альбом издан редакцией газеты "Атака" в Ноябре 1941 года. Вы перелистываете его от начала до конца, от первого до последнего портрета, и вам не хочется расставаться с близкими и дорогими вам людьми. Их бодрость, мужество и отвага заставляют усиленно биться ваше сердце. Вас глубоко волнует образ героя лётчика, славного защитника города Ленина. Он многолик, этот образ, он в сердце каждого советского патриота".

В конце Ноября 1941 года 191-й ИАП перебрался в город Иваново, где лётчики прошли курс переучивания на английские самолёты типа "Харрикейн". После освоения новой техники, часть лётчиков была передана в другие части. Так, В. А. Плавский в дальнейшем сражался уже в составе 127-го ИАП.

22 Марта 1942 года Старший лейтенант В. А. Плавский был сбит в воздушном бою и погиб. По некоторым источникам его окончательный боевой счёт составил 9 лично сбитых самолётов противника и 5 в группе с товарищами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных и 2 групповые победы лётчика. ]

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта В. А. Плавского:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
106.09.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )сев. ЛезьеИ-16.
21  Do-215  ( в группе - 1 / 4 )Ивановское
310.09.1941 г.1  Ju-87Михайловка
41  Ме-109Пулково
511.09.1941 г.2  Ju-87Николаевское
615.09.1941 г.1  Ме-109зап. аэродрома Пушкино
721.09.1941 г.1  Ме-109Углово
820.03.1942 г.1  Ju-88Басино
921.03.1942 г.1  Ме-109зап. Кондуя

      Всего сбитых самолётов - 8 + 2.



Крылатые витязи.

Возврат

Н а з а д