Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Покровский Владимир Павлович

Покровский Владимир Павлович

Родился 22 июля 1918 года в деревне Слобода, ныне Дзержинского района Калужской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов средней школы и Ленинградский морской техникум. С 1937 года на службе в Военно - Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С июня 1941 года лейтенант В. П. Покровский в действующей армии. По октябрь 1941 года сражался в составе 72-го САП СФ; по март 1942 года - в 78-м ИАП СФ; по май 1943 года - во 2-м Гвардейском ИАП СФ. Летал на И-153, "Харрикейне", "Киттихауке" и "Аэрокобре".

К маю 1943 года командир звена 2-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка имени Б. Ф. Сафонова  ( 6-я истребительная авиационная бригада, ВВС Северного флота )  Гвардии капитан В. П. Покровский совершил 350 боевых вылетов. Проведя 60 воздушных боёв, сбил 12 самолётов противника лично и 6 в составе группы.

24 июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил более 400 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 13 самолётов лично и 12 в составе группы.

После войны продолжал службу в ВВС ВМФ. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1956 года Гвардии подполковник В. П. Покровский - в запасе. Жил в Ленинграде. Умер 22 марта 1998 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт - Петербурге.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В.П.Покровский

Владимир Покровский - один из учеников и боевых соратников легендарного североморского героя Бориса Сафонова. В 72-й смешанный авиаполк ВВС Северного флота он прибыл незадолго до начала войны. В сафоновской эскадрильи молодой лётчик прошёл отличную школу, в совершенстве овладел искусством воздушного боя, получил настоящую воинскую закалку.

С первых дней Великой Отечественной войны В. П. Покровский - на переднем крае. Уже 31 августа 1941 года он открыл боевой счёт, сбив в одном из поединков "Мессершмитт".

Покровский был участником знаменитого воздушного сражения 15 сентября 1941 года, навсегда вошедшего яркой страницей в историю североморской авиации, когда несколько североморских истребителей вступили в бой с 52 "Юнкерсами" и "Мессершмиттами" и одержали над ними блестящую победу, сбив 13 немецких самолётов и обратив в бегство остальных. В тот день Владимир Покровский сбил один самолёт.

...Это было зимой 1942 года. Пролетая над морем, Покровский заметил группу немецких бомбардировщиков, направлявшихся к советским кораблям. Несмотря на многократное численное превосходство врага, он, не раздумывая, один пошёл в лобовую атаку на бомбардировщиков. Но 4 Ме-109 из группы прикрытия сами стали заходить в хвост самолёта Покровского. Гвардеец не дал застигнуть себя врасплох. Резко развернувшись, он в лоб атаковал "Мессеров". Огненные трассы прошили один из вражеских истребителей, и тот, оставляя за собой спираль чёрного дыма, рухнул в море.

Участвовал Покровский и в знаменитом воздушном бою 30 мая 1942 года. В тот день Командующий ВВС Северного флота лично приказал максимально усилить прикрытие конвоя PQ-16. К непрерывно патрулировавшей над кораблями паре самолётов Пе-3 было послано ещё 4 истребителя "Томагаук" во главе с командиром 2-го Гвардейского авиаполка Героем Советского Союза подполковником Б. Ф. Сафоновым. В группу командира полка вошли майор А. Н. Кухаренко, капитан П. И. Орлов и старший лейтенант В. П. Покровский.

Четвёрка Сафонова, взлетев в 0 часов 20 минуи, взяла курс на остров Кильдин. У острова развернулись на курс 280°. Перелетев Кольский залив, в районе мыса Сеть - Наволок четвёрка "Томагауков" повернула в сторону каравана. Майор А. Н. Кухаренко с последнего этапа маршрута вынужден был вернуться из - за неисправности мотора. При подходе к каравану лётчики увидели, что с высоты 2000 метров 6 Ju-88 бомбят корабли.

В.П.Покровский

Подполковник Б. Ф. Сафонов, пропустив первый Ju-88, атаковал второй, когда тот выходил из пикирования. Старший лейтенант В. П. Покровский атаковал с задней полусферы третий "Юнкерс". Четвёртый Ju-88 при выходе из пикирования зашёл в хвост "Томагауку" Покровского, но сам был в свою очередь атакован капитаном П. И. Орловым.

Немецкие бомбардировщики, атакованные Покровским и Орловым, отвернули влево и со снижением перешли на бреющий полёт. Покровский и Орлов стали их преследовать. Подполковник Сафонов продолжал один вести бой с четырьмя пикировщиками Ju-88.

Старший лейтенант Покровский, преследуя "Юнкерс", вёл огонь до полного израсходования боеприпасов. Наконец, самолёт врага горящим факелом упал в воду. Капитан Орлов на высоте 30 метров с дистанции 200 метров выпустил 6 очередей по неприятелю. У "Юнкерса" загорелся левый мотор...

После боя Покровский и Орлов, договорившись по радио, встретились над конвоем, но самолёта командира не обнаружили. Внизу на воде горели обломки двух Ju-88. Израсходовав боезапас и имея очень мало горючего, лётчики возвратились на свой аэродром.

Подробности воздушного боя Гвардии подполковника Б. Ф. Сафонова против четырёх "Юнкерсов" неизвестны, так как в то время не было больше в воздухе советских самолётов. О ходе боя можно судить лишь по радиопереговорам самого Сафонова с командным пунктом полка и докладам командиров наших эсминцев, входивших в эскорт конвоя.

Связь по радио с командным пунктом Сафонов всегда держал хорошо. И в этот раз он докладывал: "Обнаружил противника, иду в атаку". Затем вскоре после начала воздушного боя передал: "Одного сбил". Через несколько минут сообщил: "Двух трахнул !   Бью третьего... Готов третий !"   Наступила пауза.

Но через 2 - 3 минуты в эфире на высокой ноте снова зазвучал голос Сафонова: "Бейте их, сволочей !   Подбили мне мотор !"

В. П. Покровский (слева)
Капитаны В. П. Покровский  ( слева )
и П. И. Орлов.  2-й ГвИАП, 1942 год.

Последнее, что передал Сафонов, был сигнал "Ракета", что означало: повреждён мотор, иду на вынужденную посадку. На запросы с командного пункта Сафонов больше не отвечал.

Командир дивизиона эсминцев, эскортировавший конвой, докладывал, что он видел, как один "Томагаук" под углом врезался в воду в стороне от кораблей. Через несколько минут к конвою подходили 2 Пе-3 под командой майора И. В. Кирьянова. Экипажи наблюдали 2 тонущих Ju-88, но "Томагаук" обнаружить не могли.

Шестёрка "Харрикейнов" под командованием старшего лейтенанта Д. И. Синёва, вылетевшая для смены группы подполковника Сафонова, в районе острова Кильдин слышала переговоры Сафонова с командными пунктами полка и дивизии. Услышав сигнал "Ракета", Синёв запросил Сафонова: "Где вы, как себя чувствуете ?", но ответа не последовало.

К месту недавнего боя 3-х "Томагауков" с 6 Ju-88 подошли 5 Ме-109 и 2 Ме-110. Они тут же были атакованы "Харрикейнами". Снова завязался воздушный бой. Старший лейтенант Д. Ф. Амосов с дистанции 150 метров сбил один "Мессер", и тот врезался в воду, но и сам был подбит очередью стрелка Ме-110. Амосов совершил вынужденную посадку на воцу и был вскоре подобран катером. В том же бою один Ме-110 сбил лейтенант В. П. Пронченко, а одного "Мессера" подбил лейтенант П. И. Марков.

В 18 часов 45 минут 16 Ju-87 под прикрытием 14 истребителей Ме-109 и Ме-110 пытались вновь напасть на конвой. В районе Кильдинского плеса они были встречены нашими истребителями. Самолёты противника в бой не вступили, побросали бомбы в воду, развернулись и поспешно ушли в сторону своих аэродромов.

В течение 30 мая 1942 года на прикрытие конвоя авиацией флота было произведено 270 самолёто - вылетов. В воздушных боях сбито 7 Ju-88 и 2 Ме-109. Североморцы потеряли 1 "Томагаук" и 2 "Харрикейна". В воздушном бою над караваном смертью храбрых погиб Герой Советского Союза Гвардии подполковник Б. Ф. Сафонов.

Гибель Б. Ф. Сафонова была тяжёлой утратой для североморцев. За 11 месяцев войны он совершил около 300 боевых вылетов, сбил лично и в группе с товарищами около 30 самолётов противника. Ему, одному из первых участников Великой Отечественной войны, было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. 18 июня 1942 года приказом Народного комиссара ВМФ 2-му Гвардейскому смешанному авиационному Краснознамённому полку присвоено имя Б. Ф. Сафонова.

К маю 1943 года Владимир Павлович Покровский совершил 350 боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв, лично сбил 12 самолётов противника и 6 в группе с товарищами.

...Как-то, в пожелтевшей тетради, в которой кроме деловых будничных пометок были обстоятельные описания важнейших событий, комиссар полка Ф. П. Проняков записал весной 1943 года:

В.П.Покровский

"Первым заметил вошедший в Кольский залив караван капитан Алагуров, доложил Покровскому. Караван - все 15 судов в целости - удачный рейс. Значит, вся ответственность теперь легла на прикрытие... Два огромных транспорта, остальные поменьше. Три сторожевика.

Неожиданно со стороны Киркенеса из облаков вынырнули 5 "Юнкерсов" под защитой 3 Ме-109. То, что их оказалось мало, насторожило Покровского. Он приказал Алагурову отойти северней, следить за небом, а сам атаковал "Юнкерсы". Две машины противника были сбиты, остальные повернули назад, и вскоре Алагуров доложил: "Володя !   Вижу группу "Юнкерсов", идут чётко на залив. Без прикрытия".

Немцы своей первой "пятёркой", очевидно, решили с ходу отбомбиться по каравану, внеся панику, и заодно связать руки нашему прикрытию, а тем временем в обход, основной силой, ударить по кораблям. Покровский разгадал их замысел и, сообщив в штаб обстановку, запросил резерв. Алагурову приказал атаковать истребители во фланг, а сам с двумя звеньями тоже в обход, с набором высоты решил встретить "Юнкерсы"... Минут через 10 обрушился на врага, расстроив его порядок. Немцы были сбиты с толку внезапным натиском. В тесноте боя не сразу сообразили, что наших - всего 2 звена. Некоторые отвернули, не дойдя до цели. Тех, что прорвались к каравану, встретил подоспевший комполка с Алагуровым, да с ними 2 новичка из резерва...

Должен сказать, отлично дрался и сам комэск - невозмутимый Володя Покровский со своим ведомым Юдиным. Рискуя подставиться зашедшему в хвост "Мессеру", атаковал пикирующий на транспорты бомбардировщик и тем спас от гибели корабль. Затем, прикрытый Юдиным, ловко развернулся, сбил вражеский истребитель. На редкость скромный мужик Покровский. Подробности я буквально вытягивал у него по словцу. Похвалишь - отворачивается, будто красна девица. Месяц назад Покровский без единого патрона пошёл в лоб на "Мессера", который строчил по прыгнувшему из подбитой машины Алагурову. Фашист не выдержал, отвернул...

Як-1 В.П.Покровского

По приказу комполка, который взял на себя руководство боем, Бокий со своим звеном пошёл домой - на заправку. В это время из облаков вышла новая волна "Юнкерсов", около 30 машин. Комполка не растерялся, повторил знаменитый маневр Сафонова - врезался противнику в лоб как нож в масло. Сбил ведущего, нарушив строй. На обратном курсе сбито ещё 2 "Юнкерса". Строй окончательно распался. Прибыла в подмогу эскадрилья соседнего авиаполка, дело пошло веселей. Сбито уже 6 "Юнкерсов" и 5 "Мессеров". Некоторые машины попали под огонь корабельных зениток.

Як-1 В.П.Покровского.

Вражеская артиллерия била редко и невпопад. Оно и понятно. За полчаса до появления каравана наши корабли и береговики прочесали их приличным артналетом. Прямо душа радуется, в 1941 году о таком и не мечталось. Жил бы Сафонов - какой бы для него был праздник !

...Причина успеха - хорошая слаженность. Особая тема на разборе !   Ведомые, как правило, не просто отстреливались, атаковали, ни на миг не упуская ведущих. Особенно В. Юдин, фактически спасший командира во время маневра с "Юнкерсом".

Як-1 В.П.Покровского.

Отметить лейтенанта П. Д. Климова - действовал по-сафоновски. Расстреляв боезапас, преследуемый 3-мя "Мессерами", взял курс прямо на спрятанную у берега нашу зенитную батарею, хотя мог сгоряча получить заряд в брюхо. Но командир зенитчиков разгадал его замысел. Пропустив "Харрикейн", выждал и в упор ударил по "Мессерам". Два врага, один за другим, врезались в сопку. Третий набрал было высоту, но не вытянул и грохнулся в море.

Отметить всех особо отличившихся. Представить к награде. Сегодня же. Поговорить с начштаба, чтоб не затягивал".

Як-1 В.П.Покровского

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года командиру звена 2-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиаполка имени Б. Ф. Сафонова Гвардии капитану Владимиру Павловичу Покровскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1736 ).

К концу войны Владимир Покровский, по некоторым источникам, выполнил более 400 успешных боевых вылетов и довёл число своих побед до 25 - уничтожив 13 вражеских самолётов лично и 12 в составе группы.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных и 6 групповых побед лётчика. ]

В.П.Покровский

После окончания войны Владимир Павлович продолжил службу в авиации Военно - Морского Флота. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1956 года Гвардии подполковник В. П. Покровский - в запасе. Последние годы жил в Ленинграде. Умер 22 марта 1998 года. Похоронен в Санкт - Петербурге, на Серафимовском кладбище.

Бюст В. П. Покровского в числе 53-х лётчиков - североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее Героев - авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области  ( автор Э. И. Китайчук ).

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана В. П. Покровского:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
109.08.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 7 )р-н острова КильдинИ-153, "Харрикейн",

"Киттихаук", "Аэрокобра".

231.08.1941 г.1  Ме-109Большая Западная Лица
309.09.1941 г.1  Ju-87зап. озера Ура - Губское
41  Ju-88Большая Западная Лица
51  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Большая Западная Лица
615.09.1941 г.1  Ju-87озеро Куырк - Явр
704.03.1942 г.1  Ме-109аэродром Луостари
807.04.1942 г.1  Ме-109Полярное
912.04.1942 г.1  Ме-109озеро Чапр
1028.04.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )р. Западная Лица
111  Ме-110  ( в группе - 1 / 4 )р. Западная Лица
1230.05.1942 г.1  Ju-88Конвой PQ-16
1326.12.1942 г.1  Ме-109Мурманск
1414.03.1943 г.1  Ме-109Урд - озеро

      Всего сбитых самолётов - 12 + 6  [ 10 + 4 ];  боевых вылетов - 340;  воздушных боёв - 81.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU