Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского СоюзаЗолотая звезда Героя Советского Союза

Покрышев Пётр Афанасьевич

Покрышев Пётр Афанасьевич

Родился 24 августа 1914 года в селе Голая Пристань, ныне город Голопристанский Херсонской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу и фабрично - заводское училище. С 1934 года в рядах Красной Армии. В 1935 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Совершил 105 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 2 самолёта противника.

С июня 1941 года старший лейтенант П. А. Покрышев на фронтах Великой Отечественной войны. По ноябрь 1941 года служил в составе 158-го ИАП, летал на И-16 и Як-1; по июнь 1943 года - в 154-м ИАП  ( 29-м Гвардейском ИАП ), летал на "Киттихаук" и Як-7; по май 1945 года - в 159-м ИАП, летал на Ла-5.

К июлю 1942 года командир эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка  ( 8-я Воздушная армия, Ленинградский фронт )  капитан П. А. Покрышев совершил 211 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 11 и в группе 7 самолётов противника.

10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

24 августа 1943 года командир 159-го истребительного авиационного полка  ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт )  майор П. А. Покрышев за 22 сбитых лично и 7 в группе самолётов противника  ( в 282 боевых вылетах и 50 воздушных боях )  награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Служил в войсках ПВО. С 1961 года генерал - майор авиации П. А. Покрышев - в отставке. Работал начальником Ленинградского аэропорта. Был Депутатом Верховного Совета СССР 3-го созыва. Умер 22 августа 1967 года. Похоронен в Голой Пристани.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями. Бронзовый бюст установлен на родине. Его именем названа улица в Донецке.

*     *     *

27 января 1964 года, в день 20-летия освобождения Ленинграда от вражеской блокады, во главе колонны демонстрантов со знаменем в руках шёл седой человек - дважды Герой Советского Союза Пётр Афанасьевич Покрышев. Он защищал Ленинград с первого дня войны и до полного его освобождения от блокады.

Пётр Покрышев родился 24 августа 1914 года в селе Голая Пристань Херсонской губернии. После окончания восьмилетки учился в ФЗУ на Харьковском заводе "Серп и молот", работал там слесарем. В 14 лет с увлечением занимался в планерном кружке, в 16 - ходил в местный аэроклуб, в 17 - окончил курсы Харьковского аэроклуба оборонного Общества. Занятия проходили с 8 утра до 2 часов дня, а к 3-м он спешил на работу...

А марте 1934 года заводской паренёк по путёвке комсомола уехал в Одесскую военную авиационную школу пилотов. Окончив её в 1935 году, служил в частях Ленинградского военного округа. Во время Советско - Финляндской войны совершил несколько десятков боевых вылетов.

Финский истребитель Fokker D-XXI.

18 декабря 1939 года у Выборга финские истребители атаковали группу советских бомбардировщиков. Им на помощь вылетела эскадрилья 7-го истребительного авиационного полка Краснознамённого Балтийского Флота. Не найдя противника, она занялась штурмовкой железнодорожных составов. Неожиданно в воздухе появились 3 финских самолёта "Fokker D.XXI". Лейтенант П. А. Покрышев первым заметил опасность и развернул своё звено навстречу противнику. После упорного боя ему удалось сбить ведущего финской группы. Бой проходил над территорией противника, который открыл по нашим самолётам сильный зенитный огонь. Один снаряд попал в машину Покрышева - она загорелась. Но лётчик всё же сумел посадить её на лес, остался жив и вскоре вернулся в полк.

Упорный бой эскадрилья 7-го авиаполка, возглавляемая Ф. И. Шинкаренко, провела с группой финских истребителей 23 декабря. В этом бою Пётр Покрышев добился новой победы. По одному самолёту сбили также А. Д. Булаев, Г. П. Ларионов и другие лётчики. Всего же противник потерял в этом бою 10 машин.

И-16 из состава 7-го ИАП.

Великую Отечественную войну старший лейтенант П. А. Покрышев встретил в 158-м авиаполку, расположенном под Ленинградом. На 4-й день войны, 25 июня, Пётр Покрышев обнаружил немецкий бомбардировщик. Заметив опасность, противник не стал щадить моторов. За "Юнкерсом", будто колея, потянулись 2 сизые полосы. Покрышев забеспокоился, как бы он не ушёл. Слухов о немецких самолётах ходило в те дни немало. Поговаривали, что нашим истребителям ни за что не угнаться даже за бомбардировщиками.

Впрочем, если на это жаловался пилот, летавший на истребителе И-153, то никакого преувеличения не было. "Чайка" действительно уступала в скорости не только немецким истребителям, но и бомбардировщику Ju-88. Даже более совершенный, но тоже устаревший уже истребитель И-16, если и превосходил "Юнкерс" в скорости, то на самую малость - километров на 20. Но Як-1, на котором летал Покрышев, скорость была посолидней.

Покрышев прибавил скорость. Это же сделал и лётчик бомбардировщика. Дымки, тянувшиеся за моторами "Юнкерса", стали гуще. Противник не жалел газа. Но "Як" догонял его, догонял запросто, без особой натуги. Покрышев успел даже набрать высоту и, оказавшись над "Юнкерсом", свалился на него камнем. Не раз в эти дни Покрышев пытался представить себе, каким будет его первый бой с вражеским самолётами. В мыслях он рисовал разные варианты схватки с врагом, а произошло всё очень просто: догнал, ударил сверху и с первой атаки сбил.

П.А.Покрышев, июль 1941 г.

Через несколько дней, 29 июня, он вновь был в бою и уничтожил ещё 2 бомбардировщика, 3 июля - ещё 2.

В те дни вылетать приходилось так часто, что комэск Покрышев и его заместитель Андрей Чирков, случалось, дежурили одновременно. Вместе и вылетали. Из одного такого полёта Покрышеву пришлось возвращаться одному. Чирков сам был виноват - подошёл вплотную к бомбардировщику и был сбит огнём воздушного стрелка.

С самого начала боя они порознь атаковали 2-х "Хейнкелей", как на грех, оба бомбардировщика не загорались. Потом, мельком оглянувшись, Покрышев увидел, что чирковский "Хейнкель" задымил. Но когда через минуту снова глянул на него, тот летел как ни в чём не бывало.

У самого Покрышева тоже не всё получалось ладно. Он отлично видел, как пулемётные трассы вонзаются в бомбардировщик, но тот и не думал гореть. Бросив взгляд в ту сторону, где дрался Чирков, он увидел как тот снова поджёг "Хейнкеля". Но в следующее мгновение самолёт Чиркова стал падать. Следом за ним падал и подожжёный им "Хейнкель".

Зато бомбардировщик, атакованный Покрышевым, продолжал лететь. Это было совершенно непонятно. По светящимся струям трассирующих пуль Покрышев видел, что бьёт точно. И всё - таки "Хейнкель", будто заколдованный, не сворачивал с курса. Подойти ближе ?   Но, может быть, только этого и ждут стрелки ?

Увидев падающий самолёт Чиркова, Покрышев забыл об осторожности. В одно мгновение он очутился возле бомбардировщика и дал очередь по левому мотору. Потом ещё одну по крылу.

За "Хейнкелем" потянулся дым. Самолёт горел и всё - таки шёл прежним курсом. Он не отворачивал, не пытался сбить растекавшееся по крылу пламя. Не иначе как лётчик решил во что бы то ни стало достичь цели. Даже захотелось посмотреть на человека, который как ни в чём не бывало вёл горящий самолёт. Истребитель круто накренился и пронёсся так близко от "Хейнкеля", что можно было заглянуть в его кабину. Она была пуста. Наваждение да и только !   Бомбардировщик летел без пилота...

Покрышев снова развернулся и пошёл рядом с "Хейнкелем". Теперь, когда застеклённый фонарь кабины просматривался насквозь, удалось разглядеть свалившегося набок лётчика. И ещё один силуэт, такой же недвижимый, темнел за стеклами кабины. Стрелков не было видно, но то, что молчали их пулемёты, говорило само за себя.

Хейнкель-111

Только теперь он понял, машину ведёт не лётчик, а автопилот. Может быть, лётчик включил его, собираясь прыгать, да был убит при очередной атаке Покрышева. И получилось, что вместо лётчика машиной управлял автомат.

Покрышев чертыхнулся. Угораздило же его гнаться за бомбардировщиком, который вот - вот и сам упадет. "Хейнкель" в действительности начал крениться, потом перевалился на нос и, будто ввинчиваясь в воздух, завертелся вокруг собственной оси. И так до самой земли...

Кажется, всё, что только осталось после войны у Покрышева, разобрали у него музеи. Реликвии героя вы увидите и в Москве, и в Ленинграде, и на Украине. Но с лётной книжкой Покрышев не расстался. Ведь в ней - весь его боевой путь. Вот короткие записи 1944 года: он летал тогда и в район Нарвы - на прикрытие наступающих наших войск, и на разведку в Хаапсалу, и на операцию в сторону Таллина.

Во многих боях Покрышев побеждал. 21 июля 1941 года он атаковал врага, уже не имея боеприпасов. Тот не выдержал, отпрянул. Сорвавшись в штопор, "Мессер" разбился.

Лето и осень 1941 года были тяжёлым временем для Советских ВВС. Под командованием майора Йоханнеса Траутлофта, эскадра JG 54 "Gruneherz" - одна из лучших в Люфтваффе, вела тяжелейшие бои над Ленинградом. Но одно из советских истребительных подразделений - 39-я авиационная дивизия, довольно успешно действовало даже против таких опытнейших немецких лётчиков. В течение августа 1941 года, 39-я ИАД претендовала на половину из 213 сбитых немецких самолётов в этом районе. Пётр Покрышев содействовал этому - 4 личными победами. За успехи в течение первых, самых трудных месяцев войны, его назначили комэском 154-го ИАП   ( командир - майор А. А. Матвеев ), одним из первых получивший по Ленд - Лизу американские истребители P-40 "Томахаук".

Me-109F-4

17 декабря 1941 года 5 "Томахауков" P-40B под командой Пётра Покрышева, вылетев на сопровождение группы транспортных самолётов, были атакованы 9 истребителями Ме-109F. В ходе этого боя, Петру Покрышеву удалось сбить один самолёт. Пилот немецкого истребителя  ( командир I-й Группы JG 54, хауптман Юлиус фон Селла )  имел 15 побед, отметки о которых были нанесены на руле поворота его машины.

Зимой 1941 - 1942 годов, "Томагавки" 154-го ИАП занимались прикрытием "Дороги жизни", связывающей Ленинград с Большой Землёй. В течение 1942 года, полк получил новые P-40E "Kittihawk". Одна из машин, с бортовым номером "50", досталась и Пётру Покрышеву. 24-го и 25-го апреля 1942 года Люфтваффе предприняли массированные налёты 165 бомбардировщиков и истребителей прикрытия на гавани Кронштадта. Им противостояли пилоты 154-го авиаполка. В напряжённых воздушных боях за эти дни, было сбито и повреждено 35 немецких самолётов при потере 5 наших истребителей. Это поражение заставило немецкое командование отказаться от дальнейших налётов на Кронштадт.

Р-40Е Петра Покрышева

Пётр Покрышев не только воевал. Его творческой натуре были свойственны постоянный поиск, неудовлетворённость достигнутым, высочайшая работоспособность. Многих седых волос и нервных клеток стоила Покрышеву борьба с рутиной, с трусливым упрямством военных чиновников. Он экспериментировал, искал возможности повышения эффективности боевого применения истребителей, в частности пары. Так, Главный маршал авиации А. Новиков, бывший в первые месяцы войны Командующим ВВС Ленинградского фронта, рассказывая о рождении нового боевого порядка истребителей, вспоминал:

"Первыми систематически применять боевой порядок "пары" стали Пётр Покрышев и Андрей Чирков. Кстати, Покрышев предложил перейти на пару ещё во время войны с Финляндией, доказывая преимущества пары перед звеном из 3-х самолётов. Но тогда этот вопрос повис в воздухе - переход к "паре" во многом менял тактику воздушного боя, требовал от ведущего и ведомого абсолютной синхронности и согласованности в действиях".

Пётр Покрышев

Покрышев довёл эти элименты до совершенства. Он был одним из первых, кто ратовал за широкое применение единой системы наведения и оповещения истребителей по радио: "Без твёрдой связи в парах и группах между собой и землёй, нечего и думать о завоевании господства в воздухе". Все о чём мечтал Пётр Покрышев, уже вскоре было внедрено в боевую практику нашей истребительной авиации.

Однажды его звено сопровождало группу наших бомбардировщиков. В районе станции Мга со стороны облаков неожиданно появилась группа вражеских истребителей.

У Покрышева быстро созрел план боя. Он приказал паре Чиркова сопровождать бомбардировщиков, а сам с ведомым Чубуковым сковал истребителей противника боем. Силы были неравные, 2 против 25 !   Но не отступать же. Бывало у потруднее...

В какое - то мгновение Покрышев сделал боевой разворот и стал набирать высоту. Противник оказался ниже его самолёта. Покрышев молниеносно атаковал ближнего, но тот успел уйти из - под удара.

П.А.Покрышев в кабине Р-40.

В воздухе завертелась смертельная карусель. Вдруг, словно по команде, немецкие пилоты отошли в сторону, оставив в зоне боя лишь одну пару  ( как потом стало известно, в одном из Ме-109 находился известный немецкий ас ). Покрышев тотчас же разгадал замысел противника и передал Чубукову: "Приотстань малость..." - а сам, прикрываясь облачностью, стал обходить противника слева. Получилась своеобразная этажерка: внизу - Чубуков, над ним "Мессер", чуть выше - Покрышев.

Считая исход боя предрешённым, немецкий лётчик спикировал на Чубукова. Вот тогда - то и ринулся Покрышев на врага и, не дав ему достичь цели, прошил огнём из пулемётов. "Мессер" густо задымил и вскоре, охваченный пламенем, камнем рухнул на землю.

В другой раз шестёрка истребителей, возглавляемая Петром Афанасьевичем, сбила 6 самолётов врага, причём сам он уничтожил 2 боевые машины противника.

Известный ленинградский поэт Н. Тихонов оставил следующий портрет этого незаурядного человека:

"Пётр Покрышев невысок ростом. На смугловатом лице южанина светятся огоньком внимательные, прищуренные, зоркие, как у морской птицы, глаза. С маленькими усиками, поджарый, быстрый в движениях, он на земле не казался ни героем, ни богатырем. Но стоило ему взлететь в воздух, и перед врагом являлся неукротимый, вездесущий, непобедимый противник...

Однажды Покрышев поразил меня фразой сказав: "Меня нельзя сбить !"

Я изумился его словам: "Но как же, Пётр Афанасьевич !   Ведь был же случай, когда вы на горящем самолёте сели поперёк полосы и сутки после этого были без памяти !"

Покрышев не смутился: "Это было первый и последний раз. И случилось потому, что я был виноват сам - на секунду задумался и был жестоко наказан. С тех пор я слежу за собой и должен вам сказать, что нет такого труднейшего положения, из которого при умении нельзя выйти".

Р-40Е Петра Покрышева

Р-40Е Петра Покрышева

Уже к июлю 1942 года на счету комэска 154-го ИАП капитана П. А. Покрышева было 11 самолётов сбитых им лично и 7 в составе группе. Его называли лучшим лётчиком Ленинградского фронта, он был представлен к званию Героя Советского Союза. В течение лета и осени 1942 года Пётр Покрышев, удвоив свой боевой счёт, внёс достойную лепту в деятельность полка, который в ноябре 1942 года получил звание Гвардейского  ( 29-й ГвИАП ). Успехи Покрышева были впечетляющими: в течение 282 боевых вылетов он произвёл около 50 воздушных боёв, в которых сбил 29 самолётов противника  ( 22 лично и 7 - в группе с другими пилотами ).

2 сентября 1942 года, во главе 2-х пар истребителей, Покрышев прикрывал наши наземные войска. В это время в небе появилось 12 "Юнкерсов" под прикрытием четвёрки Ме-109. Обманув вражеских истребителей, Покрышев атаковал бомбардировщики и сбил 2 "Юнкерса". Наша группа потерь не имела.

Вот что писал Покрышев осенью 1942 года, делясь секретами боевого мастерства:

"Я знаю небо и знаю свой самолёт. На моём боевом поле я никогда не дам противнику обмануть себя. Меня ничто не удивит, какой бы трюк ни выкинул воздушный враг. Меня ничто не испугает и не выведет из себя. Это привычка. Сосредоточение всего себя в полёте: глаз, подмечающий всё, ухо, слушающее мотор и воздух, всё существо, сосредоточенное на одном, - без этого нет успеха... Только полная ответственность каждого движения и уверенность в полёте. Никакого волнения. Если следишь за собой и противником - победа обеспечена. Если прозевал, если хоть чуточку ослабил внимание, сразу же врывается случайность. А когда всё измеряется мгновениями, долями секунды, то можешь это мгновение прозевать, и оно станет роковым. Вот и все мои секреты".

*     *     *

В начале 1943 года полковой художник на борту истребителя рядом со звёздочками, обозначавшими количество сбитых вражеских самолётов, по просьбе самого Покрышева, нарисовал... кота. Возле самолёта собрались лётчики, послышались шутки, одобрительные реплики:

- Ну и киса !   Вот это морда !

Художнику наперебой давали советы:

- Усы подлинней сделай !   И хвост трубой !

Кот получился забавный, с выгнутой спиной, вздыбленной шерстью и блестящими глазами.

Пётр Покрышев у своего самолёта

Пётр Покрышев у своего самолёта, на борту которого нарисован кот.

- Вы что это придумали ? - спросил подошедший комиссар Сясин хозяина истребителя, который, сложив руки на груди, стоял тут же и улыбался, довольный своей затеей.

- Надо же на врагов страху нагнать, товарищ комиссар. Пусть при одном только виде кота у них появится дрожь в коленях.

Вокруг одобрительно загудели. Сясин махнул рукой:

- Ну ладно, что с вами поделаешь. Только имейте в виду - истребитель станет теперь приметным, враги начнут охотиться за вами. Осмотрительнее будьте, - сказал он Покрышеву.

- Не беспокойтесь, товарищ комиссар !   Всё будет в порядке.

- Вот и готово ! - весело сказал художник, заканчивая работу. - Кот, товарищ майор, получился что надо !..

*     *     *

10 февраля 1943 года, Петру Покрышеву было присвоено звание Героя Советского Союза за победы одержанные к июлю 1942 года. Весной 1943 года, все P-40 были переданы в 196-й ИАП, а полк получил новые истребители Як-7Б.

Як-7Б П.А.Покрышева.

13 июля 1943 года комэск 29-го Гвардейского ИАП Пётр Покрышев сбил в районе Ленинграда FW-190А-4 из штабного штаффеля JG 54 "Grunherz". Его пилотом оказался 32 - летний оберфельдфебель Петер Бремер  ( имевший уже 40 побед ), прозванный "лисом" за соответствующие качества характера. Он попал в плен, после вынужденной посадки на советской территории  ( фото внизу справа ).

FW-190 Петера Бремера.

FW.190 Бремера после посадки

По этому поводу в центральной газете "Красная Звезда" № 140 от 16.06.1943 года была опубликована такая заметка:

"Большой популярностью у ленинградцев пользуется Герой Советского Союза Гвардии майор П. А. Покрышев. Его знают как неустрашимого лётчика - истребителя, умеющего при любых условиях добиваться победы. С первого дня Отечественной войны Покрышев неизменно находится на страже великого города Ленина. Лично им сбито 19 вражеских самолётов и 7 - в групповых боях. На днях в воздушном бою он сбил ещё один вражеский самолёт "Фокке-Вульф-190".

Возглавляя шестёрку истребителей Як-7, Покрышев находился в ударной группе прикрытия самолётов Пе-2, которые шли на бомбардировку немецкого аэродрома. Выполнив задание, самолёты легли на обратный курс. В это время на горизонте появились немецкие истребители. Они шли двумя группами. В одной из них было 4 "Фокке-Вульф-190", а в другой - 2. Они имели небольшое превышение над нашими истребителями. Гвардии майор Покрышев по радио приказал четвёрке "Яков", ведомой Гвардии старшим лейтенантом Чемодановым, набрать высоту и, достигнув превышения над немцами, атаковать группу "Фокке-Вульф-190". Сам же вместе с Гвардии сержантом Титаренко, решил атаковать вторую группу вражеских истребителей. Учитывая, что у немецких лётчиков передний нижний сектор обзора сильно ограничен из-за мотора, Покрышев лобовой атакой ринулся на самолёт противника снизу. Подойдя к ведущей машине на 200 метров, он открыл огонь. После двух очередей загорелся мотор вражеской машины, и "Фокке-Вульф" резко пошёл на снижение. Это был 20-й немецкий самолёт, лично сбитый Покрышевым".

19 июня 1943 года Гвардии майор Покрышев был назначен командиром 159-го истребительного Краснознамённого авиационного полка, летающего на новых самолётах Ла-5. В этом полку он и закончил войну, заработав репутацию не только отличного пилота, но и граммотного руководителя. Примером проявления личного мужества, выдержки и самообладания в воздушном бою, мастерского владения маневром и огнём может служить следующий эпизод из боевой практики Покрышева.

Собираясь лететь в свой новый полк, он уже уложил в самолёт фронтовые пожитки, самыми увесистыми из которых были патефон и пластинки, как вдруг на соседних стоянках зарокотали моторы. Одна за другой машины пошли на взлёт.

Моторист, которого Покрышев послал выяснить, в чём дело, доложил запыхавшись, что дежурная группа вылетела по боевой тревоге. Никакого отношения к этой группе Покрышев не имел. Да и вообще в полку он уже был отрезанным ломтем. Но группа - то вылетела по боевой тревоге. Что из того, что он не дежурил ?   Всё равно сидел он в кабине, и разрешение на вылет у него есть. Нет ведомого ?   Так ведь и раньше случалось драться в одиночку. И к тому же, не исключено, что удастся пристроиться к недавно вылетевшим самолётам.

П.А.Покрышев

Догнать группу Покрышеву не удалось. Но радиостанция наведения поминутно передавала координаты и курс самолётов противника. Их оказалось много, и шли они несколькими эшелонами. Покрышев выбрал 3 крайних "Юнкерса", до которых было ближе, чем до остальных. Он находился выше и мог свалиться на них внезапно. Поймав в прицел левого, ведомого, дал очередь чуть ли не в упор. "Юнкерс" продолжал лететь. Покрышев развернулся и ударил снизу. Бомбардировщик загорелся.

Осмотревшись, Покрышев увидел высоко над собой 2 истребителя. Они, должно быть, ещё не обнаружили его. Разглядеть одинокий самолёт на фоне земли было не так просто. Зато на бледно - голубом небе 2 "Мессера" выделялись, будто на хорошо освещённом экране. Ниже и чуть в стороне Покрышев увидел ещё 6 истребителей. Присмотревшись, обрадовался. Это были явно его новые однополчане, летавшие на лобастых Ла-5. Значит, их тоже подняли по тревоге. Вот это встреча !

Не теряя времени, Покрышев пошёл на сближение. И тут ему стало ясно, что никакие это не "Лавочкины", а очень похожие на них, такие же лобастые "Фокке - Вульфы". Но уходить было уже поздно, - немецкие истребители взяли Покрышева в кольцо...

Ускользнув от истребителя, пытавшегося атаковать сзади, он очутился перед другим, который шёл в лоб. Опередив его, Покрышев дал 2 короткие очереди, и "Фоккер", перевалившись на нос, понёсся к земле.

П.А.Покрышев

А вражеских самолётов, наоборот, стало больше: появились те 2, что кружили сверху. Покрышев вертелся волчком, пикировал, снова набирал высоту и всё время оттягивал бой в сторону своего аэродрома. Последние минуты боя он, по собственному его выражению, дрался втихомолку: кончились боеприпасы и атаки приходилось только имитировать.

Потом, притворившись сбитым, падал чуть ли не до самой земли. Лишь убедившись, что противник потерял его из виду, вышел к аэродрому, с которого 20 минут тому назад взлетел по тревоге. Раньше, когда он командовал здесь эскадрильей, ему полагалось идти докладывать о результатах боя. Теперь можно было не спешить. Устало выбравшись из кабины, Покрышев достал патефон и уселся с ним на крыле самолёта. Когда к нему подошли, он слушал музыку и в такт ей едва заметно покачивал головой...

Затем, отдохнув, улетел в свой новый полк. Бывшие его однополчане сразу же позвонили туда по телефону и попросили сообщить, когда он сядет. Дескать, один раз уже вылетал, да вышла непредвиденная задержка. И тут же коротко пересказали, что произошло. Так что весть о неравном бое Покрышева и двух "свеженьких" победах опередила его. Оттого и встретили его в 159-м истребительном полку не просто, как положено встречать нового командира, но и с радушием, которое оказывают лишь очень уважаемым людям.

Вскоре в газете "Красная Звезда" была опубликована заметка - "Ещё одна победа Героя Советского Союза Покрышева":

"На дальних подступах к нашему аэродрому была замечена группа вражеских самолётов. В воздух поднялись истребители. Вслед за ними вылетел Герой Советского Союза Гвардии майор П. А. Покрышев. Набрав большую высоту, он заметил, что наши истребители завязали бой с противником. Имея превышение над вражескими самолётами, советский ас с пикирования напал на них. Первая атака, не принесла победы. Тогда с короткой дистанции Покрышев пошёл во вторую атаку и сбил "Юнкерс". Но в этот момент 6 "Фокке-Вульфов" окружили его со вcеx сторон. В течение 15 минут Покрышев вёл неравный бой с противником, в котором ему удалось сбить ещё один вражеский самолёт.

Враг неистовствовал и продолжал преследовать отважного лётчика. Однако путем искусного маневрирования советский ас вышел из затруднительного положения и благополучно вернулся на свой аэродром.

В результате этой победы Гвардии майор Покрышев имеет на своём счету 22 самолёта, сбитых им лично, и 7 - в групповых боях".

24 августа 1943 года, в день своего рождения, Пётр Покрышев был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Як-7Б Покрышева

Истребитель Як-7Б П. А. Покрышева.  Ленинградский фронт, весна 1943 года.

Як-7Б П.А.Покрышева.

Як-7Б П.А.Покрышева.

Самолёт УТИ-4.

24 августа 1943 года Пётр Покрышев получил серьёзную травму. В одном из учебных полётов на самолёте УТИ-4  ( двухместный вариант И-16 )  выполняемом им вместе с пилотом Кудрявцевым, двигатель неожиданно загорелся на высоте 400 метров. Лётчики попытались дотянуть до аэродрома, но не сумели...

Но карьера Пётра Покрышева на этом не закончилась. Вскоре авиаконструктор Александр Яковлев, на присуждённую ему премию, приобрел новый специально подготовленный истребитель Як-9 для травмированного Покрышева.

В октябре 1943 года самолёт торжественно вручили отважному лётчику. Но активно полетать на этой машине Пётр Афанасьевич не смог: после аварии, в которой он был серьёзно ранен, выполнять боевые задания ему категорически запретили.

В газете "Красная Звезда" № 273 от 19.11.1943 года была опубликована заметка "Передача самолёта гвардии майору П. Покрышеву":

"В письме на имя товарища Сталина выдающийся авиационный конструктор Герой Социалистического Труда А. С. Яковлев в связи с присуждением ему Сталинской премии писал:

"Обещаю Вам уже в самое ближайшее время дать такие "Яки", которые по своим качествам далеко оставят позади все известные истребители.

А.Яковлев передает П.Покрышеву новый истребитель

На присужденную мне премию - 150 000 рублей приобретаю боевой самолёт и прошу разрешения передать его лучшему лётчику - истребителю Красной Армии".

Новатор советской авиационной техники с честью выполняет взятые на себя обязательства. Работая над дальнейшей модернизацией и усовершенствованием боевого самолёта "Яковлев", он добился больших успехов в повышении скорости, дальности и других боевых качеств своих истребителей. Одни из таких "Яков", приобретённый авиаконструктором на присуждённую ему Сталинскую премию, вчера на аэродроме был передан лётчику - истребителю, дважды Герою Советского Союза Гвардии майору Н. А. Покрышеву.

На боевом счёту прославленного лётчика - 23 лично им сбитых вражеских самолёта и 7 в групповых воздушных боях. Умело используя замечательные качества самолёта "Яковлев", советский ас выходил победителем из многочисленных воздушных схваток с врагом.

- Нужно ли рассказывать, как рад я этому событию, - говорит прилетевший с фронта за получением самолёта лётчик - герой. - Я счастлив, что мне вручается эта замечательная машина, созданная и приобретённая на средства талантливого конструктора Александра Сергеевича Яковлева.

Передача самолёта, происходившая на аэродроме, явилась живым свидетельством боевого содружества Героя Социалистического Труда и Героя Великой Отечественной войны.

А.Яковлев передает П.Покрышеву новый истребитель

Вручая формуляр самолёта лётчику, конструктор А. С. Яковлев произнёс короткую речь:

- Взятое мною как конструктором обязательство перед великим Сталиным, я выполняю. Мы, советские копструкторы, внимательно следим за развитием вражеской авиационной техники и непрерывно совершенствуем свою боевую технику, чтобы во всех случаях обеспечить превосходство наших самолётов над вражескими.

Передавая самолёт своей конструкции, я желаю вам, товарищ Покрышев новых боевых успехов. Мы, конструкторы, будем самоотверженно трудиться, чтобы с каждым днем давать всё больше и больше первоклассных боевых самолётов и этим приблизить день нашей окончательной победы над ненавистным врагом.

Отвечая на приветствие и пожелания конструктора, тов. П. А. Покрышев сказал:

- Принимая боевой самолёт в подарок от Вас, Александр Сергеевич, я обещаю ещё беспощаднее громить врага в воздухе и на земле. Клянусь, что в предстоящих боях с врагом я отдам все свои силы и знания, а, если понадобится, то и жизнь во имя Родины, во имя нашей победы.

Дважды Герой Советского Союза Гвардии майор Покрышев, провожаемый на аэродроме группой работников ордена Ленина конструкторского бюро и главным конструктором генерал - майором А. С. Яковлевым, направляется к самолёту. Конструктор тепло прощается с героем. Сделав круг над аэродромом, лётчик взял курс на запад, туда, где идут бои с врагом".

Под командованием Петра Покрышева 159-й ИАП стал одним из лучших в наших ВВС. Среди его пилотов были такие известные асы, как Владимир Серов  ( 41 победа )  и Пётр Лихолетов  ( 30 побед ). За активное участие в боях за Эстонию и освобождение её столицы, 159-й авиационный полк получил почётное наименование - "Таллинский".

Пётр Покрышев перед строем 159-го КИАП

6 сентября 1943 года, политуправлением ВВС Ленинградского фронта была выпущена листовка - "Дважды Герой Советского Союза Пётр Афанасьевич Покрышев".

В частности, в ней говорилось:

"Пётр Покрышев - изумительный мастер маневра, мастер верного спокойного расчёта, мгновенного удара, от которого не уйти врагу. Недаром на его самолёте горят 30 звёзд - это число его побед... 283 боевых вылета совершил он, 51 раз дрался в жестоком воздушном бою, 8 вражеских бомбардировщиков и 15 истребителей сбил лично и 7 - в группе с товарищами. Никакой враг ему не страшен. Покрышев успешно сбивал и FW-190, и Ju-88, и Ме-109, и Не-111, и Ме-110..."

"Маневр и огонь ! - писали фронтовые газеты, - в этом сила Покрышева". Сам он называл маневр своей левой рукой, которой "хватал врага за горло", а огонь - правой, которой "насмерть пронзал его".

Покрышеву довелось воевать под Ленинградом, а в заключительный период войны - в Прибалтике и Восточной Пруссии. Ему довелось сражаться на самых разных типах истребителей, на И-153 и И-16, "Киттихаук" и "Томахаук", на "Яках" и "Лавочкиных". Всего за период своей боевой деятельности командир 159-го истребительного авиационного полка Гвардии майор П. А. Покрышев совершил 305 успешных боевых вылетов. Проведя 60 воздушных боёв, сбил около 30 самолётов противника. Многие источники советских времён указывали на 38 личных и 8 групповых побед  ( возможно общий итог его боевой деятельности за 2 войны составил 30 личных и 8 групповых побед ); согласно тексту листовки политуправлением ВВС Ленинградского фронта получается 23 лично и 7 в группе. Эти же цифры были приведены в одном из номеров газеты "Красная Звезда" за 1943 год, а количество воздушных боёв там указано "56".   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личные и 7 групповых побед лётчика в ВОВ, ещё 2 - в Финскую. ]

Як-7Б П.А.Покрышева.

В совершенстве владея боевой техникой, обладая высокими лётными качествами, хитростью, смелостью, дерзостью, лётчик - истребитель Пётр Покрышев всегда, даже в самой трудной, казалось бы, безвыходной обстановке находил новый маневр для нанесения мгновенного удара. В одном бою возглавляемое им звено сражалось против 50 бомбардировщиков. В другом - ему в паре пришлось драться с 25 истребителями. Но всякий раз Покрышев выходил из схватки победителем. И совершенно невероятное: сам он ни разу не был сбит.

П.А.Покрышев

Искусных приёмов ведения воздушных поединков у него было немало. Так, 7-й по счёту вражеский самолёт  ( истребитель Ме-109 ), он сразил атакой сверху с дистанции 100 метров; 12-й  ( бомбардировщик Ju-88 ), уничтожил снизу под определённым ракурсом; 20-й  ( истребитель FW-190 )  сбил, налетев на него спереди снизу, воспользовавшись тем, что у немецкого лётчика передний нижний сектор обзора из - за широкого мотора плохо просматривается.

После окончания войны Пётр Афанасьевич продоложал служить в ВВС. В 1954 году он окончил Военную академию Генерального штаба. Освоил несколько типов боевых реактивных самолётов. Служил в войсках ПВО. В 1956 году Покрышеву было присвоено воинское звание "Генерал - майор авиации".

В 1961 году демобилизовался. Работал начальником Ленинградского аэропорта. Скоропостижно скончался 22 августа 1967 года. Похоронен в родном селе Голая Пристань. В доме, где родился и рос прославленный лётчик, разместился музей боевой и трудовой славы его земляков.

Шлем дважды Героя Советского Союза Петра Афанасьевича Покрышева находится в музее средней школы № 1, пионерская дружина которой долгое время носила имя прославленного ленинградского аса.

*     *     *

Список всех известных побед Полковника П. А. Покрышева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
129.06.1941 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )ст. ЧерскаяИ-16, Як-1, "Киттихаук",

Як-7, Ла-5.

203.07.1941 г.1  Ju-88Минино
320.07.1941 г.1  Ме-110Красногвардейск
417.12.1941 г.1  Ме-109Маяк  ( Ладожское озеро )
517.02.1942 г.1  "Хе-113"Погостье - Бараки
620.03.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )восточнее Погостье
722.03.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )Виняголово - Кондуя
828.03.1942 г.1  Ме-109юго - восточнее Дубовик
901.04.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )восточнее Кордыня
101  Ju-88восточнее Кордыня
111  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )северо - восточнее Кордыня
1204.04.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 5 )южнее Малиновка
1305.04.1942 г.1  Ме-109Смердыня
1430.06.1942 г.1  Ме-109юго - западнее Волховстрой
151  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )юго - западнее Морозово
1630.08.1942 г.1  Ме-109Куровицы - Вырица
1701.09.1942 г.1  Ме-109Шум - Войбакало
1802.09.1942 г.1  Ju-88Залесье - Хотовское
191  Ju-88Чернецкое - Твердово
2011.09.1942 г.2  Ме-109северо - западнее Синявино
2131.10.1942 г.1  Ме-109западнее Кобона
2209.11.1942 г.1  Ме-109юго - западнее станции Новый Быт
2309.06.1943 г.1  FW-190Тосно
2419.06.1943 г.1  Ju-88Ленинградская область
251  FW-190Ленинградская область

       Всего сбитых самолётов - 22 + 7  [ 19 + 7 ];  боевых вылетов - 282;  воздушных боёв - 50.





На защите невских мостов

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU