Главная | Источники | 

HSU

Пологов Павел Андреевич

П.А.Пологов

Родился 23 Сентября 1913 года в посёлке Нижнетагильский Завод   ( ныне город Нижний Тагил )  Свердловской области, в семье рабочего. Окончил 6 классов. В 1927 году получил специальность слесаря, окончив школу ФЗУ   ( ныне СПТУ № 93 города Нижний Тагил ). Работал слесарем на металлургическом заводе. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник боёв на реке Халхин - Гол 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года Капитан П. А. Пологов на фронтах Великой Отечественной войны. До 1942 года служил в 149-м ИАП, летал на И-16. Затем, до Июля 1943 года, в 737-м ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Як-1. С Июля 1943 года по Июнь 1944 года - в 163-м ИАП, летал на Як-7 и Як-9.

К Августу 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка  ( 207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт )  Майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 12 самолётов противника.

2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны выполнил около 600 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 23 вражеских самолёта лично и 16 - в группе с товарищами.

С 1949 года Полковник П. А. Пологов в запасе. Жил в городе Свердловске. Умер 22 Ноября 2001 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин - Гол в 1939 году. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Позднее участвовал в Советско - Финляндской войне, провёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную войну он встретил в составе 149-го истребительного авиаполка на Южном фронте. Под Львовом в Августе 1941 года сбил свой первый Ме-109...

Через 2 года на счету штурмана 737-го истребительного авиаполка Майора Пологова было уже 30 сбитых самолётов: 18 - лично и 12 - в группе. Он по - праву считался одним из опытнейших советских лётчиков и командиров. Поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили командование 163-м истребительным авиационным полком. Будучи прекрасным тактиком, Пологов часто лично водил своих подчинённых в бой, на собственном примере показывая, что и хвалёных асов Люфтваффе вполне можно вгонять в землю.

П.А.Пологов

Весной 1943 года, накануне Курской битвы, лётчик 163-го истребительного авиационного полка  ( 16-я Воздушная армия )  Лейтенант Мельников получил письмо от родных, проживавших на территории, только что освобожденной Советской Армией от противника. В письме сообщалось о зверствах немецко - фашистских захватчиков над советскими людьми. Парторг полка зачитал это письмо личному составу, и лётчики поклялись отомстить врагу. На многих самолётах были сделаны надписи: "Отомстим проклятым фашистам !".

В течение Мая лётчики этого полка  ( командир - Майор П. А. Пологов )  сбили в воздушных боях 16 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

Вспоминая о весенних боях 1943 года Генерал - лейтенант авиации в отставке С. Н. Ромазанов пишет:

"Нельзя не вспомнить имя мастера воздушного боя лётчика - истребителя П. А. Пологова. Однажды в районе базирования нашей истребительной части появилась большая группа бомбардировщиков противника, которых прикрывали 8 "Мессеров". Навстречу были подняты 12 наших "Лавочкиных". Бомбардировщики врага, не доходя до цели, беспорядочно сбросили бомбы и повернули на запад. Пологов подал команду группе истребителей преследовать бомбардировщиков, а сам с напарником бросился на "Мессеров".

Такой дерзости от советского истребителя враги, видимо, не ожидали. Завязался бой - 2 против 8. Атака за атакой. Вот один Ме-109 камнем идёт к земле, а другой со снижением удирает на запад. Сначала их осталось 6, затем 5. Так с каждой минутой количество фашистских самолётов уменьшалось. Последние 2 со снижением на максимальных оборотах пытались уйти от атак, но Пологов, оставшись один  ( его напарник на повреждённой машине уже приземлился на своём аэродроме ), метким огнём сбивает и их".

В середине Июля 1943 года лётчики 16-й Воздушной армии вели напряжённые воздушные бои на Курской дуге. С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы, нашими авиаторами только 17 Июля было произведено 3 удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолётов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед. Всего за 3 дня контрнаступления лётчиками 16-й Воздушной армии было выполнено 4478 самолёто - вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка.

В один из боевых дней особенно отличились лётчики - истребители Подполковник П. А. Пологов, Капитан В. С. Богатырев, Старшие лейтенанты В. В. Макаров и Я. И. Филимонов. Эта четвёрка была наведена наземной станцией на 8 истребителей FW-190, прикрывавших 6 бомбардировщиков Ju-88. Увидев группу "Фокке - Вульфов" в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага.

П.А.Пологов.

Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были встать в вираж. Пологов настиг один "Фоккер", пытавшийся выйти из виража вниз, и с короткой дистанции сбил его. Таким же приёмом уничтожил 2 истребителя Богатырев. Тут же Макаров сбил 4-й самолёт противника при попытке его уйти вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджёг очередью из пушки. Всего в этом бою было уничтожено 5 вражеских самолётов и 2 - подбито. Группа Пологова потерь не имела.

В Сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка Подполковнику П. А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза.

3 Апреля  ( по другим источникам - 15 Марта )  1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей Подполковник П. А. Пологов вступил в бой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них - тараном.

В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл Подполковник Пологов. Вскоре они заметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам Лейтенанта Митикова и Капитана Подгорного атаковать "Юнкерсы", а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил один самолёт врага. Однако "Юнкерсам" удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей.

П.А.Пологов

Тем временем, группа Пологова продолжала вести бой с истребителями. Взмыв вверх "Яки" устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, Подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой "Фоккеров".

Пологов пытался резким маневром уйти из - под атаки, но было уже поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать.

Отстегнув ремни и открыв колпак, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчится "Юнкерс". Решение созрело мгновенно.Через мгновение винт "Яка" впился в хвостовое оперение транспортника...

Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней, в сводке Совинформбюро от 9 Апреля появилось короткое сообщение:

"На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза Подполковник П. А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта противника. При этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил один из "Юнкерсов". Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории".

П.А.Пологов

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно - Воздушную академию.

Всего он произвёл более 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника. Некоторые источники указывают и на другие цифры, так например в книге "Оренбургское лётное" указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 25 личных и 12 групповых побед лётчика. ]

В годы войны П. А. Пологов воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП.

Спор о том: какой самолёт лучше - "Як" или "Ла", ведётся давно, и конца этому не видно. Тем важнее свидетельство П. А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА. В конце войны он служил в вооружённом "Яками" 163-м ИАП, но техникам полка удалось восстановить один Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге "Советские Асы" Николай Бодрихин: "Прикрывал на Ла-5 свои "Яки"...

После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС. В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске   ( ныне Екатеринбург ), где работал на одном из крупных заводов.

П.А.Пологов

Писатель А. С. Абрамов посвятил П. А. Пологову свою документальную повесть - "Последняя атака лидера", предлагаемую вашему вниманию.

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника П. А. Пологова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
110.06.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )БашкиноИ-16, ЛаГГ-3, Як-1,

Як-7, Як-9.

201.07.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Степановка
302.07.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Расховец
407.07.1942 г.1  Ме-109Малышево
513.08.1942 г.1  Ме-109юго - вост. отм. 173
( р-н Воронежа )
602.10.1942 г.1  Ме-109юго - зап. Раменье
706.03.1943 г.1  Ме-109Соколово
806.07.1943 г.1  Ju-87Яковлево
917.07.1943 г.1  Ju-88сев. Верхняя Гнилуша
101  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )сев. Верхняя Гнилуша
1104.08.1943 г.1  Ju-88Красный Пахарь
121  Ju-87Попово - Хлюстовка
131  Ju-87Колки
1414.09.1943 г.1  FW-190зап. Круты
1503.04.1944 г.1  Ju-52сев. Колодяжное
162  FW-190  ( 1 сбит тараном )сев. Колодяжное

       Всего сбитых - 25 + 12  [ 13 + 4 ];  боевых вылетов - более 600;  воздушных боёв - более 100.




Последняя атака лидера.

Возврат

Н а з а д