Главная | Источники | 

HSU

Полуновский Валерий Фёдорович

В.Ф.Полуновский

Родился 15 Июня 1920 года в городе Прокопьевск, ныне Кемеровской области, в семье рабочего. Окончил Прокопьевское горнопромышленное училище в 1938 году. Работал на шахте в Прокопьевске. В Красной Армии с 1939 года. Окончил Батайское авиационное училище лётчиков в 1940 году.

С Марта 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 691-го НБАП совершил около 400 боевых вылетов на У-2. Затем переучился на истребителя. Совершил ещё 129 боевых вылетов.

К Марту 1944 года командир авиационной эскадрильи 845-го истребительного авиационного полка  ( 269-я истребительная авиационная дивизия, 14-я Воздушная армия, Волховский фронт )  Старший лейтенант В. Ф. Полуновский произвёл 479 боевых вылетов, из них 13 - ночью. В 46 воздушных боях сбил 13 самолётов противника и 1 аэростат. В Октябре 1943 года на Як-1 таранил самолёт Mе-110. 27 Марта 1944 года в воздушном бою был сбит и взят в плен. 9 Мая 1945 года освобождён наступающими советскими войсками.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1946 году Старший лейтенант В. Ф. Полуновский уволен в запас. Жил в городе Пермь. Работал художником - декоратором в драмтеатре. С 1958 года работал лётчиком - инструктором в Пермском аэроклубе. В 1965 году представлялся к званию Героя Советского Союза, которого удостоен лишь 11 Декабря 1990 года. Умер в Октябре 1998 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями. С 1999 года его имя носит Пермский авиаспортклуб.

*     *     *

Пермский аэроклуб гордится своими Героями Советского Союза, которых сегодня насчитывается 22. Это высокое звание присвоено Валерию Фёдоровичу Полуновскому позднее всех, но именно его именем назван аэроклуб.

Человек редкой по драматизму и преданности небу судьбы, Валерий Фёдорович родился 15 Июня 1920 года в сибирском шахтёрском городе Прокопьевске. В 1936 году, после окончания семилетки, поступил в горнопромышленное училище и в Прокопьевский аэроклуб ОСОАВИАХИМа. В Сентябре 1937 года поступил в Читинское   ( позднее Батайское )  авиационное училище лётчиков. После прохождения курса обучения был оставлен там же инструктором. В 1940 - 1941 годах служил лётчиком - инструктором на И-16 в Пермском учебном полку.

С началом Великой Отечественной войны Полуновский обратился с рапортом об отправке его на фронт. Был направлен в Киров, где формировался полк ночных бомбардировщиков У-2. На этой машине Валерий Фёдорович воевал в составе отдельной разведывательной эскадрильи 691-го авиаполка на Волховском фронте с 1941 по 1943 год. На У-2 выполнил около 400 боевых вылетов: летал к партизанам, на бомбёжки, на разведку.

В дни прорыва блокады Ленинграда советские лётчики вели боевые действия с большим напряжением, проявляя массовый героизм. При выполнении боевого задания по уничтожению неприятельских складов боеприпасов самолёт лётчика И. Трубицына получил серьёзные повреждения и загорелся. Тогда отважный воин направил машину на одно из помещений склада и взорвал его ценой собственной жизни. Через несколько дней такой же подвиг совершил комсомолец Максимов.

Эти и другие подвиги широко пропагандировались в 14-й Воздушной армии. В авиационных частях проводились митинги, на которых лётчики клялись отомстить за смерть героев. На одном из них Лейтенант В. Ф. Полуновский заявил, что бессмертный подвиг Трубицына и других товарищей вдохновляет бойцов на новые боевые подвиги. "Я даю клятву перед вами, - говорил он, - что буду бить врага не жалея своей жизни до полной победы !"

Затем, по Март 1944 года, Валерий Полуновский был командиром эскадрильи 845-го истребительного авиаполка 269-й истребительной авиадивизии 14-й Воздушной армии. Летал на истребителях Як-1, Як-3, Як-7. Совершил ещё около 130 боевых вылетов, сбил 13 самолётов врага  ( один из них тараном )  и аэростат.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 5 личных побед лётчика. ]  Был награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени. Представлялся к званию Героя Советского Союза.

В публикации "День, когда родился герой", по воспоминаниям самого Валерия Фёдоровича, так описывается этот эпизод.

Уже не в первый раз наведывался в расположение наших войск немецкий самолёт - разведчик Ме-110, фотографировал позиции и аэродромы а при малейшей опасности пускался наутёк. И в этот день, когда в авиационный истребительный полк приехал командующий 14-й Воздушной армией И. П. Журавлёв, снова появился назойливый "Мессер".

- А этот что здесь делает ?

- Вас фотографирует, товарищ Командующий, - сострил кто - то.

Не слишком удачная вышла шутка. Это стало понятно спустя буквально секунды. Была поставлена задача: немедленно сбить Ме-110. И вот в состоянии боевой готовности начинают дежурство экипажи полка. Появление разведчика совпало с вахтой Валерия Полуновского и его ведомого. Взревели моторы, взвилась отброшенная винтами пыль.

Противник немедленно юркнул в густую облачность, что покрывала озеро Ильмень. Полуновский с ведомым разошлись, стараясь взять противника в "клещи". Но получилось так, что первым вышел на вражеский самолёт Валерий. Несколько атак последовали одна за другой - безрезультатно. Кончился боезапас. Напрасно давил на гашетку Полуновский. Отстреливаясь, вражеский самолёт упорно тянул к своим. Одной удачной очередью воздушный стрелок Mе-110 изрешетил плоскости и фюзеляж "Яка". Тогда Валерий набрал высоту и в пике срезал своим крылом оперение "Мессершмитта".

Немецкий самолёт Ме-110F-2

Ме-110 закончил свой путь, врезавшись в землю. Но ничуть не лучшим было положение и у советского пилота. Самолёт сорвался в штопор, и лётчики знают: вывести деформированную машину из него почти невозможно. Чудом у самой земли Полуновский вытащил машину из смертельной спирали, с большим креном, что называется, "не дыша", довел её до аэродрома и посадил.

Спустя несколько дней перед строем полка командир 269-й авиационной дивизии Полковник В. Я. Дадонов объявил: Старший лейтенант Полуновский представлен к званию Героя...

Но жизнь распорядилась по - иному. Не засверкала "Золотая Звезда" на гимнастёрке офицера. Более того, лишился он и других наград - орденов Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны. Это произошло после того, как 27 Марта 1944 года при выполнении задания по сопровождению штурмовиков, вылетевших на бомбёжку одного из немецких аэродромов в Эстонии, лётчик - истребитель В. Ф. Полуновский в воздушном бою сбил 2 "Фокке - Вульфа" противника и был сбит сам над вражеской территорией.

"Трое суток пробирался он лесами в сторону линии фронта, - пишет о нём ветеран войны и труда А. Г. Ермаков. - Достигнув её, дождался темноты и пополз в сторону наших окопов. Противник поднял тревогу, когда цель, казалось, была совсем близка. Вспышки ракет, автоматная стрельба... Когда раненый лётчик очнулся, вокруг стояли немецкие солдаты.

Полуновского перебрасывали из лагеря в лагерь. Латвия, Германия, Польша, Чехословакия. Мысль о побеге не покидает. Попытка подкопа под стену барака - разоблачение. Зато в Чехословакии - удача. 14 суток пробирался Валерий на восток, питаясь травой, корой деревьев. Его схватили неподалеку от Вислы и после жестокого избиения снова отправили в лагерь.

А война шла к концу. И вот однажды военнопленных вывели из лагеря и колонной отправили на запад. Но идти пришлось недолго. Когда на дороге показались советские танки, немецкий конвой открыл по пленным шквальный автоматный огонь..."

В считанные минуты от 2000 человек остались в живых около 70. Валерию удалось невредимым упасть в лощинку, прикрытую кустами. Это было 9 Мая 1945 года - в День Победы, в день второго его рождения.

Дома у Валерия Фёдоровича хранятся вырезки из газет военного времени. Газеты не скупились на эпитеты. Сам Полуновский вырезок не делал и очерки о себе не хранил. Они были отправлены в Пермь его будущей жене Нине девушками - оружейниками полка в тот год, когда о Валерии не было вестей.

И вдруг, будто вспышка, письмо: "Здравствуй, Нина. Та ли ты Ниночка, что была ?   Я под Уфой, прохожу спецпроверку..."

На многое мы сейчас смотрим открытыми глазами. Уже не раз в подробностях описывались эти "запасные полки", в которых проверялись на благонадёжность люди, настрадавшиеся в плену. Одним из очень и очень немногих Валерий Полуновский был освобождён из "запасного полка" как ничем себя в плену не скомпрометировавший и даже был направлен в родную часть, которая в то время находилась в Германии.

- Как встретили ? - переспрашивает Валерий Фёдорович. - Ну что вы, здорово, я и не ожидал !  Построили весь полк, поздравили с возвращением перед строем...

По Август 1946 года он продолжал службу в своём полку. А затем... Полуновского уволили в запас "за невозможностью дальнейшего использования". Клеймо побывавшего в плену смыть оказалось невозможно.

И начался мутный, тоскливый период его жизни. В Перми Полуновского на работу не приняли. Уехал в родной Прокопьевск, в Сибирь. Какая удача !   Создается аэроклуб, требуется лётчик - инструктор. Кадровик просмотрел заполненную анкету, извинился и сказал: "Принять не можем". В отчаянии написал письмо "великому вождю" с просьбой защитить "сталинского сокола". Через некоторое время его вызвали в горком. "Писали ?" - "Писал". - "Наш вам совет: не пытайтесь больше сделать так, чтобы письмо дошло до адресата".

Вернулся Валерий Фёдорович в Пермь. Женился. Устроился художником в декоративный цех театра оперы и балета, затем драматического. Но не успокоился, нет: душа рвалась в небо. И только спустя 12 лет - в 1958 году - вновь начал летать в Пермском аэроклубе ДОСААФ лётчиком - инструктором на самолётах По-2, Як-18, Як-18А, Z-326, Як-12М. И летал ещё 20 лет, а когда вышел на пенсию, около десятка лет был методистом авиаспортклуба.

Общий налёт Полуновского составил 3500 часов. Валерий Фёдорович дал путёвку в небо более 250 спортсменам - лётчикам. Многие из них стали военными и гражданскими пилотами.

Но наступили другие времена. Прошёл XX съезд партии. Кто - то надоумил написать письмо в ЦК. Ив 1958 году вернулись к нему... награды.

- Как это удалось ? - спрашиваю у него.

- Мне так сообщили: где - то в Польше какой - то крестьянин на своём поле откопал мешок с советскими орденами. В их числе были и мои - установили по номерам. Видимо, при отступлении, в спешке фашисты их закопали...

В том же году В. Ф. Полуновский был восстановлен во всех правах. Вскоре его приняли на работу в Пермский аэроклуб ДОСААФ. И это было третье рождение боевого лётчика. Как он летал !   Участвовал в соревнованиях. И даже бился за 1-е место со своим сыном Владимиром, которого сам подготовил в аэроклубе ( сейчас он работает пилотом местных авиалиний в Пермском авиаотряде ).

Потом судьба свела Полуновского с человеком, которому, пожалуй, он обязан ещё одним своим рождением: как Героя. Речь об А. Г. Ермакове, боевом товарище Полуновского по Волховскому фронту. На одной из встреч ветеранов тот узнал, что в Перми живёт "прославленный лётчик" - именно так называл его в своих воспоминаниях бывший командующий 14-й Воздушной армией Генерал - лейтенант И. П. Журавлёв. Ермаков разыскал Полуновского, встретился с ним, и с тех пор уже не давала ему покоя мысль о величайшей несправедливости судьбы. Его не остановило то, что ходатайство о присвоении звания Героя прославленному асу, предпринятое командованием бывшей 269-й истребительной авиадивизии в 1970 году, успеха не имело. Ермаков обратился к военному комиссару области Полковнику А. Л. Самойлову с просьбой помочь восстановить справедливость. Разыскали личное дело, лётную книжку и возбудили ходатайство...

Не зря всё же говорят, что судьба рано или поздно воздаёт каждому по заслугам - спустя 45 лет после войны, 11 Декабря 1990 года, Валерию Фёдоровичу Полуновскому было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Ему были вручены орден Ленина и медаль "Золотая Звезда"  ( № 11636 ).

В.Ф.Полуновский

...Наш разговор происходил в машине. На заднем сиденье - два организатора торжества - ветеран и военный комиссар. Виновник торжества пока дома, ему предстоит ещё своими глазами прочесть переданный по каналам ТАСС Указ Президента СССР от 11 Декабря 1990 года. И через несколько минут я стану свидетелем рождения Героя. И слёз, связанных с этим. Но это уже слёзы счастья. А счастье заключается в том, чтобы дожить до торжества справедливости.

21 Января 1999 года состоялось решение законодательного собрания и администрации Пермской области, в котором записано: "В целях увековечения имени Героя Советского Союза Полуновского Валерия Фёдоровича, внесшего большой вклад в развитие авиационных видов спорта и подготовку молодых лётчиков... присвоить Пермскому авиационно - спортивному клубу РОСТО имя Героя Советского Союза Полуновского Валерия Фёдоровича".

( Из сборника - "Отчизны верные сыны".  Автор - Александр Куличкин. )

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта В. Ф. Полуновского:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
130.07.1943 г.1  FW-190ВороновоЯк-1, Як-7.
202.08.1943 г.1  FW-190юж. ст. Назия
303.08.1943 г.1  FW-190"расположение войск противника"
408.02.1944 г.1  Ju-52юго - зап. Луга
519.03.1944 г.1  Ju-87юго - зап. Псков

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 129;   воздушных боёв - 46.

[ Итоговый боевой счёт лётчика в 13 личных побед не подтверждается документами ЦАМО РФ. ]

*     *     *

Уважаемые товарищи !   Посылаю письмо. То, о чём идёт речь, не выдумка, а действительность. Полуновский - герой нашего фронта. Летает на истребителе считанные месяцы, но сбил уже 7 немецких самолётов. Командир эскадрильи, молодой парень, будущий ас.

Он не называл мне имени этой девушки на протяжении полутора лет нашего знакомства. Она студентка мединститута где-то в Сибири - это всё, что я о ней знаю. Но недавно Валя прочёл мне отрывок её письма. Зто было так непохоже на моего замкнутого и вечно молчаливого друга.

Она пишет, что, листая газеты, не находит его имени. Ей хотелось бы прочитать о нём или увидеть его снимок. Она совсем не знает, как он воюет. А ведь ещё в аэроклубе товарищи предсказывали ему успехи в его лётной работе.

Я понял, что на такую откровенность Валентин был способен только в минуту крайнего волнения. Ещё я понял, как сильно любит он эту девушку. И захотелось тут же рассказать ей - этой милой девушке - через газету обо всём, что совершил её товарищ, потому что имя и дела Валентина Полуновского ещё не успели попасть в блокноты военных корреспондентов.

Если написал недостаточно хорошо, извините. Нет времени, сейчас улетаю на передовой аэродром.

*     *     *

Девушка из Сибири !   Далеко - далеко от Вас, на берегах древнего Волхова, сражается Валентин. За доблесть он награждён орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью "За оборону Ленинграда", а за умелое руководство своей эскадрильей - орденом Александра Невского. Вам, не видавшей войны, трудно понять все его заслуги перед Родиной.

Дерёмся мы с врагом сильным и хитрым и противопоставляем ему силу и русскую сметку, нашу хитрость, доблесть и выучку. А как это выглядит - послушайте.

Их было двое над полем боя: Валентин - он летел ведущим - и младший лейтенант Тимофеев. Они прикрывали наземные войска на своих быстрокрылых "Яках".

Ведомый, примостившись в хвост своему командиру, шёл на установленной дистанции. И вдруг в синей перспективе неба зарябили точки. Тотчас земля радировала:

- Внимание !   В воздухе истребители противника !

Полуновский понял. Он дал сигнал ведомому, пошёл на сближение с противником и завязал бой сразу на лобовых атаках. Он нагнал ведущего четвёрки немецких "Фокке - Вульфов", и как тот ни стремился перевести бой на горизонтальные фигуры, Полуновский не давал ему сделать этого и снова шёл в лобовую. Он оглянулся. Тимофеев прочно "сидел" в хвосте, отбивая яростно наседавших стервятников.

Весь замысел немцев сводился к тому, чтобы разъединить наших лётчиков и бить их по одному. Полуновский понял это. Он понял также, что ведущий немец - ас отвлекает его внимание. На 4-й атаке фриц приблизился настолько, что Валентин приготовился таранить его, но немец горкой проскочил вверх. На 5-й атаке этот маневр немецкому лётчику не удался. Полуновский несколькими очередями пробил мотор, и "Фокке - Вульф" загорелся.

Валентин оглянулся. Тимофеева не было с ним. В стороне, атакуя с разных высот и сторон, его клевали 2 других "Фокке - Вульфа". Почему только 2 ?..   Потому, что 3-го Тимофеев сбил, и он горел теперь на болоте.

Полуновский пошёл на выручку. Но в ту же минуту ещё 2 немецких истребителя свалились с высоты. Теперь их было снова четверо. Тимофеев пристроился в хвост одному и гнал его, решив таранить, так как кончились боеприпасы.

Немецкий самолёт, дымя, уходил через линию фронта. Но и машина Тимофеева была повреждена. Полуновский увидел язычки пламени лишь в тот момент, когда наземная станция наведения приказала Тимофееву оставить машину и прыгать.

Со злостью голодных псов набросились фрицы на парашютиста. Они хотели расстрелять его в воздухе. Одной пулей Тимофееву пробило кисть левой руки. Но тут Полуновский прикрыл ведомого своей машиной. Его "Як", кружа над парашютистом, вступал в бой то с одним, то с другим противником. Отвечая на атаку одного "Фокке - Вульфа", Полуновский прицельным огнем зажёг его, и тот врезался в землю. Валентин довёл боевого друга до самой земли и снова поднялся.

На второй день Валентин снова дрался. И снова - на лобовых атаках. В полку их прозвали "атаками Полуновского". Он сбил снова "Фокке - Вульф", немецкий лётчик был взят плен.

Теперь на самолёте Вашего друга 7 серебряных звёзд - по числу его воздушных побед.

А теперь насчёт Ваших вопросов и опасений - они понятны. Может быть, здесь и виноваты наши корреспонденты: не всегда они поспевают за событиями. Но, говоря по чести, их винить нельзя,- так богата наша земля славными героями...

Я не знаю, вызовет ли это письмо одобрение моего друга. Скорее всего - нет. Но я рискую его расположением ко мне ради Вас. Жму Вашу руку.

Старший лейтенант Я. Захарович.

( Из письма Старшего лейтенанта Я. Захаровича незнакомой девушке из Сибири,
опубликовано в газете "Комсомольская правда" от 26 Декабря 194З года. )


Возврат

Н а з а д