Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Поляков Сеpгей Hиколаевич

Поляков Сеpгей Hиколаевич

Родился в 1908 году в Москве, в семье pабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал наборщиком в 16-й типографии. С 1930 года в Красной Аpмии, служил в артиллерии. Вернувшись из армии, снова работал в своей типографии. Затем окончил военное авиационное училище лётчиков. В звании лейтенанта служил лётчиком в 40-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

С 17 мая 1937 года по 28 января 1938 года участвовал в гражданской войне испанского народа. Был пилотом И-16. Воевал над Уэской, Бельчите и Сарагосой. К концу ноября 1937 года в воздушных боях сбил 5  ( 3 лично и 2 в группе )  самолётов франкистов. Выполнил более 150 боевых вылетов  ( имел 194 часа боевого налёта ). В марте 1938 года вернулся в Советский Союз, где был награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 28.10.1937 г. и 2.03.1938 г. ).

Получив звание капитана, был назначен комэском 7-го истребительного авиационного полка в Ленинградском военном округе.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Награждён орденом Красной Звезды  ( 1940 год. ).

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Был командиром эскадрильи, заместителем командира 7-го Краснознамённого ИАП ВВС Балтийского Флота. Перейдя из истребительной авиации в штурмовую, был заместителем командира 174-го ШАП, а с октября 1941 года командовал этим полком.

Командиp 174-го штурмового авиационного полка  ( 5-я смешанная авиационная дивизия, Ленинградский фронт )  майоp С. Н. Поляков совеpшил 42 боевых вылета, нанося точные удаpы по аэpодpомам, технике и живой силе пpотивника, участвовал в 3 воздушных боях. Полк под его командованием совершил около 1000 боевых вылетов, уничтожил на аэродромах 46 и повредил 35 самолётов, был преобразован в 15-й Гвардейский ШАП.

23 декабpя 1941 года, перелетая на связном самолёте У-2 на другой аэродром, был атакован 5 финскими истребителями и сбит. Похоpонен в деpевне Агалатово Всеволожского pайона Ленингpадской области.

10 февpаля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Геpоя Советского Союза. Нагpаждён оpденами: Ленина, Кpасного Знамени  ( дважды ), Кpасной Звезды; медалями.

*     *     *

Садясь в самолёт, Сергей Николаевич Поляков не раз с горечью глядел на карту. Стрельна, Гатчина, Пушкин - хотя все эти пункты были очерчены синим карандашом, не хотелось верить, что там враг.

Враг в Пушкине !   В Пушкине, где незадолго до войны он, Поляков, жил. Как недавно это было !..

Служебные дела отнимали у Полякова много времени. Зато в воскресенье он любил погулять по аллеям парка. Прохожие на него оглядывались. Их внимание привлекали не только 3 боевых ордена на груди лётчика ( до Великой Отечественной войны это было большой редкостью ! ), но и сопровождавшая его стайка ребят. Все они называли его папой, хотя никто из этих чернявых мальчишек и девчонок не имел с ним даже отдалённого сходства.

С.Н.Поляков

Поляков действительно чувствовал себя отцом этих осиротевших испанских детей. По воскресеньям он приходил в детский дом и приглашал к себе в гости 6 - 8 маленьких испанцев. Пока Анна Константиновна готовила "большой обед", он гулял с ними. Мальчики любили, когда их названый отец рассказывал об Испании, о боях. Потом шумной гурьбой все вваливались в дом и первым делом бросались к Светлане. Она была ещё маленькой и не могла участвовать в интересных прогулках. И всё-таки ребята завидовали ей: у неё такой папа !

Сергей Николаевич был хорошим семьянином. Но так уж случилось, что ни разу не сбылось его желание прийти за женой в родильный дом с цветами. Когда родилась дочь - он воевал в Испании. Рождение сына совпало с боями против белофиннов на Карельском перешейке. Может быть, оттого мальчонка и умер совсем крохотным, что вместе с жизнью в него вошли бесконечные тревоги материнского сердца. И вот, когда он ждал ещё одного сына  ( Сергей Николаевич почему-то верил, что это будет обязательно сын ), началась Великая Отечественная война.

Прощаясь, просил жену: "Назови его Виктором.   Это значит - победитель".

О том, что сбылось его желание, Поляков не узнал. 10 ноября 1941 года, в день рождения сына, командир штурмового авиационного полка капитан Поляков несколько раз летал в бой...

Когда-то весёлый, любивший шутку, он теперь отмалчивался, был мрачным. В Истру, куда он отправил к брату свою семью, тоже пришли немцы. Успела ли уехать куда - нибудь жена ?   В её положении это не так легко. И как назло переменился номер полевой почты. Теперь жене будет не просто разыскать его. Искать её ?   Только как ?   Откуда он мог знать, что добрые люди посадили Анну Константиновну в эшелон. Потом на какой-то станции сняли с поезда и отправили в родильный дом.

Неизвестность терзала его. Но командир полка никому не жаловался. Он только стремился как можно больше летать. Казалось, ему тягостно находиться на аэродроме. Перепоручив "земные" дела начальнику штаба, он улетал штурмовать врага.

Лётчики 174-го ШАП, 1941 год.

Однажды, когда Поляков разбирал итоги боевого вылета, лётчики удивились: откуда командиру известны все подробности ?   Кажется, на этот раз он не летал с ними.

- Как это не летал ! - в свою очередь удивился Поляков. - Я взлетел последним, тоже штурмовал.

А штурмовать он умел. Лётчики не раз удивлялись точности, с которой командир наносил удары по целям. Как - то он сказал:

- Приходится бить точно. Наверное, легендарный швейцарский стрелок Вильгельм Телль испытывал такие же чувства, когда целился в яблоко, положенное на голову своего сына... Я стрелял и бомбил, думая о том как бы не зацепить Египетские ворота. Где-то совсем рядом я недавно гулял в окружении своих сеньоров и сеньорин   ( так он называл испанских детей ).

Когда перелистываешь комплекты ленинградских газет военного времени, долго искать фамилию Полякова не приходится. Идёт речь об ударе по переднему краю - группу возглавлял Поляков. Разгром вражеского аэродрома - опять фамилия Полякова. Снова удар по аэродрому, с которого немцы собирались совершить большой налёт на Ленинград, - и на этот раз не обошлось без Полякова.

Как-то Поляков не разрешил молодому лётчику Анатолию Панфилову, только что вернувшемуся с боевого задания, лететь снова. Анатолий обиженно сказал: "Сами - то вы, товарищ командир, летаете всё время. Хочу быть похожим на вас".

Ил-2

Штурмовик Ил-2  ( первого выпуска )  одного из полков Ленинградского фронта.  1941 год.

Поляков не сдержал улыбки: "Ну что же, можете пожаловаться на то, что я использую своё служебное положение".

Панфилову лишь недавно исполнилось 18 лет. Для всех он был просто Толей. Даже командир полка и тот, случалось, называл его так. Он любил юношу.

Помнится, осенним вечером Поляков сидел возле входа в землянку с военным корреспондентом А. В. Буровым. Временами горизонт озарялся короткими вспышками. Вслед за ними, гулко перекатываясь, грохотали артиллерийские залпы. Сергей Николаевич оказался хорошим рассказчиком. Правда, вопреки просьбе, он говорил не о себе, а о подчинённых. И, кстати, больше всего о юном пилоте Толе Панфилове, которому уже на фронте исполнилось 18 лет. Однажды, осмотрев подбитый в бою самолёт Панфилова, командир покачал головой и шутливо спросил:

- Ну что мне делать с вами ?   Благодарностей у вас и так хватает. В другое время можно было бы отпуском наградить, но ведь вы москвич, а добраться теперь туда не просто, кругом нас немцы. Придётся пока всё - таки ограничиться благодарностью. Молодец, что хорошо штурмовал, молодец, что привёл подбитый самолёт.

С.Н.Поляков

Лётчик смущённо посмотрел на командира:

- Какой там молодец !   Вот Брагин - тот действительно молодец. У него в самолёте было 300 пробоин !   Два ранения - в руку и в голову, а он прилетел !

Командир похлопал юношу по плечу:

- Ладно, агитатор, идите лучше отдыхать.

Панфилов несмело спросил:

- А может, всё - таки в отпуск можно ?   В Москву не собираюсь, а в Ленинград хоть на денек надо бы съездить. Воюю за него, а какой он - не знаю.

На следующее утро, получив командировочное удостоверение и сухой паёк на 2 суток, лётчик уехал на попутной машине в Ленинград. Но вечером того же дня он спустился в штабную землянку и доложил командиру, что прибыл из отпуска. На расспросы нехотя ответил:

- Обстрел был.

- Выходит, на земле обстрел страшней, чем в воздухе ? - спросил командир.

- Страшней, - подтвердил Панфилов. - При мне девочку на тротуаре убило. Какой тут отпуск !   Летать надо.

Поляков молча опустил голову. Больше он не удерживал юношу. Потом, правда, укорял себя за это. 6 ноября, в самый канун 24-й годовщины Октября, Толя Панфилов не вернулся с боевого задания. Он участвовал в штурмовке аэродрома, на котором немцы сосредоточили свои самолёты для удара по Ленинграду. На обратном пути Толю сбили. Чтобы уничтожить побольше вражеских самолётов, Толя выпустил все патроны, все снаряды. Отбиваться от истребителей было уже нечем...

А. Панфилов
А. Панфилов.

Поляков тяжело переживал потерю. Но командир не знал, что жизнь молодого лётчика дорого обошлась врагам. Уже после войны удалось узнать, что произошло с Толей, приземлившимся за линией фронта в посёлке Красный Бор. Он успел добежать до ближайшего бревенчатого дома. Немецкие солдаты тут же окружили дом и предложили русскому лётчику сдаться в плен. Панфилов ответил выстрелами. Он убил 7 врагов, пытавшихся захватить его силой. Толя не сдался даже после того, как немцы подожгли дом. Так и погиб непокорённым 18-летний воин.

Командир собственноручно подписал донесение о том, что младший лейтенант Панфилов пропал без вести, а сам не верил в это. Надеялся, что рано или поздно его юный земляк объявится. Оба они были коренными москвичами и однажды даже сговорились, что после войны пройдут по Москве пешком из конца в конец. Сергей Николаевич обещал Толе показать дом на Старослободской, в котором родился, типографию в Трёхпрудном переулке, где работал наборщиком, Крутицкие казармы, в которых служил срочную.

С юных лет Сергей мечтал стать лётчиком, а призвали его в артиллерию. Мечта его исполнилась уже после того, как, вернувшись из армии, он снова стал наборщиком. По ходатайству коллектива типографии лучшего производственника Сергея Полякова приняли в лётное училище.

Среди новичков он оказался самым старшим. Инструктор сразу увидел в нём надёжного помощника. Его немалый для 24 лет производственный стаж не имел прямого отношения к профессии лётчика. Но трудолюбие важно в любом деле. Курсант Поляков был уже членом партии, и как - то само собой получилось, что в группе он стал вожаком. Правда, в разговоре товарищи называли его проще - тружеником. На учёбу и полёты он смотрел, как на очень важную работу.

И на войне Сергей Поляков был настоящим тружеником. Именно в этом его подвиг - в повседневном тяжёлом, смертельно опасном труде. В наградном документе, подписанном 15 декабря 1941 года командиром 5-й смешанной авиационной дивизии, указывалось:

"В Отечественной войне участвует беспрерывно с 22 июня 1941 года. За это время показал себя мужественным и храбрым командиром, хорошим организатором боевой работы, будучи заместителем командира 7-го КИАП и с октября 1941 года в должности командира 174-го ШАП.

Полк под его командованием с 22.09.1941 г. произвёл 987 боевых вылетов на штурмовые действия по уничтожению военных объектов и живой силы противника. Сброшено на головы фашистов свыше 100 тонн бомб, выпущено до 2000 реактивных снарядов, расстреляно до 500000 штук патронов и снарядов к пулемётам и пушкам. За это время полком уничтожено: бомбардировщиков - 21, истребителей - 27 и повреждено 26 самолётов противника на аэродромах; танков - 15, автомашин - 134, бронемашин - 13, вагонов - 45, мотоциклов - 10, полевых орудий - 18, зенитных орудий - 41... до 12000 солдат и офицеров противника.

Лично майор Поляков за время Отечественной войны произвёл 42 боевых вылета. На выполнение ответственных заданий лётный состав водит сам лично. Под его командованием при штурмовых налётах на аэродромы противника, уничтожено 46 и повреждено 35 фашистских самолётов, что подтвержено фотографированием. Участвовал в 3 воздушных боях.

С.Н.Поляков

Полк за время командования Поляковым имеет 10 боевых потерь, не боевых потерь - не имеет. Полк показал высокую сплочённость, дисциплинированность, мужество и отвагу в борьбе с германским фашизмом, за что представлен к званию "Гвардейского полка".

За самоотверженность по организации боевой работы полка и личную боевую работу, ходатайствую о представлении майора Полякова С. Н. к высшей Правительственной награде - званию "Герой Советского Союза".

Выше уже говорилось, что ленинградские газеты того времени постоянно сообщали о Полякове и его однополчанах. О последнем же его бое не было написано ничего. Упоминание его фамилии обычно сопровождалось цифрами: уничтожено столько - то огневых точек, самолётов, танков, автомашин. Но то, что произошло 23 декабря 1941 года, не укладывалось в прежние понятия. Поляков дрался с врагом не на боевом самолёте, а на лёгоньком У-2. Командир полка перелетал на нём с одного аэродрома на другой. В это время его и атаковали вражеские истребители...

Поляков превратил связной самолёт в боевую машину. Он не мог отвечать врагу огнём, зато делал такие неожиданные маневры, что в погоне за ним "Мессеры" рисковали врезаться в землю. Недаром Толя Панфилов сказал когда-то, что хочет быть похожим на командира полка. Оба они в неравном бою сражались до последнего. И хотя Сергей Николаевич погиб в этом бою, победу он всё - таки одержал. Её нельзя выразить цифрами, но она была значительной: увидев, как русский пилот дерётся на безоружном фанерном самолёте против нескольких истребителей, немецкие лётчики не могли не задуматься над тем, что таких людей покорить нельзя.

*     *     *

Во многих отечественных и зарубежных изданиях публикуется фото и рисунки истребителя МиГ-3 с бортовым номером "04" который принадлежал капитану 7-го истребительного авиационного полка ВВС Ленинградского фронта С. Н. Полякову.

МиГ-3 капитана С.Н.Полякова, 7-й ИАП

МиГ-3 капитана С.Н.Полякова, 7-й ИАП

МиГ-3 капитана С.Н.Полякова, 7-й ИАП

МиГ-3 капитана С.Н.Полякова, 7-й ИАП

Не берусь утверждать, что капитан С. Н. Поляков, летающий на этой самой машине, герой нашего рассказа. Однако... Весьма маловероятно, чтобы в одном полку было два лётчика носящих одинаковые воинские звания, фамилии и инициалы... Хочется привести и выдержку из довольно известной статьи Валерия Дымича "Весёлая охота на Востоке"  ( журнал "Авиация и космонавтика", 1999, № 1 ), в которой есть такой эпизод.

С.Н.Поляков

"Элитная истребительная Эскадра JG 54 "Grunherz", вступившая в войну 22 июня 1941 года, признаётся немецкими историками лучшим, из всех соединений Люфтваффе  ( "Grunherz" - "Зелёное Сердце" - герб Тюрингии, где родился коммодор Йоханнес Траутлофт. Впервые эта эмблема появилась на истребителе Не-51 лейтенанта Траутлофта в Испании в 1937 году ).

Помимо достоинств, присущих в той или иной степени немецким истребительным Эскадрам, "Grunherz" известна самым низким уровнем потерь в воздушных боях Второй Мировой войны. И тем не менее, ровно через месяц после начала войны, к 22 июля 37 лётчиков Эскадры из 112, были убиты или пропали без вести. При этом, всё больше и больше асов, опытных командиров различных рангов или лётчиков, пользовавшихся авторитетом и любовью в JG 54, гибло в воздушных боях на востоке.

Первый серьёзный удар по репутации Эскадры был нанесён 30 июля 1941 года В этот день не вернулся на свой аэродром командир III-й Группы хауптман Арнольд Лигниц  ( имевший 25 побед ), ставший жертвой собственного любопытства и неосмотрительности. Когда Ленинград оказался в радиусе действий Ме-109F, лётчики "Grunherz", видевшие с воздуха многие города Европы, не могли удержаться от искушения.

В тот день хауптман Лигниц и его ведомый лейтенант Эрвин Лейкауф в инициативном порядке взлетели и, миновав линию фронта, направились к центру Ленинграда. Hад Невой ведущий начал разворот и в этот момент пара "МиГов", незаметных в лучах солнца, обрушилась на "Мессершмитты" сзади. Лейтенант Лейкауф, прозванный "змеёй" за манеру пилотирования, скольжением уклонился от трассы и, выполняя переворот через крыло, увидел, что истребитель командира сбит и падает, вращаясь по спирали...

Ме-109F-2 Арнольда Лигница.

Лигниц покинул подбитый истребитель и спасся на парашюте, однако, упал на крышу дома, а с неё - на мостовую. Через 2 дня он скончался в Военно - Морском госпитале. Групповую победу над опытным немецким пилотом одержали лётчики 7-го ИАП rапитан Поляков и cтарший лейтенант Шамин".

Следует отметить, что по другим источникам Арнольд Лигниц был сбит 30 cентября 1941 года лейтенантом И. Д. Одинцовым на И-153...




Последний бой Сергея Николаевича Полякова.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU