Главная | Источники | 


Попов Иван Феоктистович

И.Ф.Попов

Родился в Декабре 1911 года. Лётчик - истребитель. С 1934 года в рядах Красной Армии. После окончания воееной авиационной школы лётчиков, служил в строевых частях ВВС.

С Апреля 1942 года Старший лейтенант И. Ф. Попов на фронтах Великой Отечественной войны. По Июнь 1942 года сражался в составе 435-го ИАП: по Октябрь 1942 года - в 835-м ИАП; с Января 1943 года по Декабрь 1944 года - в 812-м ИАП. С Января 1944 года - командир этого полка  ( 265-я ИАД, 3-й ИАК ).

Всего выполнил около 200 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, уничтожил 26 самолётов противника. Сам ни разу не был сбит. Представлялся к званию Героя Советского Союза, но не получил его.

11 Декабря 1944 года Подполковник И. Ф. Попов погиб при перелёте на только что захваченный новый аэродром в условиях плохой видимости.

Награждён орденами: Красной Звезды, Красного Знамени   ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалью "За боевые заслуги".

*     *     *

Иван Феоктистович Попов родился в 1911 году в городе Тихорецке   ( Краснодарский край ). В 1934 году вступил в ряды Красной Армии. Перед войной летал на истребителях И-15, И-153 и И-16.

С 5 Августа 1941 года находился в 17-м запасном авиационном полку. Эскадрилья Старшего лейтенанта Попова за период работы подготовила на самолётах "Харрикейн" 2 маршевых полка. Всего подготовлено на самолёте "Харрикейн" 61 экипаж и из переменного состава эскадрильи подготовлено 98 одиночных экипажей на самолёте И-16. За всё время подготовки маршевых полков на самолётах "Харрикейн" эскадрилья не имела ни одной аварии. 25 Января 1942 года приказом № 046 УрВО назначен командиром эскадрильи 17-го запасного авиационного полка.

С Марта 1942 года Попова переводят в 835-й авиаполк Карельского фронта. 13 Июля 1942 года он был назначен командиром эскадрильи. По некоторым источникам, в одном из боёв сбил 2 бомбардировщика противника. За боевую работу на Карельском фронте награждён орденом Красной Звезды.

Участвовал в освобождении Донбасса, Николаева и Севастополя. В 1943 году Иван Феоктистович назначается штурманом 812-го истребительного авиаполка   ( 3-й авиакорпус, Украинский фронт ). В боях за Севастополь им сбито 6 самолётов противника. За умелое командование группами самолётов в воздухе, отличное проведение штурмовок аэродромов противника, за 30 успешных проведённых вылетов и 10 сбитых самолётов противника Попов Иван Феоктистович награждён 24 Декабря 1943 года орденом Красного Знамени.

Як-9Т И.Ф.Попова

В Январе 1944 года был назначен командиром 812-го авиационного полка. За проявленные мужество и героизм при выполнении боевых заданий, а так же за умелое командование группами самолётов был награждён 29 Января 1944 года орденом Александра Невского.

2 Марта 1944 года группа из 12 истребителей, ведомая Поповым вылетела на штурмовку аэродрома Разендорф. При подходе к аэродрому на нём было замечено до 60 самолётов противника разного типа. Из них смогли взлететь 4 Ме-109 и 6 Ju-87. Попов заметил на посадочной площадке, кончающий пробег Не-111. Он отдал приказ атаковать аэродром, сам с первой атаки поджёг "Хейнкель" с пассажирами и на выходе из атаки уничтожил Ju-87. Его ведомый  ( И. Ф. Федоров )  прикрывая командира сбил ещё 2 Ме-109. Всего во время атаки лётчики группы Попова уничтожили 8 самолётов противника не потеряв ни одного из своих. Но после выхода из боя случился неприятный инцидент - истребитель Попова была подбит зенитным огнём. Однако не смотря на повреждения лётчик смог дотянуть машину до аэродрома.

В битве за Крым весной 1944 года самое активное участие принимали авиаторы 8-й Воздушной армии, в честь которых на Малаховом кургане установлен монумент. Среди авиасоединений этой армии важную роль играл 3-й ИАК Генерала Е. Я. Савицкого, истребители которого практически ежедневно находились в воздухе.

Первой Апрельской победой 812-го ИАП стал Ме-109, уничтоженный Петром Пескарёвым 7 числа. Во второй половине дня 265-я ИАД нанесла штурмовой удар по аэродрому Ички  ( ныне райцентр Советское ), месту базирования самолётов противника. Подлёт к цели происходил над морем на "бреющем" вдоль Арабатской стрелки, и удалось достичь полной внезапности - зенитки противника сначала не успели, а затем просто не смогли открыть огонь. В результате налёта на земле были сожжены 4 Ju-87 и "разбиты" 5 FW-190. В штурмовке отличились: командир 812-го полка И. Попов, а также лётчики П. Тарасов, А. Машенкин, И. Фёдоров, П. Пескарёв, Ю. Куреев, И. Стрюк, А. Кузнецов.

9 Апреля, в районе Томашевки, Иван Попов сбил пикировщик Ju-87. На следующий день одержал сразу 2 победы. Из сводки за 10 Апреля: "В 16:09 8 Як-9 и 2 Як-1, командир группы майор Попов, вылетели на штурмовку аэродрома Райзендорф. При подходе к аэродрому на высоте 3000 метров группа Попова встретила 6 Ю-87 под прикрытием ФВ-190 и вступила с ними в бой. После нескольких атак, произведенных группой Попова, бомбардировщики сбросили бомбы на маршруте, не дойдя до цели, и поспешно начали уходить на свою территорию. В результате боя группой Попова сбито 3 ФВ-190 и 1 Ю-87. Своих потерь нет". В том бою отличился и сам командир 812-го ИАП - в 16;40 он сбил FW-190   ( 10-я личная победа ).

Около 18 часов Попов снова повёл свои истребители в район Райзендорфа  ( ныне Красногвардейское ). В этом вылете участвовали также 12 Як-9 из братского 291-го ИАП во главе с майором Петром Овчинниковым, которые блокировали неприятельский аэродром. Прикрывая коллег, группа Попова не позволила "Фоккерам" помешать лётчикам 291-го полка атаковать Ju-87 и сбить 4 пикировщика. Один "лаптёжник" смог уничтожить и Попов. На обратном пути наши лётчики отбили 2 атаки истребителей противника, которые подстерегали советские бомбардировщики и штурмовики, возвращавшиеся на свои аэродромы. В тот же день лётчики 812-го полка П. Т. Тарасов, Ю. М. Куреев и А. Т. Тищенко сбили по одному FW-190.

11 Апреля в первой половине дня командир полка И. Ф. Попов "срезал" западнее Джанкоя очередной FW-190. 17 Апреля в 17:10 в районе "6-я верста" расстрелял из 37-мм пушки своего "Яка" двухмоторный Ме-110.

19 Апреля над мысом Фиолент разыгрался зрелищный воздушный бой. Гвардейцы 6-й танковой бригады с восхищением наблюдали, как сначала в 16:35 море вспенил горящий "Мессер", сбитый И. Ф. Поповым, а через 5 минут упал неуправляемый FW-190, ставший жертвой Сергея Василевского.

21 Апреля 812-й ИАП обменялся ударами с противником. Немецкий истребительный патруль сбил Як-9 Младшего лейтенанта И. Стрюка. Около 15 часов Майор И. Ф. Попов на глазах у пехотинцев 14-го истребительного противотанкового полка уничтожил восточнее Херсонеса FW-190, ставший его 15 личной победой. Одновременно и в том же месте отличился Младший лейтенант Н. Сухоруков, отправивший к земле ещё один "Фоккер". Через несколько минут 3-й такой же самолёт пополнил боевой счёт Павла Тарасова, став его 29 личной победой.

И.Ф.Попов

24 Апреля 1944 года при штурмовки аэродрома Херсонес группа истребителей возглавляемая И. Ф. Поповым вела бой с двумя вражескими группами - 4 Ме-109 и 6 FW-190. Иван Феоктистович сумел взять инициативу в свои руки лично сбив 2 FW-190. Потеряв в облачности ведущего И. Ф. Попов вёл бой с 3 Ме-109 и вышел победителем. В этом бою группа Попова уничтожила 4 вражеских самолёта, не потеряв ни одного своего.

5 Мая в районе мыса Херсонес Иван Попов одержал свою 18 победу, уничтожив Ме-109. Из оперативной сводки: "В 12:28 на высоте 3200 метров на обратном маршруте две девятки Б-3 пытались атаковать 2 FW-190 и Me-109. Отражая атаку истребителей противника на вираже, майор Попов сбил 1 Me-109, самолёт противника с выпущенным шасси упал у берега в районе Херсонеса. В 12:32 2 FW-190 атаковали с большой дистанции Б-3. Атака FW-190 была отбита Фёдоровым и майором Поповым. FW-190 и Ме-109 неоднократно пытались атаковать, но все атаки были отбиты своевременно".

Данные о итогах боевой деятельности этого лётчика довольно противоречивы: от "около десятка" - по воспоминаниям Е. Я. Савицкого до "26 лично сбитых" - в вырезке из "Огонька" за 1944 год  ( фото внизу ).

В настоящее время благодаря официальным документам, которые любезно предоставили мне некоторые читатели данного сайта, можно с абсолютной уверенностью сказать лишь о следующем:

Командир 812-го истребительного авиаполка Майор И. Ф. Попов к 12 Мая 1944 года совершил 113 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника  ( с общим налётом 108 часов ). Успешно провёл 46 одиночных и групповых воздушных боёв с истребителями и бомбардировщиками противника, сбив при этом 19 самолётов противника в воздухе. В проведённых 28 штурмовках аэродромов противника сжёг ещё 7 самолётов  ( 3 Ju-87, 1 Не-111, 3 FW-190 ), уничтожил до 20 машин, 40 гитлеровцев и взорвал склад с боеприпасами.

Эти данные взяты из Представления И. Ф. Попова к званию Героя Советского Союза, составленному 12 Мая 1944 года. Возможно именно отсюда и появилась цифра о 26-ти уничтоженных им лично вражеских самолётах  ( 19 в воздухе и 7 на земле ).

Однако, как свидетельствует фрагмент выписки из подтверждений на уничтоженные самолёты противника Майором И. Ф. Поповым,  ( подписанный 15 Августа 1944 года ), были у него и другие воздушные победы, одержанные уже после написания Представления к званию Героя Советского Союза, 31 Июля 1944 года.

Общее же число лично сбитых самолётов И. Ф. Поповым в воздухе, по последним данным ЦАМО, составляет 24  ( 2 "предполагаемые победы", одержанные им на "Харрикейне" во время службы в 835-м авиаполку, официального подтверждения пока не получили ). Ещё 8 самолётов уничтожил на земле. Всего за боевую карьеру совершил более 150 боевых вылетов, в которых провёл около 70 боёв.

ВЫПИСКА ИЗ ПОДТВЕРЖДЕНИЙ
на уничтоженные самолёты противника
командиром 812-го ИАП Майором И. Ф. Поповым
( за период с 25.09.1943 г. по 31.07.1944 г. )

25.09.1943 года - в районе восточнее Янчекрак сбит 1 Ме-109.
27.09.1943 года - в 3 км восточнее Пришиб сбит 1 Ме-109.
01.10.1943 года - в районе Михайловка - Ореховский сбит 1 Ме-109.
25.10.1943 года - в районе Мариенфельд - Акимовка сбит 1 Ju-87.
22.11.1943 года - в районе восточнее Ново - Знаменка сбит 1 Ме-109.
14.01.1944 года - в районе аэродрома Лепетиха сбит 1 Ме-109.
14.01.1944 года - в районе южнее аэродрома Лепетиха сбит 1 Ме-109.
02.03.1944 года - в районе аэродрома Райзендорф сбит 1 Ju-87.
02.03.1944 года - на аэродроме Райзендорф сожжён на земле 1 Ju-87.
02.03.1944 года - на аэродроме Райзендорф сожжён на земле 1 Не-111.
07.04.1944 года - на аэродроме Ички сожжён на земле 1 Ju-87.
09.04.1944 года - в районе Томашевка сбит 1 Ju-87.
10.04.1944 года - в районе Томашевка сбит 1 FW-190.
10.04.1944 года - в 4 км севернее аэродрома Райзендорф сбит Ju-87.
11.04.1944 года - в 2 км севернее Джанкой сбит 1 FW-190.
17.04.1944 года - в районе Севастополь - 6-я верста сбит 1 Ме-110.
19.04.1944 года - в 2 км юго - восточнее мыса Фиолент сбит 1 Ме-109.
19.04.1944 года - на аэродроме 6-я верста сожжён на земле 1 Ju-87.
21.04.1944 года - юго - восточнее мыса Херсонес сбит 1 FW-190.
24.04.1944 года - в районе Балаклава сбит 1 FW-190.
24.04.1944 года - в районе Балаклава сбит 1 FW-190.
24.04.1944 года - на аэродроме Херсонес сожжён на земле 1 FW-200.
05.05.1944 года - в районе мыса Херсонес сбит 1 Ме-109.
09.05.1944 года - на аэродроме Херсонес сожжён на земле 1 Ju-52.
09.05.1944 года - на аэродроме 6-я верста сожжён на земле 1 FW-200.
09.05.1944 года - на аэродроме Херсонес сожжён на земле 1 FW-200.
31.07.1944 года - в 10 км сев - западнее Каунаса сбит 1 Ме-109.

Все победы имеют официальное подтверждение.

Начальник штаба 265-й ИАД Подполковник   Ловков.

Дата: 15 августа 1944 года.

После составления данного документа, И. Ф. Попов одержал ещё ряд побед, приведённых ниже:

ДатаТип сбитого самолётаМесто победы
18.08.1944 года1 Ме-109в районе Средники
19.08.1944 года1 Ме-109в районе Шауляй - Ракиево
20.08.1944 года1 FW-190в районе Шауляй
20.08.1944 года1 FW-190в районе Шауляй
01.09.1944 года1 FW-190в районе Лотня - Буртуле

Документов подтверждающих 26 личных побед Ивана Феоктистовича Попова, одержанных именно в воздушных боях, к сожалению, пока нет. Возможно в это число вошли и групповые победы лётчика. Быть может кто - либо из любителей авиации имеет дополнительную информацию об этом лётчике и поможет прояснить историю его подвигов до конца.

Як-9 И.Ф.Попова. Весна 1944 г.

Представление к званию Героя Советского Союза, составленное 12 Мая 1944 года командиром 265-й истребительной авиационной Мелитопольской дивизии Полковником А. А. Карякиным, было одобрено командиром 3-го ИАК Генерал - лейтенантом авиации Е. Я. Савицким и отправлено в вышестоящие инстанции. Но... оно оказалось не подписано командиром 8-й Воздушной армии Т. Т. Хрюкиным, заменившим представление на присвоение ордена Отечественной войны 1-й степени. Чуть позднее Иван Феоктистович был награждён ещё одним орденом Красного Знамени.

Подполковник И. Ф. Попов погиб 11 Декабря 1944 года. Вот как описывает это Дважды Герой Советского Союза Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий:

"...Командир 812-го истребительного авиаполка Майор С. П. Попов погиб во время тренировочных полётов, которые мы тогда называли слепыми. Позже они стали называться полётами в сложных метеорологических условиях. Нужда летать при любой погоде возникала довольно часто. Поэтому тренировкам на слепые полёты мы придавали большое значение и всегда стремились их проводить, когда к тому представлялась возможность.

Як-9Т И.Ф.Попова. Осень 1944 г.

В тот пасмурный октябрьский день небо заволокло сплошной облачностью да вдобавок ещё нанесло тумана, и Майор Попов, выполняя очередной тренировочный слепой полёт, потерял ориентировку и не вернулся на аэродром. Это был отважный воздушный боец, на счету которого числилось около десятка сбитых вражеских самолётов, и способный, опытный командир. Полетел он на свой страх и риск, но не из лихости или удали, а ясно сознавая, что опыт слепых полётов в полку необходим и кто - то должен им овладеть, чтобы затем передавать другим лётчикам. Так что это тоже была если и не боевая, то крайне важная для будущих боевых действий работа".

И.Ф.Попов

Хочется отметить множество несоответствий в тексте, взятом из книги Е. Я. Савицкого "Полвека с небом", и действительностью:

Во - первых: "...Майор С. П. Попов", вместо Подполковник И. Ф. Попов. Во - вторых: "в тот... Октябрьский день" - по другим источникам всё это произошло в Декабре. Наконец, в - третьих: "...около десятка сбитых самолётов" - на самом деле их было значительно больше !

Первоначально, И. Ф. Попов был похоронен в селе Леплёвка ( одиночная могила, в 30 км юго - восточнее города Бреста ), затем останки перезахоронили в братскую могилу посёлка Домачево ( Брестская область ).

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника И. Ф. Попова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
125.09.1943 г.1  Ме-109вост. Янчекрак"Харрикейн"

Як-1, Як-9.

227.09.1943 г.1  Ме-109вост. Пришиб
301.10.1943 г.1  Ме-109Михайловка - Ореховский
425.10.1943 г.1  Ju-87сев. Акимовка
522.11.1943 г.1  Ме-109сев - зап. Верхний Рогачик
614.01.1944 г.1  Ме-109аэродром Лепетиха
702.03.1944 г.1  Ju-87аэродром Райзендорф
809.04.1944 г.1  Ju-87Томашевка
910.04.1944 г.1  FW-190Томашевка
101  Ju-87Джамбулду
1111.04.1944 г.1  FW-190зап. Джанкой
1217.04.1944 г.1  Ме-1106-я верста
1319.04.1944 г.1  Ме-109юго - вост. мыса Феолент
1421.04.1944 г.1  FW-190юго - вост. мыса Херсонес
1524.04.1944 г.2  FW-190Балаклава
1605.05.1944 г.1  Ме-109мыс Херсонес
1709.05.1944 г.1  Ju-87Томашевка
1831.07.1944 г.1  Ме-109юж. Бобты
1918.08.1944 г.1  Ме-109юго - зап. Шауляй
2019.08.1944 г.1  Ме-109Шауляй - Ракиево
2120.08.1944 г.1  FW-190Скетры
221  Ме-109Савгини
2301.09.1944 г.1  FW-190Барзупе

      Всего сбитых самолётов - 24 + 0;  боевых вылетов - более 150;   воздушных боёв - около 70.




Наградной лист Майора И. Ф. Попова.

Командир 812-го истребительного авиаполка.


Возврат

Н а з а д