Главная | Источники | 


Пузейкин Владимир Васильевич

В.В.Пузейкин.

Родился 23 Декабря 1913 года в Колпино Санкт - Петербургской губернии  ( ныне Ленинградская область )  в семье рабочего. В 1930 году окончил 9 классов. С Октября 1930 года по Октябрь 1931 года работал в Колпино токарем на Ижорском заводе. После этого учился в Горном институте, но 15 Июня 1932 года был призван в ряды Красной Армии и, после окончания 1-го курса направлен в Ленинградскую военную теоретическую школу лётчиков, которую окончил в Июле того же года. До Апреля следующего года стажировался во 2-й военной школе лётчиков в Борисоглебске, затем до Декабря 1934 года был курсантом 14-й военной школы лётчиков в Энгельсе.

В звании Лейтенанта служил в 23-й легкоштурмовой эскадрилье Ленинградского поенного округа. С Декабря 1934 года по Январь 1936 года был младшим лётчиком. С Февраля по Декабрь 1936 года служил старшим лётчиком и командовал звеном в 11-й истребительной авиационной эскадрильи Ленинградского военного округа.

С 3 Января по 7 Сентября 1937 года участвовал в национально - революционной войне Испанского народа. Был пилотом И-15 и И-16. Имел псевдоним "Владимире".

Совершил 255 боевых вылетов. В групповых воздушных боях сбил не менее 2 самолётов противника. Награждён двумя орденами Красного Знамени.

С Ноября 1937 года по Апрель 1938 года командовал 16-й отдельной эскадрильей, затем был назначен командиром 2-го ИАП, которым командовал до Января 1939 года. Одновременно исполнял обязанности начальника авиагарнизона. С Января по Октябрь 1939 года был слушателем Липецких Высших авиационных курсов усовершенствования ВВС РККА. Затем служил в Забайкальском военном округе. До Ноября 1939 года был инспектором по технике пилотирования 20-й авиационной бригады ВВС 2-й Отдельной Краснознамённой Армии, затем по Август следующего года был помощником командира 2-й ИАБ. Служил инслектором по технике пилотирования 38-й ИАД  ( с Августа 1940 года по Июнь 1941 года )  и ВВС 16-й армии  ( Июнь - Июль 1941 года ).

В начале Великой Отечественной войны был командиром отдельной истребительной эскадрильи. С осени 1941 года командовал 127-м Варшавским Краснознамённым истребительным авиационным полком. По Июнь 1942 года воевал на Западном и Ленинградском фронте. Вместе со своим полком охранял "Дорогу жизни" через Ладожское озеро. С Августа 1942 года по Март 1943 года участвовал в боях на Юго - Западном фронте, с Июня по Октябрь 1943 года воевал на Центральном фронте. Участвовал в боях под Курском. В составе 1-го Белорусского фронта, с Октября 1943 года по Май 1945 года, освобождал Украину и Польшу, участвовал в боях за Германию. Закончил войну командиром авиационной дивизии.

После войны продолжал служить в авиации на руководящих постах. После её окончания - продолжил службу в ВВС. В запас уволился в звании Генерал - майора авиации. Работал в Ленинградском управлении гражданской авиации. Возглавлял совет добровольцев - участников войны в Испании, а также Совет боевой славы при Ленинградском Дворце пионеров. Умер 13 Сентября 1986 года.

*     *     *

Владимир Пузейкин родился и вырос в Колпине, в семье рабочего. Свой трудовой путь начинал токарем, как и отец, на Ижорском заводе. Отец Владимира, участник Русско - Японской войны 1905 года, не покинул тонущий броненосец эскадры Адмирала Рождественского, пока не получил команду прыгать в воду. Около 10 часов продержался в студеной воде на пробковом матрасе. Его подобрал японский корабль. Кавалер двух Георгиевских крестов, отец В. В. Пузейкина и в мирной жизни отличался завидной выдержкой, никогда не паниковал, если случалась авария в цехе или какое - нибудь, как говорят, ЧП.

Сын пошёл характером в отца. Не знал страха, был отважен и хладнокровен. Владимиру не было и 15-ти лет, когда он спас 3-х людей на утопавшей лодке - не умевшего плавать начальника базы пионерлагеря и двоих колпинских ребят - первокласников. Один спас троих !

Окончив школу Владимир стал работать токарем, потом поступил в Горный институт. Однако проучился в нём Пузейкин недолго - в 1932 году по партийному набору он был направлен в лётную школу. Служил в Ленинградском Военном округе.

С 14 Января 1937 года лётчик - доброволец "Владимиро" участвовал в национально - освободительной войне испанского народа, водил в бой звено и группу. Летал на истребителе И-15. Участвовал в боях под Мадридом, Толедо и Гвадалахарой.

И-15 республиканских ВВС, 1937 г.
И-15 республиканских ВВС, 1937 год.

В воздушных боях в группе сбил 2 самолёта  ( по другим источникам имел 6 побед, возможно с учётом Великой Отечественной войны ).

14 Марта 1937 года эскадрилья И-15 А. Осадчего и 17 И-16 атаковали 6 "Юнкерсов" и 1 "Фоккер", прикрытых 7 "Фиатами". Без потерь было сбито 2 "Фиата", "Фоккер" ушёл с резким снижением. Бомбардировщикам сбросить бомбы на цель не удалось. Один "Фиат" сбили совместными усилиями Владимир Пузейкин и испанец Алонсо, второй был сбит американцем Фрэнком Тинкером. После боя 4 истребителя не смогли сесть на свой аэродром из-за плохой погоды и совершили вынужденные посадки на республиканской территории.

Всякое случалось в те дни, несколько раз попадал в довольно сложные ситуации. Так севернее Толедо, перелетев линию фронта, Владимир попал под огонь зениток. Мотор был повреждён - грохотал так, что у лётчика в глазах рябило. Боялся одного: лишь бы только не загорелась машина, не пришлось бы садиться на территории противника. Как он перетянул линию фронта, как посадил самолёт на холмистом участке - казалось фантастикой. Конечно же такое мог совершить только очень опытный и хладнокровный пилот, умеющий спокойно, по секундам просчитать все свои действия, не упуская из внимания ни одной мелочи. Можно представить себе состояние Владимира Васильевича, когда его "Чато" коснулся земли. Необычное хладнокровия выручило его и в этот раз.

За "испанскую" компанию он был награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 27.06.1937 и 11.11.1937 ) . 7 Сентября 1937 года вернулся в Советский Союз. 13 Октября 1937 года ему было присвоено звание Майора.

С началом Великой Отечественной войны - вновь на фронте. Воевал в составе истребительного авиаполка под командованием Подполковника А. П. Николаева, где командовал отдельной истребительной эскадрильей. Летая на истребителе МиГ-3, сражался на Западном фронте. Участник обороны Москвы. Вспоминая о тех днях Герой Советского Союза А. Ф. Семёнов пишет:

"В комнату вошёл среднего роста Майор с шапкой белокурых вьющихся волос. Буквально с первых минут знакомства я почувствовал симпатию к нему. Пузейкин относился к той категории людей, которые раскрываются сразу и располагают других к откровенности и доверию. Владимир пользовался большим уважением у подчинённых за внимательное отношене к ним, за то, что никогда не оставлял человека наедине со своей неудачей или бедой. Если он бывал убежден в чём - либо, то отстаивал это энергично, невзирая на чины и должностное положение инакомыслящих".

В одном из боёв самолёт Пузейкина был подбит. Мотор перестал работать, фонарь заклинило, а высота была небольшой. Казалось, гибель лётчика неизбежна. Но в последний момент Владимиру, отличавшемуся железной выдержкой и высоким лётным мастерством, удалось перевернуть неисправный самолёт на спину, покинуть его и благополучно приземлиться на парашюте.

К осени 1941 года Майор В. В. Пузейкин был уже командиром 127-го истребительного авиаполка. 22 Сентября лётчики полка перелетели из Подмосковья на Ленинградский фронт. Задача была такова - прикрытие транспортных самолётов летающих в Ленинград над Ладожским озером.

Назначение на Ленинградский фронт и обрадовало его, и ещё больше разбередило свежую рану. Как - то перед самым вылетом на сопровождение штурмовиков ему вручили долго плутавшее письмо. Едва он глянул на него, тревожно замерло сердце. Быстро пробежал глазами строчки, написанные незнакомым почерком. Кто - то, забыв подписаться, сообщал, что бригадир электромонтеров трубопрокатного цеха дядя Вася Пузейкин погиб во время артиллерийского обстрела Ижорского завода...

В. В. Пузейкин

На новом месте полк не имел передышки. Уже на следующий же день после прилёта в Кайваксу первая группа истребителей сопровождала транспортные Ли-2 в Ленинград и обратно. Начались жаркие дни боевой работы. Оказалось, что полёты на сопровождение транспортников не так просты, как казалось пилотам поначалу: очень часто возникали непревычные и непредвиденные ситуации. Но все эти трудности уже обстрелянные и бывалые лётчики 127-го полка сумели быстро преодолеть. Ведь большинство пилотов полка были кадровиками, окончившими авиационные училища и получившие закалку ещё до начала войны. Школу боёв прошли в первые месяцы войны и лётчики младшего поколения, сражаясь под Москвой.

В те напряжённые дни редкий вылет обходился без боя. Бои же приносили не одни лишь победы. В неравных сражениях - а в начале войны недостатка в них не было - полки редели. Не минула эта участь и 127-й ИАП. И вскоре, если удавалось выделить 4 истребителя для прикрытия каравана в 9 транспортных самолётов, - это считалось хорошо.

Учитывая важность возложенной на полк боевой задачи, к нему не раз прикомандировывали лётчиков из других частей. Причем самых лучших, таких, например, как Лука Муравицкий, на боевом счету которого были не просто победы, но и воздушный таран. Пришёл в полк и Владимир Плавский - участник боя, в котором 5 наших лётчиков дрались с тремя группами, состоящими в общей сложности из 40 вражеских самолётов. В этом бою, происходившем 11 Сентября над Красным Селом, 9 немецких самолётов были сбиты, остальные отогнаны. Плавский уничтожил тогда 2 "Юнкерса".

Группа лётчиков 127-го ИАП.

Группа лётчиков 127-го ИАП.  Второй справа - В. В. Пузейкин.  Зима 1941 - 1942 гг.

За мужество и героизм, проявленные на трассе воздушного моста, командир 127-го ИАП Майор В. В. Пузейкин был награждён орденом Ленина. 21 Января 1942 года получил звание Подполковника. Большая группа лётчиков была награждена орденами Красной Звезды, медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги". Старшему лейтенанту Луке Захаровичу Муравицкому, на боевом счету которого было более десятка воздушных побед, было присвоено звание Героя Советского Союза, а погибший в Феврале 1942 года от огня зениток противника лётчик Филипп Григорьевич Зоц был занесён навечно в списки 127-го истребительного Краснознамённого Варшавского авиационного полка.

В.В.Пузейкин, 1942 г.

Владимир Пузейкин прошёл всю войну от первого дня до последнего, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника.

За боевые отличия был награждён орденами: Ленина  ( 28.02.1942 ), Красного Знамени  ( 18.09.1944 ), Суворова 3-й степени  ( 18.02.1944 ), Александра Невского  ( 15.10.1943 ); медалями "За боевые заслуги"   ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ), "За взятие Берлина"   ( 9.06.1945 ).

После окончания войны продолжал служить в авиации на руководящих постах. 7 Июня 1947 года присвоено звание Полковника. В Мае 1949 года окончил 7-месячные курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий при Военно - Воздушной академии. С Декабря 1951 года по Октябрь 1953 года был слушателем Высшей военной Академии имени Ворошилова, которую окончил с золотой медалью.

31 Мая 1954 года ему было присвоено воинское звание Генерал - майора авиации.

За безупречную воинскую службу награждён орденами Красного Знамени   ( 20.04.1953 ), Отечественной войны 1-й степени  ( 10.11.1953 ), двумя орденами Красной Звезды  ( 6.12.1947 и 23.01.1957 ), медалями "30 лет Советской Армии и Флота"  ( 22.02.1948 ), "В память 250-летия Ленинграда"  ( 31.01.1958 ), "40 лет Вооружённых Сил СССР"  ( 15.03.1958 ), польской медалью "За вашу и нашу свободу"  ( 1968 ).

10 Ноября 1960 года уволился в запас в звании Генерал - майора авиации. Работал в Ленинградском управлении гражданской авиации. Проживал в Ленинграде  ( ныне Санкт - Петербург ). Скончался 13 Сентября 1986 года.



В небе Испании...

Возврат

Н а з а д