Главная | Источники | 

HSU

Ратников Пётр Петрович

Ратников П.П.

Родился в 1918 году с селе Головинщино, ныне Каменского района Пензенской области, в семье крестьянина. Окончив 7 классов сельской школы, работал в колхозе. В 1940 году призван в ряды Красной Армии Головинщинским   ( ныне Каменским )  РВК. В том же году окончил Ульяновсккую военную авиационную школу пилотов.

С Января 1942 года сержант П. П. Ратников в действующей армии. В составе 512-го ИАП  ( 53-го Гвардейского ИАП )  сражался на Донском и Центральном фронтах. Летал на самолётах ЛаГГ-3 и Як-1.

К Июню 1943 года командир эскадрильи 53-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт )  Гвардии лейтенант П. П. Ратников совершил 220 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боёв, сбил лично 11 и в составе группы 4 самолёта противника.

24 Июля 1943 года Гвардии старший лейтенант П. П. Ратников погиб в воздушном бою, таранив в районе посёлка Ломовец самолёт - корректировщик FW-189. Место захоронения неизвестно.

24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени; медалью. Бюст Героя установлен на площади Победы в городе Каменка Пензенской области. Навечно зачислен в списки воинской части.

*     *     *

После окончания авиационного училища Пётр Ратников в Январе 1942 года прибыл на фронт и участвовал в боях на подступах к Волге и на Курской дуге.

С первых же вылетов летом 1942 года командир полка Подполковник Н. С. Герасимов подметил в пилоте те качества, которые отличают настоящего воздушного бойца.

Ратников пришёл в авиацию ещё до войны. Молодой колхозник из Пензенской области поступил в Ульяновскую лётную школу и после её окончания неожиданно для себя попал в запасной полк в качестве инструктора. Это назначение он счёл самой большой обидой, которую, не сдерживаясь, высказывал всем своим начальникам. Но от каждого из них получал неизменный ответ: "Вы сейчас нужны для обучения кадров".

Приказ есть приказ. Старший сержант старательно и добросовестно тренировал молодых пилотов, но мысль попасть на фронт не оставляла его ни на минуту. И он своего добился.

В дни напряжённых боёв за Сталинград, делая в сутки по 5 - 6 вылетов, его эскадрилья уничтожала боевые и транспортные самолёты врага. Несколько эпизодов в подтверждение его воинской доблести могут показать славный боевой путь этого бойца.

26 Августа 1942 года в воздушной схватке 12 "Яков" с 70 самолётами противника разных типов, Ратников в яростном воздушном бою умелым вертикальным маневром сбил одного врага, затем второго, а свой истребитель вывел из боя без единой пробоины.

В Октябре 1942 года 16-я Воздушная армия обеспечивала частные операции и контрудары общевойсковых армий. Нужно было измотать врага и отвлечь его силы от главных направлений. Одна из таких частных операций под кодовым названием "Дон" проводилась ударной группой Донского фронта в середине Октября. 16-я Воздушная армия в этой операции выполняла следующие задачи: вела борьбу с авиацией противника, уничтожала вражеские войска перед фронтом, содействовала войскам 24-й и 66-й армий в прорыве обороны противника, вела воздушную разведку и разрушала переправы через Дон.

Об успешной борьбе наших лётчиков с вражеской авиацией над Сталинградом свидетельствуют воздушные бои 16 Октября, когда истребители одной лишь 220-й ИАД сбили 9 и подбили 4 немецких самолёта. Одну из побед записал на свой боевой счёт и Старший лейтенант П. П. Ратников.

17 Октября 1942 года он в паре сбивает вражеский истребитель Ме-109, а во время уничтожения окружённой вражеской группировки регулярно участвует в штурмовке неприятельских аэродромов. Только на аэродроме Большая Россошка штурмовыми действиями Пётр Ратников уничтожил лично 2 самолёта Ju-52 и ещё 3 - в группе с товарищами.

К Июню 1943 года командир эскадрильи 53-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии лейтенант П. П. Ратников произвёл 220 успешных боевых вылетов, участвовал в 85 воздушных боях, в которых лично сбил 11 и в группе 4 самолёта противника. 21 раз участвовал он в штурмовке наземных войск и аэродромов противника, в ходе которых уничтожил 7 автомашин, 10 повозок, 5 самолётов, 1 зенитное орудие и 2 зенитные пулемётные точки.

Представляет интерес письмо командования полка школьникам Республики Коми, приведённое ниже:

"...Дорогие ребята !   Вы живёте глубоко в тылу, но мы знаем, что весь ваш день связан мыслями о фронте... К нам прислали самолёт "Пионер Коми", построенный на средства, собранные вами. Сообщаем, что на этом самолёте здесь, у Волги, лётчики сбили 4-х фашистских стервятников. Сейчас на нём летает лучший лётчик нашей части, дважды орденоносец Пётр Ратников. На его счету уже 11 сбитых немецких самолётов. Механиком на самолёте работает техник - лейтенант Крылов. За отличную работу он награждён медалью "За боевые заслуги".

5 Июля 1943 года началось знаменитое сражение на Курской дуге. При этом, ожесточённые бои разгорелись как на земле, так и в воздухе. В первый же день сражения, Старший лейтенант П. П. Ратников, летевший во главе восьмёрки истребителей, обнаружил во много раз превосходящую по численности группу вражеских самолётов. Командир и его подчинённые решительно устремились на врага. От их неотразимых атак немцы потеряли 3 машины, которые уничтожили Ратников и старший сержант Жигалов. А все наши лётчики благополучно вернулись на свой аэродром.

24 Июля 1943 года командир эскадрильи Старший лейтенант Ратников вылетел на разведку и у посёлка Ломовец  ( Орловская область )  встретил FW-189, который корректировал огонь своей артиллерии и производил фотосъёмку переднего края наших войск. Пётр решил атаковать противника.

Самолёт FW-189

Догнав "Раму" и зайдя ей в хвост, Ратников дал несколько очередей. Но самолёт противника ловким маневром стал уходить на свою территорию. У нашего лётчика кончились боеприпасы, и он решил идти на таран. Наземные войска, наблюдавшие за этим боем, видели как Пётр своим самолётом ударил в хвост врага. Немецкий разведчик - корректировщик развалился, но при таране смертью храбрых погиб и Ратников.

Всего за период своего участия в Великой Отечественной войне отважный лётчик - истребитель совершил 255 боевых вылетов, проведя более 90 воздушных боёв, уничтожил 16 вражеских самолётов лично и 7 в группе с товарищами.

24 Августа 1943 года за воинское мастерство и успехи, достигнутые в боях с врагами, Петру Петровичу Ратникову посмертно было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Приказом Министра Обороны СССР его имя навечно занесено в списки личного состава воинской части.

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта П. П. Ратникова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
107.08.1942 г.1  Ме-109зап. АбганеровоЛаГГ-3, Як-1.
222.08.1942 г.1  Ме-109Арканцево
325.08.1942 г.1  Ме-109Городище
426.08.1942 г.1  Ме-109Городище - Орловка
514.10.1942 г.1  Ме-109Разгуляевка
616.10.1942 г.1  Ju-87Сталинград
717.10.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )сев. - вост. Котлубань
811.12.1942 г.1  Ju-52Большая Россошка
919.12.1942 г.1  Ме-109Яблоновая
1020.12.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )зап. Красный Пахарь
1122.12.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Большая Россошка
1218.03.1943 г.2  FW-190  ( в группе - 2 / 6 )ст. Комаричи
1322.03.1943 г.1  FW-190Короськово
1405.07.1943 г.1  Не-111сев. Тагино
151  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Малоархангельск
161  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Поныри
1706.07.1943 г.1  FW-190Поныри
1808.07.1943 г.1  FW-190Ольховатка
1910.07.1943 г.2  Ju-87Самодуровка - Поныри
2024.07.1943 г.1  FW-190Ломовец  ( сбит тараном )

     Всего сбитых самолётов - 16 + 7  [ 15 + 7 ];  боевых вылетов - около 250;  воздушных боёв - более 90.


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

     © AirFighters.RU