Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Речкалов Григорий Андреевич

Речкалов Григорий Андреевич

Родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково, ныне посёлок Зайково Свердловской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов неполной средней школы и аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии, в 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года младший лейтенант Г. А. Речкалов в действующей армии. В составе 55-го ИАП  ( 16-го Гвардейского ИАП )  сражался на Южном, Северо - Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. С марта 1945 года - в Управлении 9-й Гвардейской ИАД.

К маю 1943 года командир звена 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  Гвардии старший лейтенант Г. А. Речкалов совершил 194 боевых вылета, в 54 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника и 2 - в составе группы.

24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К июню 1944 года заместитель командира того же полка  ( 9-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии капитан Г. А. Речкалов совершил 415 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях, сбил лично 48 самолётов противника и 6 - в группе.

1 июля 1944 года за успешно проведённые воздушные бои награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Всего выполнил более 450 успешных боевых вылетов, в 122 воздушных боях сбил 56 самолётов лично и 6 - в составе группы.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года генерал - майор авиации Г. А. Речкалов - в запасе. Жил в Москве. Написал книги о военных буднях - "В гостях у молодости", "Дымное небо войны", "В небе Молдавии". Умер 22 декабря 1990 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями. На родине дважды Героя установлен бронзовый бюст.

*     *     *

Этот блистательный воздушный боец отличался весьма противоречивым и неровным характером. Являя образец мужества, решимости и дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника. Его боевая судьба переплелась с судьбой А. И. Покрышкина; он летал с ним в группе, сменял его на должности комэска, затем на должности командира полка. Сам Александр Иванович лучшими качествами Речкалова считал прямоту и откровенность.

Григорий Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии. Летать он научился в местном аэроклубе. После призыва в ряды Красной Армии, в 1938 году был принят в Пермскую военную авиационную школу. Ту самую, что за 5 лет до прихода туда Речкалова окончил его будущий командир - А. И. Покрышкин. Правда, тогда школа выпускала лишь авиационных техников. Став в 1939 году военным лётчиком, Речкалов проходил службу в частях ВВС РККА Одесского Военного округа.

Несмотря на то, что медкомиссия определила у него дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк в звании сержанта. Полк находился в Moлдавии и перевооружался на новые типы истребителей в течение лета. Тем не менее, эскадрилья Речкалова ещё имела на вооружении устаревшие И-153.

Начало войны спасло Речкалова от списания с лётной работы: командир полка проигнорировал очередное, губительное для пилота, заключение врачей.

И-153 Г.А.Речкалова.

Свои первые боевые вылеты, на штурмовку войск противника, Речкалов сделал на И-153 - биплане с синим хвостовым номером "13". В течение 1-й недели войны он выполнил около 30 боевых вылетов на штурмовку и провёл 10 воздушных боёв.

На этой же машине он одержал свою первую победу - 27 июня 1941 года залпом реактивных снарядов сбив одного из атаковавших его Ме-109. Как и Покрышкин, позднее он говорил, что его 13-й номер "несчастливый для врага". На нём же он, правда, потерпел аварию из - за отказа мотора: оборвался шатун, и, скапотировав, Речкалов едва не погиб.

После аварии он стал летать уже на И-16.

Вскоре Гечкалов сбил сначала польский истребитель PZL P-24   ( на них летали румынские лётчики ), а затем - немецкий бомбардировщик Ju-88. 26 июля в районе Дубоссар при штурмовке вражеской колонны был ранен в голову и ногу огнём с земли, привёл машину на свой аэродром и угодил в госпиталь, перенёс там 3 операции - ранение в ногу оказалось достаточно тяжёлым.

Истребитель PZL-24F.

После относительного выздоровления лётчик получил направление в запасной полк, но, узнав, что тот укомплектован только самолётами У-2, решительно повернул и уехал обратно в штаб ВВС округа. Там он добился встречи с командующим и сумел вытребовать направление на переучивание в истребительный полк. Только 30 Марта 1942 года, освоив Як-1 и ещё раз побывав в госпитале - трудно выходил осколок, Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой полк - 55-й ИАП, получивший к тому времени Гвардейское наименование  ( 16-й Гвардейский ИАП ). Здесь, на Южном фронте, он делает около сотни боевых вылетов, участвуя в 20 боях доводит число своих побед до 6, сбив 4 самолёта лично и 2 - в составе группы.

В Декабре 1942 года полк отозвали с фронта для перевооружения на американские истребители P-39 "Аэрокобра". К весне 1943 года, получив новые машины на Северном Кавказе, полк отправился на Кубань. В первом же вылете, Речкалов и Покрышкин сбили по одному Ме-109F в воздушном бою над станицей Крымская. 15 Апреля Речкалов сбил Ju-88 в бою с большой группой бомбардировщиков. На следующий день - Ме-109 около станицы Холмская и ещё 2 Ме-109 до 21 числа.

Речкалов с товарищами

А. Клубов, Г. Речкалов, А. Труд и А. Покрышкин  ( слева направо )

Г.А.Речкалов

8 дней спустя 6 "Aэрокобр" Kaпитана А. Покрышкина завязали бой с группой Ju-87 сопровождаемой 4 истребителями Ме-109 над линией фронта. Покрышкин атаковал бомбардировщиков, а Речкалов занялся истребителями. В итоге оба сбили по 2 самолёта противника и сорвали их атаку.

Только за первые 2 недели сражения на Кубани заместитель командира 1-й эскадрильи 16-го ГвИАП Гвардии старший лейтенант Г. Р. Речкалов лично сбил в воздушных боях 8 самолётов противника  ( 7 Ме-109 и 1 Ju-88 )  и был представлен к званию Героя Советского Союза. Вспоминая о тех днях Григорий Андреевич позднее писал:

"Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале противник действовал нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолёт, загоревшись, несётся к земле. Но мы быстро разгадали тактику немецких лётчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов так называемой "этажеркой". Именно в эти дни в нашем полку родился "соколиный удар", разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным".

На Кубани Речкалов воевал на "Аэрокобрах" P-39D-1, P-39D-2, с бортовым номером "40", одержал 19 побед, трижды уничтожив по 2 самолёта в одном бою и один раз - 3. Обычно он летал ведущим пары в группе Покрышкина. 24 Мая 1943 года стал Героем Советского Союза. Свой последний дубль Речкалов сделал уже под Яссами, сбив в короткой и решительной атаке 2 пикировщика Ju-87.

Беспредельно храбрый лично, удалой, полный презрения к врагам, Речкалов воевал на разукрашенной "Аэрокобре", помимо стандартной окраски и элементов быстрого распознавания, несшей звезды по числу сбитых врагов и грозные буквы РГА  ( инициалы лётчика )  на хвостовой части фюзеляжа.

Летом 1943 года во главе восьмёрки истребителей он с ходу на предельной скорости, сверху - в лоб, атаковал большую группу пикировщиков Ju-87 и лично сбил 3 из них. Его группа сбила тогда 5 "Юнкерсов" и один "Мессер".

Осенью 1943 года во время знаменитой "охоты над морем", открытой Покрышкиным, Речкалову удалось сбить 3 самолёта - 2 трёхмоторных Ju-52 - бензовоза в одном вылете и итальянскую летающую лодку "Савойя".

Г.А.Речкалов на крыле Р-39.

Дважды Герой Советского Союза Г. А. Речкалов в кабине своей "Аэрокобры".

Он с удовольствием летал на "охоту", любил забираться на большую, около 6000 метров, высоту и, пользуясь своим исключительно острым зрением, стремительно атаковать выбранную жертву. На задания ас летал с разными лётчиками. Среди них были А. Труд, Г. Голубев, В. Жердев. Он вёл бои над Азовским морем, когда весной 1944 года полк действовал в составе 4-го Украинского фронта над Крымом, участвовал в Кишинёвской кампании, которая отправила его обратно в места, где он совершил свои первые вылеты в этой войне.

Он стал Kaпитаном, заместителем командира полка с богатым боевым опытом. В Июле 1944 года Борис Глинка был серьёзно ранен и Речкалов стал временно исполнять его обязанности. 1 Июля 1944 года его наградили второй медалью "Золотая Звезда", за 48 личных и 6 групповых побед, одержанных им в 415 боевых вылетах и 112 воздушных боях  ( по данным на Июнь 1944 года ).

Отличительной чертой Речкалова было то, что он быстро улавливал идею каждого боя и как бы не складывалась обстановка в воздухе, почти всегда доводил до конца начатую схватку, добиваясь победы. Его умение взаимодействовать с другими группами, позволяло уверенно вести бои с численно превосходящими силами противника.

Г.А.Речкалов на крыле Р-39.

Дважды Герой Советского Союза Г. А. Речкалов на крыле своей "Аэрокобры".

Поистине классическим можно назвать воздушный бой, проведённый нашими асами 16 Июля 1944 года. Во всём блеске проявились в нём боевые качества советских командиров и рядовых лётчиков. 12 самолётов 16-го Гвардейского полка под командованием Г. А. Речкалова в районе Сушно прикрывали от воздушных налётов наземные войска, находившиеся в исходном положении для атаки. Истребители ударной группы барражировали на высоте 2000 метров. Над ними с превышением 400 - 500 метров ходила группа прикрытия во главе с ведущим - Гвардии подполковником А. И. Покрышкиным. А самый верхний ярус занимала группа поддержки под командованием Героя Советского Союза Гвардии старшего лейтенанта А. Труда.

Вскоре было замечено, что курсом на восток движется большая группа вражеских машин. В ней насчитывалось более 30 Ju-87 и Hs-129 и 8 FW-190. Увидев наши самолёты, противник перестроился в колонну по одному, замкнув круг для обороны, и начал беспорядочно бросать бомбы.

Г.А.Речкалов

Истребители Речкалова и Покрышкипа устремились в атаку на бомбардировщиков, а Труд связал боем истребителей. Закрутилась гигантская карусель. Своей четвёркой Покрышкин нанёс удар с внутренней стороны круга и с первой же атаки сбил Hs-129. Четвёртой атакой ему удалось поджечь Ju-87. Снизу и сзади в атаку бросился Речкалов со своими ведомыми. Он первым свалил на землю вражеского бомбардиррвщика. Такая же участь от метких очередей Вахненко, Клубова и Иванова постигла ещё 3-х "Юнкерсов". На выходе из четвёртой атаки Клубов удвоил свой счёт. Таким образом, на землю упало 9 сбитых вражеских самолётов.

Однако стремление Речкалова к увеличению личного счёта  ( вплоть до попыток приписать себе чужие победы ), не всегда положительно сказывалось на руководстве подчинёнными. Он мог выйти из боя с истребителями, хотя лётчики его группы ещё продолжали схватку, и броситься на бомбардировщиков, а то и вовсе увести группу без разрешения вышестоящего командования. Действуя "по старинке", посылал на патрулирование мелкие группы истребителей, которым часто приходилось вести бои в меньшинстве.

Боевой счёт лётчика рос очень быстро, столь же быстро поднимался Речкалов и по командным должностям. После назначения Покрышкина заместителем командира полка, Речкалов становится командиром 1-й эскадрильи, а когда Покрышкин стал командиром дивизии, он был назначен командиром 16-го ГвИАП.

Г.А.Речкалов

Однако должность эта была фатально невезучей. После гибели лётчика Ивана Олефиренко  ( из - за халатности механика ), Речкалов был снят с должности комполка и туда назначен Борис Глинка. Однако через несколько дней тот был серьёзно ранен в воздушном бою и Речкалов вновь стал временно исполнять его обязанности. Но вскоре его сменил в этой должности другой советский ас - Иван Ильич Бабак...

Вскоре полк переместился на 1-й Украинский фронт и принял участие в Львовско - Сандомирской операции. Затем действовал над Польшей, над Вислой и Одером. Последние бои Речкалов провёл над Берлином в Апреле 1945 года. К концу войны он стал самым результативным лётчиком летающим на "Аэрокобре"   ( 44 победы ), большинство из которых он одержал на машинах P-39N-0 ( номер 42-747 ) и P-39Q-15  ( номер 42-547 ).

"Аэрокобра" Р-39Q-15, широко известна по кинохронике, как истребитель А. И. Покрышкина. Но это не так. Просто кинооператоры снимали Александра Ивановича на фоне именно этого самолёта  ( видимо хотели показать множество звёзд - отметок о победах ). На этой машине Речкалов и закончил войну.

Звёздочки, обозначавшие воздушные победы, наносились слева на носу самолёта, причем расположены были точно так же, как и на предыдущей машине. Подкрыльевые пулемёты были сняты. Красные верхушки вертикального оперения и кок - отличительный знак 16-го Гвардейского ИАП.

Р-39Q-15 Г.А.Речкалова

Самолёт P-39Q-15-BE "Airacobra" Г. А. Речкалова.  16-й ГвИАП, 9-я ГвИАД, весна 1945 года.

Г.Речкалов у своего самолёта.

P-39N Г.Речкалова.

Через много лет после окончания войны у Гpигоpия Речкалова как - то спpосили, что он больше всего ценил в "Аэpокобpе", на котоpой одеpжал столько побед: скоpость, мощь огневого залпа, обзоp из кабины, надёжность мотоpа ?   Речкалов ответил, что, конечно, все пеpечисленные достоинства машины - очень важны. Hо главное всё - таки... было pадио. Hа этой машине была отличная, pедкая по тем вpеменам pадиосвязь. Благодаpя ей пилоты в гpуппе pазговаpивали между собой, как по телефону. Кто что увидел - сpазу все знают. Поэтому никаких неожиданностей, в боевых вылетах, у них не бывало.

В.П.Цветков.
В. П. Цветков.

28 Февраля 1945 года, приказом командира 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, Григорий Речкалов был отстранён от командования 16-м Гвардейским авиаполком и назначен инспектором по технике пилотирования 9-й ГвИАД, то есть на должность не связанную с руководством личным составом. Сам А. И. Покрышкин писал по этому поводу так:

"...Аэродром внезапно атаковала восьмёрка FW-190. Группа выскочила в разрыв облачности и сбросила кассетные осколочные бомбы. По радио на противника сразу же была наведена пара истребителей. Она как раз совершала тренировочный полёт. Лётчики успели догнать уходящую вражескую группу и подбили один "Фоккер".

От сброшенных бомб наши самолёты не пострадали. Но под взрывы попал командир эскадрильи Вениамин Цветков. Во время бомбёжки он бросился к самолёту, чтобы взлететь и отразить удар "Фоккеров". Крупный осколок вонзился ему в спину, нанёс смертельную рану. Врачи не успели довезти его живым до лазарета. [ Примечание: Вениамин Павлович Цветков имел на своём счету 15 лично сбитых самолётов противника и 2 - в составе группы ].

Когда мне сообщили об этом ударе по аэродрому, первое, что я спросил: "А где же были дежурные истребители ?.."

Выяснилось, что командование 16-го Гвардейского полка не выполнило установленный график дежурства над аэродромом. Считая это напрасной тратой сил, не подняло заранее, по расписанию, звено на барражирование. Это было грубое нарушение. Будь звено в воздухе, налёт удалось бы отразить ещё на подходе вражеских самолётов к аэродрому. За неисполнительность и другие нарушения командира 16-го авиаполка вскоре перевели на должность инспектора в корпус, не связанную с руководством личным составом.

Вот ведь как бывает. Приобрел лётчик боевой опыт, освоил технику, научился вести воздушный бой - дерётся уверенно, на счету не один десяток сбитых вражеских машин. Отмечен за это высокими наградами. А командирские качества невысокие, как руководитель - слаб. По видимому, чтобы выковать, воспитать в себе эти качества мало быть только храбрым и умелым воздушным бойцом. Надо развивать ответственность перед подчинёнными, строго спрашивать и быть требовательным в первую очередь к самому себе".

Несмотря на всё это, боевые вылеты Григорий Речкалов продолжал выполнять до конца войны. Он закончил её с 56 личными и 6 групповыми победами, одержанными в 450 успешных боевых вылетах и 122 воздушных боях   ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 61 личную и 4 групповые победы, в том числе 3 личные победы, одержанные летом 1941 года, но не записанные на его боевой счёт ).

Г.А.Речкалов

Наверное, ни у одного другого советского аса на личном счету нет такого разнообразия типов официально сбитых самолётов врага, как у Г. А. Речкалова. Здесь и бомбардировщики Hе-111 и Ju-88, и самолёты штурмовой авиации Ju-87 и Hs-129, и разведчики Hs-126 и FW-189, и истребители Ме-110, Ме-109, FW-190, и транспортники Ju-52, и даже относительно редкие трофеи - итальянская "Савойя" и польский PZL-24.

После войны Григорий Андреевич ещё долго оставался на службе в ВВС, окончил Военно - Воздушную академию. В 1959 году 39-летний Генерал - майор авиации Г. А. Речкалов был уволен в запас. Жил и работал в Москве.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Г. А. Речкалова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.06.1941 г.1  Ме-109УнгеныИ-153, И-16, Як-1,

Р-39 "Аэрокобра".

227.06.1941 г.1  Hs-126вост. Бокша
311.07.1941 г.1  Ju-88Балта
425.05.1942 г.1  Ме-110р-н Изюма
527.05.1942 г.1  Ме-110Изюм
602.07.1942 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 4 )Подгородное
709.07.1942 г.1  Ме-109Берестовая
810.07.1942 г.2  Ме-109Золотарёвка
911.04.1943 г.1  Ме-109сев. Абинская
1012.04.1943 г.1  Ме-109вост. Троицкая
1115.04.1943 г.1  Ju-88Гостогаевский - Николаевский
1216.04.1943 г.1  Ме-109Абинская
1317.04.1943 г.1  Ме-109Мысхако
1421.04.1943 г.1  Ме-109Цемесская бухта
151  Ме-109юж. Новороссийск
1629.04.1943 г.1  Ме-109Благодарный
1704.05.1943 г.1  Ме-109юж. Неберджаевская
181  Ме-109выс. 151,6  ( Кубань )
191  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Семенцовский
2005.05.1943 г.1  Ме-109зап. Крымская
2106.05.1943 г.1  Ме-109зап. Неберджаевская
2208.05.1943 г.1  Ме-109зап. Нижнебаканская
231  Ju-87зап. Верхнебаканская
2414.05.1943 г.1  Ме-109сев. - зап. Неберджаевская
2528.05.1943 г.1  Ме-109юж. Киевское
2616.08.1943 г.1  Ме-109сев. Ивановский
2717.08.1943 г.1  Ме-109юж. Краснополье
2823.08.1943 г.2  Не-111  ( в группе - 2 / 3 )Дмитриевка
2926.08.1943 г.1  Ju-88юж. Квашино
3029.08.1943 г.1  Ме-109вост. Новоспасский
311  Ме-109вост. Марфинская
3230.08.1943 г.1  Ju-87юж. Ново - Хрещатик
3302.09.1943 г.1  Ме-109Калинин
3419.09.1943 г.1  Не-111сев. Мелитополь
3526.09.1943 г.1  Ме-109Большой Токмак
3601.10.1943 г.1  Ju-87Дмитриевка
371  Ju-87Карлсрус
381  Ju-87Радостный
3916.10.1943 г.1  Ju-88зап. Ногайск
4024.10.1943 г.1  Ме-109сев. Михайловка
411  Ме-109Бурчак
4226.10.1943 г.1  Ju-88сев. - зап. Весёлое
4301.11.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Перекоп
441  Ju-87зап. Перекоп
451  Ju-87сев. Будённовка
4601.12.1943 г.1  Ju-87сев. - зап. Чучак
4708.12.1943 г.1  Ju-52юго - зап. Тендеровская коса
4812.12.1943 г.1  Ju-52Аджалыкский лиман
4929.12.1943 г.1  Не-111юж. Одесса
501  "Шторх"Выгода
5130.05.1944 г.1  Me-109Таутошти
5231.05.1944 г.1  FW-190сев. - вост. Чужа Вода
531  "Шторх"юго - вост. Порчешти
5403.06.1944 г.1  Ju-87Богонос
551  Me-109Богонос
5616.07.1944 г.1  Ju-87юж. окр. Сушно
5722.07.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Замостье
5802.08.1944 г.1  FW-190Ясьяны
5931.08.1944 г.1  Me-109Островец
6024.10.1944 г.1  Ju-52Жарновице
6126.01.1945 г.1  Me-109Бранде
6220.02.1945 г.1  FW-190сев. Круммельс
631  FW-190юж. Шадефельде

       Всего сбитых самолётов - 61 + 4;  боевых вылетов - более 450;  воздушных боёв - 122.

[ В официальный боевой счёт Г. А. Речкалова, представленный в наградных документах, не вошли 3 сбитых самолёта за 1941 года. Однако эти победы отражены в оперативных и отчётных документах 20-й САД, что даёт полное основание включить их в боевой счёт лётчика. ]



Самолёты Р-39Q и Р-39N Г. А. Речкалова.
История одного воздушного боя...
Групповой воздушный бой.
Мутное небо 1941 года

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU