Главная | Источники | 

HSU

Романов Александp Геоpгиевич

А.Г.Романов

Родился 25 Августа 1912 года в селе Медведское Черепановского района Новониколаевской  ( ныне Новосибирской области )  в семье кузнеца. Батрачил у кулаков. Окончил 7 классов. Работал сначала трактористом в колхозе, а затем с Сентября 1929 года по Июль 1931 года трактористом и бригадиром механизаторов в Черепановском зерносовхозе. Был секретарём комсомольской ячейки тракторной колонны.

В 1931 году поступил в Новосибирскую школу пилотов Осовиахима, откуда был переведён в Новосибирскую военную школу лётчиков. После её окончания, в Августе 1933 года был призван в ряды Красной Армии. В этом же году поступил в Сталинградское военное авиационное училище, после окончания которого, стал лётчиком - истребителем.

В звании Лейтенанта служил сначала лётчиком, а затем инспектором по технике пилотирования 35-й ИАЭ истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

В 1936 году Германия и Италия, поддержав мятеж Генерала Франко против республиканского правительства, разожгли гражданскую войну в Испании. Страны - агрессоры начали открытую интервенцию, направив в Испанию большое количество войск, в том числе немецкий "Легион Кондор", насчитывавший до 400 самолётов.

Верный своему интернациональному долгу советский народ пришёл на помощь Испанской республике. Сюда были направлены 722 авиатора - добровольца, в том числе 141 лётчик, а также 648 самолётов И-15, И-16, СБ. Советские лётчики вели напряжённые бои с вражеской авиацией.

Добровольцем уехал в Испанию и питомец Новосибирской авиационной школы Лейтенант А. Г. Романов. В Испанию он прибыл 26 Марта 1938 года. Был пилотом и командиром эскадрильи истребителей И-16. Вместе с товарищами собирал присланные из Советского Союза самолёты, доставленные затем на прифронтовой аэродром Реус, южнее Барселоны.

Несколько раз в день авиагруппа, в которой воевал Романов, вступала в бой с авиацией франкистов. И каждый раз - побеждала. За 3 месяца боёв в небе Валенсии лётчики этой авиагруппы сбили 30 вражеских самолётов. Участвуя во многих боевых вылетах, Лейтенант А. Г. Романов штурмовыми ударами нанёс противнику значительный урон в живой силе и технике, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта.


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
1??.04.19381 Fiat-32-( лично )
1??.05.19381 Ju-52Барселона( лично )
107.06.19381 Ме-109Торребланка( лично )

Особо отличился 7 Июня 1938 года. В тот день группы из 21 И-15 и 32 И-16 прикрывали войска в районе Альбокасер. При возвращении советская эскадрилья И-16 провела бой с 7 Ме-109. В результате 1 "Мессер" был сбит, упал в районе Торребланка. Победу одержал Александр Романов.

Bf.109 франкистов, 1937 г.Истребитель Bf-109. Такие машины состояли
на вооружении немецких ВВС, действующих в
Испании на стороне франкистов.

Один из таких истребителей был сбит
Лейтенантом А. Г. Романовым 7.07.1938 г.

Вечером 21 Июня 1938 года, во время опробования мотора в испытательном полёте над аэродромом Кампорроблес, из-за неисправности не смог вывести И-16 из пикирования, ударился о землю и сгорел вместе самолётом.

"Во второй половине дня машину подготовили к испытательному полёту. Разбег и набор высоты прошли нормально. Опробование самолёта Романов начал с простого пилотажа, затем перешёл к высшему. Лётчики, наблюдая за полётом с земли, почти физически ощущали то, что переживал Романов сейчас в воздухе.

...Земля вертится волчком. Вот от сильного давления потемнело в глазах - перегрузка... А в следующую минуту он уже не чувствует веса собственного тела, только крепче сжимает ручку управления. Полёт вниз головой - будто нет под тобой сиденья... Пикирование. Быстро приближается поле аэродрома, и машина переходит в горизонтальный полёт. Снова земля и небо начинают сменять друг друга: переворот, петля, иммельман... Ещё и ещё раз. Всё идёт хорошо.

Романов готовит самолёт к воздушному бою. В схватках с фашистскими лётчиками будет ещё сложнее.

...Вот из горизонтального полёта Романов опять входит в вираж, делает переворот через крыло, петлю, иммельман, горку, боевой разворот и снова летит по горизонтальной прямой.

Один каскад головокружительных фигур высшего пилотажа сменяется другим. На земле все залюбовались чёткой работой лётчика, который снизился теперь на небольшую высоту. Вот он выполнил левый, потом правый боевой разворот, сделал переворот с выходом на горку и, в который уже раз, сверкнув на солнце, нырнул в пике. Именно в этом важнейшем из боевых элементов у самолёта - истребителя в бою отмечался недостаток. Уже до земли оставалось метров 500, а машина на большой скорости, почти вертикально несётся к аэродрому. На аэродроме все замерли. Романов пустил сектор газа вперёд, что называется "на полную железку", надеясь всей мощью мотора вырвать самолёт из пикирования. Тысяча лошадиных сил с неистовым воем бросила самолёт вниз, и он ударился о твёрдый грунт аэродрома, метрах в 50 от командного пункта. Видимо, техника отслужила своё...

Когда собирали останки лётчика, среди обломков машины нашли ручные часы Романова. Наперекор всему, что произошло, они ходили, как бы символизируя неодолимость жизни. Их отдали на память технику самолёта..."

( Из книги Г. К. Семёнова - "От Барселоны до Прохоровки". )

Похоронен в Испании на кладбище за населённым пунктом Вильяр-де-Ольмос   ( по другим данным в деревне Касинос ).

14 Ноября 1938 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Его именем названа улица в городе Чеpепаново Новосибирской области.


Возврат

Н а з а д