Главная | Источники | 

История некоторых именных самолётов
( продолжение - часть 9 )

Н.Е.Платонов.
Н. Е. Платонов.

Бывший командир 2-й эскадрильи 951-го штурмового авиационного полка Герой Советского Союза полковник Н. Платонов рассказывает:

"Как-то на аэродром позвонил командир дивизии полковник Иванов и многозначительно произнёс:

- К вам летят подарки. Встречайте.

- Что за "летящие" подарки - недоумённо спрашивали друг друга лётчики.

Новость распространилась быстро. Специального оповещения не было, но весь личный cocтав полка высыпал на аэродром. Зоркие глаза всматривались в серое сумеречное небо, ожидая увидеть транспортный самолёт. Но вместо него из-за холмов появилась группа Ил-2 и пошла на посадку. На фюзеляже каждой машины чётко выделялась надпись: "Колхознак Ошской области".

- Вот это подарки, так подарки !

Радовались и лётчики, и стрелки, и техники, и механики.

Самолёты были новенькие, только что с завода. Чтобы никто не помешал торжеству, - на войне всякоо бывает, - над аэродромом барражировали истребители.

Начальник штаба дивизии зачитал приказ командира корпуса о вручении самолётов - штурмовнков, подаренных колхозниками Ошской области Киргизской ССР, лучшей эскадрилье. Затем было зачитано письмо, в котором рассказывалось об успехах колхозников области на трудовом фронте и давался наказ нам, лётчикам, ещё крепче бить врага".

*     *     *


Комаров Виктор Степанович

В.С.Комаров

Родился 13.02.1918 г. в Москве в семье рабочего. Окончил 8 классов, школу ФЗУ. Работал электромонтёром. С 1937 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С Февраля 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Сентябрю 1943 года заместитель командира 630-го истребительного авиационного полка ( 106-я истребительная авиационная дивизия ПВО территории страны ) Майор В. С. Комаров выполнил 209 боевых вылетов, в 26 воздушных боях лично сбил 10 и в составе группы 2 самолёта противника. Особенно отличился при отражении налётов на г. Волхов ( Ленинградская обл. ).

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), медалями. 9.09.1945 года погиб в автокатастрофе.


Бросила клич о сборе средств на строительство самолётов и молодёжь нашей страны. Комсомольцы Москвы внесли в фонд обороны 25 миллионов рублей, на которые построили эскадрилью "Москва". На средства молодых патриотов созданы эскадрильи "Комсомол Кузбасса", "Молодой сибиряк", "Чапаевцы" и другие. Всего за годы войны комсомольцы сдали свыше 1 миллиарда рублей только на авиацию.

Комсомольцы Калининской области собрали деньги на строительство эскадрильи "Лиза Чайкина". 12 самолётов Як-3 калининцы вручили лётчикам эскадрильи Виктора Комарова. В 1943 году за 12 сбитых самолётов потивника майор Виктор Степанович Комаров был удостоен звания Героя Советского Союза.

На сбережения женщин Барнаула, Кемерова и Красноярска была построена группа самолётов с бортовой надписью "Боевые подруги".

Предметом особой заботы нашего народа стала защита столицы нашей Родины. На сбережения рабочих Москвы было построено для лётчиков 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО 40 боевых самолётов. Все эти машины выпущены сверх плана и на сэкономленные средства. На бортах у них было написано: "За Москву !  От рабочих на их сбережения".

Жители деревни Скудни Ивановской области построили на свои cрeдства самолёт для односельчанина Ивана Николаевича Калабушкина. Отважный лётчик - истребитель сбил 15 вражеских самолётов, стал Героем Советского Союза, почётным гражданином Москвы, Генералом.

*     *     *

Наступил перелом в войне. Советская авиация прочно удерживала завоеванное господство в воздухе. На сменк устаревшим самолётам приходили новые, лучшие, отвечавшие требованиям воздушного боя, и всё в большем количестве. Зная запросы фронта и понимая трудности тыла, советские люди продолжали вносить свои сбережения на постройку самолётов.

Особую активность проявили в этом труженики Москвы и Подмосковья. Коллектив Московского танкостроительного завода собрал более 1 миллиона рублей на строительство эскадрильи "Красный пролетарий". Жители Наро - Фоминска собрали полмиллиона рублей на 2 истребителя Як-9 для лётчиков братьев Курзенковых.

Братья Курзенковы.

Передача самолёта А.Курзенкову.

*     *     *

Работницы треста № 41 наркомата авиапромышленности на свои сбережения построили истребитель для лётчика Алексея Алелюхика.

Алексей Васильевич Алелюхин работал в Москве, окончил аэроклуб и решил навеэгда связать свою жизнь с авиацией. Провожая Алексея в Борисоглебскую лётную школу, рабочие фабрики канцелярских товаров, конечно, не знали, что через 3 года имя их товарища станет известным всей стране, а на его подвиге х будут воспитываться новые поколения лётчиков.

А.Алелухин получает именной самолёт.

Алексей дрался в небе Одессы, Харькова, Сталинграда, Таганрога, Мелнаополя, Берлина. Он лично сбил 40 самолётов врага, 17 - в групповых боях.

*     *     *


В.М.Харитонов.
В. М. Харитонов.

8 Сентября 1942 года, возвращаюсь с боевого задания, на 112-м боевом вылете погиб комиссар 10-го авиационного полка дальней разведки батальонный комиссар Григорий Кириллович Дубинин. В первый же день после похорон лётчики части сделали 5 боевых вылетов в глубокий вражеский тыл. Они летали по-дубинински. Враг ещё сильнее почувствовал силу удара крылатых людей, которых воспитал военком Григорий Дубинин. Они уничтожали противника с тем же гневом и мужеством, с каким громил их сам Дубинин. В полку провели сбор средств на самолёт имени Г. К. Дубинина. И такой самолёт Пе-2 был построен !   На нём летал экипаж Старшего лейтенанта В. М. Харитонова.

Бесстрашный экипаж на самолёте с бортовой надписью "За комиссара Дубинина !" совершил сотни дерзких разведок в районе Кёнигсберга и Берлина, уничтожил десятки эшелонов, колонн боевой техники. 23 Февраля 1945 года командир звена Владимир Михайлович Харитонов был удостоен звания Героя Советского Союза.

*     *     *


В Марте 1943 года на аэродроме Чкаловская, в Подмосковье, делегацией Тувинской Народной Республики 133-му истребительному авиационному полку ВВС Красной Армии были переданы 10 истребителей Як-7Б, построенные на средства народа Тувы. При передаче присутствовал нарком авиапромышленности А. И. Шахурин.

Одновременно с "тувинской десяткой" полк получил ещё 20 "Яков" от трудящихся Мытищинского района Московской области и, таким образом, полностью укомплектовался "народной" техникой.

Як-7Б из 133-го ИАП

Подробную информацию о тех событиях читайте в статье М. Быкова: "Судьба "Тувинской десятки".

*     *     *


Именной Як-3 Н. Ф. Денчика.
Именной Як-3 Н. Ф. Денчика, весна 1945 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования заместитель командира эскадрильи 64-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант Денчик Николай Фёдорович был удостоен звание Героя Советского Союза.

В конце Февраля того же года, получив краткосрочный отпуск, лётчик приехал к родным в село Манченки Дергачёвского  ( ныне Харьковского ) района. Радостно встретили колхозники своего знатного земляка. В честь его приезда они собрали 30 000 рублей на строительство самолёта. Рабочие совхоза имени Первого Мая и члены артели "Красная заря" также внесли 10 000 рублей. Построенный самолёт Як-3 был передан авиачасти, в которой служил их земляк. Истребителю присвоили имя Николая Фёдоровича Денчика.

*     *     *

По инициативе корреспондента фронтовой газеты "На страже Родины" Владимира Смолина была напечатана серия статей Гвардии старшего лейтенанта М. Я. Михайлова "Год в воздушных боях  ( записки лётчика - истребителя )".

Ленинградцу, потерявшему во время блокады родителей, Михаилу Михайлову были свойственны жгучая ненависть к врагу, жажда победы, растущее боевое умение. Он обладал способностью анализировать свои действия и не допускать повторения допущенных ранее ошибок. В то время Михайлов уже нарисовал на своём "Яке", который был подарен ему Саратовскими колхозниками, 13-ю звезду - по числу сбитых им вражеских самолётов.

В.Смолин ( слева).

Владимир Смолин  ( слева )  был хорошо известен авиаторам.

"Минувший год был для меня и моих товарищей, - писал он, - большим воздушным университетом. Совершенствуясь в боях, мы непрерывно ощущали свой рост. Этому, конечно, способствовало то, что мы воевали на первоклассных истребителях конструкции Героя Социалистического Труда А. С. Яковлева. Летая на них, мы чувствовали своё превосходство, диктовали врагу свою волю и побеждали"  ( По некоторым источникам, лётчик 14-го Гвардейского ИАП Гвардии старший лейтенант Михайлов Михаил Яковлевич за период боевой деятельности сбил 8 самолётов противника лично и 4 в составе группы ).

Газета сопроводила заключительный очерк молодого авиатора следующим примечанием: "Путь Михайлова - это путь десятков молодых пилотов. Успех лётчика в бою основывается на широкой и разносторонней лётно-тактичеокой и технической подготовке, основа которой закладывается ещё в авиаучилище. Но весь комплекс знаний и практических навыков, необходимых для успешной боевой работы, лётчик получает уже в части. Ни на один день пилот не должен забывать о своём совершенствовании. Об этом говорит опыт Михайлова. Частая смена тактических приёмов борьбы в воздухе, превосходные качества нашей материальной части требуют от него постоянной тренировки и учёбы".

*     *     *

Летом 1913 года комсомольцы одного из авиационных заводов решили в честь Владимира Маяковского, в связи с предстоящим днём его рождения, построить в сверхурочное время боевой самолёт, назвать его именем великого поэта и подарить лётчикам. Мысль эта была одобрена парторгом ЦК, дирекцией. На проведённых в цехах митингах молодёжь завода поддержала инициативу комсомольцев и приняла решение построить сверх задания не одну, а 9 боевых машин. Так наряду с самолётом "Владимир Маяковский" родились самолёты "Зоя Космодемьянская", "Николай Островский" и другие.

Молодые самолётостроители работали с невиданным энтузиазмом. Бригада Фроси Головенко, завоевавшая почётное право называться бригадой имени Маяковского, ежедневно выполняла производственные нормы на 600 - 700%, а Токарь Александр Батурин за 5 дней дал столько продукции, сколько полагалось дать за 2 месяца. Неудивительно, что самолёт "Владимир Маяковский" был готов значительно раньше запланированного срока.

Заводские испытания новой машины производил лётчик Юрий Молчанов. Проверяли оружие тоже комсомольцы. Отправляя самолёт "Владимир Маяковский" на фронт, комсомольцы завода писали лётчикам - фронтовикам:

"Новый, отличный по своим качествам, сверхплановый самолёт передается вам в подарок, дорогие бойцы !   Эту машину комсомольцы и молодёжь завода строили бесплатно, помимо основного рабочего времени.

Слово за вами, дорогие товарищи !   Ударьте по врагу, бейте его, гада, пусть фашистская нечисть почувствует силу нашего фронта и тыла !"

Спустя некоторое время комсомольцы завода получили ответ с фронта. Это был отчёт о славных боевых делах комсомольского экипажа самолёта "Владимир Маяковский". Фронтовики писали:

"Дорогие друзья !   Мы получили ваш замечательный подарок - боевую крылатую машину "Владимир Маяковский". Спешим сообщить вам, что на этом самолёте уже сделано 15 успешных боевых вылетов. Его экипаж во главе с командиром - капитаном Богдановым награждён орденами и медалями. Ваш гордый "Владимир Маяковский" штурмовыми и бомбардировочными ударами громил живую силу врага, железнодорожные станции, подвижной состав, опорные пункты противника, чем обеспечил продвижение нашей пехоты вперёд, на запад !

На своих краснозвёздных крыльях он нёс смерть врагу. За этот короткий период уничтожено до 20 вагонов с живой силой и грузами, 3 склада с боеприпасами, 10 автомашин и до 2-х рот пехоты противника.

Но это только начало боевого счёта !   Когда машина уходит в полёт, все говорят: "Маяковский" взмыл, держись, фашистская погань !"

Смелая, беспощадная к врагу, как и сам Маяковский, машина проходит над аэродромом и идёт на задание, и кажется, что Маяковский жив и воюет вместе с нами. И невольно вспоминаются его слова:

Я всю свою звонкую силу поэта
Тебе отдаю, атакующий класс.

Дорогие друзья !   Клянемся вам, что будем громить фашистских мерзавцев до тех пор, пока бьются наши комсомольские сердца !"

Свою клятву лётчики сдержали. Самолёт "Владимир Маяковский" ещё много раз появлялся над позициями врага, и ещё много героических подвигов совершил его замечательный комсомольский экипаж.

*     *     *

А.И.Максименко.
А. И. Максименко.

Одним из сотен советских лётчиков, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны на именном самолёте, был Алексей Иосифович Максименко.

...В конце Мая 1943 года 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия  ( 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус )  приняла в свой состав новый полк - 160-й истребительный, вооружённый самолётами Ла-5.

Ранее этот полк принамал участие в боях на Ленинградском и Волховском фронтах. Совершил за это время 3613 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 77 неприятельских самолётов, а также много живой силы и техники противника. Одним из лётчиков этого полка был и Алексей Максименко.

Как известно, в суровую пору осени 1942 года по всей стране прокатился клич труженников колхоза "Красный доброволец" Тамбовской области, решивших передать свои личные сбережения на строительство колонны танков.

Инициативу тамбовцев подхватила вся страна. Включились в это благородное дело пионеры и школьники. Они собирали и сдавали государству металлолом, а полученные средства откладывали на покупку самолётов.

17 школ Арзамасского района в 1943 году собрали 250 000 рублей и купили истребитель Ла-5. На фюзеляже самолёта было написано "Арзамасский школьник". Передавая самолёт в авиационную часть, школьники дали лётчику свой пионерский наказ - уничтожить в воздушных боях не менее 15 вражеских самолётов.

Принимая подаренный самолёт, Алексей Иосифович Максименко пообещал пионерам выполнить их наказ. Он с честью оправдал оказанную ему честь летать на именной машине. Уже в ожесточённых боях на орловском направлении Максименко лично сбил 5 вражеских самолётов, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Очень трудными оказались для лётчиков 1-го Гвардейского авиакорпуса воздушные бои 12 и 13 Июля 1943 года - в первые дни контрнаступления войск Брянского фронта. За эти дни части корпуса произвели 500 боевых вылетов, провели 60 групповых воздушных боёв, уничтожили 122 самолёта противника, из них 95 истребителей. Свои потери составили 29 лётчиков и 45 самолётов.

В воздушных боях 12 и 13 Июля 1943 года отличились многие лётчики корпуса, сбив по 2 - 3 вражеских самолёта. Был среди них и Алексей Максименко.

Некоторое время спустя группа лётчиков 160-го авиаполка сообщила арзамасским школьникам, что их новый друг полностью выполнил пионерский наказ, и поблагодарила школьников за их патриотический поступок.

В период Белорусской наступательной операции 1944 года А. И. Максименко увеличил свой боевой счёт. К тому времени он уже в совершенстве владел боевой машиной, точно вёл огонь из любого положения, хорошо знал тактику противника, его сильные и слабые стороны. Был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Войну командир звена А. И. Максименко закончил в составе 137-го Гвардейского Краснознамённого, ордена Суворова 3-й степени Минского истребительного авиационного полка  ( бывший 160-й ИАП ). Общим итогом его боевой деятельности стали 515 успешных боевых вылетов и 21 сбитый самолёт врага - 10 побед одержал лично и 11 в группе с товарищами.

*     *     *

...Советская промышленность быстрыми темпами наращивала выпуск военной продукции, в том числе и авиационной. Самоотверженный труд советских конструкторов и рабочих, быстрая перестройка технологического процесса позволили наладить выпуск новейших по тому времени самолётов типа Як-7Б, Ла-5, Ил-2 и Пе-2. В стране ширилось движение за сбор личных средств на строительство танков, самолётов, подводных лодок, артиллерийских орудий и другого вооружения в подарок фронту.

Лишь в Пензенской области в Сентябре 1942 года для этой цели было собрано 14 млн. рублей. Построенные на эти деньги 8 авиационных эскадрилий уже накануне 25-й годовщины Великого Октября были переданы воинам Сталинградского фронта.

На средства колхозников Туркменской ССР было построено 32 самолёта Ил-2, которые в торжественной обстановке были переданы 672-му штурмовому авиаполку. По поручению колхозников грамоту о вручении самолётов подписали секретарь ЦК Компартии Туркменской ССР, председатель Совнаркома республики и представители общественности.

При получении самолетов в полках проходили митинги, на которых авиаторы брали обязательства крепче бить врага. Между авиаторами, получившими именные самолеты, и трудящимися, на средства которых они были построены, устанавливались тесные связи. Деньги на строительство самолётов вносили и авиаторы. В то время личный состав 17-й Воздушной армии собрал 4 млн. рублей.

*     *     *

26 Ноября 1944 года в газете "Коммунист" опубликовано сообщение о вкладе трудящимися Армянской ССР личных сбережений в фонд обороны СССР:

"Члены коллегии адвокатов Армянской ССР собрали из своих личных сбережений 115 000 рублей и внесли в Госбанк в фонд обороны Союза ССР. Адвокаты выразили желание приобрести на эти деньги боевой самолёт и вручить его Герою Советского Союза Нельсону Степаняну.

Парторг колхоза имени Сталина села Нор кянк, Артикского района, Армянской ССР Ерем Погосович Аракелян свои личные сбережения в сумме 100 000 рублей внёс на постройку боевого самолёта. В письме к товарищу Сталину Аракелян просит на эту сумму приобрести истребитель самой последней конструкции и вручить его лётчику, Герою Советского Союза Нельсону Степаняну.

Председатель колхоза им. Сталина села Авдалар, Котайкского района, Григор Айрапетович Тевосян, по примеру знатного патриота - колхозника Ферапонта Головатого внёс 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта новейшего типа. Тов. Тевосян в своём письме к товарищу Сталину просит самолёт назвать "Мститель" и передать Герою Советского Союза Н. Степаняну".

Узнав о моём намерении побывать на передовой и сделать репортаж о своих земляках, Генерал армии О. Баграмян сказал мне, что в частях фронта имеются армяне - офицеры и солдаты. Генерал армии посоветовал мне первым долгом отправиться в 35-й Гвардейский Краснознамённый Балтийский полк штурмовой авиации, гда служил подполковник Нельсон Степанян. И мы поехали в Палангу...

По инициативе командира полка в наше распоряжение был выделен самолёт По-2, на котором мы вылетели для очередных съёмок.

То были дни отступления немецких войск, но иногда фашистским самолётам удавалось прорваться к Паланге. Каждый из лётчиков поднимался в воздух по 5 - 6 раз подряд, один против нескольких вражеских самолётов.

В тот день в полк поступил посвящённый Нельсону боевой самолёт "Мститель" с препроводительным письмом. Нельсон с любовью принял самолёт и из письма узнал, что это подарок земляков.

И вот, "Мститель" в воздухе. Его штурвал в надёжных руках Нельсона. Он вылетел на "охоту", он обязательно отомстит за кровь двух братьев Григора Тевосяна. Как говорят в народе: "Кровь - за кровь, смерть - за смерть !"

Штурмовик Ил-2 'Мститель'

Нельсон вступил в бой с тремя "Мессершмиттами". У него было одно единственное преимущество - беспримерная отвага. Завязался бой. Храбро штурмуя, Нельсон сбил один из атакующих самолётов противника. Отважный советский сокол верил в свою победу и ринулся против остальных. "Мститель" кружился, словно жук, вокруг немецких самолётов, обдавая их свинцовым дождём.

Самолёты стремительно приближались друг к другу и отходили. Второй самолёт, окутанный пламенем и дымом, пошёл к земле, совершая крутые виражи. Третьему "Мессершмитту" удалось уйти. "Мститель" выполнил свой первый долг - отомстил за кровь погибших Тевосянов.

На аэродроме нетерпеливо ожидали возвращения Нельсона. Командир полка Василий Петрович Кузьмин, расположившись в радиоузле, с напряжённым вниманием и волнением следил за небом.

- Ах, этот Нельсон, - говорил он, - до каких же пор будет мучить своих товарищей.

"Mcтитель", наконец, приземлился.

На аэродром лёг саван ночи. На другом конце леса отчаянно прорезали небо лучи прожекторов.

( Из дневника заслуженного деятеля искусств Армянской СССР, кинорежиссёра Г. Баласаняна )

*     *     *

В.И.Клименко в кабине своего самолёта.

В Ноябре 1942 года группе лётчиков 1-го ГвИАП, отличившихся в боях, были вручены персонально председателем торговых работников истребители Як-7Б. Один такой самолёт с надписью на борту "Торговый работник", получил и Клименко Виталий Иванович.

В Сентябре 1940 года он окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, освоив 4 типа самолётов и имея налёт 40 - 45 часов.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе 10-го, 29-го  ( 1-го Гвардейского ) ИАП. Произвёл 335 боевых вылетов. Участвуя в 42 воздушных боях, сбил 13 самолётов противника лично и 6 - в составе группы. Дважды ранен. Осенью 1943 года переведён инструктором в Высшую школу воздушного боя в городе Люберцы.

Награждён орденами Красного Знамени ( дважды ), "Отечественной войны" 1-й степени, медалями: "За победу над Германией в 1941 - 1945 гг.", "За оборону Ленинграда", "Ветеран Волховского фронта" и ещё 17 другими. Участник воздушного парада над Москвой в День авиации в 1944 году и парада Победы 24 Июня 1945 года.

*     *     *

13 Сентябре 1941 года комсомольцы Сталинского района Яроcлавля решили сверх плана изготовить вооружение для частей Красной Армии. Инициативу поддержали комсомольцы других районов Ярославля. В патриотическом движении приняли участие все поколения ярославцев. Ребята из Ярославского Цворца пионеров решили собирать средства для строительства самолётов. Так было построено звено истребителей "Ярославский пионер".

Продолжалось большое патриотическое дело, начатое в первый год войны - сбор средств на военную техцику - и в 1942 году. По инициативе комсомольцев колхоза "Заря свободы" Брейтовского района началось создание эскадрильи "Ярославский комсомолец". В Ярославском отделении Государственного банка был открыт счёт, номер которого до сих пор памятен многим ветеранам - 14 022. На него перечислялись добровольные взносы. На эти средства были построены 2 эскадрильи штурмовиков Ил-2.

31 Декабря 1942 года делегация молодёжи области выехала на Ленинградский фронт в часть майора 3oрина, чтобы вручить 20 боевых самолётов. На торжественном митинге воины и ярославские комсомольцы поклялись крепить дружбу, которая помогает бить врага. Лётчики обратились к молодёжи области с письмом:

"От всей глубины сердца мы благодарим вас, славные сыны Ленинского комсомола, за заботу о Вооружённых Силах Красной Армии. Нас тоже воспитал Ленинский комсомол, закалил нашу волю. Мы черпаем силы и волю к победе у нашей партии большевиков, в беспредельной любви к своей Отчизне. Клянёмся вам, дорогие товарищи, что приняв замечательные самолёты, не щадя своих сил и самой жизни, будем истреблять немецких оккупантов. Мы понесём на этих крыльях смерть фашизму !"

Вернувшись в Ярославль, выезжавшая на фронт делегация широко оповестила молодёжь области о том, как помогает бить врага техника, построенная на собранные юношами и девушками средства. Делегация обратилась к землякам с инициативой - собрать средства на строительство и подводной лодки "Ярославский комсомолец".

Ил-2 'Ярославский комсомолец'

Самолёты с надписью на борту "Ярославский комсомолец" действовали на Ленинградском фронте. Лётчики 448-го штурмового авиаполка уничтожили тысячи гитлеровских захватчиков. Свою клятву, данную комсомольцам и молодёжи Ярославской области, они геройски сдержали. Лётчик П. Кизенков из эскадрильи "Ярославский комсомолец" беспощадно громил технику и живую силу врага. Только в одном из налётов на неприятельскую колонну им было уничтожено до 80 гитлеровцев.

Командир 3-й эскадрильи этого полка Старший лейтенант Зинченко Алексей Родионович за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

*     *     *

На средства, собранные рабочими, колхозниками, комсомольцами, строились многие эскадрильи самолётов. Они вручались лучшим подразделениям, лучшим лётчикам.

Ла-5Ф 'Новомосковский колхозник'

В Мае 1944 года личному составу 31-го истребительного авиационного полка были вручены новенькие самолёты Ла-5 с надписью на фюзеляже - "Новомосковский колхозник". Они были построены на средства украинских колхозников.

В Июле 1944 года в 715-й штурмовой авиационный полк поступили самолёты Ил-2. На их бортах красовалась надпись - "Черниговский комсомолец".

Ил-2 из 108-го ГвШАП

Самолёт Ил-2 "Полина Осипенко" из состава 108-го ГвШАП.  1944 год.

А лётчикам 6-й Гвардейской штурмовой авиационной дивизии выпала честь водить на боевые задания самолёты с надписью - "Полина Осипенко".

*     *     *

Весной 1944 года в 21-й истребительный авиаполк КБФ поступило 3 новеньких самолёта Як-7Б. Передали "Яки" в торжественной обстановке посланцы Краснодона - города, название которого стало известно во всём мире благодаря легендарной "Молодой гвардии". В память о своих героях - комсомольцах краснодонцы дали имена прославленных вожаков "Молодой гвардии" самолётам, построенным на средства, собранные земляками.

Д.А.Кудымов, 1944 год
Д. А. Кудымов.

Решением Военного совета Краснознамённого Балтийского флота эти истребители были переданы "лётчикам, отличившимся при защите города Ленина", - командиру 2-й эскадрильи капитану Василию Меркулову, младшему лейтенанту Василию Ткачёву и командиру 3-й эскадрильи майору Дмитрию Кудымову.

Все лётчики имели на счету по нескольку сбитых самолётов противника, отличились в боях при прорыве блокады и слыли настоящими асами. На фюзеляже самолёта переданного Кудымову большими белыми буквами было выведено - "Олег Кошевой". Ткачёв стал летать на истребителе "Ульяна Громова", Меркулов - на самолёте "Сергей Тюленин". Лётчики поклялись мстить за павших героев - молодогвардейцев...

*     *     *

Ил-2 колхозника Болотова.

Самолёт Ил-2, приобретённый колхозником Иваном Болотовым  ( справа ).
Слева - лётчик Цыганков, которому был вручён этот самолёт.

*     *     *

Як-9Д 'Киевский железнодорожник'

Як-9Д 'Киевский железнодорожник'

Як-9Д 'Киевский железнодорожник'

*     *     *

Ла-7 с дарственной надписью

*     *     *

Вручение именных Ил-4

НазадЛиния

( История некоторых именных самолётов )


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU