Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Рубахин Анатолий Ермолаевич

Рубахин Анатолий Ермолаевич

Анатолий Рубахин родился 7 июля 1918 года в селе Верхний Икорец, ныне Бобровского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов средней школы. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС на Дальнем Востоке.

Лишь в апреле 1943 года старший лейтенант А. Е. Рубахин прибыл на фронт с пополнением. Точное пилотирование, энергичная и осмотрительная манера ведения боя, высокая тактическая грамотность отличали этого лётчика даже среди асов прославленного 402-го истребительного авиационного полка.

В боевой работе Рубахин был неутомим и инициативен. Личный пример предпочитал призывам и разъяснениям. Во время битвы на Кубани первым в полку освоил ночное патрулирование. В тёмное время суток сбил 3 бомбардировщика Не-111. Менее чем за год прошёл путь от комэска до командира авиационного полка.

К сентябрю 1944 года командир 402-го истребительного авиационного полка  ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт )  майор А. Е. Рубахин совершил 123 боевых вылета, в 51 воздушном бою сбил 16 самолётов противника.

Он сражался в небе Кубани и Донбасса, отличился под Севастополем, участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Польши, руководил боевыми действиями полка в Померании и под Берлином.

6 сентября 1943 года лётчики 3-го ИАК приступили к боевой работе в небе Южной Украины, уничтожив в 2-х групповых воздушных боях 2 He-111 и 3 Ju-52. В этот день отличился и А. Е. Рубахин, а произошло это так. Шестёрка Як-1, ведомая командиром 402-го ИАП А. У. Ерёминым, атаковала на марше колонну отступающих войск в районе Марьинки, уничтожив в ходе штурмовки несколько автомашин и более десятка гужевых повозок. Во время штурмовки истребители встретили группу Ju-52, обеспечивавших снабжение немецких арьергардов боеприпасами и горючим. Воспользовавшись отсутствием вражеских истребителей, майор А. У. Еремин, капитан А. Е. Рубахин и младший лейтенант В. А. Егорович подожгли по одному "Юнкерсу".

А.Е.Рубахин.

К 1 октября 1943 года 402-й ИАП перебазировался ближе к наступающим наземным войскам, на левый фланг фронта - в совхоз имени Карла Либкнехта.

7 октября в 18:30 группа, возглавляемая капитаном А. Рубахиным, на высоте 4500 метров встретила 12 Не-111. Наши истребители пошли на сближение и стремительно атаковали противника. В результате атаки Рубахина один бомбардировщик задымил и пошёл со снижением. Капитан попытался его преследовать, но Не-111 загорелся и, увеличивая угол, стал падать. В это время по радио поступила команда прекратить преследование. К району Мелитополя подходили ещё 3 группы бомбардировщиков Не-111.

Прекратив преследование, Рубахин повёл группу к месту нахождения бомбардировщиков и с ходу атаковал их. Вторую девятку "Хейнкелей" атаковало звено Акопа Манукяна. При выходе из атаки ведущий обнаружил и третью группу, которая летела с большим превышением.

Рубахин приказал атаковать её паре истребителей, находившейся на одной высоте с противником. Николай Павлушкин и Шамиль Абдрашитов, внезапно атаковав, сбили ведущего. Остальные самолёты противника, не дойдя до цели, сбросили бомбы западнее реки Молочная, развернулись, и стали уходить. Так, не имея своих потерь, группа капитана А. Рубахина сбила 5 самолётов: 4 бомбардировщика и 1 истребитель, но главное - сорвала прицельную бомбардировку.

Новый 1944 год личный состав 402-го ИАП встречал на двух аэродромах - Агаймак и Аскания - Нова. Теперь основным районом боевых действий стал Сиваш. Главная задача - прикрытие переправы через Сиваш. Для обеспечения боевой работы полк впервые стал использовать радиолокационную установку РУС-2. Противник, понеся большие потери в бомбардировщиках, с 11 марта 1944 года повысил активность своей истребительной авиации. Все налёты "Юнкерсов" на переправу и плацдарм теперь проводились под сильным прикрытием больших групп Ме-109 и FW-190. Дополнительно в район бомбометания высылались самостоятельные группы по 6 - 12 истребителей с задачей связать боем наши прикрывающие группы в районе Сиваша до подхода бомбардировщиков. Для борьбы с истребителями противника в дивизии была создана специальная группа из лучших лётчиков 402-го полка. Она находилась в готовности № 1 и вылетала одновременно с группами уничтожения бомбардировщиков из братских полков - 291-го и 182-го.

Чтобы сократить воздействие авиации противника по наступающим войскам, 7 апреля полк в полном составе нанёс штурмовой удар по аэродрому Ички   ( ныне Советский ). В налёте участвовали недавно прибывшие молодые лётчики. Удар оказался настолько неожиданным, что зенитная артиллерия противника не успела открыть огонь. Внезапность была достигнута полётом над морем на малой высоте вдоль Арабатской Стрелки, на удалении в пределах её видимости. С задания возвратились без потерь. В день наступления группа из 14 самолётов  ( ведущий Анатолий Рубахин )  нанесла второй штурмовой удар по аэродрому, в результате которого было уничтожено 12 Ju-87, более 10 повреждено и сбит в воздушном бою один FW-190.

С 18 апреля 1944 года и до завершения Крымской операции полк работал с аэродрома Кача. Для ночных вылетов неподалёку был оборудован полевой аэродром, так как основной с наступлением темноты почти ежедневно подвергался обстрелу с моря катерами противника и дальнобойной артиллерией с мыса Херсонес.

Воздушные схватки становились всё яростнее. Лётчики днём и ночью вели бои с врагом над Севастопольской бухтой и Сапун - горою, Мекензиевыми горами и долиной Бельбека. Когда в воздухе не было фашистских самолётов, охотились за торпедными катерами или штурмовали укреплённые огневые точки на Сапун - горе.

Из воспоминаний Анатолия Рубахина:

"Скованная боевой активностью нашей авиации днём, авиация врага всё чаще стала применять массированные бомбовые удары ночью. 402-й ИАП имел хорошо подготовленных пилотов и самолёты - истребители для ночного боя. В один из поздних вечеров я с Абдрашитовым повёл 8 "Яков" на перехват, как нам сказали, крупной группы бомбардировщиков. При подлёте на малой высоте мы обнаружили на фоне неба более 100 Ju-88. Мы немедля вступили в бой. Абдрашитов сбил 2 Ju-88, остальные - по одному. Со второго захода мы повредили ещё несколько самолётов и заставили всю армаду повернуть назад. С этой ночи немецкая авиация стала действовать в сумерках осторожнее и реже".

А.Е.Рубахин у своего Як-1
Полковник А. Е. Рубахин у своего Як-1Б.

В ноябре 1944 года А. Е. Рубахин принял командование прославленным 402-м истребительным Севастопольским Краснознамённым ордена Суворова авиационным полком.

Свои последние победы Анатолий Рубахин одерживал уже в воздушных боях 1945 года над Германией, сражаясь в составе 16-й Воздушной армии. Так, 10 февраля он уничтожил сразу 2 вражеских самолёта.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Рубахин Анатолий Ермолаевич удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны командир 402-го ИАП полковник А. Е. Рубахин совершил более 200 успешных боевых вылетов, в 80 воздушных боях сбил 20 самолётов противника. Был ранен.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных побед, одержанных в 178 боевых вылетах. ]

Як-3 из состава 402-го ИАП.

После войны Анатолий Ермолаевич продолжал служить в ВВС. Освоил реактивную технику. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. Командовал авиационной дивизией.

В 1963 году в звании генерал - майора авиации ушёл в отставку. Жил и работал в Воронеже. Умер 4 октября 1986 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями  ( в том числе и иностранными ).

*     *     *

Список всех известных побед полковника А. Е. Рубахина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
120.04.1943 г.1  Ме-109НовороссийскЯк-1, Як-9, Як-3.
221.04.1943 г.1  Ме-109Новороссийск
329.04.1943 г.1  Ju-87Крымская
402.05.1943 г.1  Ju-88юго - западнее Крымская
526.05.1943 г.1  Ме-109Киевское
606.09.1943 г.1  Ju-52западнее Сталино
728.09.1943 г.1  Ме-109Большой Токмак
807.10.1943 г.1  Не-111Верхняя Тарасовка
914.01.1944 г.1  Не-111Новая Григорьевка
1011.03.1944 г.1  Ме-109Карача
111  Ju-87Тозакай
1207.04.1944 г.1  FW-190Ново - Владимировка
1310.04.1944 г.1  Ме-109Ново - Ивановка
1411.04.1944 г.1  Ме-109Богемка
151  Ju-87южнее Богемка
1616.04.1944 г.1  Ме-109восточнее Инкерман
1706.03.1945 г.1  Ju-87западнее Штаргард
1818.04.1945 г.1  FW-190южнее Буков
1929.04.1945 г.1  FW-190Сименштадт

      Всего сбитых самолётов - 19 + 0;  боевых вылетов - 178;   воздушных боёв - 80.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU