Главная | Источники | 

HSU

Рябцев Михаил Евсеевич

Рябцев М.Е.

Родился 4 Июня 1923 года в городе Борисов Минской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов средней школы. В 1941 году окончил Минский аэроклуб, после чего был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу лётчиков.

С Марта 1943 года сержант М. Е. Рябцев в действующей армии. Воевал на Степном, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Сражался на Курской дуге, участник освобождения Белоруссии  ( Орши, Витебска, Борисова, Минска ), Литвы, боёв на территории Восточной Пруссии и Германии.

К Маю 1945 года командир звена 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант М. Е. Рябцев совершил 147 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. Командовал полком. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1975 года Гвардии полковник М. Е. Рябцев - в запасе. Последние годы жил и работал в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

4 Июля 1943 года лётчику Рябцеву исполнилось 20 лет. В ночь на это число произошло eго боевое крещение: знаменитый удар по Сеще.

За несколько дней до того подполье сообщило: готовится массированный налёт на Свердловск и Горький. Фашистам надо было нанести упреждающий удар. И вот 111 бомбардировщиков Пе-2 в сопровождении истребителей Ла-5 пошли на северо - запад. Расчёт был точен: атаковать врага перед самым его взлётом. Бить только по аэродрому.

Для Михаила Рябцева - первый боевой вылет. Каким-то он будет ?

В 1940 году инструктор Минского аэроклуба Спижарный учил курсантов тактике воздушного боя. Спижарный любил говорить: "Знания не в тягость, обуза - пустота". И вот пригодилось.

Плоскости тонут в темноте. Строгая дистанция, интервалы. Лететь надо без огня. Радио молчит - нельзя выдавать себя ничем. Ведь на земле, устремив жерла вверх, стерегут небо зенитки противника. Об этом помнят советские лётчики. И знают, что ПВО сещинского аэродрома усилена в 3 раза. Обычно уничтожение объекта начинается с подавления обороны. Но сегодня по-другому: все бомбы - на самолёты и офицерский пансионат.

Сеща бурлила в праздничных огнях. Немецкое командование собиралось взять реванш за Сталинград. Определено: место - Курская дуга, время - лето 1943 года. А пока фашисты демонстрировали безнаказанность и мощь.

В Сеще сосредоточилась новая техника: модернизированный бомбардировщик Не-111, новый истребитель FW-190, штурмовик Hs-129. Они ровными рядами стояли под лучами прожекторов, ожидая последнюю команду - "взлёт".

Рябцев видел, как испуганно забегали фашисты по аэродрому, как один за другим стали гаснуть огни, как побежали по полосе 2 "Фоккера".

Ведущий группы Старший лейтенант Ф. Косолапов, чтобы не мешать работать бомбардировщикам, поднял истребители выше. Оттуда хорошо был виден весь аэродром и на нём горящие самолёты, и как свободно ходят над целью Пе-2.

Косолапов оставил группу на Старшего лейтенанта А. Пушкина и с ведомым Левченко устремился в атаку на "Фоккеров". Через несколько секунд на земле горели ещё 2 вражеских самолёта.

Когда возвращались на свой аэродром, была всё ещё ночь. Потом было ещё много боевых ночей и много боевых дней, приходилось бывать во всяких переделках; но ни одно впечатление не могло сравниться с тем, первым, когда он принял боевое крещение. Все они были проще. Так и вела война молодого человека по нелёгким сбоим дорогам. Второй вылет похож на сотый, сотый - на двухсотый; и так до последнего дна войны.

Рябцев М.Е.

14 Июля 1943 года Михаил Рябцев писал в дневнике: "Не вернулся на свои аэродром ведомый Бессолицина - Василий Балдук". Всего одна фраза. Место Василия занял другой лётчик; и он должен был теперь так же бесстрашно прикрывать своего ведущего, как это делал Василий Балдук. А он действительно не ведал страха. Когда у него в бою опустели снарядные ящики, Василий развернул свой самолёт и пошёл на фашиста в лобовую атаку. Тот дрогнул, хотел увернуться, взмыть ввысь, но было поздно: 2 скоростных новейших истребителя столкнулись и рассыпались на куски...

Превосходство в воздухе. Как нелегко завоёвывалось оно !   Этапами к нему были: действия советской авиация под Сталинградом, воздушное сражения на Кубани, операции по уничтожению авиации противника весной и летом 1943 года, ожесточённые бои на Курской дуге и над Днепром; мужество и смелость, преданность и вера в нашу победу.

Когда 5 Августа 1943 года над Москвой впервые взметнулся пибедный салют войскам, освободившим Орёл и Белгород, - это был салют в Михаилу Рябцеву.

*     *     *

В один из осенних дней 1943 года в небе появились новенькие истребители. На их фюзеляжах было написано "Монгольский арат". В одиночку немецкие лётчики не решались приближаться к ним. Страх перед непонятной надписью усилился ещё больше, когда в первом же воздушном бою один из "Монгольских аратов" на высоте 8000 метров сбил "Хейнкель-111".

Незадолго до этого на один из фронтовых аэродромов прибыло 12 истребителей Ла-5. Построены они на средства дружественного монгольского народа. Истребители были вручены эскадрилье 2-го Гвардейского истребительного полка, который участвовал в боях с первых дней войны. В тот же день в эскадрилье состоялось открытое партийное собрание. Выступая на нём, Герой Советского Союза Гвардии капитан Н. Пушкин, парторг Гвардии старший лейтенант H. Калинин, комсорг Гвардии старшина Г. Жерновой и другие говорили о своём стремлении не жалеть ни крови, ни самой жизни для победы над врагом. Они поклялись до конца разгромить немецко - фашистских захватчиков.

И лётчики достойно выполнили клятву. Боевой счёт на новых самолётах открыл замесгитель командира эскадрильи Гвардии старший лейтенант Н. Я. Зенькович. Это он поджёг "Хейнкель-111". И счёт уничтоженных вражеских самолётов рос с каждым боевым вылетом. Только в Орловской операции лётчики эскадрильи в воздушных боях уничтожили 21 самолёт противника.

Лётчики эскадрильи 'Монгольский арат'

Эскадрилья "Монгольский арат".  Второй справа в первом ряду - М. Е. Рябцев.

Как-то на аэродром не вернулась машина Гвардии лейтенанта Моисова. Тяжело переживал гибель товарища его ведущий, командир звена Гвардии старший лейтенант М. Рябцев. Он дал слово отомстить врагу за смерть друга. На другой же день Рябцев вылетел на свободную "охоту" за линией фронта. Здесь он встретил 2 FW-190. Гвардеец смело вступил в неравный бой и одержал победу. Одного "Фоккера" он сбил, другой позорно бежал.

И в дальнейшем Гвардии старший лейтенант М. Е. Рябцев не забывал о своей клятве. Он стал не только замечательным воздушным бойцом, но и одним из лучших воздушных разведчиков в своей дивизии.

Трудящиеся Монголии внимательно следили за своими подшефными. В Москву прибыла делегация МНР. На встречу с ними вылетели представители эскадрильи. Они доложили друзьям о боевых делах, о том, что Гвардейцы крепко бьют врага, горячо благодарили за самолёты. Эскадрилья "Монгольский арат" сражалась на многих фронтах, прошла до Берлина, одержав досятки воздушных побед. Лётчики выполнили свою клятву !

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июyя 1945 года Гвардии старший лейтенант Михаил Евсеевич Рябцев удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны М. Е. Рябцев окончил Военно - Воздушную академию. Служил в войсках противовоздушной обороны, освоил 18 типов самолётов.

*     *     *

Список всех известных побед Старшего лейтенанта М. Е. Рябцева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
114.07.1943 г.1  Не-111БерестнаЛа-5, Ла-7.
215.07.1943 г.1  Ме-109Ногоя
328.07.1943 г.1  FW-190Радзино
406.08.1943 г.1  FW-190Абалмасово
507.02.1944 г.1  FW-190Забелино
613.02.1944 г.1  FW-190Гайдуки - Александровс
725.06.1944 г.1  FW-190Коноваловс
802.08.1944 г.1  Ме-109Катценау
904.08.1944 г.1  FW-190Семеникишки
1017.08.1944 г.1  FW-190Рудлавки
1111.02.1945 г.1  FW-190Шернборн
1212.02.1945 г.1  FW-190зап. Катценау
1318.02.1945 г.1  FW-190сев. - вост. Коттбус
1419.04.1945 г.1  FW-190сев. - вост. Альт - Дебберн

       Всего сбитых самолётов - 14 + 0;  боевых вылетов - более 150.


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

     © AirFighters.RU