Главная | Источники | 

HSU

Рыкачев Юрий Борисович

Рыкачев Ю.Б.

Родился 16 Декабря 1909 года в городе Тифлис ( ныне Грузия ) в семье рабочего. Окончил кооперативный техникум. С 1928 года в Красной Армии. В 1930 году окончил Вольскую объединённую военную авиационную школу лётчиков и техников, в 1933 году - курсы младших инженеров, в 1936 году военную авиационную школу командиров звеньев, в 1941 году окончил Военно - Воздушную академию.

С Июня 1941 года Капитан Ю. Б. Рыкачев в действующей армии. По Октябрь 1941 года сражался в составе 69-го ИАП  ( 9-го Гвардейского ИАП ); по Январь 1943 года - в 790-м ИАП; по Апрель 1943 года - в Управлении 219-й БАД; по Февраль 1944 года - в Управлении 219-й БАД / 9-й Гвардейской ИАД; по Май 1945 года - в Управлении 5-й Гвардейской ИАД.

К концу Сентября 1941 года помощник командира 69-го истребительного авиационного полка  ( Отдельная Приморская армия )  Капитан Ю. Б. Рыкачев совершил 104 успешных боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника и 11 - в группе с товарищами.

10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Командовал различными авиационными частями и соединениями.

В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба. Служил на ответственных должностях. С 1969 года Генерал - лейтенант авиации Ю. Б. Рыкачев - в запасе. Жил в Москве. Умер в 1991 году.

Награждён орденами: Ленина  ( трижды ), Красного Знамени   ( трижды ), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Родился 16 Декабря 1909 года в городе Тифлис  ( ныне Тбилиси ). В 1923 году окончил школу 1-й ступени в городе Баку, там же учился в кооперативном техникуме, одновременно работая чернорабочим, а затем механиком на механическом заводе Бакинского порта. По комсомольской путёвке был направлен в авиашколу и зачислен на отделение авиатехников.

Чем больше Рыкачев овладевал авиационной техникой, тем с большей силой его тянуло в небо. Его желание было одобрено начальством, и в Декабре 1934 года Рыкачев был зачислен на курсы командиров звеньев в городе Борисоглебске, окончив которые в Декабре 1936 года, он стал одним из наиболее квалифицированных лётчиков с инженерно - технической подготовкой.

Лётную службу начал в Декабре 1936 года в легкобомбардировочной авиации в должности командира звена. Затем, как один из наиболее подготовленных лётчиков, был выдвинут на должность комиссара 6-й истребительной эскадрильи 3-й авиационной армии особого назначения, базировавшейся в Ростове-на-Дону. Эскадрильей в то время командовал Капитан Л. Л. Шестаков.

С Ноября 1938 года началась их совместная работа по сколачиванию подразделения. И в том, что эскадрилья стала одной из лучших в армии, немалая заслуга принадлежала Рыкачеву. С Сентября следующего года началась его служба во вновь сформированном 69-м истребительном авиационном полку, в составе которого Ю. Б. Рыкачев служил комиссаром, затем заместителем и командиром эскадрильи, а позднее заместителем командира полка, участвовал в героической обороне Одессы.

Перед самым началом войны Рыкачев успел ещё окончить 6-месячные сборы заочников Военно - Воздушной академии и вернулся в полк с дипломом об окончании этого учебного заведения, чтобы принять под свою команду 2-ю эскадрилью. Под его командованием начали службу будущие Герои - Алексей Алелюхин, Михаил Твеленев, Иван Королёв.

Великую Отечественную войну встретил в составе своего полка под Одессой. Вылетал на боевые задания по сопровождению штурмовиков, летающих лодок, на штурмовку вражеских колонн. 16 Августа был назначен заместителем командира полка.

К Октябрю 1941 года совершил 104 боевых вылета, в том числе 59 на штурмовку. В 16 воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника и 11   ( по другим источникам - 5 )  в группе. З0 Сентября был представлен к званию Героя Советского Союза.

Постановлением военного совета Южного фронта от 5 Ноября 1941 года награждён орденом Ленина.

После эвакуации из Одессы на переформирование на базе 69-го истребительного авиаполка был сформирован ещё один полк, который и возглавил Рыкачёв.

Формирование полка началось 20 Октября 1941 года в Кировабаде, и поначалу номер полка не поменялся, добавилась только буква - "69А". Личный состав проходил переучивание с истребителей И-16 на истребители ЛаГГ-3 в составе 11-го запасного авиаполка. В Марте 1942 года часть стала именоваться "790-й истребительный авиационный полк". В полк вошли 2 эскадрильи. 19 Апреля 1942 года комиссия запасного авиаполка составила акт о готовности полка к боевой работе и записала: "Начало формирования 790 ИАП - 20 Октября 1941 года, окончание формирования - 13 Февраля 1942 года. Готовность к убытию на фронт - 15 Апреля 1942 года."

Матчасть - 20 новеньких истребителей ЛаГГ-3 с завода № 31 - полк получил 2 Мая, а уже 15 Мая - перебазировался в район города Поти   ( станция Мерия ), где вошёл в состав ВВС 46-й общевойсковой армии с подчинением в оперативном отношении базовому району ПВО по охране военно - морских баз Поти и Батуми.

15 Мая 1942 года с аэродрома Мерия 790-й ИАП приступил к боевой работе. Первые боевые вылеты выполнили пилоты 2-й эскадрильи на истребителях ЛаГГ-3. В этот день был открыт боевой счёт полка: командир 2-й эскадрильи Старший лейтенант Калугин сбил самолёт противника.

Истребитель ЛаГГ-3.

Летом 1942 года в 790-й полк вместе с молодым пополнением прибыл старший сержант Павел Константинович Бабайлов, ставший самым результативным лётчиком полка.

До 18 Августа 1942 года полк выполнял боевые задачи по прикрытию с воздуха военно - морских баз Поти и Батуми. К этой дате лётчики полка произвели 360 боевых вылетов, провели 11 воздушных боёв, в которых было сбито 5 самолётов противника, собственные потери составили 2 самолёта и 2 лётчика.

С 23 Августа по 6 Сентября 1942 года полк находился в подчинении командования 44-й общевойсковой армии и базировался на аэродроме Кизляр. В Сентябре в полку имелся 21 истребитель ЛаГГ-3, переданных из других полков, и 5 новых ЛаГГ-3 постройки завода № 31. Полк 18 экипажами прикрывал от налётов немецкой авиации линию железной дороги Кизляр - Астрахань и вёл разведку войск противника в районе Моздока. За этот период выполнено 174 боевых вылета, проведено 4 воздушных боя, сбито 2 истребителя Ме-109 и повреждён один бомбардировщик Ju-88. Потери полка составили 3 самолёта и 1 лётчик.

6 Сентября 1942 года полк передали в состав 219-й бомбардировочной авиационной дивизии. Полк базировался на аэродроме Гайты  ( Грозный )  с 7 Сентября по 29 Октября 1942 года лётчики, в основном, прикрывали бомбардировщики "Бостон-3" из 219-й БАД, действовавшие по целям, расположенным в окрестностях Моздока. В конце Октября полк временно был разделён. Одна эскадрилья осталась в Гайтах и продолжала летать вместе с "Бостонами", вторая - перебазировалась на аэродром возле станицы Нестеровская, откуда сопровождала штурмовики и прикрывала с воздуха передний край обороны наших войск. В период наступательной операции Красной Армии с 9 Декабря 1942 года по 1 Января 1943 года полк сопровождал штурмовики, прикрывал с воздуха гвардейский конный корпус генерала Кириченко, а также вёл разведку.

Всего за период действий на Северном Кавказе до 1 Января 1943 года  ( в период командования Ю. Б. Рыкачевым )  лётчики полка выполнили 927 боевых вылетов, провели 72 воздушных боя, сбили 57 и повредили 13 самолётов противника; собственные потери - 12 лётчиков, 21 самолёт.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1942 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Капитану Рыкачёву Юрию Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 982 ).

Рыкачев Ю.Б.

До конца 1942 года Подполковник Ю. Б. Рыкачев командовал 790-м истребительным авиационным полком. Затем был заместителем командира авиационной дивизии. С Февраля 1944 года и до конца войны, уже в звании Полковника, командовал 5-й Гвардейской Краснознамённой истребительной Валдайской авиационной дивизией. Участвовал в освобождение Крыма, Прибалтики.

К Маю 1945 года выполнил более 600 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 19 самолётов  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 5 личных и 12 групповых побед лётчика ]  и 14 уничтожил на земле.

После войны остался на службе в авиации. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба. Командовал 83-м смешанным авиационным корпусом, базировавшимся в Китае. Служил на других ответственных должностях. Был преподавателем в Военно - Воздушной академии. В 1968 году защитил диссертацию, кандидат военных наук. С 1969 года Генерал - лейтенант авиации Ю. Б. Рыкачёв - в запасе.

Последние годы жил в Москве. Скончался в 1991 году. Похоронен на Троекуровском кладбище.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии полковника Ю. Б. Рыкачева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
109.08.1941 г.7  PZL-24  ( в группе - 7 / ? )р-н ОдессыИ-16, ЛаГГ-3,

"Аэрокобра".

209.09.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / ? )Терская
327.05.1943 г.1  Ме-109сев. Киевское
410.10.1944 г.1  FW-190сев - зап. Мемель

      Всего сбитых самолётов - 5 + 12  [ 2 + 8 ];  боевых вылетов - 601.



Дополнительная информация о Ю. Б. Рыкачеве.

Возврат

Н а з а д