Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Семенюк Иван Иванович

Семенюк Иван Иванович

Иван Семенюк родился 15 февраля 1917 года в Минске, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. Работал учеником помощника машиниста, слесарем в паравозном депо станции Орша, мастером по ремонту паровозов. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Войну младший лейтенант И. И. Семенюк встретил в составе 88-го ИАП, летал на И-16. С сентября 1941 года служил с 249-м ИАП, где летал уже на ЛаГГ-3. С июля 1942 года по май 1945 года - в 131-м ИАП  ( 40-м Гвардейском ИАП ), летал на Ла-5. Был командиром звена, потом эскадрильи. Участник боёв в небе Сталинграда и на Курской дуге.

В октябре 1942 года 16-я Воздушная армия обеспечивала частные операции и контрудары общевойсковых армий. Нужно было измотать врага и отвлечь его силы от главных направлений.

Одна из таких частных операций под кодовым названием "Дон" проводилась ударной группой Донского фронта в середине Октября. 16-я Воздушная армия в этой операции выполняла следующие задачи: вела борьбу с авиацией противника, уничтожала вражеские войска перед фронтом, содействовала войскам 24-й и 66-й армий в прорыве обороны противника, вела воздушную разведку и разрушала переправы через Дон.

Отличился летом 1943 года под Курском. 40-й Гвардейский истребительный авиаполк базировался в те дни на аэродроме Трубеж возле города Обоянь. Вместе с другими полками 8-й Гвардейской истребительной авиадивизии лётчики прикрывали южный фланг Курской дуги. Ещё до начала активных действий на земле немецкая авиация пыталась обеспечить себе превосходство в воздухе. Но был уже не 1941-й год. Наши лётчики на новых скоростных, вооружённых пушками истребителях Ла-5ФН успешно пресекали все такие попытки.

Рано утром 2 июня дежурная восьмёрка 2-й эскадрильи вылетела на перехват противника. Группу из 18 пикировщиков Ju-87 встретили на подходе к аэродрому. Герой Советского Союза Гвардии капитан Н. Т. Китаев и его заместитель Герой Советского Союза Гвардии старший лейтенант И. И. Семенюк сбили по одному самолёту противника, которые упали на нашей территории, а остальные, вместе с подбитыми, поспешно удрали за линию фронта, сбросив бомбы где попало.

В этот же день И. И. Семенюк сбил ещё один самолёт противника.

5 июня, будучи ведущим группы из 6 самолётов, вступил в бой с 18 бомбардировщиками и 8 прикрывающими их истребителями, снова сбил 2 вражеские машины. Группа потерь не имела.

К февралю 1944 года командир эскадрильи 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии капитан И. И. Семенюк совершил 278 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 16 и в группе 8 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

И.Семенюк с товарищами.

Соколиным ударом отличался лётчик - истребитель И. И. Семенюк. Виртуозная техника пилотирования, зоркий глаз, знание слабых и сильных сторон воздушного противника, отличное владение материальной частью, высокие моральные и волевые качества - всё это обеспечивало победу Ивану Ивановичу Семенюку в воздухе.

Он совершил 430 успешных боевых вылетов. Участвуя в 125 воздушных боях, уничтожил 18 вражеских самолётов лично и 9 - в группе с товарищами. За время войны освоил истребители: И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.

После окончания войны Иван Иванович продолжал служить в ВВС. Участвовал в вооружённом конфликте на территории Кореи 1950 - 1953 годов в должности командира 256-го ИАП. В этой войне подполковник И. И. Семенюк не достиг больших успехов  ( лишь подбил один самолёт противника ).

Ожесточённые воздушные бои разгорелись 3 марта 1952 года над Сайсеном на реке Ялуцзян за центральную ГЭС, в которых участвовали лётчики 97-й и 190-й ИАД. Напряжённый бой провели в этот день лётчики 256-го ИАП, которые за день совершили 3 боевых вылета. Вот как описывает его участник Смирнов Николай Ефимович:

"3 марта командир полка Герой Советского Союза подполковник И. И. Семенюк повёл полк на боевое задание на прикрытие ГЭС. Я был в том вылете у него ведомым. Над целью появились "Сейбры", и мы завязали с ними бой. Командир полка старался атаковать ведущего группы "Сейбров", а я в это время следил за ним. При атаке командира полка ведущего группы "Сейбров" группа противника рассыпалась на пары. Но командир по-прежнему настойчиво преследовал ведущую пару "Сейбров" и всё же сумел сблизиться с ними и открыл огонь. Один из "Сейбров" тут же задымился и ушёл в сторону моря. По мне в ходе боя также неоднократно открывали огонь самолёты противника, но я зорко следил за своим ведущим и не покинул строй. Вскоре группа противника вышла из боя и ушла в сторону моря. Вернувшись на свой аэродром Мяогоу, я обнаружил в своём самолете 12 пробоин. Но повреждения были несерьёзными, и вскоре техники отремонтировали мой самолёт".

В этом бою, кроме подбитого подполковником И. И. Семенюком "Сейбра", был сбит ещё один F-86 старшим лейтенантом И. С. Мельником. Однако полк понёс потерю: был сбит старший лейтенант А. И. Прохоров, который катапультировался. Американцы же заявили, что в этот день сбили 3 "МиГа" !..

Вскоре И. И. Семенюк заболел и был отправлен в Советский Союз.

С июня 1961 года Гвардии полковник И. И. Семенюк - в запасе. Жил и работал в Минске. Умело применял свои военные знания на должности оперативного дежурного штаба Гражданской обороны Минска, руководил политической подготовкой офицеров запаса, выступал с воспоминаниями по радио и телевидению. Скончался 26 апреля 1976 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора И. И. Семенюка:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.07.1941 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )ХристиновкаИ-16, ЛаГГ-3, Ла-5.
212.09.1942 г.1  Ме-109Малгобек
321.09.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Верхний Акбаш - Дейское
427.09.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Кескем - Сагопшин
528.09.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )юж. Лакинсов
630.09.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Малгобек
703.10.1942 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 4 )сев. - вост. Илларионовка
804.10.1942 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Эльхотово
905.10.1942 г.1  Ме-109юго - вост. Урожайное
1002.11.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Гизель
1107.11.1942 г.1  Ju-87сев. - зап. Дигора
1229.11.1942 г.1  Ме-109юж. Дарг - Кох
1302.06.1943 г.1  FW-190Касторное
141  Не-111аэр. Карань
1505.06.1943 г.1  Ме-109юж. Белая
1605.07.1943 г.1  Ju-87Дмитриевка - Задельное
1706.07.1943 г.1  Ju-87зап. Гостищево
1808.07.1943 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )сев. - зап. Яковлево
1909.07.1943 г.1  Ме-109юж. Круглик
201  Ме-109Ивня
2114.07.1943 г.1  Hs-126Верхопенье
2216.08.1943 г.1  Ме-109сев. Крысино
2326.09.1943 г.1  FW-190вост. Великий Букрин
2422.10.1943 г.1  Ju-87юж. окр. Ходоров
2525.01.1944 г.1  FW-190вост. Турбов
2624.02.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Лихолесье
2709.02.1945 г.1  FW-190аэр. Ламсдорф

      Всего сбитых самолётов - 18 + 9;  боевых вылетов - около 396;   воздушных боёв - 113.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU