Главная | Источники | 

HSU

Середа Игорь Емельянович

Середа И.Е.

Родился 25 Августа 1921 года в Москве в семье железнодорожника. Детство и юность провёл в городе Унеча Брянской области. Окончил 10 классов школы № 41. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Иркутское военное авиационно-техническое училище. Служил техником в одной из авиационных частей. В 1943 году окончил Вязниковскую военно-авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. До Ноября 1941 года был авиационным техником. Участвовал в нескольких оборонительных боях начального периода войны. Отступал вместе с авиаполком на восток.

После окончания авиационного училища воевал в 240-м   ( 178-м Гвардейском )  ИАП на Степном, 2-м Украинском фронтах. Сражался на Курской дуге, в районах Белгорода, Харькова, над Днепром, участвовал в Корсунь - Шевченковской операции, воевал над Южным Бугом, в небе Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии.

К концу войны командир звена 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии лейтенант И. Е. Середа совершил 159 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил 17 самолётов противника.

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1948 года Гвардии капитан И. Е. Середа - в запасе. Долгие годы жил в городе Унеча. Занимался литературной деятельностью. В 1970-е годы переехал в город Кишинёв  ( Молдавия ). Умер 6 Октября 1988 года. Похоронен в Кишинёве.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, медалями.

Имя Героя носит бригада на Кишинёвской швейной фабрике. В Унече на школе, в которой учился Герой, установлена мемориальная доска. На Аллее Героев города Унеча установлен памятный знак прославленному земляку.

*     *     *

Авиатехник Игорь Середа служил в составе 8-го истребительного авиационного полка вблизи западной границы, когда началась война. В первые же часы войны на аэродроме базирования фашистскими бомбардировщиками были уничтожены почти все советские самолёты. Середа остался "безлошадным". При отступлении пришлось с оружием в руках пробиваться из окружения.

В тылу авиаполк был расформирован, лётчики и авиатехники пополнили составы других полков, а Середа после неоднократных просьб был направлен в Вязниковское лётное училище, где сбылась его мечта - он стал лётчиком, освоил самолёт Ла-5.

В Апреле 1943 года Младший лейтенант И. Е. Середа был направлен на Степной фронт в состав 240-го истребительного авиаполка.

В первом воздушном бою звено, в котором служил Середа, сопровождало несколько тяжёлых бомбардировщиков. После выполнения бомбометания на лётчиков свалились "Мессеры", и пошла карусель. Этот бой мог стать для Середы последним. В один из моментов он стал отличной мишенью для фрицев. Но его спас, предупредив по рации, ведущий Евгений Гукалин. Середа выполнил манёвр, выпустил для острастки куда попало почти весь боекомплект и стал выходить из боя. Прикрывая его, Гукалин пошёл на хитрость. Он опустил шасси и пошёл на посадку на вражеский аэродром. Зенитные батареи недоуменно замолчали - русский лётчик сдаётся в плен. Когда до земли оставались считанные метры, ястребок, вдруг, взвыл мотором, и по опешившим фашистам хлестнули огненные струи. В тот же момент, закончив фотографирование аэродрома, нажал на пулемётные гашетки и Середа. Оба лётчика вернулись на свой аэродром невредимыми.

В 1944 году 240-й истребительный авиаполк стал 158-м Гвардейским. Достойный вклад в достижения боевого коллектива внёс и Игорь Середа.

Десятки боевых вылетов были сделаны Середой в районах Харькова, Белгорода, над Бугом и Днепром. Наиболее памятными остались те, которые произошли в небе Молдавии и в дни, когда проходила Корсунь - Шевченковскя операция.

Однажды шестёрке истребителей предстояло вылететь на прикрытие переправ через Южный Буг. Но как только лётчики подлетели к району, отведённому для патрулирования, показалась девятка немецких бомбардировщиков Ju-87. Немцы летели без сопровождения истребителей, думая, что советская истребительная авиация в такую плохую погоду не поднимется со своих аэродромов. Их встретила шестёрка, ведомая Кожедубом, в которой был и Середа. Краснозвёздные самолёты врезались в боевой порядок фашистов. Прямо перед самолётом Кожедуба появился "Юнкерс". Лётчик быстро зашёл в хвост вражеской машине и открыл огонь. Немец перевернулся и, охваченный пламенем, упал на лесную опушку. Не выдержав боя, пикировщики стали уходить. Но в это время появилась новая девятка Ju-87.

Используя тот же манёвр, Кожедуб опять собрал своих лётчиков в "кулак". "Лавочкины" с бреющего врезались в группу "Юнкерсов", навязав им бой, нарушили их боевой порядок. Один самолёт сбил Василий Мухин, второй - Игорь Середа. В общей сложности Гвардейцам удалось сбить в том бою 4 вражеских самолёта.

В небе Молдавии 5 Мюня 1944 года И. Н. Середа за один день сбил 3 самолёта.

В составе шестёрки Ла-5 Середа вылетел на прикрытие наземных войск. С противником наши лётчики повстречались, едва достигнув района прикрытия. Середа первым заметил приближающиеся 12 FW-190. Все 6 "Лавочкиных" на максимальной скорости обрушились на вражеские самолёты. В прицеле Середы быстро рос силуэт "Фоккера". Отсчёт коротких секунд атаки завершился дробным ударом пушек. Прошитая меткой очередью, вражеская машина неуклюже накренилась и утонула в трепещущем мареве. Середа резко перевёл свой самолёт в высоту. Там оставался численно превосходящий противник. Часть "Фоккеров" пустилась наутёк. Однако 5 фашистских лётчиков продолжали вести воздушный бой. К ним на помощь подоспели 4 истребителя Ме-109. Снова завращалась воздушная "карусель". Но вот "клубок" начал разматываться. Одна за другой машины устремились вниз. Середа погнался за четвёркой фашистских машин. Снова послышались пушечные очереди. Один из "Мессеров" задымил и, покачиваясь с крыла на крыло, ушёл на свою территорию. За ним потянулись остальные.

В тот же день Середа совершил боевой второй вылет. Когда восьмёрка "Лавочкиных" начала рассеивать группу FW-190, он выбрал ближайшую к себе цель и вогнал снаряды в фюзеляж самолёта противника. Вражеская машина сразу рассыпалась на части.

В Августе 1944 года началась Ясско - Кишинёвская операция. В одном из вылетов Середа в составе группы прикрывал штурмовики Ил-2 при налёте на станцию Корнешты, где стояли 4 вражеских эшелона. Пока штурмовики рвали составы на части, показалось несколько чёрных точек. "Мессеры" начали набирать высоту. Середа выбрал вырвавшуюся вперёд вражескую машину и пошёл на сближение. Вот в прицеле выросло очертание "Мессера". Огненная трасса рубанула по кабине вражеского лётчика. "Мессер", оставляя за собой дымный след, пошёл к земле.

Из месяца в месяц росло мастерство отважного лётчика. В боевых донесениях полка появлялись всё новые и новые записи о его славных победах. Вот лишь некоторые:

"19.10.1944. В составе 6 Ла-5 прикрывал наши войска. Встретил 12 ФВ-190 и 8 Ме-109. Внезапной атакой из-за облаков рассеял противника, не дал штурмовать, сбил один ФВ-190.

19.12.1944. Семёрка Ла-5 прикрывала наши войска. Встретила 12 ФВ-190 и "Макки-200", которые хотели штурмовать. Сбил один ФВ-190.

03.01.1945. 10 Ла-5 прикрывали наши войска. Были атакованы 16 Ме-109. Противник наращивал силы до 24 Ме-109. Сбил 2 самолёта.

19.02.1945. В паре встретил группу ФВ-190. Нарушил боевой порядок. Они стали уходить в облака. Середа атаковал пару ФВ-190. Один сбил. Ведомый сбил второго".

Бои, бои, бои. Они проходили в небе Румынии, Венгрии, Чехословакии, где Игорь Емельянович Середа встретил День Победы.

Вот что пишет в своих воспоминаниях дважды Герой Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев:

"3 Января 1945 года наши лётчики, прикрывая войска в районе Шаришан - Бойно, были атакованы двумя восьмёрками Ме-109. Завязался один из тех боёв, которые со "Сто девятыми" всегда проходили трудно. Неожиданно к месту схватки подлетает ещё одна восьмёрка "Мессеров". Гвардейцы, численность которых оказалась в 2,5 раза меньшей, чем у фашистов, не дрогнули, выстояли.

На помощь своим пришли 12 лётчиков из другой эскадрильи, и бой закончился без потерь с нашей стороны. В этой схватке отличились Середа, уничтоживший 2 Ме-109, и его напарник Погодин.

Оба пилота прибыли в полк почти в одно и то же время, когда битва на Курской дуге вступала в завершающую фазу, но в боевые действия включились по-разному. Игорь Середа начал с полётов на прикрытие наших войск во время освобождения Левобережья Украины, с заданий, насыщенных воздушными схватками, в которых росли его мастерство, зрелость, опыт.

В боях за Молдавию он был уже закалённым бойцом, проявил незаурядную храбрость, мужество, лётно - тактическую смекалку. Вскоре Середа становится одним из лучших разведчиков эскадрильи и продолжает увеличивать счёт сбитых самолётов противника. К концу войны он совершил более 160 боевых вылетов, из них 70 на разведку, участвовал в 27 воздушных боях, в которых сбил 17 вражеских машин - это очень высокий процент точности. Поистине Игоря можно назвать снайпером неба..."

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии лейтенанту Середе Игорю Емельяновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 6666 ).

*     *     *

Список известных побед Гвардии лейтенанта И. Е. Середы:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.01.1944 г.1  Ме-109сев - зап. Большая ВискаЛа-5.
222.05.1944 г.1  Ме-109Сабоани
302.06.1944 г.1  Ме-109сев - зап. Вултуру
405.06.1944 г.1  FW-190сев. Захорна
51  FW-190Захорна
61  Ме-109Ларга
708.06.1944 г.1  FW-190сев. окр. Яссы
822.08.1944 г.1  Hs-123Бегешти
907.10.1944 г.1  Ju-87Данчхаза
101  Ju-87вост. Данчхаза
1119.10.1944 г.1  FW-190сев - зап. Дебрецен
1220.12.1944 г.1  FW-190юж. Шахы
1303.01.1945 г.1  Ме-109юж. оз. Надь
141  Ме-109вост. Уни
1506.01.1945 г.1  Ме-109юго - вост. Керт
1618.02.1945 г.1  FW-190сев. Чуз
1706.03.1945 г.1  Ju-87Калница - Комарно

      Всего сбитых самолётов - 17 + 0;  боевых вылетов - 159;   воздушных боёв - 27.




Дополнительная информация о И. Е. Середе.

Возврат

Н а з а д