Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского Союза

Шевчук Василий Михайлович

Шевчук Василий Михайлович

Родился 14 августа 1919 года в селе Ставки, ныне Фастовского района Киевской области, в семье крестьянина. Окончил 2 курса Белоцерковского педагогического техникума. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

В январе 1942 года получил назначение в 247-й ИАП на Керченском полуострове. Позднее, летом 1943 года, участвовал в грандиозном Курском сражении   ( в это время был командиром эскадрильи ). С июля 1944 года - в составе 152-го Гвардейского ИАП. Участвовал в операциях по форсированию Днепра, в боевых действиях на территории Молдавии, Польши и Германии.

К марту 1945 года заместитель командира 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 12-я Гвардейская истребительная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии майор В. М. Шевчук совершил 194 боевых вылета, участвовал в 42 воздушных боях, сбил лично 14 и в группе 1 самолёт противника.

Всего произвёл более 204 боевых вылета. Проведя 44 воздушных боёв, уничтожил 14 неприятельских самолётов лично и 1 - в группе с товарищами.

27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1948 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно - Воздушной академии, а в 1958 году - Высшие академические курсы при Военной академии тыла и транспорта. Служил в центральном аппарате Министерства обороны СССР. С 1979 года генерал - лейтенант авиации В. М. Шевчук - в отставке. Живёт в Москве. Автор книги воспоминаний - "Командир атакует первым".

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( пять ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранными наградами.

*     *     *

Василий Шевчук родился в августе 1919 года в селе Ставки Фастовского района Киевской области. Отец - Михаил Павлович  ( 1898 - 1944 )  и мать - Елена Сидоровна  ( 1900 - 1935 )  - были крестьянам. После школы Василий поступил в Белоцерковский педагогический техникум, окончил 2 курса. И затем резкий поворот судьбы - Качинская военная авиационная школа лётчиков, которую он окончил в 1939 году.

На фронт лётчик - истребитель Шевчук попал в январе 1942 года. На всю жизнь запомнился ему боевой вылет на прикрытие штурмовиков 1 мая. Штурмовики получили задание уничтожить артиллерийские позиции противника севернее Феодосии. На их прикрытие взлетело звено истребителей: Степан Карнач - ведущий, Александр Лапшин, Василий Шевчук и Виктор Головко. На подходе к Феодосии у Головко забарахлил мотор, и ведущий приказал ему повернуть обратно. Потом Лапшин обнаружил, что у него кончается горючее, и ему тоже ведущий велел идти на свой аэродром. Василий Михайлович остался со Степаном Карначём вдвоём. А штурмовики подходили к цели, в небе уже появились хищные силуэты "Мессеров". Их было около десятка.

"Держись, Вася ! - послышался у Шевчука в наушниках голос лихого комэска Карнача. - Бить их будем поодиночке. Расходимся !.."

"Мы понимали, что победить при таком соотношении сил трудно, - рассказывает Василий Михайлович и словно снова идёт в бой - глаза его молодо загораются, движения рук воспроизводят маневр и начало той неравной схватки с противником. - Степан резко рванул влево, вывел самолёт из крена и помчался к "Мессерам". Я повернул свою машину вправо, рассчитывая, что так нам удастся отвлечь немцев от штурмовиков, которые уже построились в боевой порядок и начинали работу. Немцам пришлось разделиться на 2 группы, и я оказался против 6 врагов, а Степан - против 4-х.

В.М.Шевчук

Всё, что я умел, что мог выжать из своего самолёта, я вложил в ту схватку. Уже, кажется, не только гимнастёрка, но и реглан кожаный пропитался испариной. "Мессер" не раз попадал мне в прицел, однако в последнюю секунду уходил из - под огня. А мне не только за ним приходилось носиться, но и остальных из виду не упускать - тут же срежут. И всё - таки я одолел гитлеровского пилота. Не успел порадоваться, что враг повержен - вот он горит, падает, взрывается ! - как что - то тяжёлое обрушивается на мой самолёт, словно удар огромным бревном по плоскостям, фюзеляжу, кабине... Яркая вспышка ослепила глаза. Пламя охватило машину сразу со всех сторон. Я посмотрел на высотомер: всего 180 метров. Как же близко земля !   Прыгать поздно. Но самолёт вот - вот взорвется... И тогда я всё же вылез из кабины и рванул кольцо парашюта !.."

Василий Шевчук упал на землю рядом с нашим передним краем, а вытащила его из - под огня врага медсестра Маруся.

При падении на землю Василий получил перелом 4-х позвонков. Хирург Вера Павловна Авророва обещала раненому, что ходить он будет, а вот летать едва ли.

Но молодой организм справился с переломами, и через полгода лечения, в октябре 1942 года, Василий Шевчук вернулся в свою часть.

В составе 247-го истребительного авиационного полка он сражался в небе над Курском, на Украине, в Молдавии, в Польше. А в битве за Берлин и Прагу В. М. Шевчук уже сам командовал полком - 152-м Гвардейским истребительным.

За время войны Василий Михайлович Шевчук совершил более 200 успешных боевых вылетов, в 44 воздушных боях сбил 15 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После окончания войны он ещё долго продолжал служить в Вооружённых Силах и лишь в 1979 году, в звании генерал - лейтенанта авиации, вышел в отставку.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора В. М. Шевчука:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.03.1942 г.1  Ме-109ВладиславовкаЯк-1, Як-9.
201.05.1942 г.1  Ме-109Харсыз Шабань
306.07.1943 г.1  Ju-87Дмитриевка
407.08.1943 г.1  Ме-109вост. Андреевка
512.10.1943 г.1  FW-189аэр. Фёдоровка
628.10.1943 г.1  Hs-126Новый Путь
707.01.1944 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )зап. Березовка
810.01.1944 г.1  Ме-109зап. Ташлык
904.02.1944 г.1  FW-190Красный Октябрь
1016.07.1944 г.1  FW-190сев. - вост. окр. Золочев
1112.08.1944 г.1  FW-190Радзехув
1201.03.1945 г.1  Hs-126Обер - Шенбрунн
131  FW-190Вальдек

      Всего сбитых самолётов - 14 + 1  [ 12 + 1 ];  боевых вылетов - 204;  воздушных боёв - 44.




Дополнительная информация о В. М. Шевчуке.

Возврат

Н а з а д


Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU