Главная | Источники | 

Шугаев Борис Александрович

Шугаев Борис Александрович

В Дмитровском Совете ветеранов можно увидеть удивительные самолётики из липы. Их автор - полковник в отставке Борис Александрович Шугаев. О нём ветераны рассказывают с гордостью, что он во время войны сделал 150 боевых вылетов и лично сбил 6 вражеских самолётов, а сейчас один из самых активных членов Совета ветеранов. Грамоту о присвоении Дмитрову почётного звания Российской Федерации "Город воинской славы" Президент России Дмитрий Медведев вручал именно ему.

Сам Борис Александрович говорит, что не отпускает его небо, потому и появились на свет деревянные копии самолётов, которые он раздаривал своим друзьям. Затем рассказал о своей жизни и военных годах. Его воспоминания ещё не появились в печати, как позвонил родственник Бориса Александровича и сообщил, что он умер... Этот материал - дань светлой его памяти.

Первое, с чего начал свой рассказ Борис Александрович, была фраза: "Жизнь удалась !". Как это понять ?   А как же война, ведь это ужасно страшно !   А он в ответ: "Бояться там было некогда !". И рассказал о том, как им, лётчикам, выдавали шёлковые шарфики. Чтобы не быть сбитым, главное вовремя заметить врага, шеей так накрутишься, до крови о гимнастёрку сотрёшь, хотя и подшит подворотничок. Вот и стали выдавать шарфы из натурального шёлка.

Полторы сотни военных вылетов, 6 сбитых самолётов лично и 1 в группе - это показатель не только мужества лётчика, но и его безупречного мастерства.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных побед лётчика. ]  Шёл Борис Александрович Шугаев к этому мастерству, можно сказать, с пелёнок.

В 11 лет записался он в авиамодельный кружок в Клубе пионеров родного города Ревды, что в 40 километрах от Свердловска  ( ныне Екатеринбурга ). Самолётики на резиновом моторчике, сделанные юными конструкторами, стали главным украшением праздничных демонстраций. Кроме того, в безветренную погоду над городом возносился шар Монгольфье из папиросной бумаги - творение рук ребят, с праздничным плакатом. А если дул ветер, в небо взмывал коробчатый змей на шпагате. Из его чрева на демонстрантов, к всеобщему восторгу, высыпались листовки...

Самолёты на резинке, которую на палочку накручивали с помощью дрели, у будущего лётчика летали гораздо дальше, чем у других. Вместе с другом Мишей Утюмовым они вышли в победители на областных соревнованиях. Самолёт Бориса пролетел 418 метров. Вскоре юный авиамоделист, став комсомольцем, организовал собственный авиамодельный кружок в родной школе, в котором занимались даже девочки. А чуть позже, когда руководителя детской технической станции Клуба пионеров забрали в армию, Бориса и его друга Михаила упросили "на двоих" возглавить станцию, чтобы работа продолжалась. Класс был 10-й, нелегко приходилось, ведь надо было готовиться к выпускным экзаменам.

Вопрос, кем быть, не стоял. Страстная влюблённость в небо и самолёты предопределили выбор. Правда, сначала в аэроклуб не приняли, молод оказался. Через месяц, когда повторно объявили спецнабор, вновь попытал счастья. В этот раз повезло, комиссия выслушала юного мечтателя, заулыбалась, в итоге в аэроклуб Свердловска его зачислили. Учёба закончилась в январе 1941 года, к этому времени курсанты освоили теорию и практику, отлетали положенное число часов на "кукурузнике". И сразу же их отправили в Батайское лётное училище в Ростовской области. Начались полёты на учебно-тренировочных однокрылых двухместных самолётах УТ-2 и истребителях И-16.

Воздушные бои. Когда началась война, эскадрилью училища направили в Азов, затем перебазировали в Азербайджан. Разместили в кошарах. Умываться и мыться приходилось в арыке с ледышками. Но это было лишь начало испытаний. В январе 1943 года Шугаева, выпускника училища, зачислили в 25-й запасной авиационный полк, а в мае он прибыл в 66-й истребительный авиационный полк 329-й Краснознамённой Керченской дивизии 4-й Краснознамённой Воздушной армии, где прослужил до конца существования этого полка.

В октябре 1943 года полк прибыл на фронт, на Кубань. Бои шли тяжёлые. Выполнять приходилось разные задания: прикрывать пехоту, штурмовики, бомбардировщики, вести разведку и патрулирование. Вылетали в том числе для того, чтобы вывести из строя технику на вражеских аэродромах. Прикрепляли на одноместный истребитель "Аэрокобра" специальные деревянные чемоданчики с маленькими бомбами по 2,5 кг, штук по 70 в каждом, и сбрасывали на немецкие самолёты, находящиеся на земле. А когда бомбили корабли и порты в Прибалтике, подвешивали к "Аэрокобре" тяжёлые бомбы: одну по 100 или 2 по 50 килограммов.

Истребитель Р-39 'Аэрокобра' Шугаева.

- Частенько происходили очень серьёзные стычки в небе. Летали мы однажды четвёркой над полем боя, чтобы не допустить фашистские бомбардировщики. Вдруг нам передают, что идёт группа бомбардировщиков и прикрыты они истребителями. Мы устремляемся туда. Нас четверо, а там армада из "Юнкерсов" и прикрытие из 15 самолётов. Но мы ввязываемся в бой, чтобы не допустить врага, - вспоминал Борис Александрович.

В книге М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов" отмечены 3200 лётчиков - истребителей, которые сбили 5 и более самолётов противника. Среди них есть и фамилия лётчика Шугаева. Он награждён орденом Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги".

С гордостью Борис Александрович отзывался об однополчанах: "За войну наш полк выполнил около 6000 боевых вылетов, сбил 278 самолётов противника. Мы освобождали Крым, Польшу, участвовали во взятии Кёнигсберга, Берлина". С горечью добавляет: "Понесли и потери: 31 лётчик, 39 самолётов".

После войны лётчик Шугаев остался в строю и прослужил в родной авиации 33 года. Когда закончилась война, казалось, вместе с ней навсегда ушли в небытие страдания, смерть, боль. Оказалось, это не так. В октябре 1948 года в Ашхабаде, куда сразу после войны перебазировался 66-й полк, произошло страшное землетрясение. "Мы, 10 человек, находились в землянке. Вдруг землянка принялась ходуном ходить. Она была разделена на 3 комнатки, стены развалились, но крыша устояла. Первая мысль была - атомная бомба. Отметил про себя, что земля содрогается, как содрогаются овцы. Тогда погибло много жителей, не обошлось без жертв и среди личного состава".

Затем служил в Туркмении, где прошёл переподготовку и стал летать на МиГ-15. Но тут подвело здоровье, пришлось уйти с лётной службы, спуститься с неба на землю. Стал служить в Бакинском округе ПВО на командном пункте. Это только начало длинного послужного списка "земных" должностей в ПВО. Последняя должность - старший штурман командного пункта Боевого управления Бакинского округа ПВО, он же заместитель оперативного дежурного. Позднее - оперативный дежурный гражданской обороны Азербайджана. Борис Александрович хорошо помнит, как тогда к ним приезжал сам маршал Рокоссовский, вручил каждому солдату и офицеру благодарственные письма за хорошую службу.

Вскоре все 3 дочери Шугаева вышли замуж, разъехались, появились внуки. Когда ушёл в отставку, решил вместе с женой вернуться поближе к младшей дочери, которая живёт в Яхроме. Не сразу получилось, но 11 лет назад Борис Александрович вместе с женой перебрался в Дмитров. Как человек активной жизненной позиции без дела не сидел. Предался любимым увлечениям: рыбачил, охотился на уток, даже на лис ходил, путешествовал на собственной машине. Когда всё это стало не по силам, занялся, как он выразился, рукоделием. Стал делать самолётики, отводил душу, истосковавшуюся по невозвратному. Но самое главное - с головой окунулся в ветеранскую работу. Благодаря в том числе и ему деятельность Дмитровского Совета ветеранов, без преувеличения, во многом определяет военно - патриотическое воспитание молодёжи, заботу о ветеранах и общую атмосферу уважительного отношения к старикам и бывшим воинам.

Как сказал председатель Совета ветеранов Евгений Александрович Рыбаков, когда встал вопрос, кого включить в делегацию в Москву на вручение Президентской грамоты о присвоении Дмитрову почётного звания, решили, что полковник в отставке, участник войны Шугаев - самый заслуженный и достойный...

( Из материалов сборника - "Подвиг. Победа. Память". Издательский дом "Московия", 2010 год. )

*     *     *

Список всех известных побед лейтенанта Б. А. Шугаева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
131.12.1943 г.1  Ме-109северо - западнее аэродрома Орлова Могила"Аэрокобра".
21  Ме-109севернее аэродрома Орлова Могила
312.01.1944 г.1  Ju-87западнее Тархан
422.01.1944 г.1  Ме-109севернее Андреевка
526.01.1944 г.1  Ме-109коса Тузла - Керчь
609.03.1944 г.1  FW-190район косы Фриш - Нерунг

      Всего сбитых самолётов - 7  [ 6 ] + 0;  боевых вылетов - 150.


Линия

Дополнительная информация о Б. А. Шугаеве на сайте А. Драбкина - "Я помню..."


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU