Главная | Источники | 


Шульженко Николай Николаевич

Н.Н.Шульженко.

Родился 18 Декабря 1918 года. Окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени тов. Мясникова. Был лётчиком - инструктором.

С 26 Июля 1942 года Младший лейтенант Н. Н. Шульженко в действующей армии. Воевал в составе 434-го ИАП  ( в Ноябре 1942 года преобразован в 32-й Гвардейский ИАП ).

К концу войны командир эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус )  Гвардии майор Н. Н. Шульженко совершил 280 боевых вылетов. Проведя около 70 воздушных боёв, лично сбил 16 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1948 - 1951 годах Гвардии подполковник Н. Н. Шульженко командовал легендарным 176-м Гвардейским истребительным Проскуровским орденов Красного Знамени, Кутузова и Александра Невского авиационным полком, который базировался на аэродроме Тёплый Стан в Подмосковье. Лётчики полка одними из первых освоили реактивные истребители и всегда участвовали на них в воздушных парадах, на которых командир возглавлял девятку МиГ-15. В 1951 году был командиром 234-го истребительного авиационного полка.

После выхода в запас, жил в Донецке. Умер 24 Августа 1984 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( пять ), Суворова 3-й степении, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Утром 15 Февраля 1943 года войска Северо - Западного фронта перешли в наступление. Авиация 6-й Воздушной армии из - за плохой погоды не смогла помочь наступающим войскам взломать оборону врага.

18 Февраля к полудню погода улучшилась, и полки 1-го истребительного авиакорпуса начали вылетать на прикрытие боевых порядков наступающих войск и обеспечение боевых действий штурмовиков. Авиация противника также использовала улучшение погоды. Его бомбардировщики мелкими группами наносили удары по нашим наступающим войскам. Истребители прикрывали обороняющиеся войска, свои бомбардировщики и противодействовали нашим штурмовикам и бомбардировщикам. Произошли первые встречи в воздухе, вылившиеся в жаркие схватки.

Так, 7 самолётов Як-1 из 32-го Гвардейского ИАП под командованием Героя Советского Союза Гвардии капитана И. М. Холодова вылетела на сопровождение штурмовиков. Холодов, опасаясь внезапных атак противника, оставил четвёрку истребителей для непосредственного прикрытия штурмовиков, а тройка "Яков" шла сзади и выше основной группы. В районе цели 8 FW-190 и 4 Ме-109 из - под облаков попарно атаковали наших штурмовиков и истребителей непосредственного сопровождения. Произошло несколько коротких, но безрезультатных схваток. Немецкие лётчики попарно ушли в облака, намереваясь повторить внезапную атаку. Однако этот нехитрый замысел наши лётчики легко разгадали.

Холодов предупредил по радио лётчиков о том, что противник не ушёл, а только маневрирует для повторной атаки, и приказал усилить осмотрительность. Вскоре пара Ме-109 снова бросилась на штурмовиков. Ведущий тройки "Яков" Гвардии лейтенант Н. Н. Шульженко своевременно заметил врага и атаковал его. Резким доворотом своего самолёта он оказался в хвосте у одного Ме-109 и с дистанции 50 - 60 метров открыл огонь. После второй очереди самолёт противника загорелся и упал в районе Залучье.

Як-1Б из состава 32-го ГвИАП.

Як-1Б из состава 32-го Гвардейского ИАП.  Калининский фронт, зима 1942 - 1943 гг.

При отражении последующих атак Гвардии капитан Холодов сбил FW-190. Но в этот момент из - за облаков неожиданно вывалились два Ме-109. Они снизились до высоты 50 - 60 метров и атаковал в хвост самолёт ведомого Холодова - младшего лейтенанта А. В. Барановского. Внезапная атака оказалась роковой для нашего пилота.

Истребители противника, имея численное превосходство, повторяли атаки одну за другой, пытаясь прорваться к штурмовикам и помешать им произвести прицельное бомбометание. Но лётчики 32-го Гвардейского истребительного авиаполка, искусно маневрируя и поддерживая друг друга, отразили все атаки противника. Штурмовики нанесли удар по заданным целям, не понеся потерь от вражеских истребителей.

За 18 Февраля 1943 года лётчики корпуса произвели 51 боевой вылет, в воздушном бою сбили 2 самолёта противника.

*     *     *

27 Февраля 1943 года войска 34-й армии, преследуя отходящего противника, овладели главным опорным пунктом вражеской группировки - городом Демянск. Очевидцы, побывавшие в нем, рассказывали, что город почти полностью сожжён немцами.

К полудню 27 Февраля погода немного улучшилась, и обе стороны стали активно применять свою авиацию. Теперь и на земле и в воздухе шли напряжённые бои. Напряжение в этот день для наших лётчиков было высоким. Большинство авиаторов сделало по 4 - 5 боевых вылетов. В течение дня лётчики корпуса провели 8 воздушных боев и уничтожили 14 самолётов противника. Увеличили счёт сбитых самолётов лейтенанты К. Д. Гудков, С. В. Сыромятников и сержант А. С. Лобутев, которые сбили по 2 самолета, Гвардии старший лейтенант В. А. Луцкий, Гвардии лейтенанты А. П. Шишкин, А. С. Макаров, Н. Н. Шульженко, старший лейтенант М. Г. Волченков, старший сержант И. Ф. Сычев и сержант А. И. Попов.

*     *     *

21 Июня 1943 года 3-я Гвардейская истребительная авиадивизия отмечала годовщину своего формирования. Командир корпуса издал приказ, в котором поздравил личный состав дивизии, поблагодарив лётчиков и техников за отличную службу, и пожелал им дальнейших боевых успехов.

Группа лётчиков 32-го ГвИАП. Лето 1943 г.

Участники войсковых испытаний Ла-5ФН из 32-го ГвИАП  ( слева направо ):
Гвардии старший лейтенант В. А. Орехов, Гвардии подполковник В. И. Давидков,
Гвардии старший лейтенант Н. Н. Шульженко, Гвардии капитан В. И. Гаранин.

За короткий срок дивизия прошла славный боевой путь. В ней выросло немало замечательных воздушных бойцов, таких, как П. А. Гражданинов, А. И. Исаев, М. А. Гарам, А. Г. Котов, А. Д. Анискин, А. А. Федотов, А. М. Числов, В. А. Орехов, В. Я. Хользунов, В. А. Савельев, В. А. Луцкий, А. П. Шишкин, А. С. Макаров, Ф. Ф. Прокопенко, Г. И. Запорожченко, Н. Н. Шульженко и многие другие. Они не раз дрались с хитрым и коварным врагом и всегда выходили победителями. Каждый из них имел на своём счету от 6 до 17 сбитых самолётов противника.

Ла-5Ф из состава 32-го ГвИАП.

Ла-5Ф из состава 32-го Гвардейского ИАП.  Брянский фронт, лето 1943 года.

В полках дивизии состоялись торжественные митинги. В 32-м Гвардейском ИАП с горячими речами выступили лучшие лётчики Герои Советского Союза Гвардии капитан В. А. Савельев, Гвардии старший лейтенант В. А. Луцкий, Гвардии лейтенант А. С. Макаров, Гвардии Старший лейтенант Н. Н. Шульженко и другие. Они дали клятву ещё беспощаднее бить ненавистного врага.

Своё слово Гвардейцы держали. Так, 12 Июля 1943 года Николай Шульженко сбил сразу 2 вражеских самолёта.

*     *     *

К Ноябрю 1943 года 1-й Гвардейский истребительный авиакорпус имел в составе 262 боевых самолёта ( 123 Ла-5 и 139 Як-9 ) и 233 лётчика, из которых только 135 были подготовлены к ведению боевых действий. Процент молодых пилотов в корпусе по - прежнему был велик. Однако много лётчиков имели большой боевой опыт. На счету большинства фронтовиков было 10 и более сбитых самолётов противника.

Все командиры полков, эскадрилий, звеньев, часть рядовых лётчиков имели правительственные награды. В каждом полку было по нескольку Героев Советского Союза. Из общего числа подготовленных лётчиков более 25% по праву считались асами. Среди них Герои Советского Союза И. М. Холодов, А. А. Федотов, П. И. Муравьёв, В. А. Луцкий, В. А. Савельев, В. А. Орехов, В. Н. Кубарев, А. П. Маресьев, А. М. Числов, А. Я. Федоров, А. П. Шишкин, А. С. Макаров, И. П. Кузенов, а также бесстрашные воздушные бойцы, лётчики высокой подготовки, имевшие по 10 и более сбитых самолётов противника: Ф. Ф. Прокопенко, Ю. Я. Келейников, А. В. Кривушин, Г. Д. Кудленко, А. Н. Уцин, А. Н. Килоберидзе, А. Д. Гопак, А. 3. Лисица, А. И. Максименко, Н. Н. Шульженко и многие другие. Это были смелые и отважные лётчики, в совершенстве владеющие современными самолётами. Огонь они вели точно, с любого положения самолёта, на больших скоростях, с предельно коротких дистанций; хорошо знали тактику противника, его сильные и слабые стороны и били наверняка.

Прошёл всего год с момента формирования корпуса. А его дивизии принимали участие уже в 4-х наступательных операциях на Калининском, Северо - Западном и Брянском фронтах. За это время было произведено 11 380 боевых вылетов, проведён 701 групповой воздушный бой, сбито 943 самолёта противника.

*     *     *

18 Марта 1944 года примерно в 13 часов радиолокационная станция "Редут" обнаружила в районе Полоцка, на удалении от линии фронта около 70 км, на высоте 2000 - 2500 метров большую смешанную группу самолётов противника. По команде корпусной станции наведения взлетела из готовности № 1 группа истребителей Гвардии старшего лейтенанта С. Ф. Вишнякова, а группа капитана Н. Н. Шульженко перешла в готовность № 1.

В указанном районе Вишняков обнаружил две группы бомбардировщиков. В одной насчитывалось до 25 Ju-87, во второй - 10 Ju-87, шедших в кильватерном строю. Дистанция между группами составляла 500 - 600 метров. Вишняков доложил о противнике на станцию наведения и с ходу атаковал первую группу бомбардировщиков. Завязался нелёгкий воздушный бой. Через 7 минут после вылета звена Вишнякова командир 32-го Гвардейского ордена Ленина истребительного авиаполка Герой Советского Союза Гвардии подполковник А. Ф. Семёнов выслал в район воздушного боя звено Гвардии капитана Шульженко.

Шульженко после взлёта и набора высоты связался с Вишняковым, уточнил обстановку и доложил на станцию наведения о том, что идёт на усиление группы Вишнякова. Шульженко решил, что выгоднее свежими силами связать боем истребителей противника и тем самым дать возможность звену Вишнякова без помех уничтожать бомбардировщиков. Лётчики группы Шульженко стремительно атаковали четвёрку FW-190, которая пыталась напасть на звено Вишнякова.

Ошеломлённые решительными действиями советских истребителей, бомбардировщики противника изменили курс полёта, сбросили бомбы вне цели и повернули на запад. Наши лётчики сбили 4 вражеских самолёта. Гвардии капитан Н. Н. Шульженко и Гвардии старший лейтенант С. Ф. Вишняков уничтожили по одному FW-190, Гвардии младшие лейтенанты С. М. Перовский и В. Р. Коверзнев вогнали в землю 2 Ju-87.

Ла-7 из состава 32-го ГвИАП.

Ла-7 из состава 32-го Гвардейского ИАП.  1-й Прибалтийский фронт, осень 1944 года.

Войну Н. Н. Шульженко закончил Гвардии майором, имея за плечами 280 боевых вылетов, несколько ранений и 16 лично сбитых самолётов противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных побед. ]

Добавим к этому, что, по воспоминаниям однополчан, фактически на его боевом счету побед было больше, чем записано в документах. Шульженко в таких случаях говорил, что воюет за Родину, а не за славу. Он был очень начитанным, эрудированным человеком, в полку пользовался большим авторитетом. Лётчики знали, что в бою Шульженко никогда их не бросит и всегда поможет в трудную минуту. Поэтому любили летать с ним на боевые задания.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора Н. Н. Шульженко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.07.1942 г.1  Ju-87КалачЯк-1, Як-7,

Ла-5 и Ла-7.
217.09.1942 г.1  Ме-109вост. Садки
307.01.1943 г.1  Ме-109юго - вост. Новосокольники
414.01.1943 г.1  Ме-109сев. - зап. Великие Луки
518.02.1943 г.1  Ме-109Выстово - Залучье
627.02.1943 г.1  FW-190Векшино - Меглец
709.03.1943 г.1  Ме-109зап. Слугино - Коломна
813.07.1943 г.1  FW-190Вяжи
915.07.1943 г.1  FW-190Грачёвка
1022.07.1943 г.1  FW-190Большое Разуваево
1118.03.1944 г.1  FW-190Сверзно
1225.08.1944 г.1  FW-190Пипиряй

       Всего сбитых самолётов - 12 + 0;  боевых вылетов - 243;  воздушных боёв - 63.

После окончания войны Шульженко продолжал служить в ВВС. В 1948 - 1951 годах командовал легендарным 176-м Гвардейским истребительным авиаполком. Когда 176-й Гвардейский ИАП убыл в Корею, его преемником стал 234-й истребительный авиаполк, а его первым командиром был назначен Гвардии подполковник Н. Н. Шульженко. Но вскоре произошло ЧП, и его сняли с должности. Утверждают, что на генеральной репетиции ко Дню Воздушного флота ведомая им группа самолётов немного запоздала с прилётом в установленную точку и летевшая за ней бомбардировочная колонна на Ил-28 с тверского аэродрома Мигалово рассыпалась, в результате чего 2 самолёта упали на землю.

В последние годы Н. Н. Шульженко проживал в Донецке, где скончался 24 Августа 1984 года.


Возврат

Н а з а д