Главная | Источники | 

HSU

Сибирин Семён Алексеевич

С.А.Сибирин.

Родился в 1914 году в селе Петропавловка Сакмарского   ( ныне Оренбургского )  района Оренбургской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при Оренбургском паровозоремонтном заводе, одновременно учился в планерной школе. В 1937 году призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны Младший лейтенант С. А. Сибирин в действующей армии. По Октябрь 1941 года служил в составе 162-го ИАП, летал на МиГ-3; с Ноября 1942 года по Май 1945 года - в 18-м Гвардейском ИАП, летал на "Яках". Сражался в составе 4-й и 1-й Воздушных армий на Западном, Брянском, 3-м Белорусском фронтах, участвовал в оборонительных боях под Рославлем, в обороне Москвы, в Курской битве, освобождении Белоруссии, Литвы, разгроме врага на территории Германии.

К Февралю 1944 года штурман 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт )  Гвардии капитан С. А. Сибирин совершил 246 боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 14 и в группе 1 самолёт противника.

1 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1947 году окончил Высшие лётно - тактические офицерские курсы. 6 Мая 1949 года погиб при исполнении служебных обязанностей.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени; медалями.

*     *     *

"Семён Сибирин - непревзойдённый лётчик, мастер воздушного боя, вырос от командира звена до командира авиационного полка. Умело передавал свой боевой опыт подчинённым. Для Сибирина не было невыполнимых боевых заданий. Он был образцом отваги, мужества и боевого мастерства не только для лётчиков нашей дивизии, но и полка "Нормандия - Неман".

Так характеризовал своего подчинённого Герой Советского Союза, известный лётчик - истребитель, Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров - бывший командир 303-й авиационной дивизии, в которой воевал С. А. Сибирин.

Дружба советских и французских лётчиков родилась в первые дни создания полка. Она крепла в боях, выдержала все испытания.

Когда боевые побратимы спросили Сибирина, в чём сила советских лётчиков, тот ответил:

- Главное - взаимная выручка в бою. Сам погибай, а друга выручай.

И вскоре французские лётчики убедились, что это - не только слова. Сибирин вместе с ними вылетел четвёркой "Яков" на перехват большой группы немецких бомбардировщиков, прикрываемых истребителями, и с ходу врезался в строй "Юнкерсов". Смелость, дерзость и точный расчёт принесли первую победу и для боевых побратимов: загорелось 4 "Юнкерса", и плотного боевого порядка у врага как не было. Растерявшиеся немецкие пилоты сбросили бомбы на свои войска и повернули на запад.

В разгоревшемся воздушном бою с истребителями противника Сибирин сбил Ме-109, но и в его машине был пробит бензобак в левой плоскости. Топлива осталось мало, и Сибирин взял курс на аэродром. Но тут он увидел 2-х "Мессеров", кружившихся возле французского лётчика, который спускался на парашюте. Сибирин кинулся на врагов и поджёг фашиста, а второго отогнал, спас побратима. Альбер Литтольф приземлился на своей территории.

Альбер Литтольф и С.А. Сибирин.

Капитан Альбер Литтольф получает поздравление с очередной победой
от Гвардии капитана С. А. Сибирина из 18-го Гвардейского ИАП, 1943 год.

14 Июля 1943 лётчики 18-го Гвардейского ИАП и французской эскадрильи "Нормандия" сопровождали штурмовиков. Боевое напряжение в тот день оказалось высоким. Вылеты следовали один за другим, и французам едва удалось выкроить время для того, чтобы провести официальную церемонию по случаю национального праздника своей страны - Дня взятия Бастилии. На лесной опушке перед поднятыми трёхцветным французским и алым советским флагами "нормандцы" клялись не жалея сил бить фашистов, чтобы поскорее восстановить национальную честь Франции.

В тот день лётчики эскадрильи "Нормандия" Пьер Пуйяд в паре с Дидье Бегеном, Марсель Альбер и Ноэль Кастелен сбили по одному "Мессеру". Не отстали от французских коллег и наши воздушные бойцы - Семён Сибирин, Иван Заморин, Дмитрий Лобашев и Владимир Баландин. Однако тот праздник для французов омрачился гибелью Лейтенанта Жана де Тедеско. Все переживали эту потерю.

Утром 7 Августа 1943 года началось наступление советских войск на Спас - Деменском направлении. Перед ними была сильно укреплённая оборонительная линия врага. Тяжёлые бои на земле и в воздухе приняли затяжной характер. Лишь через 6 дней удалось освободить Спас - Деменск.

Лётчики 18-го Гвардейского ИАП вместе с другими полками 303-й истребительной авиадивизии обеспечивали боевые действия штурмовиков и бомбардировщиков, прикрывали наши войска, вели воздушные бои с "Мессерами" и "Фоккерами".

14 Августа полк перебазировался поближе к участку прорыва, на аэродром Городечня. Немецкое командование перебросило на это направление крупные силы наземных войск, значительные силы авиации. Схватки наших лётчиков с фашистскими истребителями шли на всех высотах. Они начинались на рассвете и завершались с наступлением темноты.

Восьмёрка наших "Яков", ведомая Капитаном С. А. Сибириным, встретила на маршруте 36 "Хейнкелей". Они шли единой колонной, их сопровождали 12 истребителей. Силы были неравными. Однако никак нельзя было пропустить бомбардировщиков в район расположения наших наземных войск. Сибирин приказал Запаскину атаковать "Хейнкелей", а сам со звеном решил связать боем "Фоккеров". Однако противник оказался опытным, не дал себя обмануть. Одной шестёркой он атаковал звено Сибирина, шедшее в верхнем эшелоне, другой - звено Запаскина, и ни одному из наших истребителей подойти к бомбардировщикам не удалось.

А "Хейнкели" между тем приближались к нашим войскам. Здесь-то Владимир Запаскин и применил обманный маневр. Лётчики его звена стремительно ушли вверх. Потом выполнили переворот, дважды сменили направление полёта и перешли в крутое пикирование, демонстрируя выход из боя. "Фоккеры" не стали их преследовать - не решились оторваться от своих бомбардировщиков. Когда же до земли оставалось не более 1000 метров, наши "Яки" стремительно вышли из пикирования и, используя большой запас скорости, с набором высоты настигли "Хейнкелей". Удар по ним нанесли сзади снизу с 40 - 50 метров. Меткими пулемётно - пушечными очередями В. Запаскин, Б. Ляпунов и И. Столяров подожгли одновременно 3 бомбардировщика.

Пока фашисты соображали, что же произошло, четвёрка "Яков" проскочила вперёд, выполнила разворот на 180 градусов и атаковала "Хейнкелей" вторично, на этот раз на встречных курсах. Наши лётчики по-прежнему вели по врагу прицельный огонь из всех своих точек. В. И. Запаскин и В. А. Баландин сбили ещё 2 Не-111. Этот ошеломляющий удар с разных направлений расстроил боевой порядок фашистских бомбардировщиков. Они сбились в беспорядочную стаю и, сбросив бомбы куда попало, начали удирать.

В то время, когда лётчики звена Запаскина атаковали "Хейнкелей", Сибирин со своими ведомыми дрался с 6 FW-190. Фашисты разом накинулись на четвёрку Гвардейцев. Однако Сибирин упредил их: обе наши пары "ножницами" разошлись в разные стороны, а затем атаковали "Фоккеров" на встречных курсах. Враг не ожидал такого маневра, растерялся. Тут-то Сибирин и сразил одного из фашистов. Остальные рванули ввысь, чтобы нанести удар сверху. Но наши "Яки" бросились за ними. Дмитрию Лобашеву удалось догнать и сразить ещё один FW-190.

Это вызвало замешательство в строю противника, и четвёрка "Фоккеров" ничего иного не придумала, как встать в вираж. Наша четвёрка тогда атаковала врага сверху. На этот раз удача сопутствовала Николаю Пинчуку - третий "Фоккер" пошёл к земле. Так восьмёрка наших "Яков" сорвала бомбовый удар 36 "Хейнкелей", уничтожив 8 самолётов врага...

28 Августа войска Западного фронта возобновили временно прерванное наступление. На земле и в небе, особенно в районе Ельни, разгорелись сильные бои. Об этом сам за себя говорил тот факт, что за период с 29 Августа по 6 Сентября 1943 года Гвардейцы 18-го авиаполка сбили 32 фашистских самолёта и потеряли 4-х лётчиков. "Нормандцы" уничтожили 13 вражеских машин и потеряли 5 лётчиков.

В наиболее напряжённые часы боевых действий наших наземных войск все полки 303-й авиадивизии прикрывали их от ударов вражеской авиации. Не в силах прорваться через наши заслоны, бомбардировщики пытались наносить удары в то время, когда в воздухе не было или оставалось мало наших истребителей. С этой целью вражеские авианаводчики вели непрерывное наблюдение за полётами "Яков". И как только наши истребители уходили, немедленно вызывали находившиеся где-то в воздухе группы бомбардировщиков, нацеливая их на сосредоточения советских войск.

Эту уловку врага разгадали довольно быстро. Решили перехитрить фашистов. В намеченное по графику время 2 наши эскадрильи под командованием А. Е. Голубова ушли на прикрытие войск. В заданном районе они приступили к патрулированию. Однако время шло, а противник не появлялся. Тогда Голубов решил продемонстрировать ложный уход всей группы и открытым текстом передал ведомым:

- "Соколы", я - "Первый". Уходим домой !

Повинуясь команде, лётчики последовали за ним курсом на восток. В глубине своей обороны, выполняя полёт параллельно линии фронта, они снова начали набирать высоту. В это время наш наземный пункт наведения, находившийся в войсках, передал:

- "Соколы", я - "Залив". С запада подходит группа самолётов !

И Голубов повёл эскадрильи навстречу врагу. Вскоре на горизонте показались свыше 30 "Хейнкелей". Их прикрывали "Фокке - Вульфы".

- Я - "Первый", иду на "Фккеров". Сибирину и Заморину атаковать "Хейнкелей" ! - распорядился командир полка.

Сибирин и Заморин нанесли удар по передним звеньям бомбардировщиков сверху на встречно - пересекавшихся курсах. Они буквально врезались в строй врага. От мощного пулемётно - пушечного огня С. А. Сибирина, И. А. Заморина, В. Н. Барсукова и Н. Г. Пинчука 4 Не-111 были сбиты в первой же атаке. Боевой порядок вражеских бомберов расстроился.

Шестёрка "Фоккеров" бросилась на выходивших из атаки "Яков", но Голубов перехитрил их. На крутом вираже сначала Георгий Хосроев, а затем и командир полка весьма расчетливо сразили 2-х фашистов. Экипажи "Хейнкелей" не ожидали такого натиска Гвардейцев. Сбросив бомбы, они повернули обратно. Наши "Яки" стали их преследовать. Всего 3 минуты потребовались Н. Н. Даниленко, Д. А. Лобашеву и И. Соболеву, чтобы сбить ещё 3 бомбардировщика. Вражеская уловка не удалась: 7 "Хейнкелей" и 2 "Фоккера" догорали на земле.

В Октябре 1943 года Смоленская наступательная операция завершилась. Войска Западного фронта подошли к восточным границам Белоруссии, а на отдельных участках вступили на её землю. "Смоленские ворота" были открыты для дальнейшего наступления наших войск на запад и окончательно захлопнуты перед врагом, 2 года назад пытавшимся взять Москву.

За время участия в этой операции 303-я истребительная авиационная Смоленская дивизия - она состояла из 5 полков - провела более 200 воздушных боёв, в которых были уничтожены 188 самолётов врага. Из этого числа лётчики 18-го Гвардейского полка сбили 62 самолёта. Особенно отличились в Смоленской операции лётчики Владимир Баландин - он уничтожил 7 фашистских машин, Семён Сибирин, Иван Заморин и Василий Барсуков, уничтожившие по 6 самолётов, Владимир Запаскин, Николай Даниленко, Георгий Хосроев и Николай Пинчук, сбившие по 5 вражеских машин.

13 Октября враг неоднократно предпринимал попытки нанести бомбовые удары по советским и польским войскам большими группами "Юнкерсов". Наши "Яки" отразили их налёты. Семён Сибирин, Василий Серегин и Марсель Альбер сбили 3 бомбардировщика. Истребители Ивана Грачёва и Петра Шагаева были подбиты. Они выбросились с парашютами и вскоре вернулись в полк.

В течение зимы и весны 1944 года в полку произошли некоторые изменения в расстановке кадров. Командира 1-й эскадрильи С. А. Сибирина назначили поначалу штурманом, а затем заместителем командира полка. Ему присвоили звание Майора.

На фронте он находился с первых дней войны, накопил богатый боевой опыт, умело воспитывал и обучал лётчиков. Он освоил почти все типы истребителей, отлично владел техникой пилотирования, воздушной стрельбой, навигацией. Словом, стал настоящим мастером своего дела. Эти качества у него сочетались с высоким мужеством. В каждой схватке с врагом Сибирин старался избегать шаблонных действий, умело применял маневр с целью введения противника в заблуждение, обеспечения скрытности, максимальной внезапности первой атаки.

В Июне 1944 года, в период подготовки к Белорусской наступательной операции, Гвардейцы 18-го авиаполка не пропустили через линию фронта ни одного вражеского воздушного разведчика. Лётчики С. А. Сибирин, Г. П. Репихов, М. В. Барахтаев и В. Г. Серёгин сбили при этом 4 Не-111 и 1 Ju-88.

1 Июля 1944 года штурману 18-го Гвардейского истребительного Витебского дважды Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка Гвардии капитану С. А. Сибирину за 246 боевых вылетов и 15 сбитых самолётов противника и проявленные при этом доблесть и мужество было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В тот же период полк выполнял ещё одну важную боевую задачу: непосредственным сопровождением обеспечить надёжное прикрытие 2-х особо важных транспортных самолётов, на которых в пределах фронтовых тылов будут летать представители Ставки Верховного Главнокомандования. Полку надлежало выделить для сопровождения эскадрилью самых надёжных лётчиков и перебазировать их в Боровское.

Выполнение полученной задачи решили возложить на 1-ю эскадрилью. В её составе находились такие опытные воздушные бойцы, как Владимир Запаскин, Николай Пинчук, Владимир Баландин. Были здесь и молодые, но уже проявившие себя в боях лётчики Алексей Калюжный, Борис Арсеньев, Николай Корниенко, Мириан Абрамишвили, Александр Захаров. Командиром группы назначили заместителя командира полка Гвардии майора С. А. Сибирина. В состав этой группы включили и заместителя командира полка по политчасти Гвардии майора К. Ф. Фёдорова.

В течение недели все они выполняли поставленную перед ними задачу. Когда работа была закончена, Главный маршал авиации А. А. Новиков, отпуская группу, объявил лётчикам благодарность.

24 Сентября 1944 года Гвардии майора С. А. Сибирина, временно исполнявшего обязанности командира полка, и начальника штаба полка Ф. С. Гнездилова вызвали в штаб дивизии. Он располагался в Мариямполе, километрах в 30 от аэродрома. Вылетели на По-2 и пошли на малой высоте. В тот период вражеские истребители редко заходили на нашу территорию, и лётчики беспечно отнеслись к осмотрительности в полёте. Это едва не стоило им жизни.

При подходе к посадочной полосе штаба дивизии, Гнездилов обратил внимание на то, что летевший на такой же высоте правее от них военно - транспортный самолёт Ли-2, не выпуская шасси, стал неожиданно садиться в поле. Бросив взгляд ввысь, он увидел пикировавшего "Фоккера". Оглядывая небо, увидел ещё один FW-190. Он пикировал прямо на их По-2. Гнездилов тронув плечо Сибирина, выкрикнул:

- "Фоккеры" атакуют !

Лётчик резко отклонил По-2 в сторону. В следующую секунду прогремели пулемётно - пушечные очереди. Снаряды ударили в крыло. Оно обломилось у основания, и наш самолёт рухнул на землю. "Фоккер" с рёвом пронёсся над ними. Затем всё стихло.

Едва лётчики спрятались в кустарнике, как снова появились FW-190. Они ударили из пушек по севшему в поле Ли-2, и тот загорелся. По По-2 стрелять не стали и улетели.

На посадочной площадке штаба дивизии всю эту картину видели и направили к ним санитарную машину, полагая, что если лётчики не убиты, то ранены. Однако увидев их живыми и невредимыми, обрадовались. А лётчикам до обидного было жаль свой По-2.

16 Октября 1944 года после мощной 2-часовой артиллерийской и авиационной подготовки 3-й Белорусский фронт перешёл в наступление на Гумбинненском направлении. Земля содрогнулась от многочисленных разрывов снарядов и бомб. Всё здесь, казалось, полыхало в огне.

На рассвете личный состав полка был построен на короткий митинг. Перед строем колыхалось на ветру Гвардейское Знамя. На его полотнище сверкали ордена Красного Знамени и Суворова 2-й степени - свидетельство отваги, мужества и доблести наших воинов - авиаторов. На митинге выступили лётчики, техники, младшие авиаспециалисты. Они говорили о необходимости сделать всё возможное для быстрейшего и окончательного разгрома врага.

В этот день лётчики 18-го Гвардейского авиаполка провели ряд воздушных боёв и добились больших успехов. С одной из групп FW-190, в которой было свыше 20 самолётов, схватились лётчики 1-й эскадрильи Владимира Запаскина. Охваченные боевым азартом Гвардейцы дрались стойко и яростно. В воздухе натужно ревели моторы, ни на минуту не умолкала пулемётно - пушечная стрельба. Скоростные и высокоманевренные Як-3 оказались в руках Гвардейцев поистине мощным разящим оружием. Наши лётчики захватили инициативу, заставили врага перейти к обороне.

Як-3 из состава 18-го ГвИАП.

Николай Пинчук вёл бой на глубоких виражах. С одним "Фоккером" он мастерски расправился огнём из пулемётов. В этот момент второй "Фоккер" пытался зайти истребителю Пинчука в хвост. Однако наш лётчик перехитрил врага: он резко убрал газ и управляемой "нисходящей бочкой" в сторону виража ушёл под фюзеляж атаковавшего его FW-190. Тот нерасчётливо проскочил над ним, и Николай прицелился в фашиста, нажал гашетку. Очередь оказалась точной.

В следующую минуту Семён Сибирин настиг и уничтожил на вертикальном маневре другой FW-190. Не отстали от опытных воздушных бойцов и молодые лётчики Николай Герасименко и Геннадий Косиков - оба сбили по одному вражескому самолёту.

В этот день Гвардейцы добились внушительной победы - сбили 12 вражеских самолётов и столько же подбили. Своих же потерь при этом у нас не было.

После назначения Гвардии полковника А. Е. Голубова заместителем командира 303-й авиадивизии, его обязанности командира 18-го Гвардейского истребительного авиаполка стал исполнять Гвардии майор С. А. Сибирин.

С утра 13 Апреля 1945 года при поддержке авиации началось наступление наших войск на Земландском полуострове. На блокировку аэродрома Гросс - Хубникен под командованием Гвардии майора С. А. Сибирина вылетели 2 шестёрки Як-3. На опушке леса они обнаружили замаскированные самолёты и зенитные средства. Встав в "круг", наши лётчики начали с пикирования наносить по ним удары. В это время со стороны фронта к аэродрому группами по 2 - 4 самолёта начали подходить FW-190.

Вероятно, здесь они базировались и теперь, выполнив задание, возвращались обратно. Наши "Яки" сразу же нацелились на них в атаку. Для вражеских лётчиков это было неожиданностью. Они начали метаться в растерянности над аэродромом. Отдельные из них поспешили на посадку, так как горючее было на исходе. Этим незамедлительно воспользовались лётчики группы Сибирина. Действуя решительно и стремительно, они меткими ударами уничтожали "Фоккеров". В течение 10 минут Семён Сибирин, Александр Захаров, Алексей Свечкарь сбили по одному, а Николай Даниленко и Мириан Абрамишвили по 2 вражеских самолёта.

С.А.Сибирин.

Затем Гвардии майор Сибирин дал команду выйти из боя. В этот момент Старший лейтенант Абрамишвили увидел в 200 метрах от себя FW-190, заходившего на посадку, и бросился на него в атаку. В моторе "Яка" вдруг взорвался снаряд. Кабина наполнилась дымом, истребитель загорелся, и Мириан, сохраняя выдержку, повёл машину в сторону своих войск. У него была одна мысль - дотянуть до линии фронта и выброситься с парашютом. Однако положение быстро осложнилось. Прыгать пришлось раньше и лётчик попал в плен.

К концу войны командир 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник С. А. Сибирин выполнил 371 успешный боевой вылет. В 75 воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов лично и 2 в группе с товарищами.

После войны Семён Алексеевич Сибирин продолжал служить в авиации. В 1949 году погиб при исполнении служебных обязанностей.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника С. А. Сибирина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.08.1941 г.1  Ju-88РославльМиГ-3, Як-7,

Як-9, Як-3.
209.09.1941 г.1  Ju-88Жуковка
314.09.1941 г.1  Ме-110аэр. Брянск
413.07.1943 г.1  Ме-110юго - вост. Ягодная
514.07.1943 г.1  FW-190сев. Ногая
613.08.1943 г.1  FW-190Ельня
716.08.1943 г.1  FW-190Краповичи
830.08.1943 г.1  Ju-87Крапивна
91  FW-190Базаны
1015.09.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )юго - зап. Панково
1117.09.1943 г.1  FW-190зап. ст. Щербино
1213.10.1943 г.1  FW-190юго - зап. Шерновка
1315.10.1943 г.1  FW-190Баево - Ленино
1416.10.1944 г.1  FW-190Шталлупенен
1519.01.1945 г.1  FW-190сев. Инстенбург
1630.04.1945 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Пязевальк

      Всего сбитых самолётов - 15 + 2  [ 14 + 2 ];  боевых вылетов - 371;  воздушных боёв - 75.


Возврат

Н а з а д