Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Скляров Иван Григорьевич

Скляров Иван Григорьевич

Родился 12 июля 1919 года в посёлке Щемиловка, ныне в черте города Славянск Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1934 году, аэроклуб. Работал инструктором - лётчиком в аэроклубе города Херсон. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил ускоренный курс Херсонской военной авиационной школы лётчиков.

С марта 1943 года лейтенант И. Г. Скляров на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 193-го ИАП  ( позднее ставшего 177-м ГвИАП )  сражался на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Участвовал в битве за Днепр, в Ясско - Кишинёвской операции, в боях в Румынии, Венгрии, Чехии, Австрии.

К февралю 1944 года командир эскадрильи 193-го истребительного авиационного полка  ( 302-я истребительная авиационная Кировоградская дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  старший лейтенант И. Г. Скляров совершил 135 боевых вылетов, в 28 воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

1 июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны Гвардии капитан И. Г. Скляров совершил более 220 боевых вылетов. Провёл 46 воздушных боёв, в которых лично сбил 26 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году вышел в запас. Жил в городе Казатин Винницкой области. В 1968 году успешно окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал старшим инженером в Казатинском отделении железной дороги, затем - заместителем начальника вагонного отдела Юго - Западной железной дороги. Умер 15 августа 1980 года. Похоронен в городе Казатин Винницкой области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями. Имя Героя носит средняя школа № 8 города Славянска.

*     *     *

Боевые награды Родины - это не только символы подвигов. Это и знаки личного мужества, стойкости, непреклонной воли, это нервы, пот и кровь тех, кто их заслужил. У Ивана Григорьевича Склярова, прославленного лётчика в годы Великой Отечественной войны немало боевых наград. Только с июля по декабрь 1943 года, то есть за 5 месяцев, командование 193-го истребительного авиационного полка, в котором служил тогда старший лейтенант, командир эскадрильи И. Г. Скляров, трижды представляло его к наградам - ордену Красного Знамени, ордену Отечественной войны 1-й степени и ордену Отечественной войны 2-й степени.

Иван Скляров родился в посёлке Щемиловка, поглощённым растущим шахтерским городом Славянском, что в Донбассе. После окончания 7 классов и аэроклуба почти 3 года работал лётчиком - инструктором в Херсонском аэроклубе. С призывом в Красную Армию был направлен в Чугуевское военное училище лётчиков. В 1941 году был в числе ставших впоследствии Героями выпускников. Воевал в составе 302-й истребительной авиационной дивизии на Ла-5.

Четверть всех своих побед И. Г. Скляров одержал в один день, 14 декабря 1943 года, сбив над Днепром, в районе Знаменки, на своём Ла-5ФН сразу 6 самолётов противника - это был один из самых эффективных индивидуальных боевых дней у советских истребителей. На все уничтоженные самолёты: 2 "Лапотника" - Ju-87 в первом боевом вылете, 2 Ju-87 и 2 "Фоккера" во втором - пришли официальные подтверждения от наземных войск.

В тот день, как обычно, четвёрка истребителей Ла-5, ведомая Скляровым, прикрывала наши наземные войска. Невдалеке за линией фронта комэск заметил скопление вражеских войск и техники. Решил штурмовать. Но в это время на горизонте показалась группа вражеских бомбардировщиков. Вслед за ней шла вторая. Самолёты, их было около 30, держали курс на наши позиции, неся десятки тонн смертоносного груза. Не мог Скляров пропустить эту армаду. Что бы ему это ни стоило, он заставит врагов высыпать бомбы на головы своих же вояк или вернуться.

Атака началась. Скляров взял на себя ведущего первой группы, видно, самого опытного и смелого, ребята заходили с боков. Несколько стремительных виражей, пристрелочные очереди, и вот уже трасса пуль ложится на Ju-87. Он вспыхивает, разваливается. Товарищи сбили ещё двоих, чёткий строй вражеских самолётов был нарушен, они в беспорядке заметались по небу, некоторые поворачивали обратно, сбрасывая свой груз.

Ла-5Ф из 177-го ГвИАП
Ла-5Ф из состава 177-го ГвИАП, 1943 год.

Но на подходе уже была вторая группа. И снова Скляров направляет свой самолёт на ведущего. Тот же маневр, такая же пристрелка, и враг "клюет носом", устремляется к земле. Две группы немецких самолётов смешиваются и спасаясь, уходят назад...

Короткая передышка, заправка самолётов горючим и боеприпасами, и снова Скляров в воздухе. На этот раз встреча произошла с бомбардировщиками, охраняемыми истребителями. Бой был жестоким и долгим. Вражеские истребители поставили мощный заслон, не подпуская советских лётчиков к своим бомбовозам. И всё - таки Скляров прорвался через этот заслон. Бомбардировщики, видно, не ждали такого и 2 из них сразу же поплатились за свою беспечность. Остальные поспешно ушли с поля боя.

Был в этот день и третий вылет. Небо "пустовало", но недолго. Из-за массы кучевых облаков вдруг, как коршуны, вынырнули "Фоккеры" и пошли на штурмовку наших передовых частей. Промедли минуту - две, и бой довелось бы вести над окопами наших воинов. Скляров бросился наперерез и первым вступил в бой с "Фокке - Вульфом". Враг оказался опытным, коварным. Он заманывал Склярова в образовавшийся коридор, чтобы там, с двух сторон, его ведомые прикончили русского аса. Скляров не пошёл в этот коридор, а, взмыв вверх, насел на фашиста. С первых же прицельных выстрелов FW-190 кувыркнулся и штопором полетел к земле. Остальные вражеские самолёты, теснимые с флангов друзьями Склярова, перестроились в оборонительное кольцо. Разорвать такое кольцо непросто: с какой стороны ни зайди - везде ты под прицельным огнём.

Но и на этот раз Скляров перехитрил врага. Он отказался от лобовой атаки и, будто подраненный, бросил машину в штопор и тут же, выйдя из него, свечой взмыл вверх и пристроился в хвост "Фоккеру", замыкавшему кольцо. Немецкие пилоты растерялись. А когда их замыкающий вспыхнул от меткой очереди Склярова, кольцо вовсе распалось, враги вынуждены были бежать.

В тот день старший лейтенант И. Г. Скляров лично сбил 6 самолётов противника, а вместе с группой - 11.

В представлении к званию Героя Советского Союза командование писало, что за 9 месяцев 1943 года старший лейтенант И. Г. Скляров произвёл 135 боевых вылетов, из которых: на разведку войск противника - 45, на прикрытие наших наземных войск - 50, на сопровождение бомбардировщиков - 28, на штурмовку войск противника - 4. За это же время провёл 28 воздушных боёв, в которых лично сбил 18 вражеских самолётов - 9 бомбардировщиков и 9 истребителей. Руководимая им эскадрилья провела 48 воздушных боёв, уничтожила 29 самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Ивану Григорьевичу Склярову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 3919 ).

И.Г.Скляров. Фото 5.10.1943 г. В этот день он сбил 2 самолёта противника.

А бои ещё продолжались. До окончательной Победы были ещё долгие месяцы. И на счету прославленного лётчика из Славянска был ещё не один боевой вылет, не одна смертельная схватка с врагом. Но он выстоял и победил.

Утром 20 августа 1944 года началась Ясско - Кишиневская наступательная операция частей Красной Армии. В первые же минуты наступления к линии фронта повёл группу Ла-5 командир эскадрильи 177-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии старший лейтенант И. Г. Скляров. В завязавшемся воздушном бою он сбил FW-190, одержали победу и его ведомые Гвардии лейтенант Б. М. Калинин, сбивший FW-190, и Гвардии лейтенант А. Ф. Мухин, уничтоживший Ме-109. У Калинина это была 2-я победа, у Мухина - 11-я...

Осенью 1944 года, пользуясь активной поддержкой с воздуха, советские войска прорвали оборону противника и, развивая успех заняли ряд опорных пунктов. Механизированные части вошли в прорыв, смяли заслоны врага и погнали его на северо - запад.

Лётчики - истребители 3-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса действовали на главном направлении, прикрывали полки и дивизии наступавших армий, сопровождали бомбардировщики и штурмовики при действиях по узлам сопротивления, опорным пунктам, вражеским батареям. Они стремились вывести из строя как можно больше самолётов противника, поэтому в воздухе одновременно находилось порой более 50 "Лавочкиных" и "Яковлевых", которые действовали эскадрильями и звеньями.

Архивы сохранили документ о ещё одном воздушном бое группы Гвардии старшего лейтенанта Ивана Григорьевича Склярова. Его восьмёрка сопровождала до цели и обратно две девятки бомбардировщиков 218-й авиационной дивизии. В районе вражеского опорного пункта их пытались атаковать 10 Ме-109. Гвардии капитан И. Г. Скляров приказал звену Гвардии старшего лейтенанта А. Д. Догадайло и паре Гвардии лейтенанта П. С. Олина прикрыть бомбардировщики, а сам с Гвардии лейтенантом А. Ф. Мухиным вступил в бой с Ме-109. Использовав своё выгодное положение, советские истребители пошли навстречу "Мессерам" и в завязавшемся воздушном бою сбили 3 немецких самолёта. Но главная их заслуга состояла в том, что они сберегли бомбардировщики, дали им возможность выполнить боевое задание.

К концу войны командир эскадрильм 177-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан И. Г. Скляров произвёл более 220 успешных боевых вылетов на Ла-5 и Ла-7. Участвуя в 46 воздушных боях, он лично сбил 26 самолётов противника.

В газете "Красная Звезда" от 14 января 1945 года была опубликована такая заметка:

Заметка в 'Красной Звезде'

[ Следует отметить, что лётчики 177-го Гвардейского ИАП летали не на "Яковлевых", а на "Лавочкинах". ]

В 1949 году Иван Григорьевич демобилизовался. Жил и работал в городе Казатин Винницкой области. В 1968 году окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал заместителем начальника вагонного отдела Юго - Западной железной дороги.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана И. Г. Скляров:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
105.07.1943 г.1  Ме-109ТомаровкаЛа-5, Ла-7.
206.07.1943 г.1  Ju-88юго - восточнее Задельное
311.07.1943 г.1  Ме-109юго - восточнее Весёлое
422.08.1943 г.1  FW-189северо - восточнее Лизуновка
527.09.1943 г.1  FW-190северо - восточнее Верховцево
605.10.1943 г.1  Ме-109западнее Акимовка
71  Ме-109южнее Шевченково
821.10.1943 г.1  Ме-109Секлетиновка
929.10.1943 г.1  Не-111севернее Лозоватка
1013.12.1943 г.1  Ju-87северная окраина Васильевки
1114.12.1943 г.1  Ju-87южнее Котенково
121  Ju-87восточнее Ново - Михайловки
131  Ju-87Новгородка
141  Ju-87Рыбчино
151  FW-190Ольговка
161  FW-190Козыревка
1715.12.1943 г.1  Ме-109южнее Ново - Савицкое
1817.01.1944 г.1  Ме-109Ново - Злынка
1920.08.1944 г.1  FW-190севернее Буда
2021.08.1944 г.1  FW-190юго - восточнее Войнешти
2122.08.1944 г.1  FW-190Спея
2207.10.1944 г.1  Ju-88юго - западнее Эндред
2313.10.1944 г.1  FW-190северо - восточнее Беде
2422.11.1944 г.1  Ме-109севернее Болдот
2505.12.1944 г.1  Ме-109юго - восточнее Рад
2606.01.1945 г.1  Ме-109западнее Нуз

      Всего сбитых самолётов - 26 + 0;  боевых вылетов - 223;   воздушных боёв - 46.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU