Главная | Источники | 

Скляренко Николай Дмитриевич

Скляренко Николай Дмитриевич. Фото 1941 года.

Родился в 1914 году. В рядах Красной Армии с января 1937 года. После окончания курсов пилотов служил в строевых частях ВВС.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. За боевые отличия награждён орденом Красного Знамени.

С июня 1941 года лейтенант Н. Д. Скляренко на фронтах Великой Отечественной войны. По декабрь 1941 года сражался в составе 147-го ИАП; по апрель 1943 года - в 760-м ИАП; по июнь 1943 года - в 195-м ИАП; с февраля 1944 года по май 1945 года - в 56-м Гвардейском ИАП.

К концу войны Гвардии подполковник Н. Д. Скляренко выполнил около 300 боевых вылета на И-153, "Харрикейне", Як-7, Як-1 и Як-3. В воздушных боях сбил 9 самолётов противника лично и 3 в группе с товарищами. Ещё 2 транспортных самолёта уничтожил на земле во время штурмовки вражеского аэродрома.

После войны продолжал служить в ВВС. Участник боевых действий в Северной Корее с территории Китая.

После выхода в отставку, проживал в Крыму в городе Симферополь, где и умер 30 мая 2004 года.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями, в том числе: "За боевые заслуги", "За оборону Советского Заполярья", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", "За безупречную службу 1-й степени" и юбилейными медалями, а также орденом и медалью КНР.

*     *     *

Николай Скляренко родился 29 декабря 1914 года в крестьянской семье в селе Покрово - Богачка Полтавской области и там же окончил 7 классов школы в 1932 году. Его отец - Скляренко Дмитрий Андреевич, умер в 1949 году, за активное участие в партизанском движении в Отечественной войне был награждён медалью. Мать - Скляренко Татьяна Максимовна, умерла в 1955 году. С 1932 года по февраль 1933 года Николай работал рабочим на 1-м Государственном спиртзаводе города Москвы, а затем с марта по август 1933 года был рабочий Совхоза рабочее - крестьянской милиции города Лохвица Полтавской области.

В 1930-х годах в Москве начинается строительство метро. С августа 1933 года по январь 1937 года Николай работает проходчиком шахты № 12 Московского метростроя. Все работы ведутся вручную. В 1935 году он вступает в комсомол и без отрыва от производства учится летать в аэроклубе Метростроя.

28 января 1937 года по спецнабору Краснопресненским РВК юноша был призван в армию и направлен на курсы пилотов при 2-м отдельном тренировочном отряде 2-й Тяжёлой авиабригады Ленинградского Военного Округа. По окончании учёбы в апреле 1938 года, зачислен пилотом в 47-ю истребительную авиаэскадрилью 2-й Тяжёлой авиабригады. В октябре 1938 года переведён младшим лётчиком в 24-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью посёлка Ваенга  ( Заполярье ).

С января 1940 года по декабрь 1941 года проходил службу в 147-м истребительном авиационном полку 1-й смешанной авиационной дивизии на должностях старшего лётчика, помощника адьютанта эскадрильи и командир звена.

Боевое крещение лейтенант Н. Д. Скляренко получил в период Советско - Финляндской войны. За участие в этих боевых действиях с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года он был награждён первым орденом Красного Знамени  ( Указ от 8 мая 1940 года ).

С первых дней Великой Отечественной войны Н. Д. Скляренко в действующей армии. В период с 22 июня по 7 июля 1941 года выполнил 23 боевых вылета на штурмовку войск противника и отражение налётов вражеской авиации.

26 июня 1941 года Скляренко произвёл бомбометание звеном по причалу Линахамари, а также по порту Трифоно. При этом, 2 бомбы упали на корабль стоящий у причала. Ещё 2 бомбы упали на корабль стоящий на рейде.

30 июня 1941 года в районе западнее Титовки произвёл бомбометание звеном по колонне автомашин и живой силы. Пулемётным огнём был обстрелян разъезд противника.

4 июля 1941 года произведён вылет на бомбометание войск противника в деревне Лутта. После атаки наших лётчиков на земле возникло 2 больших очага пожаров, после чего пулемётным огнём лётчики обстреляли живую силу противника. В результате вылета было уничтожено много солдат и лошадей противника.

За отличное выполнение боевых заданий командования 23 июля 1941 года командир звена 147-го истребительного авиационного полка 1-й смешанной авиационной дивизии ВВС Северного флота лейтенант Н. Д. Скляренко награждён вторым орденом Красного Знамени.

Н.Д.Скляренко. 1941 год.

5 октября 1941 года Скляренко присвоено звание старшего лейтенанта, спустя 4 месяца - капитана, а ещё через 6 месяцев - майора.

Во всех боевых вылетах Скляренко показывал мужество и отвагу. При встрече в воздухе с самолётами противника, смело вступал в бой. 8 ноября 1941 года при штурмовке аэродрома противника лично сбил один самолёт Ме-109 и уничтонил на земле 2 транспортных самолёта, что было подтверждено постами ВНОС и последующей фотосъёмкой.

В конце декабре 1941 года Н. Д. Скляренко получает новое назначение и отправляется в состав 760-го ИАП на должность штурмана полка. Эти обязанности он выполнял по май 1943 года. В этот период наряду с английскими "Харрикейнами" в полку использовались и американские истребители Р-40 "Киттихаук".

К началу декабря 1942 года майор Н. Д. Скляренко выполнил 271 боевой вылет  ( с налётом 204 часа ), из них: на перехват разведчиков и бомбардировщиков противника - 50 вылетов; на штурмовку войск противника - 50 вылетов; на прикрытие своих войск, объектов базирования полка - 65 вылетов; на сопровождение бомбардировщиков и прочие вылеты - 106.

В воздушных боях показал себя мужественным, волевым и решительным воином. На его счету числилось 2 лично сбитых самолёта Ме-109 и ещё один Ме-109 в группе, 2 транспортных самолёта уничтожил на земле.

17 марта 1942 года в составе группы лётчиков, вступил в бой с большой группой вражеских самолётов. Несмотря на двухкратное численное превосходство противника, наши лётчики вышли победителями из этой схватки и без потерь вернулись на свой аэродром. В этом бою Николай Скляренко лично сбил истребитель Ме-109, который упал в районе Алакуртти.

27 апреля 1942 года, при отражении налёта бомбардировщиков противника на наш аэродром, Скляренко лично сбил один Ме-109 и со своей группой не допустил самолёты противника к объекту бомбоматания.

Работая штурманом полка показал примеры воинской доблести и отвага. За этот период выполнил 140 инструкторских вылетов с налётом 24 часа, при этом было обучено и введено в строй на новой материальной части  ( самолёты типа "Харрикейн" )  14 молодых лётчиков, из которых большинство вскоре открыли счёт сбитых самолётов противника.

При разработки воздушных операций Скляренко принимал активное участие. Лично сам прокладывал маршруты полётов истребителей и бомбардировщиков, благодаря правильной постановки штурманского дела в полку не было ни одного случая потерь ориентировки при выполнении боевых заданий.

'Харрикейн' из состава 760-го ИАП.

Приказом по 7-й Воздушной армии № 02 от 12 декабря 1942 года штурман 760-го истребительного авиационного полка майор Н. Д. Скляренко был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Дальнейшая боевая деятельность Николая Скляренко, с мая по 30 июня 1943 года, проходила в составе 195-го истребительного авиационного полка, где он исполнял обязанности командира. В июле 1943 года он был направлен на Курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных полков при Военной академии КШС ВВС СА.

После окончания этих курсов, 10 февраля 1944 года он назначен командиром 56-го Гвардейского ИАП, который был преобразован из 520-го ИАП   ( Приказ НКО СССР № 63 от 8 февраля 1943 года ). Полк входил в состав 283-й ИАД   ( командир - Чирва Степан Никитович, бывший командир 520-го ИАП ).

22 февраля 1944 года майор Скляренко в воздушном бою при сопровождении штурмовиков сбил один FW-190, который упал в районе севернее 4 км от Телушки.

Приказом по 16-й Воздушной армии № 120/н от 10 июля 1944 года за боевые отличия майор Н. Д. Скляренко награждён орденом Александра Невского. А 15 августа 1944 года ему присвоено воинское звание "Подполковник".

В конце 1944 года 56-й Гвардейский ИАП был перевооружён на новые самолёты Як-3 и принял участие в боях за Берлин.

В течение 1 - 3 февраля 1945 года советские войска, встретив возросшее сопротивление противника, вели напряжённые бои за расширение плацдармов на Одере, а частью сил уничтожали окружённые войска в Познани и Шнайдемюле. К исходу 3 февраля они полностью очистили от противника восточный берег Одера. За трое суток февраля 16-я Воздушная армия, в состав которой входил и 56-й Гвардейский ИАП, произвела 380 самолёто - вылетов, из них 127 - на разведку и 165 - на транспортировку грузов. В 12 воздушных боях противник потерялё 8 самолётов. При этом отличились подполковник Н. Д. Скляренко, Герой Советского Союза майор В. Н. Макаров и старший лейтенант Кравцов  ( 283-я ИАД ), капитан А. А. Железников  ( 274-й ИАП ), старший лейтенант Е. Ф. Тужилин  ( 15-й ИАП )  и другие.

Н.Д.Скляренко. 1945 год.

1 февраля 1945 года Гвардии подполковник Скляренко в воздушном бою во время прикрытия своих войск сбил один FW-190, который упал в 5 - 8 км юго - восточнее станции Мерцвизе.

22 марта 1945 года, во время прикрытия своих войск, Скляренко сбил в воздушном бою ещё один FW-190, который упал в районе 2 - 3 км юго - восточнее пункта Зеелов.

С января по май 1945 года лётчиками 56-го Гвардейского ИАП уничтожено 66 самолётов противника, в основном типа FW-190.

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции, 56-й Гвардейский истребительный Алтуховский авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени.

К концу войны Гвардии подполковник Н. Д. Скляренко выполнил 285 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника: 9 лично и 3 в составе группы. Ещё 2 самолёта уничтожил на земле.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. До июня 1948 года командовал 56-м Гвардейским ИАП, по май 1950 года занимал соответственно должности помощника командира и заместителя командира по лётной подготовке 283-й ИАД   ( город Махарадзе Грузинской ССР ). С 31 мая 1950 года по 30 ноября 1951 года находился в специальной командировке в КНР, участвовал в боевые действия в Северной Корее с территории Китая. 4 сентября 1950 года ему присвоено очередное воинское звание - "Полковник".

С декабря 1951 года по 30 сентября 1952 года был слушателем Курсов командиров дивизий при Академии ВВС. С декабря 1952 года - заместитель начальника по лётной подготовке 4-го центра ИА ВВС. С апреля по август 1954 года - командир 53-й ИАД 4-го центра ИА ВВС. С ноября 1954 года по ноябрь 1958 года - первый заместитель командира 97-й ИАД 48-й Воздушной армии.

Приказом Верховного Совета СССР от 28 сентября 1956 года за овладение полётами в сложных метеоусловиях Гвардии полковник Н. Д. Скляренко награждён орденом Красной Звезды. Приказом ГК ВВС № 00124 от 11 июля 1957 года ему присвоено звание "Военный лётчик 1-го класса".

В течении 22 лет Н. Д. Скляренко находился на лётной работе, летал на 34 различных типах самолётов и налетал 1685 часов, из них на реактивных истребителях - 460 часов, ночью - 178 часов и в СМУ - 148 часов. За период службы в рядах Советской Армии прошёл путь от рядового пилота до командира дивизии.

После выхода в отставку, проживал в Крыму в городе Симферополь, где и умер 30 мая 2004 года.

*     *    *

Список известных побед Гвардии подполковника Н. Д. Скляренко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.03.1942 г.1  Ме-109АлакурттиИ-153, "Харрикейн",

Як-7, Як-1, Як-3.

227.04.1942 г.1  Ме-109Западная Лица
324.01.1943 г.1  Ме-109станция Боярская
421.02.1943 г.1  Ме-109станция Полярный Круг
510.03.1943 г.1  Ме-109юго - восточнее озера Товланд
604.05.1943 г.1  FW-189северо - западнее Кестеньгской ж/дороги
722.02.1944 г.1  FW-190севернее Телуша
801.02.1945 г.1  FW-190юго - восточнее станции Мерцвизе
922.03.1945 г.1  FW-190юго - восточнее Зеелов

      Всего сбитых самолётов - 9 + 3  [ 9 + 0 ];  боевых вылетов - 272;  воздушных боёв - 19.

( Часть информации и фото предоставил Юрий Анатольевич Какадий. )

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU