Главная | Источники | 

HSU

Слепенков Яков Захарович

Я.З.Слепенков

Родился в Ноябре 1910 года в деревне Шеляково, ныне Невельского района Псковской области, в семье рабочего.О кончил 7 классов начальной средней школы. Работал в колхозе. С 1928 года в Красной Армии, в том же году окончил теоретическую школу лётчиков, а в 1930 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В 1939 году успешно окончил Военно - Воздушную академию.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года Капитан Я. З. Слепенков на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал на Чёрном море, командовал эскадрильей. В воздушных боях сбил 2 самолёта противника, затем был переведён на Балтику. С Апреля 1942 года командовал 21-м ИАП КБФ.

К Октябрю 1942 года командир 21-го истребительного авиационного полка  ( 8-я авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота )  Подполковник Я. З. Слепенков совершил 90 боевых вылетов, в 10 воздушных боях сбил 9 самолётов противника.

22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С Ноября 1944 года командовал 9-й штурмовой авиационной дивизией КБФ.

Всего совершил 157 боевых вылетов, провёл 20 воздушных боёв, сбил 13 вражеских самолётов лично и 5 - в группе с товарищами.

После войны продолжал службу в Военно - Морском Флоте. С 1961 года Генерал - майор авиации Я. З. Слепенков - в запасе. Жил в Риге. Умер 13 Августа 1968 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( шесть ), Суворова 3-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Своё первое боевое крещение Яков Слепенков получил в период "Зимней" войны 1939 - 1940 годов с Финляндией. Великую Отечественную встретил в составе одного из полков ВВС Черноморского флота. В ожесточённых боях открыл свой боевой счёт, сбив 2 самолёта противника. В 1942 году его направили на Балтику, назначив командиром 21-го истребительного авиационного полка.

...Командиру стрелкового полка вовсе не обязательно самому ходить в атаку. Он может руководить боем и с командного пункта. Несколько иное положение в авиации. Там командир, во всяком случае в большинстве случаев, ещё и лётчик. А Яков Захарович Слепенков тем более не мог забывать об этом. Он получил недавно сформированный полк, состоящий главным образом из молодёжи. Да и тех, кто уже имел некоторый боевой опыт, можно было считать новичками: им предстояло впервые летать на самолётах новой конструкции - истребителе Як-1. Так что всех надо было, как говорят в авиации, вводить в строй.

Тут уж без личного примера никак нельзя обойтись. Сколько не рассказывай о том, как нужно атаковать врага, сама атака порой убедительнее многих слов. И часто воздушные бои Слепенков превращал в своеобразные практические уроки.

20 Июля 1942 года, сопровождая наших штурмовиков, Слепенков заметил 3 "Юнкерса". Они намеревались сбросить бомбы на наш передний край. Оставлять штурмовиков без прикрытия не положено. Но бывают же исключения из правил...

В воздухе решение надо принимать мгновенно. Резкий маневр - и вот уже Слепенков перед бомбардировщиками. До первого "Юнкерса" оставалось не более 75 метров, когда Слепенков ударил по нему из пушки и пулемётов. Длинная очередь с короткой дистанции решила учесть немецкого самолёта. Он упал, не успев сбросить ни одной бомбы. Остальные отбомбились настолько беспорядочно, что не причинили нашим войскам никакого урона. По возвращении на аэродром разбор боя не занял много времени. Урок был учень наглядным.

То же можно сказать и о примере, показанном командиром полка 3 Августа 1942 года. В районе нашего аэродрома появился вражеский воздушный разведчик. Слепенков решил его перехватить. Разведчик попытался скрыться. Но не тут - то было: Слепенков догнал его. Тогда лётчик "Юнкерса" пошёл на уловку. Чтобы развить большую скорость, начал резко пикировать. Но и это не помогло. Слепенков не отставал. Он так "оседлал" врага, что тот уже не смог выйти из пике и врезался в землю. Так как происходило всё это неподалёку от аэродрома, лётчики полка видели весь этот поединок собственными глазами.

Тогда же, в Августе 1942 года, произошёл и такой случай. Во главе шестёрки истребителей Слепенков сопровождал наши бомбардировщики, которые должны были нанести удар по железнодорожным составам врага, скопившимся на станции Волосово. Однако над эшелонами кружило 6 Ме-109. Слепенков решил опередить их. Дал сигнал "Иду в атаку !" и рванулся вперёд.

Внезапный удар с 50 метров был настолько точным, что хватило одной короткой очереди: машина ведущего вражеской шестёрки загорелась. Ведомые Слепенкова по примеру командира бросились в атаку. "Мессерам" пришлось уйти. Но уже вчетвером, - командир полка сбил ещё одну машину.

Летом 1942 года кроме ведения воздушных боёв лётчики 21-го ИАП выполняли ещё одну очень важную работу - прикрывали самолёты 1-го Гвардейского минно - торпедного авиаполка, которые занимались минированием Котки и пролива Бъеркезунд. Так, в конце Июня группа самолётов 1-го ГвМТАП в сопровождении истребителей Майора Я. З. Слепенкова вылетела на минную постановку с аэродромов, расположенных в зоне Ленинграда. Была пора белых ночей, но на этот раз над морем стояла густая облачность, дымка, видимость была средняя. До островов Бъеркского архипелага летели спокойно. При подходе к проливу наши самолёты с берега и с острова встретили сильный зенитный огонь. Майор Слепенков со своей группой спикировал на батарии, стрелявшие по бомбардировщикам, и заставил их замолчать. Тем временем командир группы Ил-4, Майор И. И. Борзов, точно вывел машины на цель, сбросив мины в нужное место. Задание командования было выполнено, в том числе благодаря и умелому действия группы истребителей прикрытия, во главе с Я. З. Слепенковым.

29 Сентября 1942 года четвёрка Як-1  ( ведущий Подполковник Я. 3. Слепенков )  вылетела на прикрытие войск на переднем крае Ленинградского фронта в районе населённого пункта Московская Дубровка. Пара истребителей   ( Подполковник Я. 3. Слепенков и Младший лейтенант И. И. Нетреба )  шла на высоте 3500 метров, вторая пара  ( Лейтенант В. С. Рубцов и сержант И. А. Чернышенко )  на высоте 4000 метров.

Не успев занять боевой порядок в районе патрулирования, наши лётчики обнаружили на высоте 2500 - 3000 метров направлявшуюся к полю боя шестёрку Ме-109 в сопровождении 4 истребителей этого же типа. Вторая группа шла несколько выше первой.

Ведущий нашей группы первым обнаружил самолёты противника на расстоянии 12 - 15 км. Оповестив своих лётчиков о решении атаковать врага, Слепенков с ведомым под прикрытием пары Рубцова атаковал четвёрку "Мессеров". Удар был нанесён с пикирования на большой скорости. Первыми же очередями командир сбил ведущий Ме-109. Боевым разворотом Слепенков с ведомым ушли вверх, а Рубцов и Чернышенко с пикирования атаковали ведущую пару шестёрки "Мессеров". Метким пушечно - пулемётным огнем они сбили ещё два Ме-109. Ударная группа немецких самолётов освободилась от бомб, сбросив их неприцельно в районе наших войск.

Пара Слепенкова сковала боем четвёрку вражеских истребителей. Однако не связанные боем два "Мессера", оправившись от первой неожиданной атаки, перешли в нападение на другую нашу пару. В мотор "Яка" Чернышенко попал пушечный снаряд, и лётчик вынужден был покинуть самолет с парашютом. Бой продолжался ещё несколько минут, но истребители противника, имевшие двойное численное превосходство, не смогли добиться успеха. Их потери составили 3 самолёта Ме-109.

Осмотрительность и тактическое мастерство позволили нашим лётчикам внезапно, смело и решительно атаковать превосходящие силы противника. Благодаря чёткому взаимодействию пар и умелому управлению в воздушном бою командира группа Я. З. Слепенкова успешно выполнила боевую задачу сорвала запланированный противником удар по нашим войскам.

Многому научились лётчики у Якова Захаровича Слепенкова. И прежде всего решительности. Это видно хотя бы из такого примера. Прикрывая наши наземные войска в районе Анненского - Арбузова и Московской Дубровки, группа Слепенкова встретила 20 немецких истребителей. Завязался бой. Двум Ме-109 удалось атаковать Слепенкова и его ведомого. Уроки командира не прошли даром: ведомый увернулся и сам зашёл в хвост вражескому самолёту. Меткая очередь решила его судьбу... Со вторым "Мессером" разделался сам командир полка.

Слепенкова не смутило, что ведомый опередил его. Наоборот, даже обрадовало. В победах учеников всегда есть частица труда их учителей. Именно поэтому, когда Якова Захаровича Слепенкова представляли к званию Героя Советского Союза, в наградном листе указали не только десяток самолётов, которые он сам сбил на подступах к Ленинграду  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных побед лётчика ], но и 55 самолётов, сбитых его учениками. 55 - это только за 3 месяца боёв. А сколько побед одержали его питомцы за войну, Генерал - майору авиации Я. З. Слепенкову даже и не подсчитать...

Последний воздушный бой лётчики 21-го истребительного авиационного полка провели 8 Мая 1945 года. Тогда, вылетев на разведку погоды вдоль побережья, Капитан В. Т. Добров и Старший лейтенант П. С. Стручалин у острова Борнхольм сбили летающую лодку врага и транспортный Ju-52. Боевой счёт полка был закрыт: 10 220 боевых вылетов, 265 воздушных боёв и 290 сбитых вражеских самолётов.

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника Я. З. Слепенкова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
103.07.1942 г.1  Не-111сев. маяк ШепелевИ-16, Як-1,

Як-7, Як-9, Як-3.

220.07.1942 г.1  Ju-88Урицк - Стрельна
302.08.1942 г.1  Ju-88Пулково
403.08.1942 г.1  Ju-88мыс Колганпя
529.09.1942 г.1  Ме-109Московская Дубравка

      Всего сбитых самолётов - 9  [ 5 ] + 0;  боевых вылетов - 157;  воздушных боёв - 20.



Я. З. Слепенков - глазами боевых товарищей...

Возврат

Н а з а д