Главная | Источники | 

Смирнов Сергей Фёдорович

С.Ф.Смирнов

Боевой 1919-й год. Северный фронт. На реке Ваге идут ожесточённые бои - красные полки стремятся овладеть устьем реки, чтобы соединиться с войсками,наступающими по берегам Северной Двины. В небе над Вагой хозяйничают английские самолёты, - бомбят и обстреливают позиции красных, сбрасывают антисоветские листовки. Но однажды очередная атака с воздуха не состоялась. В Майском небе непрошенных гостей встретил краснозвёздный истребитель. Он был один. Один - против 4 английских "Хэвилендов".

Командиры и бойцы напряжённо следили за неравным боем. Пулемётные очереди прошивали небо, но "Ньюпор" был поворотлив и ловок. "Хэвиленды" поспешно сбросили бомбы, взорвавшиеся далеко в стороне. Самолёты перестроились, чтобы парами атаковать "Ньюпор". Но не тут - то было. После крутого разворота истребитель оказался выше бомбардировщиков, зашёл в хвост ближайшему из них. Короткая очередь - и за "Хэвилендом" потянулась дымная полоса. Враг стал уходить, за ним другой. Пара оставшихся самолётов повернула к позициям своих войск. Наш истребитель резко взмыл вверх, сделал вертикальную - или, как тогда говорили, мёртвую петлю, пронёсся в нескольких метрах от земли, и пилот приветливо взмахнул рукой красноармейцам...

В очередном донесении в штаб интервентов лётчик, вышедший победителем из неравного боя, именовался "красным дьяволом". Вскоре по обе стороны фронта все узнали имя храбреца - Сергей Смирнов...

Ньюпор-24бис

*   *   *

Сергей Фёдорович Смирнов родился в 1892 году в деревне Шалково Ярославской губернии, окончил авто - авиамоторные курсы, а в 1917 году - Гатчинскую авиационную школу. В Августе 1917 года по поручению большевистской фракции Совета рабочих и солдатских депутатов Гатчины солдат - лётчик Смирнов совершил вылет для разведки движения эскадронов так называемой "Дикой дивизии" и распространения среди корниловских солдат революционных листовок. Перед вылетом офицеры отряда пригрозили Смирнову расправой. Но это не помешало ему выполнить боевое задание.

После Октябрьской революции С. Ф. Смирнов, завершив обучение в школе высшего пилотажа, получил назначение в 18-й авиаотряд на Северный фронт. В это время отряд перебазировался со станции Плесецкая на аэродром Шенкурск. Путь лежал через Вологду и далее по Сухоне и Северной Двине. Ещё шёл лед. Селецкий причал на реке Ваге, куда речной параходик доставил баржу с самолётами, оказался разрушенным. Авиаторы, в их числе и Сергей Фёдорович, разгружали материальную часть, стоя в ледяной воде. Обстановка заставляла торопиться. Самолёты были собраны тут же на песчанном берегу, и Смирнов в паре с лётчиком Д. Дьячковым первыми отправились в Шенкурск, где находился штаб бригады. А уже через час оба пилота ушли на боевое задание.

О том, как оно было выполнено, свидетельствует телеграмма командующего 6-й Армией на имя командира 18-го авиаотряда А. Слепяна:

"Вверенного Вам отряда самолёты в течение нескольких часов были собраны и приведены в боевую готовность. Лётчики Смирнов и Дьячков несмотря на высшей степени трудные технические и климатические условия перелетели район действующей армии и в тот же день разведкой осветили тыл противника. За столь лихой подвиг и сознание своего долга - РВС армии от лица службы благодарит красных орлов Вашего отряда".

Летать на Ваге приходилось нелегко. Под крылом простиралась тайга, глухомань. По берегам стояли редкие сёла и на протяжении десятков верст не встречалось площадок для посадки. В отряде не было карт, навигационных приборов, обеспечивающих успех полётов. Все зависило от смекалки лётчика и добросовестности моториста, готовившего машину в полёт.

Личный состав в отряде был отменный. Сергей Смирнов быстро вошёл в дружный коллектив, стал одним из лучших пилотов. Воздушный бой, с которого начался наш рассказ, был первым над Вагой. В последующих воздушных схватках отважный лётчик приумножил боевую славу своего отряда. В один из тех дней обстановка сложилась так, что Смирнов вынужден был срочно вылететь без пулемёта. На маршруте он обнаружил две канонерки, стоявшие под разгрузкой. На самолёт обрушился шквал заградительного огня... Пробитой оказалась обшивка, была разрушена расчалка. Несмотря на повреждения красвоенлёт снизился под обстрелом и сбросил бомбу прямо на канонерку.

А когда возвращался на свой аэродром, его встретили 2 вражеских лётчика. Казалось, что единственный выход - уйти в облака. Но Смирнов, по существу, на безоружном самолёте, принял бой. Отстреливался из "Маузера". Удалось благополучно уйти.

Командир отряда крепко отчитал своего подчинённого:

- С пистолетом - против 4-х пулемётов !

- Снизу наши бойцы смотрели, не мог же я - в кусты ? - отвечал Смирнов. - Подумают: трус !

Канонерки противника подкрадывались к берегам, обстреливали позиции, высаживали десанты. Лётчики Смирнов и Дьячков выработали свою тактику борьбы с ними: один кружил над канонеркой на малой высоте, чем приковывал к себе внимание вражеских пулемётчиков, другой виражил в стороне, а в подходящий момент стремительно выскакивал на цель и сбрасывал бомбы.

Как - то в полёте Смирнов сопровождал командира. Вдруг появились 2 английских истребителя и бомбардировщик. Пока Смирнов расправлялся с истребителями, Слепян пулемётным огнём "вспорол" брюхо бомбовоза. Тот оказался живучим. Смирнов помог командиру: его меткая очередь завершила дело - вражеский самолёт клюнул носом и пошёл к земле... Лётчики вернулись с победой, но мотористам задали намало хлопот. Особенно досталось "Ньюпору" - его здорово потрепали английские истребители.

"Неутомимо работали лётчики Смирнов, Кудрявцев, Дьячков... - впоследствии напишет в своих воспоминаниях бывший командующий 6-й армией Генерал - Лейтенант А. Самойло. - За неоднократные подвиги Смирнов был представлен к награде орденом Красного Знамени".

Правда, этот орден он получил гораздо позднее, но высокая оценка ратной службы пилота - лучшее свидетельство его мужества и мастерства. Об этом говорят и записи в боевом журнале 18-го авиаотряда. Вот одна из них:

"Лётчик Смирнов. 31 Мая. Полёт по заданию командования. Продолжительность 1 час 10 минут. Высота 3200 метров. Воздушный бой. Пули попали в цилиндры. Пулемёт отказал. Лётчик вернулся обратно: мотор стал работать с перебоями".

Эти строки нуждаются в пояснении. Речь идёт о воздушном бое с двумя неприятельскими самолётами. При посадке изрешечённый "Ньюпор" Смирнова скапотировал и крепко побился, а лётчик получил ранения. Решено было самолёт списать, использовав его на запчасти. Когда об этом узнал пилот, то немедленно покинул лазарет.

Возвратившись в отряд, весь перебинтованный лётчик взялся за восстановление своего самолёта. Друзья - мотористы пытались его отговорить, но безуспешно. Нашлись кое - какие запчасти, некоторые изготовили умельцы. Всю ночь кипела работа. "Ньюпор" был восстановлен.

18-му отряду противостояла вражеская часть, располагавшая более чем 20 самолётами. Базировались они на аэродроме в Двинском Березняке. От красвоенлётов требовалась особенная внимательность. Лётчики С. Смирнов, Д. Дьячков, П. Ковалев сумели обеспечить надёжную охрану воздушных разведчиков своего отряда. За всю компанию отряд не потерял ни одного самолёта !

"Из лётчиков моего отряда, - вспоминает А. С. Слепян, - наибольшей известностью пользовался С. Ф. Смирнов. Белогвардейцы называли его "красным дьяволом". Смелости, удали и дерзости красного военлёта мог позавидовать каждый. Молодой лётчик бросался в бой, не раздумывая о численном превосходстве врага".

Осенью 1919 года Смирнова перевели на Южный фронт. Побывал он на многих аэродромах, двигаясь с авиаотрядом Первой Конной армии. Красвоенлёт был не раз отмечен наградами и в том числе серебрянными часами с надписью - "ВЦИК". "...за ряд разведок над Азовским морем на сухопутном самолёте и разгон бомбами неприятельских судов в Мариуполе в начале Мая сего года" - говорилось в приказе РВС по войскам Первой Конной от 28 Июня 1920 года. Приказ подписан членами РВС Ворошиловым, Буденным, Мининым.

С.Ф.Смирнов

С честью прошёл Сергей Фёдорович сквозь годы Гражданской войны. В дальнейшем он окончил Военно - Воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, участвовал в боях с белофинами, руководя организацией аэросанных отрядов. В Великую Отечественную войну Инженер - Полковник С. Ф. Смирнов преподавал в Академии, воспитанником которой был сам, а затем в течение 5-ти лет возглавлял курс в Военно - Воздушной академии, ныне носящей имя Ю. А. Гагарина.

Орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени и другими высокими наградами отметила Родина своего верного сына.

Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры 


Главная |  | Источники | 

        © AirFighters.RU