Главная | Источники | 

Смирнов Иван Васильевич

И.В.Смирнов

В истории советской авиации имена многих выдающихся лётчиков Военного Воздушного Флота Императорской России были преданы забвению. Одним из них был и один из самых знаменитых лётчиков 1-й Боевой авиагруппы Русской армии - Иван Васильевич Смирнов.

Иван Смирнов родился 30 Января 1895 года 4-м ребенком в крестьянской семье, хозяйство которой находилось в небольшой деревушке неподалёку от города Владимира. С началом Первой Мировой войны добровольцем записался в армию и был направлен в 96-й пехотный Омский полк, воевавший в составе 2-й армии Северо - Западного фронта. За мужество, проявленное в боях, Иван Смирнов был представлен к своей первой награде - Георгиевскому Кресту 4-й степени.

8 Декабря 1914 года Смирнов был серьёзно ранен в правую ногу пулемётным огнём и был отправлен санитарным поездом в Петроград. В госпитале он впервые увидел аэропланы, взлетавшие с ближайшего аэродрома. Тогда и родилось решение не возвращаться в пехоту после лечения, а перевестись в авиацию.

В начале 1915 года Унтер - офицер И. Смирнов был направлен в авиационную школу в Петрограде, а затем - в Москву. В совершенстве овладев искусством высшего пилотажа, Иван Смирнов был направлен в 19-й корпусный авиаотряд, куда прибыл 7 Сентября 1916 года. Свои первые боевые вылеты Смирнов выполнял с лётчиком - наблюдателем П. А. Пентко на двухместном "Ньюпоре-X".

Первая победа была одержана 20 Декабря. В приказе по особой армии от 27 Декабря 1916 года указывалось:

"20 Декабря 1916 года 8 самолётов фронтовой авиагруппы Капитана Якобешвили вылетели для боя и фотографирования. Во время полёта они выдержали 4 боя, причем два неприятельских аэроплана были сбиты, один - Прапорщиком Н. К. Кокориным, другой - Старшим унтер - офицером И. В. Смирновым с наблюдателем Штабс - капитаном Пентке. Неприятельские лётчики  ( три офицера и один унтер - офицер ) убиты ружейными пулями в воздухе...".

За уничтожение неприятельского самолёта Смирнов был представлен к первому офицерскому чину Прапорщика.

Истребитель 'Моран'

Русский лётчик - истребитель И. В. Смирнов был вероятно
единственным пилотом достигшим, на самолётах - монопланах
"Morane - Saulnier I", 5-ти или более воздушных побед.

В Марте 1917 года 1-ю Боевую авиагруппу перевели на южный участок Юго - Западного фронта в Галицию, где Смирнов провёл несколько воздушных схваток. За бой 16 Апреля его представили к Георгиевскому Кресту 3-й степени. 19 Апреля Смирнов сбивает ещё один самолет, за что был представлен к Георгиевскому Кресту 2-й степени. К 20 Мая Прапорщик И. Смирнов совершил 42 боевых вылета и был представлен к званию "военного лётчика" за боевые отличия. 21 Мая, в качестве дополнительной награды, он получил месячный отпуск. В часть вернулся 20 Июня.

Morane Saulnier I

"Morane - Saulnier" прапорщика Ивана Смирнова, 19-й КАО, 1917 г.

Летом 1917 года 1-я Боевая авиагруппа армий Юго - Западного фронта  ( 2-й, 4-й и 19-й Корпусные авиационные отряды ) под командованием Ротмистра А. А. Козакова, имевшие на вооружении истребители "Ньюпор", оперировала в Южной Галиции, там же, где и два отряда Эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец". Одной из задач лётчиков - истребителей была охрана "Муромцев". Так, 19 Июня на сопровождение одной из машин были посланы 3 истребителя 19-го КАО. 20 Августа состоялся первый групповой полёт "Муромцев"  ( "Киевский" - Подполковника И. С. Башко и XVIII-й - Ротмистра А. В. Середницкого ) под охраной истребителей 1-й Боевой авиагруппы. Среди пилотов 4-х "Ньюпоров", сопровождавших "Муромцы", был и Прапорщик И. Смирнов.

В Ноябре 1917 года в дневнике группы появилась краткая сводка о самолётах, сбитых разными лётчиками с момента её образования. Третья победа Смирнова датирована там 3 Августа, а уже 10 Августа Иван Смирнов одержал очередную победу.

11 Сентября Прапорщик И. Смирнов сбил в районе Балина неприятельский самолёт типа "Альбатрос С.Х"  ( экипаж попал в плен ). Следующая, уже 7-я по счёту, победа была одержана 28 Октября. Вот как сообщалось об этом в газетах:

Бой ведёт И.В.Смирнов

"...В районе Гусятина  ( Юго - Западный фронт ) произошёл воздушный бой трёх немецких "Бранденбургов" с двумя русскими истребителями 19-го корпусного авиаотряда, которые пилотировали Прапорщик Смирнов и Унтер - офицер Липский. Смирнов сбил один из аэропланов противника, который упал, объятый пламенем в тылу русских войск у деревни Зелёная Слобода. Остальные два немецких аэроплана повернули назад, пытаясь уйти. Преследуя их, Липский сбил второго "Бранденбурга", который упал на проволочные заграждения у деревни Зелена. Третий самолёт противника ушёл в свой тыл с большим снижением и сел, по - видимому, вынужденно, у деревни Круживинка..."

31 Октября приказом по 7-й армии, за одержанные победы одержанные в этом бою, Смирнов и Леман были награждены орденом Святого Георгия Победоносца 4-й степени.

В Ноябре 1917 года полёты 1-й Боевой авиагруппы были редкими из - за непогоды. Однако боевые действия продолжались. Так, 10 Ноября Прапорщик И. В. Смирнов атаковал и сбил немецкий самолёт, который вскоре упал на землю. Командующий ВВФ России Полковник В. М. Ткачёв выслал 14 Ноября следующую телеграмму:

Nieuport 17

"Nieuport 17" из 19-го КАО, Июль - Сентябрь 1917 года.

"9-я победа Прапорщика Смирнова в дни наступающей разрухи и смертельной опасности для нашей многострадальной Родины дает уверенность, что наши доблестные лётчики до конца выполнят свой долг и останутся на своём тяжёлом, но славном посту, вплетая новые лавры в венец славы нашей родной авиации".

13 Ноября Подполковник А. А. Козаков и Прапорщик И. М. Смирнов атаковали немецкий биплан, который с резким снижением ушёл за линию фронта. Через 2 часа лётчики атаковала другую пару неприятельских самолётов. В завязавшемся воздушном бою Иван Смирнов сбил очередной самолёт, как оказалось впоследствии - последний. Всего же, за время пребывания на фронтах Первой Мировой войны, Иван Смирнов сбил 12 вражеских машин, из которых 10 - официально  ( при этом сам не был сбит ни разу ).

Spad 7

"Spad VII" из состава 19-го КАО, Сентябрь - Декабрь 1917 года.

...Война заканчивалась, разложение армии и большевистская пропаганда коснулись и 1-й Боевой авиагруппы, которая уже вскоре прекратила своё существование, как боевая единица. Всё чаще на солдатских митингах и собраниях раздавались призывы расправиться с офицерами авиагруппы. Причём речь шла не только о кадровых офицерах, но и бывших лётчиках - солдатах, получивших первый офицерский чин за боевые отличия. Медлить было нельзя, и Смирнов в ночь на 14 Декабря покидает авиагруппу.

После долгих мытарств, Иван Смирнов оказался в Англии, где стал лётчиком - инструктором в Незерэвоне. Вскоре школа была закрыта, и вместе с другими русскими лётчиками Иван Смирнов отплыл на параходе на юг России в распоряжение Генерала Деникина. Прибыв в Новороссийск он встретил там своих старых друзей. Поняв из разговоров с ними, что положение армии Деникина катастрофическое, Смирнов вернулся в Англию.

До окончания Гражданской войны он был помошником атташе Военно - Воздушного Флота и шеф - пилотом Российского правительства в Париже. Затем работал на авиационном заводе фирмы Хэндли - Пэйдж в Крононе, был лётчиком частной бельгийской фирмы SNETA, Королевских Голландских Авиалиний  ( KLM ).

После Пёрл - Харбора И. В. Смирнов вновь надел военную форму и был зачислен в чине Капитана в армейский воздушный корпус Нидерландской Восточной Индии. С начала 1942 года он летает на транспортном самолёте DC-3 между островом Ява и Австралией, эвакуируя наземный и обслуживающий персонал. 2 Марта 1942 года транспортная Дакота DC-3  ( бортовой номер PK-AFV KNILM ), управляемая Иваном Смирновым, вылетела с различными грузами на борту, включая ящик с алмазами. В 80 км севернее Бруме  ( Broome ) машина была атакована тремя японскими истребителями. Несмотря на тяжёлые ранения, Смирнову удалось оторваться от противника и совершить вынужденную посадку на побережье.

Позже Иван Смирнов был прикомандирован к штабной американской транспортной компании в Брисбэне  ( Австралия ), где летал в составе 317-й транспортной группы. После окончания Второй Мировой войны вернулся в авиакомпанию KLM старшим пилотом, а после ухода с лётной работы - остался там же главным консультантом.

Иван Васильевич Смирнов умер 28 Октября 1956 года в Католической клинике города Пальма на Испанском Острове Мальорка  ( Majorca ). Имя и слава его были преданы забвению в далекой России на долгие годы...

Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры 


Главная |  | Источники | 

        © AirFighters.RU