Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Соболев Афанасий Петрович

Соболев Афанасий Петрович

Афанасий Соболев родился 1 мая 1919 года в селе Кыэкен Забайкальской области  ( ныне Шилкинского района Читинской области). Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал счетоводом и учился в аэроклубе. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году закончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. С июня по октябрь 1941 года служил в составе 161 / 425-го ИАП, летал на И-16 и МиГ-3; по июль 1942 года - в 10-м ИАП, летая на ЛаГГ-3; затем, до конца войны - во 2-м Гвардейском ИАП, летая на Ла-5 и Ла-7. Воевал на Юго - Западном, Волховском, Калининском фронтах.

Первые победы одержал на И-16 в июле 1941 года. Позднее командир эскадрильи 425-го ИАП старший лейтенант Соболев воевал на МиГ-3.

В январе 1943 года в преддверии начала операции по снятию блокады с Ленинграда 2-й Гвардейский ИАП  ( в котором тогда уже служил капитан А. П. Соболев )  сосредоточился на аэродроме Шум. В ходе операции было произведено более 300 боевых вылетов и 27 воздушных боёв, в которых быпо сбито 33 самолёта противника.

Напряжённая боевая работа началась с установлением 14 января 1943 года ясной погоды. В 13 часов 10 минут взлетело шестёрка Ла-5 Гвардии капитана Соболева с задачей прикрыть боевые порядки наступающих частей 3-й Ударной армии в районе Синявинских болот. При выполнении боевого задания шестёрка сначала сорвала 2 атаки "Мессеров"  ( по всей видимости, "охотников" ). При отражении второй атаки Соболев сбия ведущего пары Ме-109F, но при этом и сам был атакован FW-190. Этого "Фоккера" сбил ведомый командира - Марин.

В разгоревшемся воздушном бою Соболев сбил ещё одного "Мессера". В бою с шестёркой Ла-5 в общей сложности приняло участие 8 Ме-109F и FW-190. Были сбиты 1 "Фоккер" и 2 "Мессера", собственные потери - один Ла-5, лётчик Гвардии старший лейтенант Марин благополучна покинул самолёт с парашютом.

Тактически грамотно был проведён воздушный бой 23 января 1943 года. Станция наведения 215-й дивизии вызвала истребителей для уничтожения приближающихся бомбардировщиков противника. Ударную группу Ла-5 повёл командир полка Гвардии подполковник Кондрат  ( ведомые Гвардии капитан Соболев и Гвардии старший лейтенант Резников ). Прикрывающую пятёрку Ла-5 возглавил Гвардии старший лейтенант Пушкин. "Лавочкины" подошли к линии фронта одновременно с немецкими самолётами. В первой атаке Кондрат повредил Ju-87, который ушёл со снижением в южном направлении. Во второй атаке Соболев и Кондрат сбили по "Юнкерсу". Уцелевшие 5 Ju-87, не сбросив бомбы, ушли на контролируемую немецкими войсками территорию..

6 мая 1943 года после отзыва Гвардии майора Зверева, назначенного командиром дивизии, командир 1-й эскадрильи Гвардии капитан А. П. Соболев стал командиром 2-го Гвардейского ИАП.

К июню 1943 года командир 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 215-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, Западный фронт )  Гвардии капитан А. П. Соболев совершил 322 боевых вылета, в 46 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 7 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1069 ).

Именной Ла-7 А.П.Соболева

В середине сентябре 1944 года 2-й Гвардейский Оршанский истребительный авиационный полк после тяжёлых потерь, понесённых в боях над Восточной Пруссией, был отведён в тыл на отдых и пополнение. Полк перебазировался на аэродром Олещице, расположенный в 70 км северо - западнее Львова. Здесь полк пополнился новыми самолётами  ( в том числе Ла-7 )  и молодыми лётчиками. Соболев получил новенький Ла-7 с надписью "Шилкинский старатель" на борту, подаренный ему земляками - дальневосточниками.

Менее, чем через год полк Гвардии майора А. П. Соболева отличился в ходе Витебско - Оршанской операции войск 3-го Белорусского фронта, непосредственно участвуя в освобождении города Орши  ( 27 июня 1944 года ). За что приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина 2-му Гвардейскому истребительному авиаполку было присвоено почётное наименование "Оршанский".

А.П.Соболев.

Всего за войну Гвардии майор А. П. Соболев выполнил более 500 успешных боевых вылетов. Число же сбитых им самолётов, в различных источниках, трактуется по разному: 20 лично и 6 в группе  ( у Н. Бодрихина ), 15 + 10 - у других авторов  ( в том числе и М. Быкова ). Последние цифры в большей степени соответствуют действительности, поскольку согласно Представлению о награждении 2-го Гвардейского ИАП орденом Красного Знамени, подписанного командиром 322-й истребительной авиадивизии 12 августа 1943 года, на счету Гвардии капитана А. П. Соболева числилось 15 личных и 9 групповых побед. Самым удачным днём для лётчика стало 17 июля 1943 года, когда он уничтожил в воздушных схватках сразу 3 самолёта противника  ( Ju-87, Ju-88 и FW-190 ).

Товарищам он запомнился как спокойный, рассудительный здоровяк с густым басом, прекрасно сочетавший личную храбрость и недюжинные организаторские способности.

После войны Афанасий Петрович продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава, освоил реактивную технику.

Гвардии полковник А. П. Соболев погиб 10 февраля 1958 года при выполнении контрольного полёта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище  ( участок 5 ).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Кутузова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора А. П. Соболева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1??.??.1941 г.1  Ju-87Западный фронтИ-16, МиГ-3,

ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.

2??.??.1941 г.1  Ме-109Западный фронт
3??.??.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / ? )Западный фронт
412.12.1941 г.1  Ju-88Калининский фронт
507.01.1942 г.1  Ju-88Калининский фронт
621.03.1942 г.1  Ме-110Мясной Бор
71  Ме-110  ( в группе - 1 / 9 )Мясной Бор
813.04.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / ? )р-н Замошье
922.04.1942 г.1  Ме-109р-н Замошье
101  Ju-88  ( в группе - 1 / ? )р-н Замошье
1115.05.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / ? )р-н Замошье
1214.01.1943 г.1  Ме-109Синявино
1322.01.1943 г.1  Ме-109юж. Назия
1423.01.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Рабочий посёлок № 6
1527.01.1943 г.1  Ме-109Рабочий посёлок № 6
1623.02.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )юж. Синявино
1716.07.1943 г.1  FW-190юж. Поляково
1817.07.1943 г.1  Ju-87Каменка
191  Ju-88Каменка
201  FW-190Каменка
2106.08.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )Абалмасово
2216.08.1943 г.1  FW-190  ( в группе - 1 / ? )р-н Белгорода

      Всего сбитых самолётов - 15 + 10  [ 14 + 8 ];  боевых вылетов - более 500.



Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU