Главная | Источники | 

Соколов Иван Васильевич

И.В.Соколов

Родился в 1911 году в деревне Стопкино Алексинского района Тульской губернии  ( ныне области ). Работал в Ленинграде. В Красной Армии с 1931 года. Окончил Оренбургское военное училище лётчиков.

В звании Лейтенанта служил младшим лётчиком в 142-й истребительной авиационной бригаде Белорусского военного округа.

С 20 Августа 1937 года добровольцем участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом И-16. Имел псевдоним "Вага". Сражался в эскадрилье, которой командовал А. И. Гусев.

Сначала воевал на Арагонском фронте, где одержал по одной личной и групповой победе, сбив 2 итальянских истребителя Fiat CR-32.

"Соколов - поведал о бое так:

- Хотите - верьте, хотите - нет, а я иногда своим ведущим командую. Когда во время боя мы сумели зайти в хвост паре "Фиатов" и вышли на дистанцию около 400 метров, а те нас не чуют, я одно твердил ведущему: "Дорогой ты мой, славненький, погоди, не вспугни их сердечных !   Я ведь тоже хочу стрельнуть !   Оставь мне моего "Фиата" !   И что ж ?   Послушался меня Витенька. Тогда я уже увереннее стал и не прошу - приказываю: "Не смей открывать огня !   Не будь эгоистом !"   Снова послушался Витя. А когда дистанция стала меньше 150 метров, а Виктор устремился на "Фиаты" и забыл, наверное, что стрелять надо, я не выдержал, крикнул: "Да что ж ты, милок !   Пора !   Проскочишь, не успеешь выстрелить, перехитришь самого себя !"   Сам же держу на прицеле своего "Фиата". И только успел крикнуть: "Давай !" - как Витя будто услышал меня, дал очередь, и из "Фиата" получилась свечка.

"Молодец ! - мысленно сказал я ведущему. - Всегда слушайся, что тебе говорят старшие, и будет порядок".

Даю очередь по "Фиату". Да, видно, много сил потратил, командуя Скляровым. Мой "Фиат" только запарил. Не захотел гореть. Тут из кабины, как пробка из бутылки шампанского, выскочил парашют, а за куполом, как чёртик на ниточках, - лётчик. Вовремя !   По мне сзади ударил очередью ещё один "Фиат". К счастью, он был далековато. Его пулемёты сделали лишь несколько дырок в хвосте моего самолёта. Мы - вверх. И пошла чехарда: за нами - "Фиаты", за "Фиатами" - наши ребята. В общем, свалка продолжалась. Но мы в накладе не остались..."

( Из книги А. И. Гусева - "Гневное небо Испании". )

12 Октября 1937 года стало одним из самых удачных дней в "испанской" боевой карьере И-16. Лётчики заявили о 15 сбитых "Фиатах", обломки 7 самолётов противника были найдены на республиканской территории. 1 самолёт с итальянским лётчиком совершил вынужденную посадку на правительственной территории. Большинство  ( если не все )  побед были одержаны на И-16. К сожалению, полную картину этого боя установить не представляется возможным. Можно с уверенностью сказать, что проверку боем прошли лётчики эскадрилий Гусева, Девотченко и Агирре.

Эскадрилья Гусева провела над линией фронта воздушный бой, в котором Иван Панфилов сбил 1 "Фиат", а ещё 2 "Фиата" были подбиты.

Истребитель И-16

Истребитель И-16 тип 5, Республиканские ВВС, 1937 год.

Истребитель И-16

При возвращении на аэродром лётчики заметили летевшее параллельно с ними в одном направлении и на одной высоте звено "Фиатов". Используя количественное и качественное превосходство, советские истребители решили принудить итальянцев к посадке. Однако такой вариант итальянцев явно не устраивал, и они попытались вырваться. Ведущий звена "Фиатов", дабы облегчить уход своих ведомых, пошел вверх. Его, оторвавшегося от группы, и сбили Александр Гусев и Иван Соколов. Ведомые "Фиаты" пошли вниз, и им удалось пройти какое-то расстояние к линии фронта, но они были сбиты звеньями Платона Смолякова и Ивана Панфилова. Пилот ведущего "Фиата" - Капитан, командир эскадрильи, выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Находясь в плену, он сообщил сведения о количестве самолётов и распорядке работы аэродрома Гарапинильос.

В Декабре 1937 года Соколов принял участие в Теруэльской наступательной операции. В период с 17 по 27 Декабря сбил ещё 5 самолётов   ( 3 из них - в группе ). 18 Января 1938 года был подбит и погиб имея на счету 3 личные и 7 групповых побед.

В тот день группы Р-Зет под прикрытием истребителей наносили удары по противнику. Первый вылет  ( 17 Р-Зет, 17 И-15, 9 И-16 )  прошёл без потерь.

И.В.Соколов

Во 2-м вылете произошла встреча с "Мессершмиттами". 16 И-15 остались охранять непосредственно 17 Р-Зет, а 21 И-16 заняли верхний эшелон. Всё время, пока Р-Зет под прикрытием И-15 "работали" по позициям противника, выше барражировали самолёты из 1.J/88. Немецкая эскадрилья выжидала удобного момента для атаки и начала её, когда штурмовка подходила к концу. Шеллман во главе 5 Bf-109 атаковал эскадрилью И-16. Обстреляв республиканские истребители, противник стал отходить. 1 "Мессер" удалось сбить, самолёт загорелся и упал на землю. Погиб летчик Герхард Кляйн  ( Gerhard Klein ).

Немцы заявили о 2-х победах. В действительности был сбит только 1 И-16. Иван Соколов, пилотировавший эту машину, был тяжело ранен, истребитель загорелся и стал падать. Лётчик сумел сбить пламя, выровнять машину и направить её к аэродрому.

Однако силы Соколова иссякли, на маршруте самолёт потерял управление и разбился на республиканской территории. Похоронен в селении Ла-Путэла.

2 Марта 1938 года посмертно награждён орденом Красного Знамени.


Возврат

Н а з а д