Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Соловьёв Константин Владимирович

Соловьёв Константин Владимирович

Родился в 1914 году в посёлке Городищи, ныне Петушинского района Владимирской области, в семье рабочего. С 1934 года в рядах Красной Армии. Окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Был командиром звена, с октября 1941 года - командиром эскадрильи в 71-м ИАП КБФ.

К июлю 1942 года командир эскадрильи 71-го истребительного авиационного полка  ( 61-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота )  капитан К. В. Соловьёв совершил 427 боевых вылетов, из них 110 - на штурмовку, из которых 75 высокоэффективных, и 50 - на разведку. Провёл 65 воздушных боёв, в которых сбил 4 самолёта противника лично и 8 - в составе группы, в том числе 3 самолёта сбил в 26 ночных боях.

23 октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

17 декабря 1942 года назначен заместителем командира 13-го ИАП.

27 декабря 1942 года майор К. В. Соловьев погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Пестово Новгородской области.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ). Его именем названа улица в посёлке Городище, на которой установлена мемориальная доска.

*     *     *

На кирпичной стене большого, длинного трёхэтажного здания - его ещё с морозовских времён называют казармой - прикреплена мемориальная доска:

"Здесь жил Герой Советского Союза Соловьёв Константин Владимирович. В боях за Советскую Родину погиб смертью храбрых".

Koнстантин Соловьёв родился в 1914 году в посёлке Городищи. Поступил в Военно - Морской Флот в 1934 году и окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.

Боевое крещение получил зимой 1939 - 1940 годов, в период Советско - Финляндкой войны.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Летал на биплане И-153 в составе 71-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота, действующего над Финским заливом. В течение лета 1941 года полк совершил много вылетов на штурмовку наступающих немецких войск, а с 1942 года использовался для ночной защиты Ленинграда.

Вместе со своим другом, лётчиком Корешковым, Константин Соловьёв первым открыл счёт полка в ночных боях, сбив бомбардировщик "Хейнкель-111". В 1941 году это было не так просто, - тогда на самолётах не было локаторов, которые помогают видеть цель даже в темноте. Не было и других точнейших приборов, появившихся позже. И всё - таки на своей далеко не совершенной "Чайке" Соловьёв провёл около 30 ночных воздушных боёв.

22 сентября 1941 года шестёрка И-153  ( ведущий К. В. Соловьёв )  в районе Петергофа вели бой с 4 Ju-88 и 3 из них сбили, один из них лично Константин Соловьёв.

27 марта 1942 года в 17:30 пятёрка И-153  ( ведущий К. В. Соловьёв )  в районе острова. Гогланд после второй атаки по лагерю и живой силе в момент выхода на встречном курсе были атакованы 3 "Кертиссами" и 2 FD-XXI. В прикрывающей группе было всего 2 самолёта, которые не в силах были принять на себя превосходящего противника. Неожиданное появление противника привело в замешательство лётный состав, который рассыпался и начал бой индивидуально. Он продолжался в течение 20 минут. В ходе боя Соловьёв в паре на вираже сбил FD-XXI, который упал на лёд восточнее озера Гогланд. Все И-153 после боя имели большое количество пробоин.

28 марта 1942 года в 18:40 группа из 12 И-153  ( ведущий П. И. Бискуп )  из 71-го ИАП и 6 И-16 из 11-го ИАП на высоте 1000 метров при выходе из штурмовки войск на остров Гогланд были внезапно атакованы сверху сзади 15 Ме-109 и 8 FD-XXI. После первой атаки прикрывающая группа из 6 И-153  ( ведущий К. В. Соловьёв )  первой вступила в воздушный бой с численно превосходящими силами противника. Звено И-153 выпустило РСы, которым был сбит один FD-XXI. Бой протекал на полувертикальном вираже по кругу с оттягиванием к острову Лавансаари. В районе острова сержант В. Ф. Фёдоров, оставшись один, дрался с 8 FD-XXI. Из-за выработки горючего произвёл вынужденную посадку в районе острова, сделав при этом полный капот.

К.В.Соловьев

К. В. Соловьёв в паре с лейтенантом Н. П. Кучерявым продолжали бой с 8 самолётами противника. Был подбит один FD-XXI, который вышел из боя. "Мессеры" 6 раз заходили в хвост Соловьёву, и всё время Кучерявый выбивал их оттуда. Пара Ме-109, набрав высоту, бросилась на Кучерявого, но тут уже успел Соловьев. Внезапная атака справа, и "Мессер" упал на лёд...

3 апреля 1942 года в течение дня самолёты 71-го ИАП КБФ патрулированием в воздухе прикрывали движение войск по маршруту маяк Шепелев - остров Сейскар. Шестёрка И-153  ( ведущий К. В. Соловьёв )  встретили 4 финских FD-XXI. В 16:05 после лобовых атак К. В. Соловьёв и А. Г. Батурин совместно на вираже сбили один самолёт, который упал в 11 км восточнее острова Сейскар. Остальные самолёты противника вышли из боя.

4 апреля с раннего утра до позднего вечера лётчики КБФ производили разведку войск противника и вылетали на прикрытие своих войск по маршруту маяк Шепелев - остров Сейскар. При этом, лётчиками 71-го ИАП было проведено 8 боёв. Так, в 14 часов 40 минут 4 И-16 и 4 И-15бис с высоты 1000 метров в районе острова Сейскар сзади сверху были атакованы парой Ме-109. При развороте один из "Мессеров" был подбит огнём К. В. Соловьёва. Самолёт противника с резким снижением ушёл на юг.

18 апреля 1942 года в 5 часов 37 минут 12 И-153  ( ведущий майор В. А. Захаров )  из 71-го ИАП, разделённых на 2 группы по 6 самолётов, вылетели с аэродрома Бычье поле для нанесения удара по аэродрому Красногвардейск по маршруту: Кронштадт - станция Волосово - Красногвардейск. Расстояние от аэродрома до линии фронта 35 км, до цели 110 км. Внезапности удара не получилось, так как продолжительный полёт истребителей над территорией противника на расстоянии 75 км дал последнему возможность поднять свою истребительную авиацию и приготовить зенитную артиллерию.

В 05:53 при подходе к цели истребители были обстреляны сильным огнём зенитной артиллерии и зенитных автоматов. С высоты 1200 метров ударная группа из 6 И-153, зайдя на цель с юго - запада, с пикирования нанесла бомбовый удар по хорошо замаскированным самолётам на дорожках и в юго - восточной окраине аэродрома. На выходе из пикирования истребители были атакованы 8 Ме-109, которые барражировали в районе аэродрома. Четвёрка Ме-109, находясь на высоте 1700 метров, атаковали прикрывающую группу, которая вслед за ударной группой начала бомбить аэродром, и сковали её боем. Из-за сильного зенитного огня и атак "Мессеров" лётчики прикрывающей группы результатов бомбометания не наблюдали.

Бой продолжался и на отходе. Советские самолёты атаками в лоб и сбоку на пересекающихся курсах выбивали из-под хвостов друг друга атакующие самолёты противника. Соловьёв и Абрамов первыми ответили на удары Ме-109 лобовым огнём. После этого Ме-109 ушли вверх и пикировали на "Чаек", пытаясь атаковать сзади. Наши лётчики вели бой на встречных курсах с оттягиванием противника на восток. Один "Мессер" промахнулся, и Абрамов с Соловьёвым прошили его огнём своих пулемётов. Дымящийся "Мессер" со снижением ушёл в сторону города Пушкина.

31 мая 1942 года пара И-153  ( В. С. Корешков и К. В. Соловьёв )  из 71-го ИАП КБФ вели барражирование над Кронштадтом и первыми сбили в ночном бою Не-111. Факт сбитая подтвержден штабом ПВО КБФ. Так был открыт боевой счёт полка ночью.

3 июня 1942 года в период 00:30 - 01:15 четвёрка И-153 из 71-го ИАП КБФ вылетала на отражение налёта бомбардировщиков на Кронштадт. Капитан К. В. Соловьёв и старший лейтенант А. Г. Батурин имели задачу идти на "хвосте" у Hе-111 до места посадки последнего с целью определения действительного маршрута. Так как маршрут самолёта противника выходил за радиус действия истребителей, наши лётчики сумели довести его только до Копорской губы. Видя, что "Хейнкель" продолжает идти курсом 180 градусов, Соловьёв и Батурин решили его уничтожить. В 01:10 с дистанции 500 - 600 метров на высоте 800 метров РСами и огнём пулемётов сбили его. Горящий Hе-111 упал в районе озера Копенское. Второго Hе-111 они атаковали и сбили в районе маяка Шепелев.

Уже к июлю 1942 года он совершил 427 вылетов, провёл 65 воздушных боёв и одержал 5 побед. Ему присвоили звание капитана и назначили командиром эскадрильи.

Один из его подчинённых как то сказал: "Наш командир воюет без выходных и сверхурочно".

Сказано очень метко. За год боевой работы он совершил 450 боевых вылетов !   А ведь у Соловьёва были дела и на земле. Командовать - это не только вести самолёты в бой. Он и сам, бывало, не раз повторял подчинённым, что победа в воздухе куётся на земле. И всё же старался побольше летать.

Отличным воспитателем лётчиков проявил себя Константин Соловьев. "Больше летать, видеть, наблюдать. Можешь не быть ведущим, но наблюдать, определять лётную обстановку и драться с врагом - обязан. На ведущего надейся, но и сам не плошай. Помни: в бою ошибка - это смерть. То, что положено делать самому, никто за тебя делать не будет". Так он учил и воспитывал подчинённых. Сам Соловьёв в совершенстве овладел своей "Чайкой", умело сочетал маневр и точный огонь. Командир лучшей истребительной эскадрильи, мастер бомбово - штурмового удара - таким знали его на Балтике.

И-153 К.В.Соловьёва.

На самолёте с номером "24" летал комэск капитан К. В. Соловьёв.

И-153 К.В.Соловьёва.

Как дрался он ночью !   Изучив до тонкостей все повадки, тактику врага, он бил точно и побеждал его своим мастерством, выдержкой и русской храбростью. Соловьёв поставил себе за правило расстреливать врагов с предельно близкой дистанции.

Эскадрилья Соловьёва считалась истребительной. Однако она не ограничивалась воздушными боями, она ещё и штурмовала наземные цели.

Отважный лётчик топил баржи и мотоботы противника, громил его войска в Петергофе, уничтожал в Урицке и Сосновой поляне, расстреливал автобусы и автомашины с войсками и грузами, сжигал немецкие казармы.

Эскадрилья, которой командовал Соловьёв, славилась своими штурмовками, безупречно проведёнными воздушными боями. И первым шёл на врага её командир. Однажды он взорвал железнодорожный мост на важнейшей коммуникации немцев. Был и ещё один случай.

На одном из мелких островов фины устроили базу горючего и боеприпасов для своего флота. База была так хорошо замаскирована, что даже опытному лётчику трудно было догадаться о её местонахождении. Но Соловьёв нашёл её. Над этим островом он уже пролетал в своё время. Теперь, заметив в одном месте незначительное изменение рельефа, решил проверить.

Вернувшись на аэродром, приказал подвесить под крылья своего истребителя бомбы. И снова к острову. Подвёл машину к подозрительному месту - и в пике. Сильные взрывы сотрясли воздух.

Обычно точность удара авиации контролируется аэрофотосъёмкой или свидетельством наземных войск. Но в тот раз Соловьёву не пришлось заботиться о подтверждении. В течение 5 часов пламя, бушевавшее на острове, было видно за 120 км...

Из всех 115 штурмовых ударов Константина Владимировича этот, нанесённый 7 мая 1942 года, был самым значительным.

8 июля 1942 года в период 00:40 - 02:30 группа из 3 И-153 и 3 И-16  ( из 71-го ИАП 61-й ИАБР ВВС КБФ )  отражали налёты самолётов - миноносцев в районе северных фортов Кронштадта. Лётчики П. И. Бискуп и К. В. Соловьёв огнём РСов и пулемётов сбили Ju-88. Самолёт упал западнее мыса Инониеми у берега, что подтвердил штаб ПВО Кронштадта. Майор Алексеев прямым попаданием РСа зажёг Ju-88. С самолёта выпрыгнул один парашютист. Ju-88 упал в лес на остров Бьёрке.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года Соловьёв Константин Владимирович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К.В.Соловьев

В конце 1942 года ему было присвоено воинское звание "Майор", а вскоре, 27 декабря 1942 года, Константин Соловьёв погиб.

В тот день, вместе с молодым лётчиком, он выполнял на высоте 100 метров задание: "полёт парой". Лётчики отрабатывали упражнения "перестроение с правого пеленга в левый". Ведомый вместо того, чтобы отстать и, набрав высоту, перейти над самолётом ведущего на нужное место, этого не сделал. Он не отстал и не изменил высоты полёта, а стал сразу выполнять маневр. Это привело к столкновению, и он винтом отрубил хвостовое оперение самолёта ведущего. Косте не хватило высоты, чтобы успеть воспользоваться парашютом.

К тому времени на его счету числилось 427 боевых вылетов, в том числе - 50 полётов на разведку в тыл противника. Проведя 65 воздушных боёв, сбил 5 вражеских самолётов лично и 10 в группе с товарищами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 3 личные и 10 групповых побед лётчика. ]  И всё это было совершено на биплане И-153 "Чайка".

*     *     *

Список всех известных побед майора К. В. Соловьёва:
( Из книги И. И. Цапова, В. Н. Конева, Ю. А. Мясникова - "Гвардейцы Балтики крылатой". )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.09.1941 г.1  Ju-88р-н ПетергофаИ-153
227.03.1942 г.1  FD-XXI  ( в паре - 1 / 2 )вост. острова Гогланд
328.03.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )р-н острова Лавансаари
418.04.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Красногвардейск
531.05.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Кронштадт
603.06.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )р-н озера Копенское
71  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )р-н маяка Шепелев
808.06.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )-
910.06.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )-
1011.06.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )р-н озера Котлин
1108.07.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )зап. мыса Инониеми


Линия

Использована информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой."

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU