Главная | Источники | 

HSU

Сомов Пётр Арсентьевич

П.А.Сомов.

Родился 28 Января 1921 года в посёлке Суры, ныне Залегощенского района Орловской области. Окончил 10 классов средней школы. Работал слесарем. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в 1943 году - курсы командиров звеньев.

С Октября 1943 года Младший лейтенант П. А. Сомов в действующей армии. Сражался в составе 482-го ИАП, летал на Ла-5 и Ла-7.

К Марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 482-го истребительного авиационного полка  ( 322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Старший лейтенант П. А. Сомов совершил 102 боевых вылета, провёл 24 воздушных боя, сбил лично 17 самолётов противника и 1 в паре.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 150 успешных боевых вылетов. Участвуя в 30 воздушных боях, сбил 19 самолётов лично и 3 - в паре.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Был командиром дивизии. С 1965 по 1973 год командовал 22-й Воздушной армией в Карелии. С 1973 года Генерал - майор авиации П. А. Сомов - в запасе. Жил в Петрозаводске. Умер 8 Мая 1979 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

На фронт Пётр Сомов попал только в Октябрея 1943 года. Однако, он быстро вошёл в число лучших лётчиков своего полка, одержав несколько блестящих побед. Вместе с тем, по праву считался одним из лучших разведчиков в дивизии. Ему поручались самые важные и наиболее трудные задания. Обычно в таких случаях лётчикам - разведчикам запрещалось вступать в бой с противником. Но война есть война, иногда приходилось и отступать от общепринятых правил.

В одном из таких вылетов П. А. Сомов повстречался с одиночным истребителем FW-190, на борту которого была изображена карточная дама пик. Обычно на самолётах с подобными рисунками летали немецкие асы. Советские лётчики всегда старались сбивать их в первую очередь.

Но в данном случае выбирать было не из чего. Сомову пришлось вести бой один на один. Долго они маневрировали, стараясь зайти в хвост один другому, израсходовали все боеприпасы - и безрезультатно. Сомов решился уже идти на таран, однако противник, словно отгадав его намерение, всякий раз уходил из - под удара. Так и расстались, запомнив лишь номер самолёта соперника и обменявшись на прощание выразительным кулачным жестом. Словом, оба высказали желание встреиться вновь.

Встреча состоялась через 2 недели. На этот раз "Пиковая дама" шла с ведомым, Сомов - тоже. Будто сговорившись, ведущий вступил в бой с ведущим, а ведомый с ведомым. После серии энергичных маневров Сомову удалось на какое - то мгновение оказаться в выгодном положении и с короткой дистанции открыть огонь. "Фоккер" задымился и начал уходить. В это время Сомову приказали по радио немедленно перехватить группу вражеских бомбардировщиков, прорвавшихся в соседнем районе. Пришлось оставить "Даму пик" недобитой.

А под вечер в штаб полка привели выпрыгнувшего с парашютом немецкого Майора. Он оказался лётчиком с подожжёного Сомовым "Фоккера". При допросе выяснилось, что летает он 20 с лишним лет, сбил несколько десятков самолётов, награждён многими высшими наградами Германии. И когда он увидел 22-летнего Петра Сомова, то даже позеленел от злости: не хотелось верить, что его сбил такой "молокосос".

П.А.Сомов

В Феврале 1945 года член партийного бюро 482-го истребительного авиаполка штурман эскадрильи П. А. Сомов, вместе с однополчанами, надёжно прикрывал переправу через реку Бобер. В один из дней, на подступах к реке звено возглавляемое командиром полка Майором Г. В. Диденко, вступило в неравный бой с 16 FW-190. Старший лейтенант Пётр Сомов самоотверженно защищал и оберегал в бою командира полка. Он сбил "Фоккера" как раз в тот критический момент, когда вражеский лётчик ринулся в атаку на ведущего группы. Старший лейтенант П. А. Сомов, ставший надёжным щитом командира, помог Майору Г. В. Диденко эффективно завершить атаки и сбить 2 неприятельских самолёта. Рассеяв и частично истребив первую вражескую группу, четвёрка отважных затем вступила в поединок с 12 FW-190 и также обратила их в бегство !

За время Висло - Одерской и Нижне - Силезской операции Старший лейтенант Пётр Арсентьевич Сомов совершил в сложных метеорологических условиях более 30 вылетов и сбил 10 вражеских самолётов.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны Пётр Сомов совершил около 150 успешных боевых вылетов, участвуя в 30 воздушных боях, довёл число своих побед до 22  ( 19 самолётов сбил лично и 3 - в составе группы ).

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта П. А. Сомова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
107.02.1944 г.1  Ju-87сев. оз. ДобринаЛа-5, Ла-7.
201.08.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Кальвария
302.08.1944 г.1  FW-190вост. Вирбалис
405.08.1944 г.1  Ju-87зап. Потомнишки
51  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )Шикшнево
609.08.1944 г.1  Ju-87юж. Вилкавишкис
71  Ju-87Шукли
826.08.1944 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )Прусгиррен
912.01.1945 г.1  FW-189Обище
1019.01.1945 г.1  Ju-87сев. Карковице
1110.02.1945 г.1  Ju-87вост. Райнсфельде
121  Ju-87Гладисгорпе
131  FW-190Ругенау
1414.02.1945 г.1  FW-189юж. Заган
1517.02.1945 г.1  FW-190ст. Мерцвизе
1620.02.1945 г.1  FW-190аэр. Коттбус
171  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )Беркелау
181  FW-190Губен
1920.03.1945 г.1  FW-190Коло
2017.04.1945 г.1  FW-190Маттендорф
2124.04.1945 г.1  FW-190зап. Новавес
2208.05.1945 г.1  FW-190Либоно

      Всего сбитых самолётов - 19 + 3;  боевых вылетов - более 130.

*     *     *

Бои пары против 10 FW-190.

П.А.Сомов

После успешного наступления на Сандомирском плацдарме войска 1-го Украинского фронта за несколько дней были у границ Юго - Восточной Германии и в конце Января 1945 года вторглись на территорию врага.

Немцы отчаянно сопротивлялись в надежде задержать наши войска от проникновения в глубь Германии. Особенно большую активность проявляла в это время их авиация. Штурмовку наших передовых наземных частей немцы производили не только бомбардировщиками Ju-87, но и истребителями FW-190 и Ме-109.

Мы должны были не допускать немецкую авиацию штурмовать наши наземные войска, успешно уничтожавшие врага в его собственной берлоге, и нести разведку коммуникаций противника на глубину до 100 км.

10 Февраля 1945 года утром после удачного выполнения задания я получил от командира полка Майора Г. В. Диденко новое задание - разведать движение противника по дороге Иобен - Шпроттау и аэродром Заган.

Выполнять задание я вылетел в паре с ведомым лейтенантом Назаренко.

Взлетели. Делая круг над своим аэродромом, я услышал приказ командира корпуса Генерал - майора В. М. Забалуева, находившегося в это время на передовом КП: "Синички !  ( Это был позывной истребителей .) Все, кто в воздухе, немедленно в квадрат 21, там "Фоккеры" штурмуют наши войска".

Я немедленно направился в указанный район, по пути связавшись по радио с КП. Несмотря на напряжённое внимание, я не смог обнаружить противника вследствие дымки и облачности 6 - 7 баллов на высоте 700 - 800 метров. При пролёте командной радиостанции меня предупредили: "Сомов !   Группа "Фоккеров" у тебя слева, атакуй немедленно". И действительно, слева впереди я заметил группу из 10 FW-190. Не выпуская их из виду, я развернулся правым боевым разворотом и зашёл за облачность, что мне дало возможность внезапного сближения с ними.

За облачностью я пошёл с набором высоты на сближение с группой FW-190, следя за ней через просветы. Подойдя вплотную, я обнаружил, что FW-190 были на 100 - 150 метров ниже облачности. Оценив обстановку, я скомандовал: "Атакуем в просвет". Ввёл самолёт в пикирование, сверху пошёл в атаку.

Наша атака оказалась для немцев неожиданной, "Фоккеры" пришли в замешательство и раскололись попарно. Однако в первой атаке мне не удалось сбить ни одного FW-190. Используя запас скорости, приобретённый в момент пикирования, я боевым разворотом вышел из первой атаки.

Обнаружив, что только пара FW-190 пыталась атаковать нас снизу, я с целью сохранения за собой инициативы в бою повторил атаку, построив маневр своей пары петлёй. Вскоре немцы стали уходить от нас в глубь своей территории. В это время я услышал с земли: "Сомов !   Атакуйте заднюю пару !"

Действительно, ниже себя я увидел пару FW-190, пытавшуюся перейти на бреющий полёт. Мы атаковали её сверху под ракурсом 0/4. Я после 3-х длинных очередей зажёг ведущего. Затем огонь перенёс на ведомого, но из-за большой скорости проскочил мимо. Ведомый лейтенант Назаренко двумя длинными очередями сбил его. Окончив воздушный бой, я запросил радиостанцию разрешить продолжать задание. Поздравив меня и моего ведомого с успехом, нам это разрешили. Произведя разведку, мы благополучно возвратились на свой аэродром.

К Р А Т К И Е     В Ы В О Д Ы.

1. Отлично работающая радиосвязь позволила немедленно перенацелить нас на выполнение другой задачи.

2. Находясь ниже противника в момент его обнаружения и не имея преимущества в скорости, я не пошёл в лобовую атаку; сначала занял наивыгоднейшее положение, потом внезапно атаковал.

3. Внезапно атака заставила немецких штурмовиков беспорядочно сбросить бомбы, частью на свои войска, и прекратить штурмовку.

4. Потеряв 2 самолёта, немцы покинули поле боя. Вертикальный маневр, рассчитанный на сохранение преимущества в высоте, принёс нам победу над численно превосходящим противником.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )


Возврат

Н а з а д