Главная | Источники | 

Другие лётчики - интернационалисты

Яшин Семён Кузьмич

Яшин С.К.

Родился в 1916 году в Мещовском районе Смоленской области. Окончил 7 классов. Переехав жить в Киев, окончил школу ФЗУ, работал токарем на заводе "Точэлектроприбор". С 1934 года в Красной Армии, в 1936 году окончил 8-ю Одесскую военную школу пилотов.

В звании Лейтенанта служил в качестве младшего лётчика в 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа.

С 26 Марта 1938 года был в Испании пилотом И-16.

13  ( по другим данным 12 )  Мая 1938 года был сбит в воздушном бою франкистскими истребителями Fiat-32 над аэродромом Виллар - дель - Арзобиспо в районе Теруэля и погиб.

Посмертно награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 ).



А.В.Лоскутов.

Лоскутов Алексей Васильевич

Родился в 1908 году в Тифлисе  ( ныне Тбилиси )  в Грузии. В Красной Армии с 1932 года. В звании Лейтенанта служил младшим лётчиком 12-й истребительной авиационной эскадрильи 111-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.

С 20 Августа 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом истребителя И-15.

5 Января 1938 года  ( по другим данным 10 Декабря 1937 года )  в воздушном бою в районе Теруэля его самолёт был внезапно атакован из-за облаков и сбит лётчиком Mе-109. 2 Марта 1938 года посмертно награждён орденом Красного Знамени.



Якушин Василий Фёдорович

Якушин В.Ф.

Родился в 1907 году в селе Войново Новосильского района Орловской области в семье ткача. Работал ткацким подмастерьем. Окончил ФЗУ. Учился в текстильном институте, но в 1928 году был призван в Красную Армию. Служил сначала в пехоте, затем перешёл в авиацию.

В звании Капитана командовал 2-й ИАЭ 56-й ИАБ Киевского военного округа.

С 10 июня 1938 года был в Испании командиром эскадрильи И-16. Совершил 4 боевых вылета, участвовал в 2 воздушных боях. 20 Июля 1938 года был подбит в воздушном бою в районе Алькубласа немецким истребителем Mе-109. При вынужденной посадке в районе Сагунто в 40 километрах от своего аэродрома, врезался в стену и погиб. Похоронен в деревне около Сагунто.

Посмертно награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 ).



Сироченко А.К.

Сироченко Александр Константинович

Родился в 1914 году в Николаеве. Учился в школе ФЗУ и работал токарем на Николаевском судостроительном заводе. Служил в Красной Армии с 1934 года. Окончил Одесскую школу пилотов.

В звании Kейтенанта командовал звеном в 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа.

С 26 Марта 1938 года был в Испании пилотом И-16. 13 Июня 1938 года сбит в районе Вильяфамеса немецкими истребителями Mе-109, вместе с самолётом упал на вражескую территорию и погиб. По другим данным он был сбит зенитным огнём в районе Касте-льоне-де-ла-Плана, вместе с самолётом упал в море и погиб.

Посмертно награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 ).



Шугуров И.Г.

Шугуров Илья Григорьевич

Родился в 1905 году на станции Чернышковской Обливского района Азово - Черноморского края  ( ныне Ростовской области )  в семье крестьянина. Окончил рабфак. С 1927 года служил в Красной Армии, сначала в пехоте, затем перешёл в авиацию.

В звании Капитана командовал 4-й ИАЭ 56-й ИАБ Киевского военного округа.

С 10 июня 1938 года был в Испании командиром эскадрильи И-16. Совершил 6 боевых вылетов, участвовал в 2 воздушных боях. Вечером 19 Июля 1938 года был смертельно ранен в бою c Mе-109 в районе Эль-Торо и разбился в горах Леванта. Похоронен у населённого пункта Утьель.

Посмертно награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 ).



Шаулов И.Г.

Шаулов Иван Галактионович

Родился в 1911 году в Одессе. Рано оставшись сиротой, воспитывался в Одесском детском доме. В Красной Армии с 1933 года, когда стал курсантом Сталинградской военной школы летчиков. После её окончания в 1935 году, служил в авиации. В звании Лейтенанта командовал звеном в 56-й ИАБ Киевского военного округа.

С 10 Июня 1938 года был в Испании пилотом И-16. Совершил 13 боевых вылетов, участвовал в 6 воздушных боях. 6 Сентября 1938 года в воздушном бою в районе реки Эбро был подбит  ( вероятно, стрелком бомбардировщика Не-111 ). Пытался долететь до аэродрома, но над Гандесой самолёт взорвался и сгорел в воздухе. Останки лётчика обнаружить не удалось.



Трошкин В.С.

Трошкин Виктор Сергеевич

Родился в 1911 году в Москве. Окончил 1-й городской радиотехникум, работал на Центральном телеграфе. В Красной Армии с 1933 года. Окончил Ейскую военную школу морских лётчиков. Сначала служил в Северо - Кавказском военном округе, а затем перешёл в морскую авиацию. В звании Лейтенанта в служил старшим лётчиком в 3-й ИАЭ ВВС Балтийского флота.

С 14 Декабря 1937 года был в Испании пилотом И-16. Около 11:30 утра 21 Февраля 1938 года в составе 12 республиканских истребителей сражался против 40 фашистских самолётов в районе Теруэля. Из боя не вернулся и, лишь через 3 дня поисков был найден погибшим в горах. Похоронен в селе Барракас, у дороги из Теруэля в Сагунто.

14 Ноября 1938 года посмертно награждён орденом Красной Звезды.



Зюзин Виктор Васильевич

Зюзин В.В.

Родился в 1907 году в посёлке  ( ныне город )  Дубовка Царицынской волости  ( ныне Волгоградской области ), в семье сапожника. Окончил 3 класса церковноприходской школы. В Красной Армии с 1929 года. Окончил военную авиационную школу лётчиков.

В звании Лейтенанта командовал звеном в 56-й ИАБ Киевского военного округа.

С 10 Июня 1938 года был в Испании пилотом И-16. Совершил 47 боевых вылетов, участвовал в 21 воздушном бою.

Около 2 часов дня 23 Сентября 1938 года в составе группы участвовал в большом воздушном бою в районе реки Эбро. Из боя не вернулся, предположительно, был сбит итальянскими истребителями "Фиат-32". Место падения самолёта и останки лётчика не найдены.



Зюзин В.В.

Старков Василий Васильевич

Родился в 1908 году в Омутнинске Вятской губернии ( ныне области ) в семье рабочего - металлурга. Учился в Московском промышленно - экономическом институте, но с 3-го курса был в 1931 году призван в Красную Армию. Окончил военную школу лётчиков. За выдающиеся успехи по овладению боевой авиационной техники был награждён орденом "Знак Почёта" ( 25.05.1936 ).

В звании Старшего лейтенанта командовал звеном в 8-й Одесской школе пилотов Киевского военного округа.

С 10 Июня 1938 года был в Испании пилотом И-16. Совершил 51 боевой вылет, участвовал в 34 воздушных боях.

В первой половине дня 27 Сентября 1938 года группа И-16, в составе которой находился Старков, готовилась атаковать самолёты противника в районе Корберы на Эбро. Неожиданно, во время маневра, с ним случайно столкнулся истребитель старшины П. Г. Глушкова. Потеряв управление, И-16 Старкова рухнул в горы и лётчик погиб. Это была последняя потеря советских лётчиков - истребителей в Испании.

Посмертно был награждён орденом Красного Знамени ( 22.02.1939 ).



Арады Б.И.

Арады Белла Игнатьевич

Родился 14 Июня 1905 года в селе Косино в Закарпатье. Венгр. Племянник известного писателя Матэ Залка. В 1925 году эмигрировал в Советский Союз и принял советское гражданство. Работал слесарем на заводе в Москве. С 1930 года в Красной Армии. После окончания службы поступил в Оренбургскую военную школу летчиков и окончил её.

В звании Старшего лейтенанта служил лётчиком - инструктором 70-го ОИАО бригады Военно - Воздушной академии им. Жуковского.

С 14 Ноября 1937 года по 25 Апреля 1938 года был в Испании пилотом биплана И-15. Совершил 40 боевых вылетов, участвовал в 11 воздушных боях.

12 Марта 1938 года в воздушном бою с истребителями Фиат-32 в районе Альканьиса был сбит, предположительно, франкистским асом Мигелем Гуэрреро Гарсия. Спасся на парашюте, но получил сильные ожоги. После лечения в госпитале был отправлен в Советский Союз. Награждён орденом Красного Знамени  ( 14.11.1938 ).

В дальнейшем получил звание Капитана, стал лётчиком - испытателем и военным представителем завода № 1 Главного управления авиационного снабжения. Во время одного из испытательных полётов его самолёт И-153 загорелся в воздухе, но он сумел приземлиться на аэродром и потушить пожар. Предположительно, был награждён орденом "Знак Почёта".

Погиб 9 Апреля 1940 года в районе станции Хлебниково во время испытательного полёта на истребителе И-153.



Какутич И.И.

Какутич Иван Иосифович

Родился в 1914 году. В Красной Армии с 1935 года.

В звании Лейтенанта командовал звеном в 4-й ИАЭ 56-й ИАБ Киевского военного округа.

С 10 Июня по 15 Сентября 1938 года был в Испании пилотом И-16. Совершил 8 боевых вылетов, участвовал в 2 воздушных боях.

20 Августа 1938 года в воздушном бою в районе Эбро был подбит зенитным снарядом, и при вынужденной посадке на песчаную косу у берега моря получил травмы. Из госпиталя был сразу отправлен на родину.

22.02.1939 года награждён орденом Красного Знамени.

В 1939 году получил звание Капитана и стал командиром эскадрильи 23-го ИАП.

Участвовал в Советско - Финляндской войне со 2 Марта 1940 года. 10 Марта 1940 года при вылете на боевое задание погиб в авиакатастрофе. По другим данным, погиб 12 Марта 1940 года в воздушном бою с финскими истребителями. Похоронен на месте гибели в районе Карельского перешейка Ленинградской области.



Головнёв П.Ф.

Головнёв Павел Фёдорович

Родился в 1912 году. В Красной Армии с 1933 года.

В звании Лейтенанта был младшим лётчиком 121-й ИАЭ 95-й ИАБ Закавказского военного округа.

С 14 Января по 5 Августа 1937 года был в Испании пилотом И-15.

14 Апреля 1937 года был легко ранен в аварии при неудачной посадке самолета.

Награждён орденом Красного Знамени  ( 17.07.1937 ), медалью "За отвагу"  ( 14.11.1938 ).

В 1940 году проходил службу в Одесском военном округе в составе 67-го ИАП, был заместителем командира эскадрильи. Летал на И-16.



Архипов Г.И.

Архипов Гавриил Ильич

Родился в 1908 году.

В звании Kейтенанта служил младшим лётчиком в 40-й ИАЭ 83-й ИАБ Белорусского военного округа.

С 31 Мая по 18 Октября 1937 года был в Испании пилотом И-16.

После возвращения в Советский Союз ему присвоили звание Старшего лейтенанта.

Участвовал в Советско - Финляндской войне и был награждён орденом Красного Знамени  ( 7.04.1940 ).



Богуславчик  ( Богуславский )  Леонид Дмитриевич

Богуславчик Л.Д.

Родился в 1914 году в Одессе в семье железнодорожника. В Красной Армии с 1934 года. Окончил Одесскую и Сталинградскую военные авиационные школы лётчиков.

В звании Лейтенанта служил лётчиком 4-й ИАЭ и начальником связи отряда 56-й ИАБ Киевского военного округа.

С 10 Июня по 29 Сентября 1938 года был в Испании пилотом И-16. Совершил 15 боевых вылетов, участвовал в 17 воздушных боях.

21  ( по другим данным 22 )  Сентября 1938 года не вернулся из воздушного боя с истребителями "Фиат-32" в районе Аско на Эбро. Место падения самолёта и лётчик не найдены.

Посмертно награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 ).



Воропаев Дмитрий Николаевич

Воропаев Д.Н.

Родился в 1914 году в Курской губернии  ( ныне области )  в семье крестьянина. Окончил школу в Донбассе, работал аппаратчиком в Кадиевке. В Красной Армии с 1934 года, окончил Луганскую военную авиационную школу пилотов в 1936 году.

В звании Лейтенанта командовал звеном 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа.

С 26 Марта 1938 года по 15 Февраля 1939 года был в Испании пилотом И-16. В боевых вылетах принять участие не успел.

14 Апреля 1938 года при посадке на аэродром Кастельяр  ( по другим данным Сабадель )  в сложных погодных условиях, колесо его истребителя попало в воронку, залитую дождем. Самолёт скапотировал, и лётчик получил тяжёлую травму - разрыв спинного мозга. 10 месяцев парализованный лётчик лечился в Испании, затем во Франции и Советском Союзе.

После последней, 7-й по счету, операции умер в московском госпитале 11 Мая 1940 года, и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

22 Февраля 1939 года награждён орденом Красной Звезды.



Андреев Василий Дмитриевич

Андреев В.Д.

Родился в 1909 году в семье батрака. В Красной Армии с 1933 года. В звании Лейтенанта служил младшим летчиком 72-й ИАЭ 65-й ИАБ Киевского военного округа.

С 28 Апреля по 5 Августа 1938 года был в Испании пилотом И-16. Совершил около 40 боевых вылетов, участвовал в 8 воздушных боях. Награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 ), получил звание Капитана.

За участие в Советско - Финляндской войне награждён орденом Ленина  ( 1940 ).

Участвовал в Великой Отечественной войне. С Сентября 1941 года был командиром эскадрильи 526-го ИАП  ( в Декабре 1941 года преобразован во 2-й Гвардейский ИАП ). Воевал на Северо - Западном фронте. Летал на МиГ-3, ЛаГГ-3. В боях лично сбил 1 Ju-88 и 2 Ме-109.

Погиб 12 Декабря 1941 года в районе Малой Вишеры Новгородской области в бою с Ме-109. Предположительно, был сбит обер-лейтенантом Генрихом Крафтом из JG 51 "Мёльдерс".

Похоронен на месте гибели в районе Малой Вишеры Новгородской области. Посмертно был награждён орденом Ленина  ( 27.12.1941 ).



Сорокин Леонтий Иванович

Л.И.Сорокин

Родился в 1911 году в деревне Филино. С 1931 года в рядах Красной Армии.

В звании Лейтенанта служил командирос звена 2-й истребительной авиационной эскадрильи Киевского военного округа, имел большой опыт ночных полётов.

Участник боёв в Испании с 3 Января по 27 Августа 1937 года. Был пилотом И-16. Имел псевдоним "Леон". Награждён орденами Ленина ( 14.11.1938 )  и Красного Знамени  ( 17.07.1937 ).

Предположительно, весной 1938 года в звании Капитана был назначен командиром 5-й авиационной эскадрильи вновь сформированного 16-го ИАП. В 1940 году в звании Майора был командиром эскадрильи 55-го ИАП, служил в Одесском военном округе.

С 22 Июня 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне, сражался на Южном фронте. В звании Подполковника был инспектором по технике пилотирования 20-й ИАД.

"Группа Подполковника Л. И. Сорокина в составе 9 самолётов выполняла боевое задание по разгрому мотомехчастей противника. В это время она была атакована 15 фашистскими истребителями. В коротком бою фашисты потеряли 6 самолётов и трусливо бежали..."

( Из книги - "Лето 1941, Украина". )

12 Июня 1942 года погиб в районе станции Ветки Ростовской области.



Агальцов Филипп Александрович

Агальцов Ф.А.

Советский военачальник, родился 20 Января 1900 года. Герой Советского Союза ( 1978 год ), Маршал авиации ( 1962 год ). Участник Гражданской войны. В авиации с 1932 года. Участник войны в Испании под именем "товарищ Мартын", был комиссаром ВВС. Вспоминает Ф. З. Химочко:

"Особенно большую политическую работу вёл на Арагонском и Восточном фронтах комиссар Ф. А. Агальцов. Не зная отдыха, переезжал он с аэродрома на аэродром, правдивым словом и личным примером мужества поддерживал настроение людей, принимал участие в разработке воздушных операций. Впоследствии Ф. А. Агальцов, как и многие другие политработники, стал отличным лётчиком".

Во время Великой Отечественной войны командовал бомбардировочным авиаполком, 8-й Гвардейской штурмовой авиадивизией, 1-м Польским смешанным авиакорпусом. В 1949 - 1962 годах - заместитель Главкома ВВС. В 1962 - 1969 годах командовал Дальней авиацией.

С 1969 года в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Маршал авиации. Умер 29.06.1980 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.



Божко Петрович "Божидар"

Б. Петрович.

Родился в 1911 году. Серб. Окончил правовой факультет Белградского университета. В Сентябре 1936 года окончил Лётное училище Югославских Королевских ВВС в городе Нови Сад.

С 25 Декабря 1936 года по 12 Июля 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании под псевдонимом "Фернандес Гарсия". Летал на лёгком бомбардировщике Бреге XIX. 14 Февраля 1937 года был подбит огнём зенитной артиллерии противника, но сумел посадить повреждённый самолёт. Совершил несколько вылетов на СБ.

С конца Июня 1937 года летал на И-15. В это время 1-я эскадрилья базировалась на аэродроме Эль - Кото в 26 км к северо - востоку от Мадрида между городами Алькала де Хенарес и Гуадалаяра. Часть действовала на многих фронтах, в основном осуществляя защиту испанской столицы. Командиром части был Майор И. Ерёменко, в то время как ведомым Петровича был другой советский доброволец Л. Рыбкин.

С 1 по 12 Июля 1937 года Петрович совершил около 30 боевых вылетов на И-15 с номером "13". За этой время он сбил 3 истребителя Fiat CR-32, один Heinkel Hе-51. 8 Июля 1937 года произошёл примечательный случай, когда Петрович сбил немецкий истребитель Ме-109B  ( один из первых случаев потери этих машин ). Несколькими днями позже около Мадрида он уничтожил бомбардировщик Hе-111B.

И-15 Божко Петровича.

Петрович очень быстро становился знаменитым. Его портрет появился на стенах центра вербовки добровольцев в Париже, призывающем помочь Испанской Республике. Чтобы уберечь популярного пилота руководство решило отправить его в СССР, так как в Югославии он был объявлен вне закона. 12 Июля 1937 года Петрович успел одержать свою последнюю победу - сбил ещё один Fiat CR-32.

18 Июля 1937 года погиб в воздушном бою, в возрасте 26 лет. Существует 2 версии обстоятельств его смерти. Советские источники утверждают, что он был сбит во время боя с 2 вражескими истребителями. В то время как другие источники говорят, что он воевал против одиночного истребителя Fiat CR-32, преследовал вражеский истребитель пока тот не разбился в пикировании при попытке уйти, однако и сам Петрович не смог выйти из пике и тоже разбился.

Местонахождение его могилы так же неизвестно. Вероятно он похоронен в братской могиле в Брунете.



Соколов Александр Дмитриевич

Соколов А.Д.

Родился в 1907 году. В звании Лейтенанта командовал звеном в 107-й ИАЭ 83-й ИАБ Белорусского военного округа.

С Ноября 1936 года по 27 Марта 1937 года был в Испании пилотом И-16. Награждён орденом Красного Знамени  ( 2.01.1937 ).

После возвращения из Испании получил звание Капитана и был назначен на должность командира отряда 1-й ИАЭ.

Участник Великой Отечественной войны с 22 Июня 1941 года. В звании Майора был сначала заместителем, а потом с осени 1941 года и командиром 590-го ИАП  ( позже стал 590-м ШАП, а в Феврале 1943 преобразован в 43-й Гвардейский ШАП ).

Летал на И-16, И-153, ЛаГГ-3, Ил-2. Участвовал в боях за Ростов на Южном фронте в 1941 году.

Весной 1943 года окончил краткосрочные командные курсы в Москве, получил звание Подполковника. Участвовал в освобождении Белоруссии. За боевые заслуги был награждён несколькими орденами и медалями.

После увольнения в запас работал в Гражданской авиации. По состоянию на 1969 год проживал в Москве.



Максименков Симон Лаврович

С.Л.Максименков

Родился в 1915 году в деревне Семихино Кардымовского района Смоленской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в селе Рябцево, школу ФЗУ. Работал на заводе "Машиностроитель" в Смоленске. Учился в Смоленском аэроклубе. С 1937 года в рядах Красной Армии. Окончил военное авиационное училище.

В звании старшины служил лётчиком во 2-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

С 10 Июня по 4 Октября 1938 года сражался в Испании. Свой первый боевой вылет совершил 13 Августа, в составе 2-й эскадрильи И-16.

23 Августа 1938 года при преследовании итальянского истребителя "Фиат-32" в районе Эбро он попал в зону обстрела республиканской зенитной артиллерии и был сбит, но спасся на парашюте. При приземлении получил травмы   ( ушиб лёгких и растяжение позвоночника )  из-за которых в боях больше не участвовал и 4 Октября был отправлен на родину.

Всего произвёл 15 боевых вылетов и участвовал в 5 воздушных боях  ( по другим источникам - 25 боевых вылетов и 7 боёв ).

Награжден орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 ).

Участник Великой Отечественной войны. В звании Капитана был командиром эскадрильи 10-го ИАП. Летая на И-16 и ЛаГГ-3, сражался на Калининском, Волховском и Северо - Западном фронте. Награждён вторым орденом Красного Знамени   ( 1942 ).

5 Июня 1942 года  ( по другим данным в 1944 году )  при блокировке вражеского аэродрома был сбит в воздушном бою с Mе-109. Выпрыгнул с парашютом, но из-за малой высоты купол не успел раскрыться...

Похоронен на кладбище лётчиков в Малой Вишере Новгородской области.



Д.П.Галунов.

Галунов Дмитрий Павлович

Лётчик - истребитель. Родился в 1904 году. В Красной Армии с 1926 года.

Участник боёв в Испании с Октября 1936 года по Сентябрь 1937 года. Был заместителем командира и начальник штаба группы штурмовиков Р-5 ( "ССС" ).

В начале Великой Отечественной войны командовал 21-й смешанной авиационной дивизией. Уже в первые дни войны прогремела слава о лётчиках этой дивизии, которые сражались на самом южном участке советско - германского фронта. Под умелым руководством Полковника Д. П. Галунова они 22 Июня 1941 года сбили в воздушных боях 20 фашистских самолётов, потеряв своих только 6. При этом, лётчики 67-го ИАП сбили 13 самолётов.

Затем командовал 174-й истребительной авиационной дивизией. С 18 Мая 1943 годв - командир 8-й ГвИАД  ( 217-я ИАД ). 5 Июля 1943 года назначен командующим 5-м истребительным авиационным корпусом.

До светлого Дня Победы Полковник, а затем Генерал Д. П. Галунов шёл трудными дорогами войны. Он был участником и организатором крупнейших воздушных сражений под Белгородом, Киевом и Львовом. Под его командованием 8-я Гвардейская истребительная авиадивизия, а затем 5-й истребительный авиакорпус сдержали ряд выдающихся побед над вражеской авиацией. Лётчики этих авиационных соединений неоднократно отмечались благодарностями в приказах Верховного Главнокомандующего Красной Армией.

После войны, до 1961 года, продолжал служить на командных должностях в ВВС.

Затем Генерал - лейтенант авиации запаса Д. П. Галунов был начальником Киевского аэропорта. В 1964 году этот аэропорт занял 1-е место среди всех аэродромов Украины и был отмечен Министром Гражданской авиации как один из лучших в СССР. В прошлом боевой Генерал Д. П. Галунов награждён в мирные дни значком "Отличник ГВФ".



Венгерский Григорий Сергеевич

Венгерский Г.С.

Родился в 1914 году в селе Бурминка Новодеревского района Москвской области в семье кузнеца. Окончил рабфак при Московском авиационном институте. Работал проходчиком на строительстве московского метрополитена и был награждён Почетным знаком Моссовета. Учился в аэроклубе "Метрострой" в Малых Вязёмах под Москвой.

В Красной Армии с 1936 года. Окончил авиационную школу лётчиков.

В звании Лейтенанта командовал звеном 4-й ИАЭ 56-й ИАБ Киевского военного округа. С 10 Июня по 18 Июля 1938 года был в Испании командиром звена И-16. Совершил 13 боевых вылетов, участвовал в 3 воздушных боях.

18 Июля 1938 года не вернулся из воздушного боя с истребителями Фиат-32 и Me-109 в районе Сагунто - Валенсия. Поиски Григория Венгерского оказались безрезультатными. Очевидно, он разбился в горах.



Взоров Владимир Николаевич

В.Н.Взоров

Родился в 1912 году в городе Суздаль Владимирской области. В 1933 по комсомольской путёвке поступает в авиационную школу. С Мая 1935 года по Июнь 1936 года - командир экипажа 41-й авиационной истребительной эскадрильи Западного особого округа.

С Июня по Ноябрь 1936 года - участник испанских событий. Был тяжело ранен, почти год находился на излечении в госпитале и демобилизован из РККА по состоянию здоровья.  [ По другим источникам - был авиационным техником, в Испании никогда не был. ]

Осенью 1941 добровольцем вступает в Народное ополчение, получил тяжёлую контузию, затем после излечения пройдя переподготовку, воевал сапёром в звании Старшего техника - лейтенанта в составе 2-го Белорусского фронта дошёл до Штеттина  ( Германия ). За участие в боевых действиях в Великую Отечественную войну награждён орденом "Красная Звезда", многими медалями.

После войны работал в должностях от инженера - конструктора, до начальника отдела на одом из оборонных предприятий. Внёс большой вклад в создание и внедрение образцов новой оборонной техники, удостоен Государственной премии, награждён орденом "Знак Почёта". Умер в 2002 году.



Воробьёв Василий Фёдорович

Воробьёв В.Ф.

Родился в 1915 году в деревне Воробжа Суджанского района Курской области в семье крестьянина. Учился сначала в Воронежском лесотехническом институте, но затем, в 1935 году был призван в Красную Армию и, прервав обучение, поступил в Воронежскую военную школу лётчиков.

В звании старшины служил летчиком в 56-й ИАБ Киевского военного округа.

С 10 Июня 1938 года был в Испании пилотом И-16. Совершил 12 боевых вылетов, участвовал в 7 воздушных боях.

Около 11 часов утра 19  ( по другим данным 21 )  Августа 1938 года в составе группы участвовал в воздушном бою с немецкими истребителями Me-109 над рекой Эбро и получил попадание в бензобак. Самолёт взорвался в воздухе и лётчик погиб.

22 Февраля 1939 года посмертно награждён орденом Красного Знамени.



Баранчук Константин Гаврилович

Баранчук К.Г.

Родился 8 Марта 1907 года в Одессе в семье рабочего. Трудиться стал с 10-летнего возраста. Работал на стеклозаводе в Одессе, батраком в селе Ильинка, учеником в слесарно - кузнечных мастерских РККФ в Одессе, кочегаром и машинистом в отряде траления Гидрографического Управления Черного моря. В 1927 году окончил в Николаеве школу судовых машинистов 1-го класса. Работал машинистом и корабельным механиком в Николаевском военном порту, на торговом судне "Сарыч", слесарем на заводе им. Марти в Одессе. Окончил Одесский Морской техникум в 1932 году.

С 30 Мая 1932 года в Красной Армии. В Декабре 1933 года окончил Харьковскую военную школу лётчиков, а в Декабре 1933 года - курсы командиров звеньев при Военной школе пилотов в Севастополе.

В звании Лейтенанта служил командиром звена в 118-й ИАЭ 92-й ИАБ Московского округа.

С Октября 1936 года по 26 Июня 1937 года был в Испании командиром отряда и эскадрильи истребителей И-15. Награждён двумя орденами Красного Знамени   ( 2.01.1937 и 4.07.1937 ), и медалью "XX лет РККА"  ( 23.02.1938 ).

После возвращения из Испании, в Июне 1937 года был назначен командиром 117-й ИАЭ, которой командовал до Июля 1938 года, затем до Февраля 1939 года был командиром 40-го ИАП.

2 Ноября 1938 года получил звание Майора. Участвовал в боях в районе озера Хасан. С Февраля 1939 года по Август 1940 года командовал 63-й ИАБ.

23 Августа 1939 года ему было присвоено звание Полковника. С Августа 1940 года был командиром 34-й САД, а в Мюне 1941 года был назначен на должность командующего ВВС 16-й армии.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 13 Июля 1941 года на Западном фронте. С Мая 1942 года по конец войны был командиром 203-й ИАД   ( в Феврале 1944 года преобразована в 12-ю ГвИАД). Воевал на Западном, Степном, Воронежском, 1-м и 2-м Украинском фронте, участвовал в Ржевской и Козельской операции, в Курской битве, в боях за освобождение Киева, в сражении под Корсунь - Шевченковским, в освобождении Польши, в боях за Германию и Чехословакию. Летал на Як-1. 17 Марта 1943 года ему было присвоено звание Генерал - майора авиации.

Дивизия под его командованием добилась значительных боевых успехов и, по количеству Героев Советского Союза  ( 25 лётчиков, в том числе один из них - дважды )  занимала почётное 3-е место в советских ВВС.

За участие в Великой Отечественной войне награждён орденами Ленина  ( 29.05.1945 ), Красного Знамени  ( 23.08.1943 ), Отечественной воины 1-й степени  ( 19.08.1943 ), Суворова 2-й степени  ( 6.04.1945 ), Краевой Звезды  ( 30.01.1943 ), медалями "За оборону Москвы"  ( 1.05.1944 ), "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ), "За взятие Берлина"  ( 9.06.1945 ), "За освобождение Праги"  ( 9.06.1945 ).

Он был также награждён чехословацким орденом "Военный крест 1939 года"   ( 25.06.1946 ), польскими медалями "За Одер, Ниссу, Балтику"  ( 26.10.1945 ), "За победу и свободу"  ( 26.10.1945 ).

После окончания войны продолжал служить в авиации. Имел общий налёт в воздухе 1976 часов. В Мае 1947 года в результате несчастного случая на охоте был ранен и, после этого уже не летал. За безупречную службу был награждён орденами Красного Знамени  ( 30.04.1954 ), Красной Звезды  ( 6.11.1947 ), медалью "30 лет Советской Армии и Флота"  ( 22.02.1948 ).

19 Июля 1955 года в звании Генерал - майора авиации уволился в запас. Проживал в Одессе  ( Украина ). Умер 29 Сентября 1971 года и был похоронен на 2-м Христианском кладбище.



Климов Л.А.

Климов Леонтий Александрович

Родился в 1908 году в селе Тешнярь Городищенского района Пензенской области. С 1930 года в рядах Красной Армии.

В звании Старшего лейтенанта командовал звеном в 107-й ИАЭ 83-й ИАБ Белорусского военного округа.

С 26 Марта 1938 года был в Испании пилотом И-16.

18  ( по другим данным 20 )  Мая 1938 года был сбит в воздушном бою немецким истребителем Me-109  ( пилот майор Готтхард Хандрик ). Вместе с самолётом упал на вражескую территорию в районе Сан-Матео и погиб. По другим данным он был сбит над аэродромом Ла-Сения или над аэродромом Виллардель-Арзобиспо.



Горяинов Николай Александрович

Горяинов Н.А.

Родился в 1909 году в Самаре. В Красной Армии с 16 Марта 1933 года. В звании Лейтенанта был командиром звена 2-й ИАЭ 56-й ИАБ Киевского военного округа.

С 10 Июня по 12 Октября 1938 года был в Испании пилотом И-16. Совершил 31 боевой вылет, участвовал в 24 воздушных боях. Награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 ).

Участвовал в Великой Отечественной войне. В звании Капитана был помощником командира 163-го ИАП по воздушно - стрелковой службе. Освобождал Украину. Летал на Як-9.

27 Марта 1944 года в паре с заместителем командира полка Капитаном B. С. Богатырёвым вылетел на "свободную охоту" в район озера Сыново под Ковелем Волынской области  ( Украина )  и, вместе с ним, пропал без вести.



Ильин Семён Григорьевич

Ильин С.Г.

Родился в 1906 году в селе Жёлтое Славяносербского района Луганской области. С 1928 года в рядах в Красной Армии. В звании Лейтенанта служил лётчиком 120-й истребительной авиационной эскадрильи Закавказского военного округа.

С 14 Января по 26 Июля 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом И-15. Совершил около 96 боевых вылетов, участвовал в нескольких воздушных боях.

2 Июня 1937 года в воздушном бою получил 7 ран, но сумел приземлиться на свой аэродром. Из госпиталя был сразу отправлен на родину.

Награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 27.06.1937 и 2.03.1938 ).

В дальнейшем служил в Одесском военном округе, в звании Майора был командиром 67-го ИАП до Апреля 1941 года. Летал на И-16.

С весны 1941 года служил офицером при штабе 21-й САД, затем был направлен на учёбу в академию ВАКШС.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 23 Июня 1941 года в качестве инспектора - лётчика ВВС 5-й армии. 30 Июня 1941 года попал в плен под Луцком, 18 Августа 1941 года доставлен в лагерь № 62, а 27 Января 1942 года был передан в гестапо. Дальнейшая судьба неизвестна, вероятно, погиб в плену. Приказом ГУ К НКО № 0959 от 27 Августа 1943 года был исключён из списков офицерского состава как пропавший без вести.



Ярошенко Яков Семёнович

Я.С.Ярошенко.

Родился в 1909 году в селе Лиман Решетиловского района Харьковской   ( ныне Полтавской )  области в семье крестьянина. С 1929 года в Красной Армии. В звании Старшего лейтенанта командовал отрядом в 6-й ИАЭ 116-й ИАБ Белорусского военного округа. За выдающиеся успехи в освоении боевой авиационной техники награждён орденом "Знак Почета"  ( 25.06.1936 ).

С 30 Декабря 1937 года был в Испании командиром звена И-16. По некоторым данным сбил 6 самолётов лично и 12 в группе, но это, без сомнения, является ошибкой.

7 Января 1938 года в воздушном бою с истребителями "Фиат-32" в районе Конкуда был тяжело ранен, но сумел довести подбитый самолёт до своего аэродрома Баракас. Умер от ран 20 Января и был похоронен в селе Вивер под Теруэлем. Посмертно награждён орденом Красной Звезды  ( 14.11.1938 ).



Шустов Павел Никифорович

Шустов П.Н.

Родился в 1902 году в Белоруссии в семье крестьянина. Окончил несколько классов сельской школы. Работал пастухом. В Красной Армии с 1920 года. Окончил школу автомобильных механиков, затем школу лётчиков.

В звании Майора командовал 40-й ИАЭ 83-й ИАБ Белорусского военного округа. К лету 1935 года имел налёт более 5000 часов, несколько раз совершал удачные вынужденные посадки. За успехи в боевой и политической подготовке был награждён орденом Красной Звезды  ( 25.05.1936 ).

С 22 Апреля по 22 Октября 1937 года был в Испании. Должен был занять должность командира 26-й группы истребителей И-15, но на фронте из-за плохого состояния здоровья летать отказался. Руководил сборкой самолётов и обучением испанских лётчиков. Только один раз он появился над фронтом, когда на УТИ-4 вывез корреспондента газеты "Правда" М. Кольцова - "показать фронт", а большая группа И-16 прикрывала его.

После возвращения из Испании получил звание Полковника и в 1938 году был назначен на должность помощника начальника учебного центра воздушного боя.

В 1940 году был лётчиком - испытателем авиационного завода № 292 в Саратове, испытывал и вводил в строй истребители Як-1.

В годы Великой Отечественной войны был начальником аэродрома авиационного завода № 1 в Куйбышеве, испытывавшего самолёты для фронта.

После окончания войны ещё несколько лет продолжал службу в авиации, затем вышел в отставку в звании Полковника. По состоянию на 1950 год проживал в Куйбышеве  ( ныне Самара ).



Возврат

Н а з а д