Главная | Источники | 

Республиканские лётчики - добровольцы
в составе ВВС РККА, 1941 - 1945 гг.

В годы Второй Мировой войны сотни тысяч бывших республиканских бойцов взялись снова за оружие и внесли свой ощутимый вклад в разгром фашизма в Европе. Плечом к плечу с солдатами союзных армий  ( а порой и сведённые в чисто "испанские" части, как это было во Франции, где испанцы в составе танковой дивизии Леклерка первыми вступили в Париж и активно участвовали в освобождении южной части страны )  они воевали практически на всех фронтах этого грандиозного сражения.

В составе Красной Армии тоже сражалось несколько тысяч испанских добровольцев. Большинство из них сражалось в партизанских и диверсионных подразделениях, действовавших в тылу противника. Однако, они был и в действующей армии, на флоте и, конечно, в авиации. Сведений об их участии очень немного, редко встречаются упоминания о них и в воспоминаниях ветеранов. Чтобы хоть как - то восполнить пробел и привлечь внимание исследователей к этому вопросу и написана эта статья. Поиск любой информации по испанцам  ( да и вообще любых иностранцев, кроме французов ), воевавшим в составе ВВС РККА, связан с особенно большими проблемами. И причины здесь самые разные. Если, например, в партизанских отрядах были более или менее значительные группы испанцев и когда речь заходит о прошлом, сами участники могут рассказать о себе и тех людях, которые были рядом. Испанские же лётчики были разбросаны по различным подразделениям по 2 - 3 человека. Затем практически всегда испанцы брали советские фамилии и имена  ( процесс обратный тому, который наблюдался среди советских добровольцев в ходе гражданской войны в Испании ).

Первоначально у советского командования были планы организации "испанской" эскадрильи или даже полка по примеру "Нормандии", однако в дальнейшем из - за разных причин  ( прежде всего политического характера - Испания в конце концов объявила себя нейтральной страной )  от этой идеи отказались. Самым большим количеством испанцев может "похвастаться" только 439-й ИАП, в составе которого воевали сразу 9 испанцев, причём 2-я эскадрилья этого полка имела неофициальное название "испанской", так как из 10 лётчиков 5 были испанцами.

По - разному попадали испанские лётчики в Советский Союз. Самая большая часть из них после капитуляции Испанской республики через французские лагеря была эвакуирована в СССР в 1939 году. В большинстве своём это были хорошо подготовленные лётчики, имевшие богатый боевой опыт, было даже несколько асов. Многие из них стали асами и на Восточном фронте.

С началом Великой Отечественной все испанские лётчики предложили свои услуги своей новой родине и просили направить их на фронт. Несмотря на авиационную подготовку советское командование большую их часть направило в партизанские отряды. Однако положение на фронте было тяжёлым и в конце Июля 1941 года из испанцев формируют разведывательную спецгруппу. Курировало её НИИ ВВС и базировалась она в глубоком тылу - на Урале  ( к сожалению, точного места на сегодняшний день установить не удалось ). Туда передали 12 трофейных немецких самолётов: по 3 Ju-88, Do-215, Ме-110 и Ме-109. Руководили обучением испанских лётчиков Майор В. И. Хомяков и Капитан И. Е. Капустин. Выбор естественно был не случайным - оба "прошли" Испанию и имели опыт общения. В составе группы были: Франсиско Мероньо, Фернандо Бланко, Хосе Паскуаль, Антонио Ариас, Мануэль Леон, Хосе Агинага  ( бортмеханик ), Висенте Бельтран, Гарсия Кано, Хуан Ларио, Ладислао Дуарте, Франсиско Бенито, Альфредо Фернандес Виньялон, Доминго Бонилья, механик Хесус Ривас Консехо и радиоспецилиаст Анхел Гусман.

Ларио Хуан Санчес
Ларио Хуан

Обучение продолжалось до начала Ноября 1941 года, но ни один лётчик так и не сделал ни одного разведывательного вылета и тогда же всех отправили в срочном порядке на фронт - под Москву. Период обучения был омрачён всего одной аварией. В одном из очередных вылетов в конце Октября командир группы - один из лучших советских лётчиков-испытателей - Ф. Ф. Опадчий проверял подготовку испанского экипажа в составе штурмана Игнасио Хосе и лётчика Леона Мануэля. Во время взлёта на Ju-88 возник пожар. Опадчий и Леон смогли выбраться без приключений, в вот Игансио Хосе Агинага сильно пострадал, так как сломал ногу и не смог вовремя покинуть горящий самолёт. Всех сразу отправили в госпиталь, однако только Агинага выбыл из строя: у него были частично ампутированы обе ноги. Известно, что за мужество испанец получил орден Великой Отечественной войны.

Таким образом, на фронт отправилась группа из 15 испанских лётчиков. Все они были определены в 1-ю авиабригаду в Быково. Правда тут отобрали двух лучших штурманов группы  ( Дамьяна Макайя и Рамона Моретонеса )  и направили в бомбардировочную авиацию  ( АДД ). Оба воевали на Ил-4 и совершили несколько десятков вылетов в глубокий тыл Рейха. В начале 1942 года при ночном налёте на Кёнигсберг бомбардировщик, где штурманом был Макайя, был сбит огнём ПВО. Экипаж спасся и попал в плен. Немцы в соответствии с международными соглашениями передали испанца Франко, где он был вскоре расстрелян в тюрьме города Барселоны. Моретонес благополучно пережил войну, был награждён орденом Великой Отечественной войны.

В 1-й авиабригаде оставшиеся испанские лётчики числились с 7 Ноября 1941 года по 25 Июля 1942 года. Хотя готовили их к полётам на трофейных самолётах, воевать им пришлось на советских истребителях. Как вспоминали испанские добровольцы по прибытии им передали МиГ-3, Як-7Б и даже несколько И-15бис !   Однако стоит отметить, что реально боёв было очень немного: самолёты противника уже редко подлетали к Москве, так что побед, как и потерь за этот период было немного. О самом боевом эпизоде этого периода пишет в своих мемуарах Антонио Ариас:

Антонио Ариас
Антонио Ариас

"На очередное патрулирование мы ушли в паре с командиром эскадрильи Капитаном Фёдоровым 26 Ноября. Пролетая по намеченному маршруту, увидели тройку Ju-88. Перемахнув на большой высоте через линию фронта, преодолев заслон зенитных батарей, они вышли в наш район и взяли курс к Москве. Мы развернулись в сторону вражеских бомбардировщиков. На какое - то время, однако, нас опередила пара "Яков". Это те, что располагались по соседству с нашим аэродромом. Уже после первой их атаки строй "Юнкерсов" стал распадаться. Один Ju-88 развернулся в нашу сторону. Его маневр оказался совершенно непонятным. Возможно, он принял нас за своих. И когда он, пролетая на высоте около 7000 метров, оказался над Детчино, сначала Фёдоров, а потом и я открыли по нему огонь. "Юнкерс" покачнулся. Через минуту - другую из мотора начало выплескиваться пламя, и бомбардировщик понёсся к земле. Он был уже неуправляем".

Трудно сказать почему советское командование не использовало группу достаточно подготовленных лётчиков на фронте, отметим только, что большинство испанцев недостаточно владело русским языком, да и скорей всего им просто не до конца доверяли  ( типичное отношение ко всем без разбора иностранцам в Советском Союзе ).

В Июле 1942 года советские органы принимают "волевое решение": группу расформировать и всех раскидать по различным частям, причём некоторых отправили в партизанские отряды.

Мероньо Франциско
Мероньо Франциско

Трое испанцев  ( Мероньо, Фернандо Бланко и Висенте Бельтран )  попали в состав 960-го ИАП, который в тот момент базировался под Тулой. Полк входил в состав 125-й ИАД под командованием Героя Советского Союза Н. С. Торопчина. Правда назвать это подразделение полком могли только советские политработники: на момент прибытия испанцев 960-й ИАП располагал всего 2 ( ! ) самолётами  ( МиГ-1 и И-16 ), на которых десяток лётчиков посменно несли боевое дежурство.

Однако даже в таких условиях испанцы провели несколько результативных боёв. Так, в Октябре 1942 года Мероньо  ( на МиГ-1 )  и Капитан Ампилогов   ( на И-16 )  были подняты по тревоге на перехват одиночной "рамы". В результате в районе села Бориково Ампилогов пушечной очередью отправляет FW-189 на землю. После приземления Ампилогов в своём отчете отмечает действия ведомого, который фактически "загнал" немца под удар ведущего.

23 Февраля 1943 года на личные сбережения жителей Тулы для 960-го ИАП были приобретены самолёты Ла-5, достаточные для организации одной эскадрильи. Она получила название "имени Александра Чекалина" и в её составе оказались все испанцы, да и командовать ею стал Капитан Франциско Мероньо. Стоит сказать, что Мероньо был к тому времени уже весьма опытным лётчиком - в годы гражданской войны командовал эскадрильей 6 \ 21, летая на И-16.

Ла-5 Франциско Мероньо

Мероно Франциско
Франциско Мероньо у своего Ла-5. 1943 год.

В Марте 1943 года полк отправили под Курск. К тому моменту эскадрильей "Александр Чекалин" стал командовать Капитан Белов. Основной задачей стало прикрытие Курска и железнодорожной станции Щигры.

Первый бой на этом участке фронта эскадрилья выполнила на отражение налёта 18 Ju-88 на Щигры. В ходе этого столкновения пара Мероньо - Васин сковала 5 Ме-109 прикрытия, что дало возможность остальным лётчикам вплотную "заняться" бомбардировщиками. В результате все "Лавочкины" вернулись на свой аэродром, а противник потерял один бомбардировщик. Примечательно, что победу одержала пара в составе Белов - Бельтран.

Вскоре отметился и Мероньо. Он в паре с комэском был поднят на перехват одиночного разведчика Ju-88. Немецкий лётчик пытался уйти от перехватчиков, но "Лавочкины" грамотно атаковали с двух сторон, взяв противника в "клещи". Одновременно открытый огонь не оставил "Юнкерсу" никакого шанса. Это была первая победа испанского лётчика на этой войне, правда одержанная в паре. Вскоре в составе дежурной пары, находящейся на аэродроме в готовности № 1, Мероньо перехватил над Курском большую группу немецких бомбардировщиков  ( в документах указано только, что это были "Юнкерсы", без указания "87-е" или "88-е" ). На перехват подняли всю эскадрилью. Пока взлетала основная группа Мероньо и Васин расстреляли по одному самолёту. Однако они не заметили истребителей прикрытия, что закончилось весьма плачевно: оба советских истребителя были сбиты. Причем Васин погиб, а раненный Мероньо еле успел воспользоваться парашютом.

После 4-х месяцев лечения в госпитале испанец был списан с лётной работы и направлен в лётное училище на Северном Кавказе, где и встретил окончание войны. Оба же других испанца в составе эскадрильи "Александр Чекалин" сражались до победного конца в Братиславе. Счёт побед Бельтрана к этому времени  ( включая и Испанию )  достиг 20  ( по всей видимости, в это число было включены и одержанные в группе ).

Ла-5 Бельтрана Виценте

Вообще под Курском в рядах ВВС РККА сражалось множество испанцев  ( до конца войны большей концентрации в операциях не наблюдалось ). Интересно, что с другой стороны фронта воевала и франкистская "голубая дивизия", в составе которой была испанская авиачасть. К сожалению доподлинно неизвестно встречались ли испанцы в бою, но полностью исключить такую возможность нельзя. По соседству с 960-й ИАП под Курском сражался и 181-й ИАП  ( 235-й ИАД ), где тоже были два испанца - Антонио Урибе и Эухенио Прието. Попали они в СССР ещё детьми и в 1940 - 1941 годах учились летать в одном из многочисленных аэроклубов Подмосковья. С началом войны в составе большой группы испанцев  ( ещё 7 человек: Рубен Ибаррури, Игнасио Агиррегоикоа, Хосе Луис Ларраньяга, Луис Лавин, Рамон Сианка, Томас Суарес и Антонио Лукумберри )  прошли ускоренные курсы  ( "взлет - посадка" )  в Борисоглебском училище лётчиков и в Ноябре 1941 года попали на фронт.

Антонио Урибе погиб под Курском, прикрывая группу Ил-2, успев сбить 2 истребителя противника. Позднее, уже при форсировании Днепра в Сентябре 1943 года огнём ПВО был сбит и Прието. Совершив вынужденную посадку, он попал в плен. Однако через 2 месяца ему удалось бежать и войну закончил он в своём полку в Чехословакии. Был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Вернулся в Испанию в 1957 году, где и умер в 1986 году.

В боях же под Курском отличился и ещё один испанец - Хосе Санчес Монтес. Летать он начал ещё под Москвой, правда на транспортных самолётах. Однако после его настойчивых просьб был направлен в лётное училище и стал лётчиком - истребителем. В боях на Курской дуге сбил 4 самолёта противника: так, 13   ( или 12 )  Июля в составе четвёрки "Яков" в районе Прохоровки вступил в бой с большой группой Ju-88 под прикрытием Ме-109. В ходе боя Монтес с ведомым сбили по одному бомбардировщику. В одном из многочисленных боёв испанец был ранен. Дальнейшая судьба автору неизвестна.

Под Курском, но в составе другого подразделения, а именно 573-го ИАП  ( 101-я ИАД ), воевали и ещё два испанца: Антонио Гарсия Кано и Луис Негра. Отличились оба лётчика ещё в ходе боёв под Сталинградом. Так, опытный Кано в паре с В. Чуприковым 12 Октября 1942 года сбили бомбардировщик Не-111. Причём, заметив место вынужденной посадки, лётчики взяли связной У-2 и пленили немецкий экипаж.

О боях испанцев в небе над Курской дугой известно немного   ( впрочем как и по всей деятельности испанских летчиков в СССР ). Так, 6 Июля 1943 года оба испанских лётчика 573-го ИАП в составе четвёрки "Яков" участвовали в отражении налёта группы Не-111 и Ju-88 на железнодорожный узел Валуйки. В этом бою советские лётчики заявили о 4 сбитых самолётах противника и вполне вероятно, что по крайней мере одну победу одержал Кано  ( летал в паре с Младшим лейтенантом Т. Шевченко ). По итогам боёв Кано было присвоено звание Капитана и он был назначен заместителем командира эскадрильи. Закончил войну в Германии, причём свою последнюю победу одержал в 1945  ( к сожалению, точная дата неизвестна )  году, сбив над Польшей в паре со Старишим лейтенантом Авериным разведчик Ju-88.

Ещё двое испанцев из "московской группы" - Лейтенанты Хосе Паскуаль и Доминго Бонилья - попали в Мюле 1942 года в 788-й ИАП  ( 102-я ИАД ПВО )  в Воронеже. Распределили их в эскадрилью Капитана Н. А. Козлова   ( впоследствии Герой Советского Союза ). Летать им пришлось на Як-1. С Августа 1943 года полк принимает активное участие в битве под Сталинградом. Тогда же впервые отметились и испанцы.

В один из дней четвёрка истребителей в составе Капустин - Паскуаль и Башкиров - Бонилья вылетела на разведку в район Самофаловка - Калач. Уже возвращаясь на аэродром советские лётчики обнаружили группу из 20 пикировщиков Ju-87 под прикрытием 6 истребителей Ме-109. Не раздумывая, они бросились в бой. В результате 2 бомбардировщика были сбиты сразу. Однако вскоре навалились "Мессеры" и ввиду малого остатка топлива наши стали выходить из боя. Правда, не обошлось и без потерь: Майор И. Г. Капустин в лобовой атаке сбивает один истребитель противника, но и сам получает смертельное ранение и неуправляемый "Як" врезается в землю. Остальные 3 самолёта благополучно вернулись на аэродром. По всей видимости, в этом бою Паскуаль одерживает свою первую победу. Стоит сказать, что погибший командир полка Майор Капустин Иосиф Григорьевич в 1938 году воевал в Испании и одержал там 2 победы.

Было и ещё множество вылетов в небе Сталинграда. В другом бою с Ju-87 Башкиров и Паскуаль сбили по одному самолёту противника и смогли расстроить всю группу. Однако гораздо больше вылетов советские лётчики выполняли на прикрытие собственных бомбардировщиков. В одном из таких полётов в Октябре 1942 года задачей эскадрильи Козлова стало сопровождение группы Ил-2 208-го ШАП при налёте на Сталинград. Однако при подходе советским истребителям пришлось столкнуться с большой группой Ме-109. Хотя 5 "Мессеров" остались догорать в бескрайних степях, 2 штурмовика тоже был сбиты. В экипаже одного из был испанец Ансельмо Сепульведо  ( в Испании летал на СБ-2 ), а во втором погиб Капитан Александров. Таким трагическим образом пересеклись военные дороги соотечественников.

Сложил свою голову в тех боях и Хосе Паскуаль. В последнем для лётчика боевом задании участвовала вся эскадрилья  ( 5 самолётов ). Им пришлось вступить в неравный бой с тремя девятками Ju-87 под прикрытием Ме-109   ( всего около 40 самолётов ). Начало боя складывалось вроде бы удачно - сразу было сбито несколько пикировщиков. Но был сбит Башкиров, который спасся на парашюте. Прикрывая ведущего Паскуаль атаковал пятёрку "Мессеров". По воспоминаниям лётчиков эскадрильи Хосе успел сбить троих, но и сам погиб. За этот подвиг  ( Башкиров к тому же был комиссаром полка )  испанского лётчика посмертно наградили орденом Ленина. Бонилья продолжал воевать в составе полка и закончил войну в Берлине, имея по крайней мере 5 побед в воздухе.

Дуарте Ладислао
Дуарте Ладислао

В 130-ю ИАД были направлены Антонио Ариас и Ладислао Дуарте, правда летать они стали в разных полках, соответственно Ладислао - в 740-м, а Ариас - в 964-м. Позже в Феврале 1943 года в полк прибыли и ещё 3 испанских лётчика - Мануэль Хисберт, Хосе Гомес и Хулиан Диас.

На вооружении полка находились в основном самолёты западного производства - сначала Р-40 "Томагаук", затем "Харрикейны" и Р-39 "Аэрокобра". К моменту прибытия испанских лётчиков полк был укомплектован в основном молодыми лётчиками и в испанцам пришлось выступать в качестве наставников. В ходе войны испанцев несколько раз перебрасывали по различным частям.

Поначалу полк прикрывал "Дорогу жизни", а впоследствии лётчики сражались в небе Белоруссии, Польши.

Антонио Ариас закончил войну в Восточной Пруссии, имея на своём счету 25 побед. После войны остался жить и работать в Минске, после распада СССР уехал в Испанию, где и умер в 1996 году.

'Харрикейн' из состава 964-го ИАП.

Хисберт Мануэль
Хисберт Мануэль

Однако основная часть испанских лётчиков - истребителей был направлена в части ПВО. Наиболее примечательным был 439-й ИАП, в составе которого одномоментно в 1944 году числилось 9 испанцев: Хосе Руис Хименес, Фернандо Буэнаньо Агилера, Амадел Трильо Диас, Андреас Фьерро Марин, Хулиан Диас Исккьердо, Франциско Гомес Хуан, Антонио Ариас Ариас, Эстебе Хосе Сирухеда и Мануэль Хисберт, причём 2-я эскадрилья этого полка имела неофициальное название "испанской", так как из 10 лётчиков 5 были испанцами.

Этот полк войну провёл под Ярославлем. Был вооружён сначала Як-7Б, а ближе к концу - перевооружён на американские "Аэрокобры". В составе 142-й ИАД ПВО под Горьким летали на Ла-5 Хоакин Карильо, Хуан Эгигури и Блас Передес. В 101-й ИАД в 826-м ИАП под командованием Майора Столяра в 1944 - 1945 годах были Луис Лавин и Антонио Лукумберри.

Сарауза Клавер Мануэль
Сарауз Мануэль

В начале 1942 года в составе 481-го ИАП  ( 8-й ИАК )  в районе города Баку находилось сразу 6 испанских лётчиков: Браво Фернандес, Хоакин Диас Сантос, Хосе Карбонель, Пальярес, Исидоро Нехера и Мануэль Сараус. В этом полку они пробыли всю войну, причем двое погибли. Мануэль Сараус   ( 23 победы в Испании, включая групповые )  погиб в 1942 году во время тренировочного полёта, столкнувшись со своим ведомым - сержантом Ряпишевым. А в 1943 году в воздушном бою в районе Грозного был сбит Исидоро Нехера. Кстати, именно испанские лётчики 481-го ИАП сопровождали "Дуглас" Сталина во время его перелёта на союзническую конференцию в Тегеране  ( 28 Ноября - 1 Декабря 1943 года).

Однако как уже упоминалось среди испанских лётчиков были не только истребители, но и бомбардировщики и довольно большое количество лётчиков транспортных самолётов. Дело в том, что часть испанцев не смогла полностью закончить курс обучения и поэтому их в срочном порядке переводили на У-2. На этих тихоходных бипланах они поддерживали связь "Большой Земли" с многочисленными партизанскими отрядами.

Браво Фернандес
Браво Фернандес

Очень часто испанцы были лётчиками - связниками в действующей армии. Так, например Хосе Креспильо числился в составе танковой части  ( к концу войны пересел в кабину истребителя ). Выполнение этих заданий было связано с не меньшим риском, чем тот, которому подвергались боевые лётчики. Так, по крайней мере двое лётчиков, летавших на У-2 погибли: Холкин Карильо, Франсиско Бенито. Были среди них и свои герои - например, Карлос Гарсия Аюсо совершил за годы войны около 100 полётов за линию фронта и закончил войну в Праге.

Внесли свой вклад испанцы и в освобождение Европы. Недалеко от озера Балатон  ( Венгрия )  в Октябре 1944 года был сбит и погиб лётчик Ил-2 Лейтенант Селестино Мартинес. Уже упоминавшийся Хуан Ларио в 1945 году, летая на "Спитфайре" Мк.IX, участвовал в боях на территории Польши и Германии. Ладислао Дуарте свою последнюю победу в войне  ( Ju-88 ) одержал над Кёнигсбергом.

Ороско Мануэль
Ороско Мануэль

Однако, к концу войны многие испанские лётчики уже были инструкторами в лётных училищах, как например, Майор Мануэль Ороско Ровира. Этот испанец вообще считался одним из лучших инструкторов в СССР по тактике ночного боя. За время своей инструкторской деятельности он подготовил значительное число советских истребителей - ночников, из которых был сформирован даже полк ночных истребителей. Тот же Антонио Ариас к концу войны был штурманом 439-го ИАП.

Демобилизация испанских лётчиков из рядов ВВС СССР прошла в 1948 году, причём в экстренном порядке. И этому есть свои причины. Дело в том, что 2 испанца, служивших на Северном Кавказе  ( к сожалению, доподлинно установить в каком именно полку - 481-м или 961-м - на данный момент не удалось ), угнали в Турцию По-2  ( или Як-11, в любом случае двухместный самолёт ). После этого случая и последовало сначала запрет на полёты, а потом и досрочное увольнение в запас испанцев. Только единицы остались на военной службе, остальным пришлось заняться мирным трудом.

В 1960-е годы часть из них были направлена на Кубу, оказывая помощь "в укреплении завоеваний Кубинской революции". Имевший богатый боевой опыт  ( кроме гражданской войны прошёл всю Великую Отечественную )  Ладислао Дуарте стоял у истоков военно - воздушных сил молодой Кубинской республики. Некоторые вернулись во франкистскую Испанию, где их совершенно не преследовали несмотря на то, что в советской печати Франко рисовался эдаким исчадием зла.

Практически никого из них уже нет в живых. Ценность вклада испанских лётчиков в общую победу трудно переоценить: к началу войны это были уже обстрелянные воздушные бойцы, прошедшие через горнило войны, которых так не хватало в ВВС РККА в начальный период. Не менее важно и то, что они были беспредельно преданы новой родине. Хватало и трудностей - многие не в полной мере освоили русский язык, что создавало дополнительные трудности в боевой работе. Однако, несмотря ни на что они сражались, умирали и побеждали за свободу своей новой родины.

Михаил Жирохов.

*     *     *

( Оригинал статьи находится на сайте - "Уголок неба" )


Возврат

Н а з а д