Главная | Источники | 

Испанские авиаторы на Восточном фронте

Как известно, в годы Второй Мировой войны Испания формально оставалась нейтральной страной. Однако на фронты попало немало её граждан, которые были добровольцами в полном смысле этого слова. Их участие в воздушных боях Великой Отечественной до сих пор мало изучено отечественными исследователями, хотя на Западе  ( прежде всего, в Испании )  опубликовано несколько серьёзных работ на эту тему. Поэтому авторы взяли на себя смелость свести воедино все имевшиеся в их распоряжении материалы и представить на суд читателя данную работу.

*     *     *

П Е Р В А Я     В О Л Н А

Для участия в боях на Восточном фронте Германия привлекала большое количество добровольцев, из которых за довольно короткий срок было сформировано немало национальных подразделений. Количество желающих повоевать оказалось просто огромным - в Европе многие ненавидели коммунизм  ( по разным причинам )  и спешили внести свой скромный вклад в гитлеровский поход против Сталина и его системы. Одними из самых многочисленных были подразделения испанских добровольцев, набранные националистической партией "Фаланга"  ( в общей сложности насчитывали около 18 тысяч человек). Оказались среди них и авиаторы.

История испанских добровольцев в Люфтваффе началась 25 Июля 1941 года, когда на северной окраине Мадрида собралась  ( при активном содействии Министерства обороны, естественно )  группа желающих попасть на Восточный фронт. В неё вошли 129 человек, в том числе 17 лётчиков и военный священник. Пилоты обладали большим опытом - практически все они прошли горнило гражданской войны, а общий счёт воздушных побед достигал 79. Первоначально путь группы лежал в Германию, где предстояло освоить новые самолёты. Уже 5 Сентября после короткого курса переподготовки испанцы получили первые Ме-109Е  ( кстати, все лётчики вступили в Люфтваффе, подписав полугодовой контракт ). Каждый самолёт получил эмблему, взятую со знамени фалангистов, на которой красовались летящие птицы и надпись "Vista Suerie у al Того"  ( в примерном переводе звучит как "С горячим сердцем - вперёд, на быка !". В общем, какой испанец не любит корриды ! ).

Через 3 недели группа, названная "Голубая эскадрилья"   ( Escuadn'lla Azul ), отправилась на фронт. В Люфтваффе она получила официальное обозначение 15-я "испанская" эскадрилья и вошла в состав 27-й истребительной эскадры  ( Jagdgeschwader 27 ), которой командовал майор Бернард Вольденг. Сначала волонтеры попали под Минск, но очень скоро вместе со всей эскадрой перебазировались под Смоленск, где шли упорные бои.

Боевой дебют испанцев на востоке оказался неудачным. 2 Октября их четвёрка атаковала группу бомбардировщиков ДБ-3, которых прикрывали И-16. Советские истребители смогли не просто отстоять своих подопечных, но и сбили одного из лучших лётчиков 15-й "испанской" Луиса Алькосера Морено-Абелья, который за время гражданской войны выполнил 182 боевых вылета и уничтожил 5 самолётов. Он попытался посадить изрешечённый "Мессер", но потерпел катастрофу и погиб. Однако уже через 2 дня на счету эскадрильи появились и первые победы. Командир подразделения Анхель Салас Ларраеабаль в одном бою сбил Пе-2 и И-16. Тогда же он заявил об уничтожении самолёта, "внешне похожего на И-16" - испанцы советскую матчасть знали неважно, поэтому ошибки в опознании были частыми.

Испанская эскадрилья использовалась немецким командованием весьма интенсивно - за короткое время 15.(Span)/JG.27 совершила 123 боевых вылета. 13 Октября лейтенант Эстебан Ибарреге сбил биплан  ( по неподтверждённым данным, И-153 ), а капитан Карлос Байо - МиГ-3. В том же бою пара Ме-109Е атаковала тройку ДБ-3, оставшихся без истребительного прикрытия, и сбила один из них. Однако в тот же день при внезапной атаке аэродрома советские бомбардировщики лишили подразделение сразу 2-х Ме-109. Тем временем фронт стремительно приближался к Москве, и испанцы перебазировались в Калинин. Вскоре на их счету значилось уже 8 воздушных побед. Но в середине Октября боеготовность эскадрильи значительно снизилась. Причиной этого стали ранние морозы, к которым не привыкли теплолюбивые южане. Продолжала наносить чувствительные потери и советская бомбардировочная авиация. Так, 21 Октября 1941 года 2 истребителя были повреждены при штурмовке.

25 Октября во время штурмовки советского аэродрома в Клину пара Байо и Салас сбила взлетевший МиГ-3  ( по другим данным, он был уничтожен на земле ). Самолёт лейтенанта Сестероса получил повреждения от огня зенитной артиллерии, но лётчику удалось привести его домой. 31 Октября Салас был награждён Железным Крестом 1-й степени, который получил из рук командующего 7-м авиакорпусом генерала Рихтгофена.

В начале Ноября "испанская" эскадрилья перебазировалась на аэродром в местечке Руса, откуда целую неделю не взлетело ни одного самолёта - стояли сильные морозы. Только 13-го числа испанцы отважились нанести удар по советским аэродромам в районе Никольского, где уничтожили на земле 2 самолёта. Немцы в это время активизировали наступательные действия, а теплолюбивым добровольцам с Пиренеи пришлось преодолеть страх перед русскими холодами и выполнить немало вылетов. В одном из них 2 группы "Мессеров", ведомые Саласом и Муньесом, прикрывали налёт Ju-87 и Hs-123 на советские позиции в районе Есипово и Духанино. Самолёт ведущего второй группы был сбит, лётчик воспользовался парашютом, однако в свою часть не вернулся. Можно предположить, что, будучи раненным, он замёрз. Хосе Муньес Перес начал карьеру лётчика в одной из цивильных авиакомпаний, но уже в ходе гражданской войны командовал эскадрильей истребителей.

27 Ноября при аналогичных обстоятельствах пропал без вести Аристидес Гарсия-Лопес Ренгел, его Ме-109Е-7 был сбит недалеко от города Истра. По советским данным, 27 Ноября 1941 года у деревни Авдуевка зенитчики лейтенанта П. Л. Бонара сбили Hs-123, который упал прямо на позиции батареи. Погибший лётчик был испанцем в звании Майора и имел два Креста. Возможно, что произошла обычная в военное время ошибка, и это был всё же истребитель. 3 или 4 Декабря испанцы понесли очередную потерю - пропал без вести лейтенант Рикардо Бартоломео Чаввария.

В начале Декабря термометр показывал -35°С. Испанцы не нашли ничего лучшего, как замаскировать свои самолёты и совершать редкие вылеты для разведки над околицами Москвы и патрулирования над местом своего базирования. На состоянии эскадрильи сказались потери, к тому же, из-за превратностей климата большинство лётчиков "не вылезало" из госпиталя. Вскоре немецкое командование отвело испанское подразделение на аэродром в Дугино под Витебском, а 6 Января 1942 года личный состав начал готовиться к отбытию домой.

1 Марта все оставшиеся в живых прибыли в Мадрид, где их ждала торжественная встреча. На фронте эскадрилья совершила 449 вылетов, из них 178 боевых  ( 84 - на штурмовку ). По испанским данным, было уничтожено 11 самолётов противника  ( из них 4 - на земле ). Собственные потери составили 4 лётчика и 6 самолётов  ( по другим данным, 11 Ме-109Е-3 сгорели на земле, ещё 13 других машин были повреждены или находились в неисправном состоянии ). Один лётчик капитан Лопес дезертировал. Он не только сдался в плен, но и выразил желание сражаться в рядах Красной Армии !   Как сложилась его дальнейшая судьба, точно сказать нельзя. Известно, что на Кубани в одном из училищ служил лётчик - инструктор с подобной фамилией, и некоторые исследователи утверждают, что это был именно он.


В Т О Р А Я     В О Л Н А

Штаб испанских ВВС посчитал действия своих волонтёров на Востоке вполне успешными и стал набирать вторую группу для отправки на войну. Она включала 19 лётчиков и около 100 человек технического персонала. Эскадрилья на этот раз получила "Мессершмитты" более современной модификации "F". К началу Июня 1942 года подразделение прибыло на фронт в район Орла. 8 Июня прошла официальная церемония создания 15-й "испанской" эскадрильи в составе 51-й истребительной эскадры  ( 15.(Span)/JG.51 ). Весь Июнь лётчики осуществляли ознакомительные полёты, и только 1 Июля состоялось их боевое крещение. Шестёрка "Мессеров" была поднята по тревоге и направлена на перехват группы из 3 штурмовиков Ил-2 и нескольких ЛаГГ-3 прикрытия, шедших бомбить аэродром, где находились испанцы. В завязавшемся бою капитан Хуан Фрутос и лейтенант Рамон подбили по одному советскому истребителю. Однако в этой схватке погиб командир эскадрильи капитан Антонио Норьега Лабат - его Ме-109F-2 упал около Мценска.

5 Июля в одном бою были одержаны сразу 3 победы: новый командир эскадрильи капитан Мануэль Бенгоэчеа, лейтенанты Федерико Гаррет и Эмилио Бараньяно сбили ДБ-3, ЛаГГ-3 и Пе-2. Лейтенант Рамон Эскуде заявил о сбитом Пе-2, однако его сведения не получили подтверждения, и победу ему не засчитали. В том же бою он был сбит сам, воспользовался парашютом и благополучно приземлился недалеко от местечка Волхов, на территории, контролируемой немцами.

18 Июля разведывательный FW-189 был атакован тремя ЛаГГ-3, и ему на помощь устремились капитан Хосе Аранго и лейтенант Хавьер Арраиса. Хотя испанские лётчики заявили о 3-х победах, однако подтверждение пришло только на 2 сбитых советских истребителя.

Поддерживая общее наступление немецкой армии на Сталинград, самолёты Люфтваффе совершали до 1000 вылетов в день. Испанцы тоже не отсиживались на земле и несли ощутимые потери. 2 Августа над Ржевом был сбит самолёт № 6702, а днём позже в воздухе развалился № 9541. К сожалению, никаких подробностей этих потерь на данный момент найти не удалось.

7 Августа Антонио Наварро Перес на Ме-109F-2 столкнулся в воздухе с самолётом своего ведомого лейтенанта Андреаса Роблеса и погиб. Были, конечно же, и победы. Так, капитан Бенгоэчеа и лейтенант Эскуде сбили 2 штурмовика Ил-2, лётчики которых капитан Тиханович и младший лейтенат Костенко попали в плен. Через 2 дня испанцы записали на свой счёт 2 победы: капитан Фрутос сбил Пе-2, а лейтеант Бараньяно - Ил-2. 29 Октября капитаны Бенгоэчеа и Карлос Сьерра сбили по "ЛаГГу" каждый. Последняя победа лётчиков второй группы была одержана 11 Ноября, когда лейтенант Луис Meдрано сбил Пе-2.

30 Ноября 1942 года, после 6 месяцев пребывания на фронте   ( стандартный срок контракта лётчика - истребителя ), эскадрилья получила приказ окончить боевые действия и отправиться домой. Лётчики второй волны совершили 1312 самолёто - вылетов, приняли участие в 117 воздушных боях и одержали около 15 побед   ( включая возможные и неподтверждённые ). Как обычно, существуют и другие данные: 1182 вылета, 13 достоверных побед и не менее 5 неподтверждённых или возможных. Столь небольшое количество побед объясняется прежде всего оборонительной тактикой истребителей. Испанцы потеряли 6 самолётов и 2 лётчика, кроме того, лейтенант Рамон Гисберт Эскуде был ранен.


Т Р Е Т Ь Я     В О Л Н А

Эта группа в количестве 20 человек под командованием Карлоса Феррандиса прибыла на Восточный фронт в конце Ноября 1942 года для замены лётчиков второй волны. Однако 7 пилотов из старого состава выразили желание продолжить "свою войну".

Первая же воздушная схватка была проиграна. 1 Декабря, совершая парой разведывательный полёт в районе посёлка Троицкое, испанские лётчики были внезапно атакованы одиноким ЛаГГ-3. Самолёт Андреаса Асенси Альфареса-Аренаса был сбит, пилот смог совершить вынужденную посадку, но попал в руки советских бойцов. Он провёл в советских лагерях 11 лет и получил свободу по амнистии в 1953 году после смерти Сталина  ( по другим данным - только в 1954 ).

Первые победы были одержаны 27 Декабря. Лейтенант Крамело Лакруз сбил Ил-2, а лётчик из предыдущего состава Эмилио Бараньяно подбил другой такой же самолёт, причём испанец попал под огонь стрелка этого штурмовика и закончил вылет вынужденной посадкой. Фернандо Бенгоа, тоже воевавший второй срок, атаковал Пе-2, который взорвался в воздухе.

Начало 1943 года застало испанских пилотов в весьма тяжёлой ситуации. Если в 1941 - 1942 годах эскадрилья работала с относительно безопасных аэродромов вдали от линии фронта, то теперь места базирования оказались в зоне действия партизан, которые совершили ряд удачных диверсий. Испанской эскадрилье пришлось несколько раз срочно менять полевые аэродромы, и во время одного из таких перелётов 12 Января 1943 года самолёт лейтенанта Кармело Лакруза Куэрво скапотировал и разбился. Лётчик получил тяжёлые ранения, после чего был отправлен на излечение в Испанию.

27 Января стал самым успешным днём эскадрильи за всё время её пребывания в СССР !   Лейтенанты Бараньяно и Мартинес сбили по 2 Пе-2, Франциско Бериайн уничтожил 2 ЛаГГ-3, а лейтенант Гонсало Хевиа - ещё один истребитель этого типа. Лейтенант Рамон Гавильян заявил, что подбил И-153   ( тот вышел из боя и приземлился на собственном аэродроме ).

Красная Армия в тот момент начала активные наступательные действия. В воздухе каждый день разгорались жаркие схватки. Имея явное превосходство перед "ЛаГГами", испанцы могли прорывать истребительное прикрытие и атаковать ударные машины. Так, с 22 по 24 Февраля лётчики эскадрильи сбили 11 советских самолётов  ( 5 Ил-2, 3 ЛаГГ-3, 2 Пе-2 и 1 Ла-5 ). При этом трижды отличился Хевиа. С 7 по 10 Марта на счёт 15.(Span)/JG.51 были записаны ещё 7 побед: 2 Ил-2 и 5 истребителей. По неполным данным, к концу Марта лётчики сбили ещё 3 ЛаГГ-3 и бомбардировщик. Что касательно потерь, то в тот период во время выполнения боевых заданий погиб только капитан Антонио Гарсиа Менендес-Конде, который был сбит 21 Марта в ожесточённом воздушном бою. Кроме того, 18 Марта при выполнении тренировочного полёта разбился лейтенант Нарциссо Гарсия Гарсия, а накануне ночью советские партизаны подобрались к аэродрому и взорвали один Ме-109F-4.

В этот напряжённый период немцы решили перевооружить испанцев на новые истребители FW-190. Первым для переучивания в штаб эскадры JG.51 отправился Хевиа, хорошо знавший немецкий язык. Его наставником стал Курт Тандер  ( за время войны сбил 143 самолёта, продолжал службу в ВВС ФРГ до 1960 года, занимаясь подготовкой лётного состава ). Уже 14 Апреля 1943 года Хевиа вылетел в паре с Тандером на боевое задание и сбил Пе-2. Остальные испанцы смогли в полной мере освоить новые самолёты к 25 Апреля. Правда, теперь только самые опытные отваживались вступать в схватки с советскими истребителями. Первая потеря "Фоккера" произошла 1  ( по другим сведениям, 5 )  Мая: лейтенант Хуан Россело Симоне выпрыгнул с парашютом из потерявшего управление самолёта, но парашют не раскрылся. По некоторым данным, этому предшествовала атака пары ЛаГГ-3.

С начала Июня начались тяжёлые оборонительные бои. Аэродром часто стал подвергаться атакам советских бомбардировщиков, в результате испанцы лишились нескольких самолётов.

8 Июня лейтенант Алехандро Перес Гонсалес сбил Пе-2, но погиб после атаки истребителей прикрытия. Последняя победа пилотов этой группы была одержана 4 Июля: лейтенгант Бернадо Менессес сбил Ла-5. В целом испанские лётчики третьей волны совершили 1716 вылетов и в 112 воздушных боях уничтожили 63 самолёта. Собственные потери - 7 лётчиков  ( 4 погибших, 2 выбыли из строя по причине ранения и 1 попал в плен ).


Ч Е Т В Ё Р Т А Я     В О Л Н А

Группа во главе с Мариано Куадра прибыла на фронт в разгар битвы под Курском. Основным аэродромом её базирования считался Брянск, хотя эскадрилья регулярно перебрасывалась на полевые площадки вдоль линии фронта. Уже 6 Июля была одержана первая победа - лейтенант Хосе Матеос сбил Ла-5. Начиная с 12 Июля, немецкое командование стало привлекать испанцев к эскортированию Не-111. Во время одного из таких вылетов фортуна отвернулась от Эдуард о Гарсия Амиго. При отражении атаки ЛаГГ-3 его ведомый лейтенант Мануэль Санчес Табернеро вышел из боя. Самолёт Амиго был сбит и упал в районе реки Жиздра. Лётчик пропал без вести. По некоторым данным, победу одержал один из пилотов французской эскадрильи "Нормандия".

Бои в воздухе проходили почти беспрерывно, и в них испанцы одержали более 40 побед. Только 12 Августа они сбили 4 Ла-5 и 1 ЛаГГ-3. В тот день советские истребители подожгли самолёт Геральдо Эскаланте, который получил тяжелые ранения и выпрыгнул с парашютом. На земле он сразу же попал в руки русских: воевавших на стороне немцев !   Испанский лётчик был помещен в ближайший госпиталь, а впоследствии эвакуирован в Испанию.

21 Августа Луис Чиггаро Ламамми в своём первом вылете таранил истребитель Ла-5 в районе Демянска - Никольска и погиб. О судьбе советского пилота ничего неизвестно. Вскоре был потерян ещё один самолёт: лейтенант Педро Лакалье Орельяна совершил вынужденную посадку в районе Брянска, а 31 Августа в бою над Ельней с парой советских истребителей погиб капитан Альфаро Маримон.

В Сентябре боевая деятельность ещё больше активизировалась. Испанцы за месяц совершили 575 вылетов, сбили или повредили 15 самолётов, а лейтенант Сальвадор Сьерра уничтожил ещё и аэростат  ( в документах указывалось, что 12 Сентября он сбил 2 аэростата и дирижабль ! ). 18 Сентября четвёрка FW-190 сопровождала бомбардировщики и была атакована советскими истребителями. Самолёт Луиса Эстебанеса Вела был подбит, и лётчик пошёл на вынужденную посадку в районе Ельни. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно.

В Октябре 1943 года Красная Армия начала новое наступление. 21 Октября лейтенант Дамаско Аранго сбил Ил-2. В тот же день в бою с Ил-2 и ЛаГГ-3   ( по другим данным - с парой Як-9 )  в 15 км от Орши погиб лейтенант Энрике Пареха Нуньес. Следующий месяц выдался относительно спокойным для испанской эскадрильи. 12 Ноября Хосе Рекасенс Гаррига атаковал группу Ил-2, но был сбит истребителями сопровождения, выпрыгнул с парашютом и впоследствии был отправлен в Испанию по ранению. Через неделю в ходе утреннего боевого вылета над Оршей потерпел катастрофу лейтенант Фернандо Санчес-Архона Котрой. Причины инцидента в известных источниках не уточняются.

5 Декабря в районе Бобруйска жертвой лейтенанта Франциско Валиенте стал бомбардировщик А-20В "Бостон".

Последние вылеты лётчики четвёртой волны совершили 10 Января 1944 года. В тот день 8 FW-190  ( 6 немцев и 2 испанца )  сопровождали группу Ju-87. В районе посёлка Осаричи они были атакованы группой "Яков", и Хосе Каванильес Беретерра из вылета не вернулся. В тот же день Франциско Валиенте одержал вторую победу над А-20В. Всего лётчики четвёртой волны совершили 1918 вылетов и сбили в 277 воздушных боях 74 самолёта. 7 пилотов погибли или пропали без вести, а 3 выбыли из строя по причине ранения, В этой группе асами стали: командир эскадрильи капитан Мариано Куадра  ( 10 побед ), лейтенанты Фернандо Санчес-Архона Котрой  ( 9 побед )  и Дамаско Аранго Лопес  ( 7 побед ).


П Я Т А Я     В О Л Н А

После понесённых Германией поражений генерал Франко начал опасаться, что союзники нарушат нейтралитет его страны, поэтому он без энтузиазма стал относиться к отправке пилотов на Восточный фронт. Теперь испанским добровольцам пришлось правдами и неправдами перебираться через Пиренеи на французский аэродром Де Бержерак, где под непрерывными бомбежками союзников они наскоро осваивали истребитель Ме-109G и практически поодиночке отправлялись на фронт.

На месте назначения под Бобруйском последний состав "Голубой эскадрильи" собрался к 23 Февраля 1944 года. Командовал подразделением Хавьер Мурсия.

Ввиду сложившихся обстоятельств группа воевала очень мало, и уже 5 Марта была отозвана в Испанию. За неполные 2 фронтовые недели лётчики эскадрильи сделали 86 вылетов, участвовали всего в 6 воздушных боях, не одержав ни одной победы. А вот без утрат не обошлось. В воздушном бою 17  ( по другим данным - 27 )  Февраля Ме-109G лейтенагнта Эстанислао Сегуролы Гуэрка был сбит истребителями недалеко от Поричи. Лётчик погиб. Позже было объявлено, что обломки самолёта найдены недалеко от Моисеевки, но останков пилота обнаружить не удалось.


П О Д В О Д Я     И Т О Г И

Всего за 28 месяцев боевой работы испанские лётчики совершили около 5500 самолёто - вылетов, провели 606 воздушных боёв и одержали 158 побед. 12 пилотов погибли, 6 получили ранения, 7 пропали без вести, 1 попал в плен, 1 перешёл на сторону противника. В общей сложности, боевой опыт получили 96 лётчиков, из которых 12 стали асами, то есть уничтожили более 5 неприятельских самолётов. Ещё 30 пилотов одержали меньшее количество побед.

Правда, встречаются и заметно отличающиеся от приведённых сведения. Так, в польском издании Monografie Lotnicze №50 Messerschmitt Me-109 на стр.96 читаем: "...итоги деятельности всех "Голубых эскадрилий" были по потерям не в пользу испанцев. На Me-109 с эмблемой фалангистов было одержано 56 воздушных побед при 50 самолётах, потерянных в боях, уничтоженных либо повреждённых на земле. Погибли и попали в плен 11 лётчиков".

В заключение хотим отметить, что довольно много испанцев воевало и в составе ВВС РККА. Однако при исследовании этой темы приходится сталкиваться с большими трудностями, так как испанские авиаторы были разбросаны по разным подразделениям огромного советско - германского фронта, и сведения о них буквально распылены по множеству источников. Дело осложняется и тем, что часто испанцы брали себе русские имена и фамилии. Надеемся, что данная статья вызовет отклики энтузиастов, которые смогут помочь в дальнейшем в изучении этой интереснейшей темы.

*     *     *

Испанские лётчики, одержавшие 5
и более побед на Восточном фронте:

Гонсало Хевиа Альварес-Кинюнес - 12;
Мариано Куадра Медина - 10;
Хуан Рамон Гавильян Понсе де Леон - 9;
Фернандо Санчес-Архона Котрой - 9;
Висенте Альдекоа Леканда - 8;
Дамаско Аранго Лопес - 7;
Анхель Салас Ларразабаль - 7;
Луис Аскета Брунет - 6;
Лоренсо Лукас Фернандес - 6;
Бернандо Менесес Ороско - 6;
Мануэль Санчес-Табернедо де Прада - 6;
Франциско Валиенте Саррага - 6;
Антонио Алое Эрерро - 5.



Михаил А. Жирохов  ( г. Комсомольское Донецкой области ).

Игорь Н. Гордельянов  ( г. Дрогобыч Львовской области ).

( Из материалов журнала - "Авиация и время", 2001 год, № 5. )


Возврат

Н а з а д