Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Сухов Константин Васильевич

Сухов Константин Васильевич

Родился 31 мая 1923 года в городе Махачкала  ( Дагестан ), в семье рабочего. В детстве переехал в город Новочеркасск Ростовской области, где окончил 8 классов средней школы и в станице Нижнешиловской  ( под Ростовом )  аэроклуб. Работал фотографом. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. Служил сначала в пехоте и кавалерии, затем в авиации.

С сентября 1942 года по апрель 1943 года служил рядовым в составе разделённого 84-го ИАП, получившего название 84-А. С мая 1943 года по май 1945 года - в 16-м Гвардейском ИАП.

К марту 1945 года командир 1-й эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант К. В. Сухов совершил 250 боевых вылетов, в 46 воздушных боях сбил 20 самолётов противника.

Всего совершил 297 боевых вылетов, в 68 воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника.

27 июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны служил на командных и штабных должностях в ПВО, летал на реактивных машинах. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. В 1973 - 1975 годах был советником в Сирии, участвовал в Октябрьской Освободительной войне. С 1975 года Гвардии полковник К. В. Сухов - в запасе. Жил в Киеве. Умер 15 сентября 2003 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах" 3-й степени; медалями, сирийскими орденами "За боевую Признательность" 1-й и 2-й степеней, "За боевую подготовку" 1-й степени, медалью "За участие в Арабской Освободительной войне 1973 - 1974 гг.". В Новочеркасске установлена мемориальная доска. Автор книги - "Эскадрилья ведёт бой".

*     *     *

...6 августа 1942 года один из истребительных авиаполков "раздвоился": одна часть осталась на месте, а две эсадрильи "отпочковались" и по тревоге в срочном порядке перебазировались на новое место. Двадцать "Чаек"  ( так называли тогда самолёты И-153 ), на виду у Казбека, перелетели через Кавказский хребет и совершили посадку на удобном для работы, мягком травянистом поле близ Орджоникидзе.

Эти две эскадрильи обрели полную самостоятельность и, получив "статус" новой боевой еденицы, схранили за собой прежний полковой номер, получив в придачу индекс "А". И отныне эта двухэскадрильная боевая часть именовалась не иначе, как "84-А" истребительный авиационный полк.

За 4,5 месяца боевых действий лётчики этого соединения нанесли противнику значительный урон: подбили и сожгли 319 танков, уничтожили 1087 автомашин с живой силой и грузами, сбили в воздушных боях и сожгли на земле 112 самолётов, разрушили 24 переправы, подавили 222 зенитных орудия и пулемёта.

И-16 из состава 84-го ИАП.

Весной 1943 года в этот героический полк, в числе других молодых лётчиков собранных из пехоты, кавалерии, артиллерии и танковых войск, прибыл из 6-го учебного полка сержант Костя Сухов.

7 марта 1943 года будущий ас совершил свой первый боевой вылет. Затем - ещё несколько, в основном на штурмовку вражеских войск.

В составе этого полка он выполнил 30 боевых вылетов, провёл 3 воздушных боя на И-153 и И-16. В одном из апрельских вылетов был сбит, покинул И-16 с парашютом. Наскоро подлечившись, вернулся в свою часть.

Сухов К.В. с товарищами.

К.В.Сухов у своего И-16.

Тем временем 84-й авиаполк перебрался в станицу Фастовецкую, где получив новую технику  ( американские самолёты Р-39 "Аэрокобры" ), приступил к их изучению. Из соседнего 45-го истребительного авиаполка прилетели два лётчика - старший лейтенант Борис Глинка и младший лейтенант Иван Бабак, ставшие инструкторами. С их помощью личный состав 84-го авиационного полка стал осваивать новые боевые машины.

30 мая 1943 года в полк прилетел "полномочный представитель" - майор П. П. Крюков и отобрал 15 лётчиков для продолжения дальнейшей службы в составе 16-го Гвардейского авиаполка. В судьбе Кости Сухова началась новая страница...

Исхудавший после ранения, в обмотках и старой солдатской шинели, он выглядел в ту пору вовсе не впечатляюще. Однако в прославленном полку встречали отнюдь не по одёжке, принимали новых соратников как равных, как будущих боевых товарищей, чьи мужество и отвага не подлежали сомнению.

"Здорово, солдатик ! - улыбнулся, увидев его, Покрышкин. - И ты к нам ?".

Переучившись на "Аэрокобру" и пройдя обстоятельную теоретическую и практическую подготовку под руководством Покрышкина, 5 сентября Сухов одержал свою первую победу, сбив над станцией Сартана длинной очередью по кабине "старшину фронта" - корректировщик FW-189. 26 сентября в бою, проведённом под командованием Клубова, он сбил бомбардировщик Ju-88, а 1 ноября 1943 года - пикировщик Ju-87.

За первые 2 месяца пребывания в новом коллективе, Константин Сухов совершил 119 боевых вылетов, в среднем по 2 вылета за день. Участвуя в 23 воздушных боях, сбил 3 самолёта противника. Позднее в составе полка участвовал в Ясско - Кишиневской операции, сражался в Польше, Германии.

К.В.Сухов у сбитого FW-189

У сбитого К. Суховым  ( справа )  немецкого разведчика FW-189.  Февраль 1945 года.

А затем боевой счёт Сухова стал стремительно расти. 1 августа 1944 года в боях на Сандомирском плацдарме он уничтожил уже 14-й вражеский самолёт. Им опять оказался разведчик - корректировщик FW-189 - "Рама", как называли его наши солдаты. Уже на следующий день, 2 августа, Сухов сбивает 2 истребителя FW-190. А в середине сентября он был назначен заместителем командира 1-й эскадрильи.

Начало 1945 года ознаменовалось крупной наступательной операцией, ставшей целью освобождение польского народа от немецких войск. 12 января советские войска перешли в наступление. Наши авиаторы прикрывали их. В самом начале боевых действий был сбит зенитным огнём командир эскадрильи Виктор Жердёв. На его место был назначен Константин Сухов.

25 февраля 1945 года стало звёздным часом Кости Сухова. В тот день, в районе Бунцлау, он сбил 4 вражеских самолёта: 2 корректировщика FW-189 и 2 истребителя FW-190. Две "рамы" он сбил фактически с одной быстрой и неожиданной, ювелирно проведённой атаки. Его ведомый Ф. Кутищев сбил в этом бою один Ме-109, прикрывавший "Рамы". Вечером того же дня Сухов уничтожил 2 FW-190, штурмовавших наши войска. В один день сразу 4 победы - не часто случается такое... Однако и машина Сухова была подбита, но он привёл и посадил истребитель на свой раскисший аэродром.

Бой ведёт Константин Сухов.

Воздушный бой, проведённый К. Суховым и Ф. Кутищевым с 2 FW-189 и 2 FW-190.

...Начало апреля 1945 года. Война уже подходила к концу. А за спиной у наших войск ещё шли бои с довольно большой группировкой вражеских войск, окружённой в городе - крепости Бреслау. Туда днём и особенно ночью летали транспортные самолёты Ju-52 и доставляли осаждённому гарнизону боеприпасы, продовольствие, снаряжение. Нашей авиации была поставлена задача вести борьбу с "Юнкерсами", не пропускать их пролёта в наш тыл.

Р-39 К.В.Сухова

В один из дней Сухов перехватил многомоторный самолёт с выпущенными шасси, летевший курсом на Бреслау. Приблизившись снизу к неизвестному самолёту, который уже почти скрылся в облаках, Константин с 200 метров открыл огонь. В правой плоскости и в фюзеляже атакованной им машины появились пробоины, белый дымок стал вырываться наружу. Выйдя из атаки в 50 метрах от цели, Сухов в лучах выглянувшего солнца успел заметить, что самолёт этот вовсе не "Юнкерс". Он имел не 3, а 4 мотора. По всему фюзеляжу - от носа до хвоста - искусно нарисованный дракон. А в белом круге - синяя звезда, от неё - полоски по краям... Американский самолёт !..

Подбитая "крепость" со снижением ушла в направлении Ченстохова, где благополучно произвела посадку. О случившемся Сухов немедленно доложил командиру дивизии Александру Ивановичу Покрышкину. Тот, смерив его суровым взглядом, только и сказал: "Нехорошо, Сухов, союзников бить... Но ничего, надеюсь всё утрясётся". Так оно и произошло. Никаких последствий этот инцидент для Сухова не имел.

Бомбардировщик В-24

Сухов К.В.

Навсегда остался в памяти лётчиков 16-го Гвардейского авиаполка воздушный бой, проведённый 18 апреля 1945 года. В тот день 8 истребителей, ведомые Гвардии старшим лейтенантом К. В. Суховым, вылетели на прикрытие боевых порядков наземных войск в район Зелессен - Шпремберг - Шпревитц. В районе прикрытия наши лётчики провели напряжённый воздушный бой с тремя группами вражеских самолётов общим количеством 20 машин, сбили 9 из них и подбили один. Константин Сухов записал тогда на свой личный счёт 2 воздушные победы. За этот бой он был награждён орденом Александра Невского.

Последнюю схватку с врагом Гвардии старший лейтенант К. В. Сухов провёл 30 апреля 1945 года прикрывая наземные войска в районе Шпремберга.

Воспитанник Ростовского областного аэроклуба и Ейского военно - морского авиационного училища лётчиков, Константин Васильевич Сухов закончил войну командиром первой, покрышкинской эскадрильи. Было тогда молодому лётчику всего лишь 22 года, а за плечами - 3 года сражений: он совершил 297 успешных боевых вылетов, провёл 68 воздушных боёв, лично сбил 22 вражеских самолёта.

Вскоре после окончания войны, 27 июня 1945 года отважный лётчик - истребитель был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 8023 ).

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил командный факультет Краснознамённой Военно - Воздушной академии. Служил на командных и штабных должностях в Войсках ПВО. Освоил самолёты У-2, УТ-1, УТ-2, Як-11, Як-18, Як-20, АТ-6, УТИ-4, И-16, "Спитфайр" Mk.Vb, P-39, P-63, Як-17У, Як-17, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-9.

Группа выпускников Академии ВВС.

В 1973 - 1975 годах был военным советником по боевому применению начальника Центрального командного пункта войск ПВО и ВВС Сирийской Арабской Республики. Принимал участие в Октябрьской Освободительной войне 1973 - 1974 годов.

С 1975 года Гвардии полковник К. В. Сухов - в запасе. Жил в Киеве. Скончался 15 сентября 2003 года.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана К. В. Сухова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издатательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
105.09.1943 г.1  FW-189сев. СартанаИ-153, И-16,

"Аэрокобра".
226.09.1943 г.1  Не-111Бурчак
301.11.1943 г.1  Ju-87юж. Перекоп
431.05.1944 г.1  Ju-87сев. Татэрушул
503.06.1944 г.1  Ju-87юго - зап. Мовилени
61  Ме-109Епурени
721.07.1944 г.1  Ме-109сев. - зап. Куликув
801.08.1944 г.1  FW-189зап. Сташув
902.08.1944 г.1  FW-190Ясьяны
101  FW-190зап. Чермин
1122.08.1944 г.1  Ме-109Хмелюв
1223.08.1944 г.1  Ме-109сев. Властув
1324.08.1944 г.1  Ме-109сев. Опатув
1416.12.1944 г.1  Ме-109юго - зап. Кельцы
1503.02.1945 г.1  FW-190юж. Польвитц
1619.02.1945 г.1  FW-190Абер
1725.02.1945 г.2  FW-190юж. Лаубан
1828.02.1945 г.1  FW-189Ренгенсдорф
191  FW-189юго - зап. Левенберг
2018.04.1945 г.1  FW-190юго - вост. Шпремберг
211  FW-190зап. Шпремберг

      Всего сбитых самолётов - 22 + 0;  боевых вылетов - 297;  воздушных боёв - 68.

*     *     *

Воздушный бой 8 "Аэрокобр" против 2 Ме-109 и 18 FW-190.
18 апреля 1945 года, аэродром Барау  ( Германия ).

Сухов К.В.

Был 2-й день наступления войск 1-го Украинского фронта. С утра погода была нелётная, но наш полк получил боевую задачу, и личный состав находился в готовности № 1. В 9:00 на аэродроме Барау от командира полка мною было получено следующее боевое задание: в период 11:00 - 12:00 прикрыть наземные войска и переправы через реку Шпрее в 18 км южнее Коттбус.

Состав групп был следующий:

Ударная: ведущий - Герой Советского Союза Гвардии старший лейтенант Сухов. Первая пара: ведомый - Гвардии лейтенант Кутищев. Вторая пара: ведущий - Герой Советского Союза Гвардии старший лейтенант Голубев, ведомый - Гвардии младший лейтенант Кудинов.

Прикрывающая: первая пара: ведущий - Герой Советского Союза Гвардии старший лейтенант Бондаренко, ведомый - Гвардии младший лейтенант Дешунин. Вторая пара: ведущий - Гвардии лейтенант Берёзкин, ведомый - Гвардии младший лейтенант Гуденко.

Погода над аэродромом и у цели ясная, но от дыма горящего леса горизонтальная видимость 1800 - 2000 метров, а вертикальная - только под собой.

За 15 минут до взлёта ведущий первой группы прикрытия, севший на аэродром после выполнения задания, Герой Советского Союза Гвардии капитан Старчиков сообщил, что над целью дым резко обрывается и цель совершенно открыта.

В 10:50 наша группа под моим командованием поднимается в воздух и парами над аэродромом набирает высоту. На высоте 3500 метров дым исчезает, и мы в полном сборе направляемся к цели в боевом порядке. Ударная группа: на высоте 3500 метров в строю фронта с дистанцией между парами 150 - 200 метров и с превышением между парами 150 - 200 метров. Интервал в парах 50 - 70 метров. Дистанция 10 - 30 метров и с превышением до 20 метров. Прикрывающая группа имела превышение над ударной группой 800 - 1000 метров. Боевой порядок такой же, как и в ударной группе.

Подходя к цели, связываюсь с наземной рацией наведения   ( там находится наш представитель ), которая предупредила меня о приближении противника. Спустя 23 минуты я увидел впереди себя и ниже на 300 - 400 метров 4 FW-190, идущих встречным курсом. В это же время Бондаренко и Голубев сообщили, что видят противника. Подаю команду: "Бондаренко - прикрой !", "Голубев - атакуй !"

С полупереворота атакую и сбиваю ведомого 2-й пары сзади - сверху под ракурсом 2 / 4 с дистанции 100 - 300 метров. Выхожу из атаки правым разворотом с набором высоты. Ведомого первой пары FW-190 атакует и сбивает Голубев сзади - сверху под ракурсом 1 / 4 с дистанции 70 - 20 метров. Голубев плавным боевым разворотом выходит из атаки.

Ведущий второй пары FW-190 пытается уйти правым боевым разворотом, но не замечает второй группы и подставляет себя под её огонь. Атакой сзади - сверху под ракурсом 2 / 4 с дистанции 150 - 30 метров Бондаренко сбивает его. FW-190 взрывается в воздухе.

В разгар боя станция наведения предупредила о подходе новой группы противника в составе 6 FW-190 и 2 Ме-109, которую мы скоро заметили на одной высоте с нами. Ме-109, увидев выше себя нашу группу прикрытия, переворотом ушли вниз. 3-ю пару из группы 6 FW-190 атакует и сбивает Бондаренко сверху - сзади под ракурсом 3 / 4 с дистанции 200 - 50 метров, а сам подвергается атаке FW-190 сзади - сверху под ракурсом 2 / 4 с дистанции 100 - 300 метров. Атака была предотвращена парой Голубева. Ведомый Голубева лётчик Кудинов атакует и сбивает FW-190 сзади - сверху под ракурсом 3 / 4 с дистанции 300 - 100 метров. Вражеский лётчик выпрыгивает на парашюте.

Бой принимает затяжной характер. Идёт 20-я минута боя. Наземная радиостанция передает, что к группе противника идёт помощь. Я заметил, что на 100 - 200 метров выше нас  ( ударной группы )  появилось ещё 8 FW-190, идущих фронтом с небольшим превышением пара над парой. Эту же группу замечает пара Бондаренко. Березкин атакует строго в лоб и сбивает ведущего группы FW-190 сверху - спереди. Он открыл огонь с дистанции 300 метров и вёл до проскакивания. Затем с набором высоты вышел из атаки. Видя гибель своего командира, группа FW-190 рассыпалась.

В это время я увидел впереди себя FW-190, который пытался уйти вверх. Атакую и сбиваю его сзади - снизу под ракурсом 0 / 4 с дистанции 200 - 50 метров. При выходе из атаки замечаю впереди и выше ещё пару Ме-109, которые, набрав высоту в стороне, пришли в район боя.

Засмотревшись на них, теряю скорость. FW-190 с полупереворота атакует меня в лоб. Из-под атаки ухожу беспорядочным падением. В это время пара Берёзкина отбивала атаки пары Ме-109, пытавшихся сбить Кутищева. На высоте 2000 - 2500 метров выхожу из беспорядочного падения, осматриваюсь. Вижу - FW-190 сзади выше меня разворачивается для атаки. Делаю левый боевой разворот, и сходимся в лобовую. Проскакиваю, и FW-190 уходит вниз. Я разворачиваюсь и схожусь с ним на левом вираже. В это время выше себя вижу свой самолёт.

Передаю - "Аэрокобра", ниже тебя "Фоккер", атакуй !"   А сам подпускаю "Фоккера" ближе к себе и внимательно слежу за "Аэрокоброй", которая медлит. Полупереворотом ухожу вниз. FW-190 преследует сзади и ниже. Понимаю, что атака будет в живот. Резко ухожу вертикально вверх. Осматриваюсь. Сверху - сзади под ракурсом 2 / 4 с дистанции 150 - 70 метров "Аэрокобра" ведёт огонь по FW-190.

Противник, увлечённый погоней за мной, не заметил гибельной для него атаки. Это был Кутищев.

Впереди, выше нас, пара FW-190 атаковала Берёзкина, который правым полупереворотом ушёл из-под атаки. В этот момент Голубев сбил атакующего "Фоккера" сзади под ракурсом 1 / 4 с дистанции 300 - 100 метров. Второй FW-190 ушёл правым разворотом под пару Голубева.

На 35-й минуте боя оставшиеся 2 FW-190 виражили ниже нас, вероятно, не узнавая друг друга. Моя пара и пара Берёзкина произвели несколько безуспешных атак, так как у нас кончились боеприпасы.

Сухов Константин Васильевич

За 34 минуты собираю группу, и идём в полном составе домой. По дороге узнаем от нашего представителя, находящегося на станции наведения, что 7 самолётов противника упали в его видимости, а через 2 дня пришло подтверждение о гибели ещё 2-х самолётов. Таким образом мы сбили 9 истребителей противника, не потеряв ни одного своего.

Из этого боя я делаю вывод, что наш успех зависел: от воли к победе, которая была в голове каждого нашего лётчика; от отличного знания района боевых действий; от хорошей слётанности пар в звене и группе и взаимодействия в парах; от взаимной выручки в бою и самоприкрытия на маневре; от хорошей воздушно - стрелковой подготовки лётного состава; от знания морального состояния противника, лётно - тактических данных его самолётов и их вооружения; от хорошей осмотрительности и поиска в воздухе.

В описанном воздушном бою поражение противника произошло в результате того, что он: стремился атаковать в одиночку, не взаимодействовал в парах и группе; имел слабую осмотрительность в воздухе; плохо организовал взаимную выручку в бою и самоприкрытие; вёл огонь с больших дистанций.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU