Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Сурнев Николай Григорьевич

Сурнев Николай Григорьевич

Родился 4 марта 1923 года в селе Большое Городище Большетроицкого района Курской области  ( ныне Шебекинский район Белгородской области ), в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, затем 2 курса медицинского техникума и аэроклуб. В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в нём лётчиком - инструктором.

С августа 1943 года младший лейтенант Н. Г. Сурнев в действующей армии. Прошёл путь от рядового лётчика до заместителем командира эскадрильи. Сражался на Юго - Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях над Курской дугой, под Изюмом, Запорожьем, Никополем. Принимал участие в освобождении Одессы и Николаева, Молдавии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Был ранен.

К марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка  ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  старший лейтенант Н. Г. Сурнев совершил 177 боевых вылетов, провёл 53 воздушных боя, в которых лично сбил 18 самолётов противника.

Всего произвёл 261 боевой вылет, в 64 воздушных боях лично сбил 23 вражеских самолёта.

18 августа 1945 года за мужество, проявленное в годы войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. 5 марта 1952 года Подполковник Н. Г. Сурнев погиб в авиационной катастрофе. В селе Большое Городище установлен бюст Героя, его именем названа улица этого села.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й стеипени, Отечественной войны 2-й степени; медалями.

*     *     *

До войны Николай Сурнев окончил семилетку в родном селе Большое Городище, что на Белгородщине, а затем 2 курса медицинского техникума в Белгороде. Одновременно учился летать в Белгородском аэроклубе. Учёба в аэроклубе проходила успешно и в 1940 году юноша был направлен в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где и встретил начало Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года авиашкола была эвакуирована в Казахстан  ( город Чимкент ), где Сурнев освоил самолёты УТ-2 и И-16.

После окончания в 1942 году авиационной школы, Николай около года служил в ней же лётчиком - инструкторо, неоднократно подавая рапорты об отправке на фронт. Однако лишь в августе 1943 года он начал воевать в своих родных местах - на Белгородском направлении, в составе 866-го ИАП.

Вспоминает бывший командир 288-й истребительной авиационной дивизии Герой Советского Союза генерал - майор авиации Борис Александрович Смирнов:

"У Сурнева удивительно быстро развивались профессиональные качества, необходимые лётчику - истребителю: умение точно ориентироваться, быстро и правильно оценивать обстановку в воздухе, определять своё место в бою и метко стрелять. В числе других молодых пилотов его отличало и высокое мастерство в технике пилотирования. Словом, в ратном труде Николай не уступал тем, кто начал войну значительно раньше".

После окончания воздущных схваток на Белгородском направлении, во второй половине августа 1943 года, лётчики 288-й ИАД перебазировались несколько южнее и включились в битву за Харьков.

26 августа 1943 года, прикрывая наземные войска в районе восточнее города Изюм, в составе шестёрки Як-1 Николай Сурнев встретил группу из 12 пикировщиков Ju-87 и Ju-88 под прикрытием 10 Ме-109. Несмотря на численное превосходство врага, в этом бою Сурнев одержал свою первую победу, и сбитый им "Лапотник" упал в районе восточнее села Новосёловка.

Немецкий пикировщик Ju-87D-1

В сентябре 1943 года линия фронта стала стремительно накатывать на Днепр, где немецкие войска намеревались прочно закрепиться. Сурнев в составе групп истребителей действовал на Запорожском направлении. Тяжёлый бой выдался для него 1 октября 1943 года южнее села Великий Луг, когда шестёрка "Яков" вступили в бой с 12 Ме-109. Прикрывая действия своего ведущего, Сурнев заметил, как к нему сзади зашёл один из "Мессеров". Сделав быстрый манёвр, он с одной очереди сбил его, тем самым спас своего ведущего. После этого он участвовал в уничтожении ещё одного Ме-109, но пропустил атаку сверху и сам был легко ранен. Превозмогая боль, Николай привёл израненный самолёт на свой аэродром. Всего в этом бою наши лётчики сбили 5 вражеских самолётов и обошлись без потерь. В том же месяце Сурнев был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

После лечения Сурнев вернулся в полк и приступил к боевой работе. В январе - феврале 1944 года он участвовал в боях по ликвидации Никопольского плацдарма, летая на прикрытие наших бомбардировщиков и штурмовиков.

В марте 1944 года войска 3-го Украинского фронта начали Березнеговато - Снегирёвскую операцию, за ней последовала и Одесская. В ходе этих операций Сурнев в качестве командира звена участвовал в боях за Николаев и Одессу.

31 марта 1944 года, прикрывая наши подвижные части в районе населённых пунктов Кучурган и Берцовка четвёрка "Яков" встретила шестёрку "Мессеров" и пару "Фоккеров". В результате боя Сурнев сбил однин FW-190. Ещё 3 победы Николай сбил в небе Молдавии в апреле - мае 1944 года, прикрывая защитников Кицканского плацдарма на Днестре. Все 3 сбитых Ме-109 упали в районах сёл Леонтина, Телица и Башканы. За отличие в этих боях лейтенант Сурнев был награждён орденом Красного Знамени. Тогда же ему было присвоено очередное воинское звание - "Старший лейтенант".

Накануне начала Ясско - Кишинёвской операции в июле 1944 года немецкие войска предприняли ещё одну попытку сбросить наши части с плацдарма в районе сёл Пуркарь и Раскоецы. 27 июля шестёрка Як-1 в ходе напряжённогоо воздушного боя с большой группой вражеских самолётов одержала очередную победу. Сурнев на глазах воодушевлённой пехоты сбил сразу 2 самолёта: Ju-87 и Ме-109.

В ходе Ясско - Кишинёвской операции в районе западнее Кишинёва и восточнее реки Прут была окружена крупная вражеская группировка. Истребители 866-го авиаполка, в том числе и звено Сурнева, привлекались к штурмовкам скоплений вражеских войск. За 9 боевых вылетов Сурнев как штурмовик уничтожил 9 автомашин и 55 солдат противника. За отличие в этих боях он был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Осенью 1944 года, с выходом 3-го Украинского фронта на границу Югославии, советские войска получили возможность нанести удар на Белградском направлении. Цель этой наступательной операции заключалась в том, чтобы разгромить противостоявшие силы противника в Югославии, сорвать его стратегический план перегруппировки войск, освободить восточную часть территории Югославии и её столицу Белград.

Важное политическое и стратегическое значение Белграда предопределило крайне ожесточённый характер боевых действий в ходе операции.

В первой половине сентября 1944 года противник начал отводить свои части с юга Балканского полуострова. 17-я Воздушная армия в период с 15 по 21 сентября провела воздушную операцию с целью приостановить железнодорожное движение от Салоники на Белград, уничтожить войска и технику противника по дорогам, идущим из Греции и Южной Югославии на север и северо - запад. Нашим лётчикам приходилось действовать в очень трудных условиях. Горно - лесистая местность и плохие метеорологические условия стесняли маневр, затрудняли ориентировку и почти исключали полёты большими группами.

Командир 288-й истребительной авиадивизии генерал - майор авиации Б. А. Смирнов вспоминал:

"В ясную погоду лёчики направлялись к целям "верхом", то есть над вершинами гор. Но погода в большинстве случаев вынуждала их лететь к линии фронта ущельями. Такие маршруты лётчики называли "воздушными лазами" или "чёртовыми воротами". Выстроившись в хвост ведущему самолёту по одному, истребители цепочкой летели по оси ущелья, маневрируя на изгибах. Здесь всё зависело от ведущего, маневр которого точно повторяли остальные самолёты. Из-за ошибки ведущего при развороте ведомые могли врезаться в каменную стену".

Но большой опыт, высокое лётное мастерство позволили авиаторам преодолеть все трудности, с честью выполнить боевую задачу. Для действий по отходящим войскам противника наряду со штурмовиками и бомбардировщиками привлекались и истребители. Старший лейтенант Сурнев неоднократно водил группы самолётов на железную дорогу Салоники - Белград и всегда успешно выполнял поставленное задание.

"Проявляйте инициативу. Ищите наземные цели, - требовал Командующий 17-й Воздушной армией. - Штурмуйте и уничтожайте живую силу противника, автоколонны, железнодорожные эшелоны, паровозы, склады с горючим и боеприпасами. Истребители должны быть грозной силой подавления противника на земле".

Мастерами штурмовых ударов зарекомендовали себя лётчики М. Ф. Батаров, Н. Г. Сурнев, И. Т. Фролов, Д. Г. Барченков, В. А. Меренков и другие.

В целях полного нарушения работы коммуникаций врага войсками 1-й и 2-й болгарских армий во взаимодействии с югославскими частями при поддержке советских и болгарских ВВС была проведена операция по овладению важнейшими узлами шоссейных и железных дорог - городами Ниш и Лесковац. В эти дни Сурнев участвовал в разгроме частей противника в районе города Прокупле.

Человек редкой лётной одарённости, прошедший хорошую школу, Николай Сурнев уже в первых боевых вылетах заявил о себе как о зрелом воздушном бойце, а в конце 1944 года стал уже одним из лучших пилотов 866-го истребительного авиаполка. Особенно отличился он в январе - марта 1945 года в небе Венгрии, где противник предпринял 3 мощнейших контрнаступления из районов озёр Балатон - Веленце и городов Комарно - Эстергом.

Однажды на самолёте Н. Г. Сурнева, сбившего в один день 2 немецких самолёта, были повреждены плоскость и хвостовое оперение, перебита тяга управления, изрешечён осколками водяной радиатор и перебиты трубопроводы к нему. Машина требовала длительного ремонта, но люди понимали, что его нужно произвести как можно быстрее.

Механик самолета Ф. Криков вместе с мотористом Юсуповым занялись ремонтом водяного радиатора и водотрубопроводов. С радиатором управились быстро, а вот с трубопроводами дело оказалось сложнее. Чтобы добраться к ним, пришлось снять несколько кронштейнов и узлов. Комсомолец Н. Карпенко ремонтировал хвостовое оперение.

Самым сложным оказался ремонт тяги управления в крыле. Требовалось наложить на неё буж и затем заварить его. Работа затруднялась тем, что тяга не вынималась из крыла, а отверстие в крыле для подхода и ремонта узла было очень малым. К тому же сварку надо было производить рядом с бензобаком самолёта. Эту ответственную работу выполнил сам техник звена техник - лейтенант Л. Вишневецкий. К утру боевая машина была в строю. Сурнев опробовал её в воздухе, а вскоре вылетел на задание. На аэродром лётчик возвратился с очередной победой...

Истребитель Як-3.

Завершив свою миссию в Югославии, 866-й ИАП перебазировался в Венгрию. Здесь, в районе города Секешфехервар, проявились самые лучшие качества старшего лейтенанта Сурнева, ставшего заместителем командира эскадрильи капитана Александра Колдунова. 31 боевой вылет произвёл он в эти дни и в 12 воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов, в отдельные дни сбивая по 2 - 3 вражеских машины. 12 февраля 1945 года Николай уничтожил Ме-109 в районе аэродрома Секешфехервар, 19 февраля - FW-190 у городка Либад, 3 марта - Ме-109 севернее станции Бергенд.

Будучи заместителем командира эскадрильи, Сурнев в боевых вылетах со своим командиром, Александром Колдуновым, как правило, возглавлял группу прикрытия. Так, 9 марта 1945 года в районе Шаброграда  ( Венгрия ), прикрывая шестёрку Колдунова, он, воспользовавшись коротким замешательством немецких истребителей, в молниеносных неожиданных атаках сбил 2 вражеских самолёта.

В тот день группа Як-3 ушла на очередное задание в район патрулирования. Зная повадки врага, капитан А. Колдунов распределил обязанности в бою следующим образом: часть самолётов под его руководством должна была вести борьбу с вражескими штурмовиками, а другая, возглавляемая Н. Сурневым, - сковывать боем вражеские истребители. Группа Колдунова вышла в район патрулирования на высоте 2500 метров, а Сурнева - заняла положение правее и на 400 метров выше её.

Вечерело. Горизонт был затянут густой дымкой. Выполняя глубокий вираж, Колдунов увидел на миг блеснувшие в лучах заходящего солнца крылья вражеских самолётов. Они шли в сторону позиций советских войск на высоте 2000 метров. В первой группе он насчитал 10 "Фокке - Вульфов". Чуть сзади шла вторая группа штурмовиков в составе ещё 8 FW-190.

Александр Колдунов с боевого разворота повёл четвёрку на сближение с первой группой FW-190. Расстояние быстро сокращалось. Вот уже легко различаются чёрно - белые кресты на крыльях вражеских самолётов. С расстояния 50 - 70 метров Колдунов открыл пушечный огонь по ведущему FW-190. Уже после второй короткой очереди самолёт задымил и, вращаясь вокруг своей оси, резко пошёл к земле. Колдунов повёл свою группу с набором высоты для новой атаки. Уже на развороте он увидел, как второй FW-190 вошёл в крутое пике, оставляя за собой шлейф дыма. Его сбил младший лейтенант Черняков.

Бой ведут Як-3.

Николай Сурнев, находясь со своими ведомыми выше основной группы, внимательно следил за поведением восьмёрки "Мессеров". Они почему - то не торопились вступать в бой. Сурнев решил воспользоваться этим и атаковать вторую группу немецких штурмовиков. По его команде "Яковлевы" ринулись на "Фоккеры". Атака принесла победу: один вражеский самолёт был сбит Сурневым. При выходе из атаки группа подверглась нападению четвёрки Ме-109. Николай Сурнев, используя маневренные преимущества Як-3, вывел свою группу из - под удара и стал заходить в хвост неприятельским самолётам. Почувствовав опасность, немецкие лётчики дрогнули: 2 из них с переворота ушли вниз, а 2 других стали в вираж.

Сурнев внезапной атакой сзади снизу сбил ведомый "Мессер", который взорвался в воздухе. Старший лейтенант Космин длинной пушечной очередью поджёг ведущий Ме-109. Уцелевшие вражеские самолёты в беспорядке покинули поле боя. Капитан Колдунов собрал свою группу над населённым пунктом Калоз и повёл её на свой аэродром. Задание было выполнено: штурмовики противника не были допущены к позициям наших войск. При этом группа Колдунова уничтожила 5 самолётов противника.

11 марта 1945 года старший лейтенант Сурнев сбил 3 вражеских самолёта. Вылетая в составе 6 Як-3, в район Шимонторниа встретил до 50 FW-190 под прикрытием 30 Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, наши лётчики атаковали "Фоккеров", вынудив их неприцельно сбросить бомбы. Одного из них уничтожил Сурнев. Но и его самолёт во время атаки был повреждён. С пробитым бензобаком и повреждёнными приборами Сурнев довёл свой самолёт до аэродрома. В тот же день на другом самолёте вылетел на прикрытие наших войск в район селения Адонь. Возвращаясь с задания, встретил 2 Ме-109, которые вели разведку. Зайдя внезапно в хвост ведомого, Сурнев сбил его. Ведущий переворотом попытался уйти, но был настигнут советским асом и также сбит.

14 марта Сурнев в районе Шимонторниа сбил ещё 2 самолёта. Его четвёрка Як-3 атаковала 16 вражеских FW-190, наши лётчики заставили "Фоккеров" сбросить бомбы, де доходя до цели. Старший лейтенант Сурнев, атакованный сверху одновременно 6 FW-190, завязал с ними бой. В результате 4 вражеских самолёта упали около Шимонторниа, 2 из которых записал на свой личный счёт Николай Сурнев.

Немецкий самолёт FW-190A-8.

На следующий день после этого боя, командир полка подполковник Чугунов написал представление на присвоение старшему лейтенанту Сурневу звания Героя Советского Союза. К тому времени Николай совершил 177 боевых вылетов и сбил 18 самолётов противника.

Однако, это были не последние победы Сурнева. 16 марта северо - восточнее Секешфехервара он сбил ещё один FW-190, 19 марта у селений Полгардь и Берхида - ещё 2 Ме-109, а 1 апреля 1945 года уже на территории Австрии южнее селения Лайпербах - Ме-109. И в эти же дни, прямо над центром австрийской столицы, Николай сбил свой последний самолёт противника.

Сурнев Николай Григорьевич

К концу войны заместитель командира эскадрильи 866-го истребительного Измаильского авиационного полка  ( 288-я истребительная Павлоградско - Венская авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  старший лейтенант Н. Г. Сурнев совершил 261 успешный боевой вылет. Участвуя в 64 воздушных боях, лично сбил 23 самолёта противника.

Он сражался в Курской битве на Белгородском направлении, в том же 1943 году участвовал в освобождении городов Изюм, Павлоград, Запорожье, в битве за Днепр. В 1944 году принимал участие в боях по ликвидации Никопольского плацдарма, в Березнеговато - Снегирёвской, Одесской и Ясско - Кишинёвской операциях, в том числе в освобождении городов Николаев, Одесса, Измаил, территории Молдавии, Болгарии, Югославии. В 1945 году - в районе города Секешфехервар в Венгрии и Австрии, в Будапештской и Венской операциях.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года старший лейтенант Сурнев Николай Григорьевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 8655 ).

После окончания войны Н. Н. Сурнев продолжил службу, перевёлся в истребительную авиацию войск ПВО. Служил командиром эскадрильи в 472-м истребительном авиационном полку ПВО  ( в районе Орла ). В начале 1950-х годов в полк стали поступать новые реактивные самолёты МиГ-15, и Сурнев одним из первых в полку освоил пилотирование реактивным истребителем.

Истребитель МиГ-15.

5 марта 1952 года, на следующий день после своего 29-летия, самолёт Николая Сурнева свалился в штопор. Лётчик до конца боролся с критической ситуацией, пытаясь сохранить машину, и не воспользовался парашютом. Самолёт упал в 7 километрах от рабочего посёлка Леденский, лётчик погиб...

Герой Советского Союза подполковник Н. Г. Сурнев с воинскими почестями похоронен в городе Орёл на воинском участке Троицкого кладбища.

*     *     *

Список известных побед старшего лейтенанта Н. Г. Сурнева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.08.1943 г.1  Ju-87вост. НовосёловкаЯк-1, Як-9, Як-3.
201.10.1943 г.1  Ме-109юж. Великий Луг
331.03.1944 г.1  FW-190зап. Берцовка
426.04.1944 г.1  Ме-109зап. Леонтина
517.05.1944 г.1  Ме-109зап. Телица
620.05.1944 г.1  FW-190зап. Башканы
723.07.1944 г.1  Ju-87юго - вост. Кизыл
81  Ме-109юж. Раскоецы
912.02.1945 г.1  Ме-109юго - зап. аэр. Секешфехервар
1019.02.1945 г.1  FW-190вост. Либад
1108.03.1945 г.1  Ме-109сев. ст. Бергенд
1209.03.1945 г.1  Ме-109Антоль
131  FW-190Нальхергень
1411.03.1945 г.1  Ме-109юж. Адонь
151  Ме-109юж. Шаргетогота
161  FW-190вост. Шимонторниа
1714.03.1945 г.1  FW-190сев. Шимонторниа
181  FW-190юго - вост. Шимонторниа
1916.03.1945 г.1  FW-190сев. - вост. Секешфехервар
2019.03.1945 г.1  Ме-109сев. Полгардь
211  Ме-109юж. Берхида
2201.04.1945 г.1  Ме-109юж. Лайперебах
2307.04.1945 г.1  Ме-109Вена  ( центр )

      Всего сбитых самолётов - 23 + 0;  боевых вылетов - 261;   воздушных боёв - 64.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU