Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Тихонов Виктор Павлович

Тихонов Виктор Павлович

Родился 10 января 1923 года в селе Новая Украинка Каменского района Пензенской области, в семье крестьянина. Затем с родителями переехал в город Саратов. Окончил 9 классов средней школы. С 23 января 1941 года в рядах Красной Армии, призван Саратовским ГВК. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1942 года сержант В. П. Тихонов в действующей армии. Сражался на Воронежском, Сталинградском, Южном и Северо - Кавказском фронтах. Принимал участие в обороне Воронежа, Сталинградской и Курской битвах, воздушном сражении на Кубани и освобождении Украины.

К июню 1943 года заместитель командира эскадрильи 236-го истребительного авиационного полка  ( 201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  младший лейтенант В. П. Тихонов совершил 140 боевых вылетов, провёл 48 воздушных боёв, в которых сбил лично 11 самолётов противника и 4 в составе группы.

15 августа 1943 года погиб в воздушном бою. Похоронен в селе Ульяново Богодуховского района Харьковской области.

Всего выполнил более 150 боевых вылетов, сбил 12 самолётов лично и 4 в группе с товарищами.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалью. Зачислен навечно в списки полка. В селе Ульяново улица, в городе Саратове средняя школа № 2 носят его имя.

*     *     *

В январе 1941 года Виктора призвали в Красную Армию, год спустя он окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов. С июня 1942 года лётчик - истребитель Тихонов участвовал в Великой Отечественной войне. За короткий срок он вырос от рядового пилота до заместителя командира эскадрильи. Его боевые действия в воздухе отличались смелостью, решительностью и тактической грамотностью.

Виктор Тихонов принадлежал к замечательной плеяде советских асов. В нём сочетались качества отличного лётчика - истребителя, храброго воздушного бойца, преданного товарища и по-отечески заботливого командира. На какие бы задания он не вылетал - на сопровождение штурмовиков или прикрытие наземных войск, на разведку или штурмовку противника - командование было твёрдо уверено в точном выполнении боевой задачи. В полку Тихонов пользовался всеобщим уважением и высоким авторитетом, которые были завоеваны в жарких схватках с врагом. Вот наиболее характерные из них, бережно хранимые в истории части.

В ночь на 7 января 1943 года был задержан парашютист, оказавшийся лётчиком сбитого "Юнкерса". На допросе пленный заявил, что на полевом аэродроме в районе Сальска сосредоточено большое количество транспортной авиации, которая доставляет окружённой группировке продукты, боеприпасы и горючее, а обратным рейсом вывозит штабы и командный состав. Предстоит нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому. Но предварительно необходимо уточнить эти данные.

Вскоре пара истребителей была в воздухе. Набрав высоту 6000 метров, лётчики вели свои самолёты к заданному объекту. Строго в расчётное время лётчики подходили к цели.

Вражеский аэродром походил на гигантский муравейник. Несколько десятков самолётов  ( их оказалось 170 ), автомашины, автобусы, зенитные орудия и различная техника были разбросаны на огромном степном поле. С воздуха аэродром охранялся несколькими патрульными звеньями Ме-109. На земле по периметру аэродрома заняли огневые позиции десятки зенитных батарей.

Выслушав доклад лётчиков - разведчиков, командир полка приказал им с 10 истребителями сопровождать первую группу штурмовиков и навести её на цель.

И вот лётчики снова в кабинах боевых машин. Сначала они летели не прямо на Сальск, а значительно левее и прошли немного дальше, чтобы нанести удар с тыла.

Противник никак не ожидал налёта штурмовиков на аэродром, тем более с южного направления. Поэтому советские лётчики в начале атаки не встретили сопротивления вражеских истребителей. Но зенитчики противника уже на боевом курсе штурмовиков создали мощный огневой заслон. Однако штурмовики всё же обрушили свой смертоносный груз на аэродром противника. Поле, где стояли вражеские самолёты, всколыхнулось от взрывов. Истребители, прикрывая действия "Илов", одновременно штурмовали зенитные установки. В этот момент в машину Лейтенанта Давыдова попал снаряд. Истребитель взорвался. Его обломки, объятые пламенем, угодили в гущу "Юнкерсов".

На аэродроме советские лётчики уничтожили 30 самолётов, 27 автомашин, 2 склада боеприпасов противника. Фашисты потеряли свыше 100 человек лётного и технического состава.

При отходе от аэродрома командир группы истребителей капитан А. Шварёв увидел 16 Ме-109 в составе 2-х групп, ринувшихся на штурмовики.

- Не допустить фашистов к "Илам", - приказал он ведущим пар и с первой атаки сбил "Мессер".

В ходе этого сложного и тяжёлого боя противник потерял 7 Ме-109. Командир эскадрильи капитан А. Шварёв сбил 2, старшие лейтенанты И. Нагорных и С. Белоусов, лейтенант М. Липин, старшина В. Тихонов - по одному вражескому самолёту.

К концу января 1943 года часть группировки войск Паулюса, сосредоточив танки в районе Малая Западенка под Сталинградом, намеревалась контратаковать наши войска.

28 января звену истребителей Як-1 под командованием В. П. Тихонова было приказано сопровождать группу "Ильюшиных" на штурмовку окружённых под Сталинградом вражеских войск. Шестёрка истребителей противника Ме-109 пытались помешать штурмовикам выполнить боевую задачу. Тихонов, оставив для прикрытия штурмовиков пару истребителей, со своим ведомым стремительно атаковал врага, связав "Мессеры" воздушным боем. Он направил свой самолёт навстречу командиру вражеской группы и умелым маневром поймал его в прицел. После нескольких очередей вражеский истребитель упал на землю.

Но карусель воздушного боя продолжалась. Наши лётчики сбили ещё один "Мессер", а остальные скрылись в облаках. Тем временем, штурмовики, имея благоприятные условия для выполнения боевой задачи, атаковали врага и уничтожили значительное число живой силы и техники.

30 января 1943 года В. П. Тихонов впервые вылетел в качестве ведущего пары истребителей. Прикрывая наши наземные войска в районе Мало - Западёнка  ( Южный фронт ), лётчик заметил 7 "Юнкерсов", летевших на бомбардировку советских войск. Виктор смело врезался в строй бомбардировщиков и нарушил его. Подойдя к одному из "Юнкерсов" на близкое расстояние, он очередью из пулемётов сбил его.

При выходе из атаки Тихонов заметил ниже ещё 3 бомбардировщика, которые легли на боевой курс с целью нанесения удара по нашей артиллерийской батарее. Советский лётчик бросил свой "ястребок" в крутое пике, догнал одного "Юнкерса" и с дистанции 70 - 80 метров выпустил по нему пушечную очередь. Вражеский бомбардировщик вспыхнул и взорвался на земле на собственных бомбах.

18 февраля авиационные полки 201-й дивизии с рассвета прикрывали подвижные соединения 5-й ударной и 2-й Гвардейской армий. Лётный состав соединения вёл тяжёлые воздушные бои.

Во второй половине дня 4 "Яка", ведомая Тихоновым, по радио были нацелены на 12 бомбардировщиков Ju-87. Немецкие лётчики, пикируя поодиночке, сбрасывали бомбы на наши войска в районе Верхне - Шитовка. Атаковав противника, советские лётчики сбили 3 вражеских самолёта и заставили остальных покинуть поле боя. Возвращаясь на свой аэродром, Тихонов заметил 2 вражеских самолёта Hs-126 и стремительно атаковал их. От точной очереди советского лётчика один из "Хеншелей" круто пошёл к земле и через несколько секунд взорвался в районе совхоза № 15.

Немецкий самолёт Henschel Hs-126В.

Отличился Виктор Тихонов также во время воздушных сражений на Кубани весной 1943 года. За короткий срок в боях над Таманским полуостровом он сбил 5 неприятельских самолётов.

29 апреля 1943 года прикрывая наступательные действия наших войск в районе Крымская группа из 4 Як-1, ведовая Тихоновым, в районе цели встретила 8 Ме-109 и вступила с ними в бой. В результате напряжённой схватки Тихонов сбил один из "Мессеров".

7 мая был один из самых напряжённых дней для лётчиков 236-го авиационного полка. Они провели 5 групповых боёв, в которых участвовало 20 истребителей Як-1 против 122 самолётов противника: в этот день было сбито 13 самолётов противника. В связи с этим событием корпусная газета "Крылатый богатырь" писала:

"Пример героев зовет нас к подвигам. Слава храбрым и умелым воинам В. П. Тихонову, В. М. Воронюку, М. С. Липину, В. М. Макарову, И. М. Карачинскому, И. М. Капуле, И. М. Басову, Н. М. Павленко, В. И. Вереникину, У. И. Шинкаруку. За день ожесточённых боёв они сбили 13 самолётов противника".

4 июня 1943 года представляя младшего лейтенанта В. П. Тихонова к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза, командир полка писал о нём:

"За время боевой работы выполнил 140 боевых вылетов, из них на сопровождение и прикрытие штурмовиков - 64, на прикрытие боевых порядков наземных войск - 37, на разведку войск и аэродромов противника - 17, на перехват транспортной авиации противника в районе Сталинграда - 15, штурмовку войск противника - 7.

Участвовал в 48 воздушных боях, в которых уничтожил лично 11 самолётов противника  ( 3 Ю-88, 1 Ю-87, 3 Ю-52, 3 Ме-109, 1 Хш-126 )  и в составе группы ещё 4  ( 2 Ю-88, 1 Хе-111 и 1 Ю-52 )  самолёта.

Под командованием В. П. Тихонова лётчики эскадрильи произвели 368 боевых вылетов. Провели 32 групповых воздушных боя. Уничтожили 45 самолётов противника.

Младший лейтенант Тихонов с большой пытливостью и настойчивостью изучает тактику вражеской авиации и совершенствует своё лётное и боевое мастерство. Коммунист Тихонов по 5 - 6 раз в день водил своё подразделение на выполнение самых ответственных боевых заданий. Проявляя высокое личное мужество, бесстрашие, добивался успешного выполнения заданий командования, беспощадно уничтожал врага. Сбил лично 11 самолётов противника и ещё 4 в групповых боях".

Последние боевые вылеты Виктор Тихонов выполнил в августе 1943 года, во время контрнаступления советских войск.

15 августа 1943 года группа в составе 8 Як-1 под командованием младшего лейтенанта В. П. Тихонова, прикрывая войска в районе Ахтырки, встретила 60 бомбардировщиков врага под прикрытием 20 Ме-109. Лётчики В. Тихонов, Н. Ветров, В. Воронюк, А. Суриков, И. Басов, М. Липин, С. Хмыров и В. Прохоров вступили в бой с превосходящими в 9 раз силами фашистов. После первого удара всей группой по головной девятке "Юнкерсов" было сбито 6 самолётов противника, в том числе 2 Ме-109 из прикрытия. Враг был буквально ошеломлён. Потеряв ещё 3 машины, немцы вышли из боя.

В этом бою самолёт командира группы В. Тихонова получил серьёзные повреждения, а сам он был тяжело ранен. Истекая кровью, Тихонов всё же сумел добраться до аэродрома и произвести посадку. В этот же день он скончался от полученных ранений.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года младший лейтенант Тихонов Виктор Павлович посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

За боевые отличия он был награждён орденами Красного Знамени   ( 1943 год ), Отечественной войны 2-й степени  ( 1943 год ), Красной Звезды   ( 1942 год )  и медалью "За оборону Сталинграда".

В украинском местечке Купьеваха, под Ахтыркой, у подножия памятника Герою Советского Союза В. П. Тихонову, лётчикам Н. Ф. Фролову, К. П. Фомичёву всегда лежат живые цветы.

*     *     *

Список известных побед младшего лейтенанта В. П. Тихонова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
110.12.1942 г.1  Ju-52аэродром ПитомникЯк-1.
213.12.1942 г.1  Ju-52аэродром Питомник
329.12.1942 г.1  Ju-52аэродром Питомник
409.01.1943 г.1  Ju-88река Сал
530.01.1943 г.1  Ju-88Тузлуков - Красный
61  Ju-88юго - западнее Малая Западенка
718.02.1943 г.1  Ju-87Верхнеширокое - Васильевка
81  Hs-126Совхоз № 15
929.04.1943 г.1  Ме-109Благодарное - Крымская
1006.08.1943 г.1  Ме-109Алмазная

       Всего сбитых самолётов - 12 + 4  [ 10 + 0 ];  боевых вылетов - более 150.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU