Главная | Источники | 


Ткачёв Вячеслав Матвеевич

В.М.Ткачёв.

Родился в казачьей семье в станице Келлермесской на Кубани в 1985 году. Окончил Нижегородский кадетский корпус и Константиновское артиллерийское училище в 1906 году. Службу начинал во 2-й Кубанской батарее. В 1911 году, понаблюдав в Одессе за первыми в России полётами аэропланов, упросил командование направить его за казенный счёт в частную школу при местном аэроклубе. Затем, по рекомендации Великого князя Александра Михайловича, поступил в Севастопольскую авиашколу, которую закончил с отличием.

В начале Первой Мировой войны был командиром 20-го корпусного авиаотряда. Во время разведывательного полёта его аэроплан попал под обстрел, в результате которого одна из пуль пробила бак с касторовым маслом. Ткачёв ухитрился закрыть пробоину ногой и довести самолёт до русской территории. После этого эпизода Вячеслав Михайлович стал первым авиатором, награждённым орденом Св. Георгия 4-го класса. Будучи великолепным лётчиком, Ткачев обладал выдающимися организационными навыками и способностью к теоретическим обобщениям. Именно он был одним из инициаторов создания специальных истребительных частей и даже опубликовал книгу "Материал по тактике воздушного боя". 19 Июня 1917 года Вячеслав Михайлович занял должность Авиадарма.

В период Гражданской войны он командовал авиацией Кубанской Рады в чине Генерал - майора, а в 1920 году возглавил ВВС Русской Армии Генерал - лейтенанта барона Врангеля. После эвакуации из Крыма Ткачёв поселился в Югославии, где занялся преподавательской деятельностью. Во время Второй Мировой войны Ткачёв, в отличие от многих других ветеранов Белого Движения отказался сотрудничать с нацистами в их войне с Советским Союзом, и проживал в Белграде как частное лицо. Тем не менее, после взятия города советскими войсками, он был арестован "СМЕРШем" и вывезен в Москву, где и получил 10 лет, как "враг народа".

Отсидев полный срок, Ткачёв вернулся к себе на Кубань, где в последние годы жизни работал переплётчиком с мизерной зарплатой. Перу Ткачёва принадлежат несколько заметок, повесть о Нестерове "Русский сокол" и до сих пор не опубликованные мемуары "Крылья России". Умер в 1965 году.

*     *     *

В.М.Ткачев, 1915 год.

Вячеслав Матвеевич Ткачёв, один из старейших военных лётчиков Русской армии, был фигурой сложной и далеко не однозначной. Он прожил большую, нелёгкую, но интересную жизнь и занял видное место в истории российской авиации.

Родился 24 Сентября 1885 года на Кубани, в станице Келлермесской. Там он провёл детские годы. Кубанский казак, с 6 лет севший на коня, он мог стать ловким джтгитом и лихим рубакой. Но тяга к знаниям сделала его образованным офицером конной артиллерии  ( недаром тогда говорили: красивый - кавалерист, умный - артиллерист ) - окончив Нижегородский аракчеевский корпус, он закончил и Константиновское артиллерийское училище.

Затем, что было совсем уж неожиданно, Ткачёв становится офицером - воспитателем в Одесском кадетском корпусе. Эта служба требовала не только глубоких знаний, но и организаторских способностей, а главное, педагогического таланта - умения понимать человеческие  ( особенно мальчишеские ) души. И то, что кадеты любили своего казака - воспитателя, говорит о многом.

В Одессе Ткачёв впервые увидел летящий аэроплан. Стремление самому участвовать в процессе покорения неба привело его в 1911 году в авиашколу Одесского аэроклуба. Получив диплом гражданского пилота, Ткачёв добивается направления на учёбу в офицерскую Севастопольскую школу авиационного отдела Воздушного Флота.

В 1913 году он совершает рекордный перелёт на "Ньюпоре" по маршруту Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар и тогда же участвует в формировании и подготовке первой крупной авиационной единицы русской армии - 3-й авиароты в Киеве, где проходил службу в 11-м корпусном авиаотряде вместе с Петром Нестеровым.

К началу Первой Мировой войны он получил новое назначение: 1 Августа 1914 года - уже был командиром 20-го корпусного авиационного отряда, входившего в состав расположенной в Лиде авиароты.

Nieuport IV В.Ткачёва.

К началу войны в русской военной авиации было всего 236 аэропланов, преимущественно устаревших конструкций, не преспособленных к огневому поражению противника в воздушном бою. Однако уже в Декабре 1914 года на участке Юго - Западного фронта командир авиационного отряда Подъесаул В. М. Ткачёв, впоследствии сыгравший видную роль в становлении отечественной истребительной авиации, выстрелами из личного пистолета, первым среди русских пилотов, сбил в воздушном поединке немецкий аэроплан "Альбатрос".  [ По другим источникам, свою единственную победу Вячеслав Матвеевич Ткачёв одержал летом 1916 года, причём он пилотировал аппарат, а огонь из пулемёта вёл Иван Дмитриевич Хризоскалео и сбили они австро - венгра. ]   Вскоре его примеру последовали и другие лётчики. Бывший студент и будущий командир 7-го авиаотряда Иван Орлов, установив со своим летнабом в гондоле на тихоходном и неповоротливом "Вуазене" пулемёт фирмы "Льюис", одержал вслед за Ткачёвым свою первую победу...   [ По другим источникам, И. Орлов одержал свою первую победу  ( не подтверждённую ) в Мае 1915 года ]

Однако такие случаи были скорее исключением, чем правилом. По этому поводу сам Ткачёв писал:

"Если бы в 1914 году мы располагали аэропланами с установленными на них пулемётами, что, кстати, предлагал в своё время сделать Пётр Николаевич Нестеров, то наверняка смогли бы создать такой заслон в воздухе противнику, что они и носа бы не сунули на нашу территорию".

В начальный период войны Ткачёв совершил несколько очень важных для русского командования разведывательных полётов за что Приказом армии Юго - Западного фронта от 24 Ноября 1914 года за № 290 был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени. Ткачёв стал первым русским лётчиком - Георгиевским кавалером.

Самоотверженно и умело действовал В. М. Ткачёв в период с 4 по 7 Июня 1915 года - несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись в немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство. 4 Июля, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.

14 Августа В. М. Ткачёв сбил ещё один австрийский аэроплан, причём аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов.

Однажды в полёте на разведку осколком зенитного снаряда пробило бак с маслом в самолёте Ткачёва. Изловчившись, пилот одной ногой заткнул дыру, а другой управлял педалями. Долетев до передовой, он сел у наших окопов, раздобыл двуколку, прямо на глазах австрийцев привязал к ней аэроплан и вывез его из - под огня...

В Августе 1916 года Ткачёв возглавил 1-ю истребительную авиагруппу, в которую вошли 2, 4 и 19-й авиаотряды. Свое первое боевое крещение лётчики авиагруппы получили во время прорыва воздушной блокады немецкой авиации в Сентябре 1916 года под Луцком. Тогда отважным русским пилотам удалось добиться существенного перелома в ходе борьбы за господство в воздухе. О том, что она носила ожесточённый характер, свидетельствует такой эпизод.

13 Сентября 7 русских истребителей, патрулировавших воздушное пространство над вторым эшелоном своих войск, перехватила группу из 8 немецких самолётов, пытавшихся прорваться к Луцку. Завязался бой. После потери 3 аэропланов противник вынужден был повернуть обратно, но русские лётчики продолжали его преследовать и уничтожили ещё несколько вражеских машин. Из этого полёта не вернулся только один русский пилот.

Вот какую оценку действиям 1-й истребительной авиагруппы в районе Луцка дала газета "Искра" в одной из своих корреспонденций:

В.М.Ткачев

"На Юго - Западном фронте была осуществлена система эскадренных воздушных боёв, давшая блестящие результаты: ни один вражеский самолёт не мог проникнуть в воздушное пространство над нашими войсками, а наши лётчики летали на разведку довольно успешно".

Со временем обстановка на этом участке фронта несколько стабилизировалась и жар воздушных поединков поутих. По словам Ткачёва, в противоборстве с нашими истребителями врагу не удалось достичь успеха, что подтверждалось и соотношением числа сбитых немецких и русских самолётов - 3 : 1.

В период Первой Мировой войны Вячеслав Ткачёв зарекомендовал себя не только отличным организатором, но и храбрым, умелым лётчиком.

В начале 1917 года Подполковник В. Ткачёв был назначен командиром авиадивизиона, потом - инспектором авиации Юго - Западного фронта, а с 6 Июня 1917 года стал начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего.

В 1917 году Ткачёв завершил работу над первым в своём роде в истории развития русской авиации пособием - "Материалы по тактике воздушного боя", составленный на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. При этом особо подчеркивалось, что целью активных воздушных средств  ( истребительных ) является решительный бой на малой дистанции, так как только в этом случае можно с большой уверенностью рассчитывать на победу. В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России, дав импульс другому замечательному лётчику - Евграфу Крутеню - для написания работы "Воздушный бой", ставшей настоящим учебником для русских авиаторов.

По окончании Первой Мировой войны Вячеслав Ткачёв оказался в рядах Белой Гвардии и принял активное участие в борьбе с Советами. В Июне 1920 года, на юге России, когда Красная Армия потеснила польские войска, Генерал Врангель продвинулся на территорию Украины. Активное участие в боевых действиях в это время приняли штурмовые эскадрильи вооружённые английскими самолётами DH-9 под командованием Генерала В. М. Ткачёва. Им удалось нанести серьёзный урон сухопутным войскам Красной Армии. За эту компанию он был награждён весьма редкой наградой - Орденом Святого Николая Чудотворца.

Во время одного из боёв этой компании В. М. Ткачёв встретился в воздухе с командиром противостоящего ему формирования Красного Воздушного Флота Петром Межераупом. Этому случаю, который свёл в личном единоборстве командиров двух авиационных армий, суждено было стать единственным в истории авиации. Это произошло неподалеку от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9, был атакован парой "Ньюпоров", один из которых пилотировал Межерауп. После воздушного боя, продолжавшегося в течении 45 минут  ( самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах ), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы.

С Ноября 1920 года Ткачёв провёл долгие годы эмиграции в Югославии. Там он отстранился от антисоветской деятельности, отошёл от участия в многочисленных эмигрантских организациях и работал преподавателем в школах.Позднее, проявил демонстративное несотрудничество с оккупировавшими страну фашистами. После Великой Отечественной войны он вернулся на Родину, полностью отбыл 10-летний срок в лагерях  ( "за борьбу против Советов в годы Гражданской войны" ) и, став полноправным гражданином своей страны, сделал большое дело, на которое хватило у него сил и времени, - написал книгу "Крылья России  ( "История Российской военной авиации 1914 - 1917 годов" ) и повесть "Русский сокол"  ( посвящена жизни и деятельности Петра Нестерова ). Последние годы жил в Краснодаре. Умер 25 Марта 1965 года.


Дополнительную информацию о  В. М. Ткачёве   и других асах читайте на страницах сайта  "Уголок неба", в разделе: "История ВВС, Первая Мировая война"  ( airwar.ru/history/aces/ace1ww/skyknight.php ).

Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры 


Главная |  | Источники | 

        © AirFighters.RU