Главная | Источники | 


Цыганков Николай Петрович

Н.П.Цыганков

Родился 22 Мая 1922 года. В конце Декабря 1941 года в городе Моздоке окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков. Там же, в Моздоке, включён в состав формировавшегося 11-го истребительного авиационного полка.

В конце Января 1942 года прибыл на защиту блокадного Ленинграда. В зимнюю стужу  ( морозы доходили до -35° )  с промёрзшего озера-аэродрома совершал боевые вылеты по прикрытию войск, оборонявших остров Гогланд, здесь провёл первые воздушные бои с противником. С аэродрома под Всеволожском летал на разведку, на прикрытие самолётов, перевозивших женщин и детей через Ладожское озеро на "Большую Землю".

С Августа 1942 года воевал в составе 21-го истребительного авиационного полка, на И-16 прикрывал самолёты - штурмовики Ил-2, сам летал на штурмовки, на уничтожение кораблей противника, его морских десантов, аэродромов, артиллерийских батарей, обстреливавших Ленинград.

Своей напряжённостью ему особенно запомнились бои в Октябре 1942 года под Невской Дубровкой, когда он совершал по 4 боевых вылета в день, штурмовка аэродрома в Котлах.

С Апреля 1943 года летал на новых самолётах Як-7Б. Участвовал в боевом полёте на Хельсинки. В Августе 1944 года в воздушном бое близ Либавы   ( Лиепая )  был ранен, смог довести повреждённый в бою самолёт до своей территории. Затем были 3 года госпиталей.

За время участия в Великой Отечественной войне совершил 502 боевых вылета, из них 400 - на сопровождение бомбардировщиков. Провёл 50 воздушных боёв, в которых сбил лично и в группе 12 самолётов врага.

В 1948 году уволен из армии по ранению в звании Капитана. Окончил судостроительный техникум, впоследствии получил и высшее образование в кораблестроительном институте. 40 лет работал на предприятии "Волна" - "Малахит" конструктором и ведущим конструктором. Живя в Санкт - Петербурге, активно участвует в военно - патриотическом воспитании молодежи, частый гость подшефной школы № 44.

Награжден орденами: Красного Знамени  ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени; многими медалями.

*     *     *

Николай Цыганков в годы Великой Отечественной войны сражался на Балтике, в составе 11-го и 21-го истребительных авиационных полков.

11-й истребительный авиационный полк был сформирован в Моздоке в конце 1941 года и затем перебазирован в Гора - Валдай. В Апреле 1942 года И-16 этого полка перелетели в Приютино. С прибытием туда же 21-го истребительного авиаполка ВВС КБФ, 11-й ИАП отправился в Новую Ладогу. И только 12 Августа 1942 года одна из эскадрилий 11-го авиаполка  ( под командованием Майора К. Г. Теплинского ), на самолётах И-16 перелетела из Новой Ладоги в Гражданку, где и была передана в распоряжение 21-го авиаполка, став его 3-й эскадрильей.

В этот же день лётчики - "новички" отправились на сопровождение штурмовиков Ил-2. В шестёрку И-16, летавшую на это задание, входил и Анатолий Ломакин. Полёт оказался удачным. Штурмовики подавили огонь вражеской батареи, обстреливающей Ленинград, а истребители в воздушном бою с 8 "Фиатами" сбили 2 вражеских самолёта и без потерь вернулись на базу. Это был один из первых воздушных боёв молодого, только недавно окончившего училище лётчика Николая Цыганкова.

Со временем, он стал опытным воздушным бойцом, был назначен командиром звена. На его счету 502 выполненных боевых вылета, более 50 проведённых воздушных боёв и 12 сбитых самолётов врага, из них - 4 лично, остальные в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 3 личных и 11 групповых побед. ]

Як-1 из 21-го ИАП

Самолёт Як-1 из состава 21-го истребительного авиаполка, зима 1942 года.

21 Августа 1944 года Старший лейтенант Николай Цыганков был ранен автоматным огнём с земли при перелёте линии фронта на бреющем во время сопровождения торпедоносцев для удара по кораблям противника в порту Либава. Лётчик получил тяжёлый огнестрельный перелом обеих костей левой голени. 26 Августа его эвакуировали самолётом Ли-2 в 1-й ленинградский военно - морской госпиталь. В качестве транспортной иммобилизации воспользовались гипсовой повязкой. Ногу Цыганкову удалось сохранить, но к лётной работе он не вернулся. Он был вторым, после П. Г. Богданова, и последним из числа раненых лётчиков полка, не вернувшихся в строй.

После войны Николай Петрович Цыганков, кавалер 4-х орденов Красного Знамени и нескольких медалей, жил и трудился в Ленинграде  ( ныне Санкт - Петербург ).

*     *     *

Я родился 22 Мая 1922 года на Северном Кавказе, под Моздоком. Когда мне было 9 - 10 лет, мои родители переехали в Гудермес - так что считаю, это моя родина. Там 8 лет я учился в школе. Отец работал кузнецом на производстве. Я закончил восьмилетку и хотел поступить в авиационно - техническое училище, но райвоенкомат не получил туда наряда, и я устроился в горно - металлургический техникум в Орджоникидзе.

Проучился в техникуме 2 курса и одновременно закончил аэроклуб. Приехали инструктора с Ейска, проверили наши полёты и забрали человек 50 в училище. В 1939 году это было. Приехали в Ейск, а из 50 человек приняли 18. В том числе и меня. В аэроклубе учились на У-2, в училище - сначала на УТ-2, потом на УТИ-4.

В первый день войны у нас было комсомольское собрание - разбирали какие-то вопросы. И вдруг по репродуктору объявляют - началась война. Собрание сразу прекратили, стали готовиться к войне. Когда в Августе немец Таганрог взял, училище эвакуировали на мою родину - в Моздок. Инструктора перелетали сами, а нас поездом отправили. В Декабре некоторых курсантов досрочно отобрали и выпустили сержантами, нам тогда ещё и 20 лет не было. Сформировали 11-й истребительный полк на И-16, куда и я попал.

О командире полка даже говорить не хочу !   Ну его к аллаху !   Хуже этого командира полка не было !   Рассудков его фамилия. И Дёмин у него был комиссар. Издевались они над нами как хотели. Сам командир полка не летал почти, 2 - 3 вылета сделает над аэродромом, и всё. Брал меня всё время ведомым.

Это была целая троица - командир полка, Дёмин и кагэбэшник с ними заодно - Капитан или Старший лейтенант. Они были намного старше нас и все бедокурили, хулиганили, так и выискивали - кого ущучить, кого поймать... Как-то раз из-за девчонки - официантки хотели меня даже судить и в штрафную роту отправить, но не получилось. Прежде чем судить, надо было из комсомола выгнать. Устроили собрание, комиссар приписывал мне невыполнение приказа, требовал исключить, но ребята меня поддержали, и дело кончилось выговором, да на губу посадили.

В Январе 1942 года эшелоном полк прибыл на Балтику. После того как собрали самолёты, мы перелетели на наш первый аэродром. Это было озеро Гора-Валдай. Жили в бараках на берегу, а летали прямо со льда озера - наши истребители тогда были с лыжами. Там я и принял боевое крещение. Первые боевые задания были на прикрытие наших войск, которые шли по льду Финского залива с Лавенсаари на Гогланд. Остров Гогланд тогда ещё наш был, и там размещался небольшой гарнизон. Чтобы спасти остров, туда направляли войска - вражеская авиация их штурмовала, а мы прикрывали. Тогда же у нас появились и первые победы. Дрались в основном с финскими "Фиатами", скорость у которых была немного побольше, чем у наших "Ишачков".

Финны дрались очень хорошо. С ними было намного труднее вести бой, чем с "Мессерами", поскольку самолёт у них был такой же маневренный, как у нас, и бой при этом шёл настоящий - такой, что спина вся мокрая. Как такой сумбур опишешь !   Настоящий бой не описать... А с "Мессерами" легко бой вести, потому что у них скорость большая. Он атаку сделает - не сбил и уходит. Через некоторое время опять заходит, и тут смотри только - не пускай в хвост - вовремя разворачиваешься и идёшь в лобовую.

Использовали на И-16 и "эрэсы". Тренировались ещё на 5-м типе в Моздоке. Подобрали в училище самолёты, которые более или менее летают. Подвесили "эрэсики" по 3 в плоскости. Стреляли залпами, один залп - 2 PC. В воздушном бою применять их смысла нет. Разве что по группе "бомбёров", на расстоянии метров 500. Но даже отпугнуть врага полезно. Когда ты залп даёшь - это уже страшно !   Как из орудия !

По "бомбёрам" они особенно хороши были. Как-то раз и я один сбил. Группа Ju-88 летела на бомбёжку, и я выпустил парочку по ним. Одного сбил, и тут настоящий бой пошёл...

В начале Апреля озеро начало таять. Мы поставили самолёты на колёса и перелетели в Бернгардовку. Здесь летали на разведку, на прикрытие войск и даже на прикрытие Ленинграда с воздуха. Много раз вылетали и на прикрытие "Дугласов", на которых через Ладожское озеро в то лето эвакуировали на Большую землю много женщин и детей. Были и бои - на этот раз с немецкими "Мессерами", но мы ни разу не подпустили их к транспортным самолётам.

Помню, в одном из боёв нас была четвёрка И-16, и на нас - четверка Ме-109. Как ни хотели они нас разъединить, это им не удалось. Четвёрка наша очень слётанная была. В то время у меня ведущим был Ковалёв, все первые вылеты и бои с ним. В нашем же звене летал Ломакин, с которым вместе учились в Ейске  ( правда, в разных отрядах )  и ехали на фронт, Камышников и хороший мой друг Еремянец - он погиб в том же году. Все это были мои однокашники и хорошие товарищи.

В конце Августа 1942 года вместе со своими "ишаками" мы перешли в 21-й полк, где к тому времени оставалось исправными всего 4 "Яка". Вот уж обрадовались !   На крыльях прямо летели из этого 11-го полка !

В общей сложности на И-16 я летал больше года - с Февраля 1942-го по Апрель 1943-го, когда наша эскадрилья перевооружилась на Як-7. Тут уж совсем другие вылеты пошли... Самое тяжёлое было сопровождать штурмовиков - маленькая высота, зенитки бьют, автоматы бьют. Они больше 1200 метров не поднимались, по-моему. Весь огонь доставался и им и нам. Когда на "ишаках" летали, мы ещё как-то выживали - он юркий, фанерный, а вот "Яков" у нас много побило.

В Марте 1943-го довелось мне участвовать в бомбардировке немецкого аэродрома Котлы. Я в тот день вёл группу И-16 непосредственного прикрытия штурмовиков, а командир полка Слепенков вёл четвёрку "Яков" сковывающей группы. Первый вылет прошёл удачно, без потерь - атаковали мы тогда внезапно. Ил-2 штурмовали в 2 захода, много самолётов загорелось на земле - хорошо их побили !

А на другой день - такой же вылет на то же самое задание в том же коллективе. Я ребятам говорю: "Ну, держитесь - сейчас будет бой". Немцы ведь тоже не дураки. Атаковали нас ещё на подлете к Котлам. Смотрю - Слепенков воздушный бой ведёт вверху, и на нас налетели. Я отбил первую атаку, а тем временем Ил-2 пошли на штурмовку.

Когда наши штурмуют - немцы не атакуют, потому что ведётся сильный зенитный огонь, и они боятся попасть под свои же зенитки. Они ждут, пока Ил-2 отбомбятся, и начинают снова атаковать, уже на выходе. Вот здесь нужен глаз да глаз. Бой был сильный. И Слепенков на "Яках" одного сбил, и мы ещё двоих. Один наш штурмовик был подбит, но не истребителями, а зенитками - линию фронта перелетел и сел на живот. Удачный был вылет очень. Штурмовики писали потом про себя, как они штурмовали, а про нас, про прикрытие, не написали...

Потом, когда уже стояли в Борках, стали летать так: днём сопровождаешь пикировщиков, а ночью идём прикрывать "Бостоны". Работали на 2 фронта. Количество вылетов было разное - со штурмовиками мы делали 2 - 3 вылета в день, а с пикировщиками один вылет сделаешь, и всё. Так же и с "Бостонами". Ночью их проводишь за Чудское озеро, а иногда и за Таллин, потом они уходят в море, а мы возвращаемся на свой аэродром.

После Як-7 мы Як-9ДТ получили - тяжёлые истребители. "ДТ" значит "Дальний, Тяжёлый". И действительно, такой он тяжёлый был !   Для воздушного боя он плох, Як-7 лучше, легче. А Як-9ДТ был "утюг".

Як-9М из состава 21-го ИАП ВВС КБФ, 1944 год.

Самолёт Як-9М из состава 21-го ИАП ВВС КБФ, лето - осень 1944 года.

Горючки у него хватало на 4 часа. Когда на Балтике были, так на них мы и за Либаву ходили, по 3 - 4 часа в воздухе - уставали очень. Тяжело на истребителе 3 часа болтаться.

Воевали мы и на "Яках", у которых пушка в ногах была через винт - 37 мм !   Очередь из неё никогда не давали - одиночные выстрелы только. Боялись, она мотор, к чёрту, оторвёт !   Летали мы на них почему-то недолго, поменяли на другие, а эти "Яки" куда-то ушли.

В 1944 году был у меня бой на 7000 метров над Хельсинки. Первый высотный бой на Балтике. Наша авиация бомбила тогда по ночам военные объекты в столице Финляндии, а утром туда летит пикировщик - фотограф и снимает результаты. Мы один раз вылетели, второй... На третий раз летим на высоте 7000, прикрываем пикировщик. Я заметил, что впереди на нашей высоте дежурит пара Ме-109. Это были финны - они к тому времени уже стали на "Мессерах" летать. Передаю по радио Щербине: "Вася, оставайся здесь, я пошёл вперёд". Сделал "горку" с набором высоты, газ на полную. Набрал высоту хорошую, скорость...

"Мессера" меня сразу не заметили. Они видели, что пикировщик идёт, а что я "горку" сделал и ушёл с набором - пропустили. Свалился я на них, как снег на голову - с высоты, со скоростью атакую ведущего, подошёл к нему вплотную метров на 100 - 200 и сбиваю, а второй убегает. Но гнаться за ним нельзя, потому что пикировщик уже был на подходе.

- А как победы засчитывались ?   Должно было быть подтверждение ?

- Обязательно !   Летим, например, четвёркой - мы друг друга должны подтвердить. Сопровождаем штурмовиков - штурмовики должны подтвердить. После полёта писали "объяснительные". У немцев-то фотопулемёты были, а у нас их не было даже на "Яках".

- Судя по мемуарам вашего полкового врача Митрофанова, у вас 502 боевых вылета, 12 побед - 4 личные и 8 в группе. Так ли это ?

- Да. Но я считаю, у меня 7 личных побед. Вот, например, сбил я того финна над Хельсинки - обязательно и ведомому эту победу запишу. Мой самый лучший ведомый был Сихорулидзе. Раз он меня прикрывает, я ему победу тоже даю. Делился с ведомым - победы 3 отдал.

Был у меня один ведомый, который сачковал. Ему бы никогда не дал. Сбили его...

*     *     *

Боевой счёт Н. П. Цыганкова по официальному счёту штаба ВВС КБФ.


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
128.05.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )ОсиновецИ-16, "Яки".
212.08.1942 г.1  "Фиат"  ( в паре - 1 / 2 )Вохнала
324.08.1942 г.1  "Фиат"  ( в паре - 1 / 2 )Коневец
422.10.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Сухо
51  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Сухо
616.01.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Анненское
71  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Анненское
809.02.1943 г.1  FW-190  ( в группе - 1 / 5 )Синявино
91  FW-190  ( в группе - 1 / 5 )Синявино
1019.03.1943 г.1  FW-190Ульяновка
1121.03.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )Котлы
121  FW-190  ( в группе - 1 / 5 )Котлы
1305.03.1944 г.1  Ме-109Хельсинки

      Всего сбитых самолётов - 2 + 11.

( Из книги Артёма Драбкина - "Я дрался с асами Люфтваффе".  Москва, 2006 год. )


Возврат

Н а з а д