Главная | Источники | 

HSU

Верников Яков Ильич

Я.И.Верников.

Яков Верников родился 31 Октября 1920 года в городе Спас - Деменск Калужской области, в семье служащего. С 1921 года жил в Смоленске. Окончил 10 классов. С 1936 года занимался авиамодельным и планерным спортом в Смоленском аэроклубе. В 1937 году окончил самолётное отделение Смоленского аэроклуба и был оставлен в нём лётчиком - инструктором. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По Сентябрьа 1941 года был лётчиком 124-го истребительного авиационного полка   ( Западный фронт ), по Апрель 1944 годов - лётчиком, командиром звена и эскадрильи 234-го истребительного авиационного полка  ( Западный и Юго - Западный фронты ПВО ).

В боях показал образцы мужества и стойкости. Так, 25 Марта 1943 года, при отражении налёта 150 вражеских самолётов на Батайск, лётчики 234-го истребительного авиационного полка ПВО Капитаны Я. И. Верников и Н. К. Дураков смело вступили в бой с 6 Ме-110 и 5 Ме-109. Верников сбил 1 Ме-110 и 1 Ме-109. Его напарник Дураков так же уничтожил 2 машины.

С Апреля 1944 года был помощником командира 147-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе  ( 106-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО Страны, Прибалтийский фронт ).

К Июлю 1944 года Гвардии капитан Я. И. Верников совершил 302 боевых вылета, провёл 64 воздушных боя, в которых сбил лично 14 вражеских самолётов и 1 в паре с ведомым.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 Ноября 1944 года Гвардии майор Я. И. Верников удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Войну закончил в составе 147-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Всего произвёл 424 успешных боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, в которых сбил лично 15 самолётов противника и 1 в паре. Четырежды сбивал по 2 самолёта за один день. Руководимая и воспитанная им эскадрилья в 168 воздушных боях уничтожила 36 самолётов противника.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С Февраля 1946 по Июль 1966 годов был на лётно - испытательной работе в ЛИИ, освоил 140 типов самолётов. Выполнил первый полёт и провёл испытания самолётов: И-320   ( "Р-1" ), "150", Ан-8, Ан-10, Ан-12. Провёл испытания на штопор МиГ-9 и Ла-11; испытания МиГ-15 на прямой и перевёрнутый штопор; Ан-10 и Ан-12 на критических режимах; Ту-95 на больших углах; испытания двигателя ТВ-2Т на Ту-4ЛЛ. В 1949 - 1950 годах участвовал в полётах по отработке системы дозаправки самолёта Ту-4, первым провёл заправку ночью. Принимал участие в испытаниях Як-15, "СЕ", Ту-126.

Я.И.Верников

В 1956 окончил Военно - Воздушную академию. В 1966 - 1976 годах был старшим лётчиком - испытателем ОКБ С. В. Ильюшина. Выполнил первый полёт и провёл испытания Ил-62М. Участвовал в испытаниях Ил-18, Ил-38, Ил-62, Ил-76. В 1975 установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на Ил-76. С 1975 года - в запасе. В Январе - Мае 1976 годов вновь был на лётно - испытательной работе в ЛИИ. С 1976 года работал в ОКБ А. С. Яковлева: заместителем начальника ЛИК, начальником ЛИК, ведущим инженером полётным испытаниям. Заслуженный лётчик - испытатель СССР  ( 1960 год ), мастер спорта СССР  ( 1975 год ), Генерал - майор авиации  ( 1971 год ).

Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы - в Москве. Умер 30 Сентября 1993 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени  ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды  ( трижды ); медалями. Имя Героя долгое время носила пионерская дружина школы № 7 в городе Смоленске.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора Я. И. Верникова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
107.10.1941 г.1  Не-111р-н Ростова на ДонуИ-16, ЛаГГ-3,

Як-7, Як-9, Ла-5.
218.07.1942 г.1  Ме-109Ростов - Аксай
319.07.1942 г.1  Ме-109Синявка
422.07.1942 г.1  Ju-87Чалтырь
520.03.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев-зап. Кулешовка
625.03.1943 г.1  Ме-110Кулешовка
71  Ме-109Кулешовка
809.05.1943 г.1  Ju-87зап. Батайск
91  Ме-109сев-зап. Азов
1024.05.1943 г.1  Ju-87сев-вост. Усть - Койсуг
1131.07.1943 г.1  Ме-109юго-зап. Дубровка
121  Ju-87р-н Куйбышево
1301.08.1943 г.1  Ме-109юго-зап. Дмитриевка
141  Ме-109сев. Куйбышевские хутора
1502.08.1943 г.1  Не-111сев-зап. Дьяково
1622.07.1944 г.1  Ju-88юго-зап. Опочка

      Всего сбитых самолётов - 15 + 1;  боевых вылетов - 424;   воздушных боёв - 68.

*     *     *

Он учит летать самолёты.

В моих записных книжках военных лет немало заметок, посвящённых воздушным бойцам. В их числе были и строки, относящиеся к одному из мастеров воздушного боя Якову Ильичу Верникову.

"Мы прожили славный боевой год. Близок час нашей полной победы". Под этим заголовком в газете соединения в номере от 1 Января 1945 года была напечатана фотография молодого лётчика с такой надписью:

"В минуты наибольшей опасности Якова Верникова никогда не покидает ясность мысли и железная воля. Он жадно любит жизнь и во имя любви к жизни презирает смерть, бесстрашно сражаясь за счастье своего народа".

В этом же номере была корреспонденция о воздушных боях с истребителями противника, над которыми лётчик Верников одержал немало побед.

На трудном ратном пути встретилось немало испытаний. Однажды в районе Дона Верников уничтожил пикирующий бомбардировщик, тут же оказался в окружении 5 "Мессеров". Силы явно не равны, и фашисты одолели нашего лётчика. Раненый, он вместе с отступающими пехотинцами, переправился через реку, прополз через болото. В полку считали его погибшим, а он добрался, наконец, до своей части.

Отважному лётчику Капитану Я. И. Верникову было присвоено звание Героя Советского Союза 18 Ноября 1944 года, когда он служил в 147-м Гвардейском истребительном авиационном полку. В воздушных боях он уничтожил 16 самолётов противника.

В чем же секрет его мужества и огромных моральных сил ?

Яков Верников вырос в послеоктябрьские годы  ( к концу войны ему было 25 лет ). С юных лет он связал свою жизнь с пионерией, комсомолом, а в первый военный год с партией коммунистов. Он, как и миллионы его сверстников, начал свою сознательную жизнь как верный гражданин своей Родины, горячо любящим и безмерно преданным ей.

Судьбу Верникова во многом определили его индивидуальные наклонности, а главной чертой характера была настойчивость в достижении цели.

Родители его жили интересами своего единственного сына. Увлечение 12-летнего школьника авиационным моделизмом для отца и матери было радостью. Вместе с сыном они разделили его первый успех, когда построенная им вместе с товарищами, смоленскими кружковцами, 8-метровая модель дирижабля заняла на Всесоюзных соревнованиях по авиамоделизму 1-е место.

Пытливым, любознательным мальчишкам, приобщившимся к технике в авиамодельной лаборатории Смоленского аэроклуба Осоавиахима, становились близки и понятны цели оборонного Общества. У них появлялось горячее желание верно служить Советской Родине. И вполне естественным для взрослеющих юных умельцев, строивших копии летательных аппаратов, явился их порыв в небо: они стали планеристами.

Никогда не забыть несравненное чувство полёта. На первых порах кратковременные подлёты, а затем парение навсегда сроднило Верникова с воздушной стихией, выработало в нём смелость, находчивость, самообладание. Он испробовал безмоторные аппараты того времени: УПАР, Г-9, Ш-10.

За планером последовал самолёт - знаменитый У-2. Постепенно эта машина становилась послушной юноше. Прошло немного времени, он окончил аэроклуб и в качестве инструктора - общественника начал сам обучать новичков лётному делу. Итак, комсомолец Яков Верников к своим 18 годам прошёл в спортивной авиации все этапы: "От модели к планеру, с планера - на самолёт !"

Избрав в жизни крылатую дорогу, Верников никогда не сворачивал с неё. Позади - учёба в Одесской военной школе лётчиков. И менее чем за год до войны молодой истребитель в звании Младшего лейтенанта получил назначение в полк.

...Мирную жизнь после войны Яков Ильич начал с чувством исполненного воинского долга. Отмеченный высшей наградой родины, он пришёл в коллектив, объединяющий лётчиков высокого мастерства, большой смелости, завершающих высокоответственный труд авиационных конструкторов. В этом коллективе лётчиков - испытателей Герой Советского Союза Яков Ильич Верников проработал 25 лет. Затем трудился в одном из ведущих конструкторских бюро.

Чем были заполнены все эти годы ?   По самым приблизительным подсчётам через руки Верникова прошло несколько десятков типов самолётов, вертолётов и планеров. В испытательных полётах он провёл более 4000 часов - почти полгода. Ему довелось испытать и так называемые тихоходные машины и сверхзвуковые истребители.

Перед встречей с каждой новой машиной приходится сначала изучать расчётные материалы, агрегаты и детали в натуре, ясно представить себе взаимодействие частей, понять основную идею конструктора. Это поистине кропотливый, напряжённый труд, требующий острого глаза, быстрой реакции, глубоких технических знаний.

Яков Ильич Верников увёл не один самолёт в испытательные полёты. Наедине с опытным экземпляром самолёта, который представляется уравнением со многими неизвестными, лётчик совершал первые рулежки, подлёты, полёты над аэродромом, на дальних маршрутах вместе с инженером - испытателем определил максимальную дальность.

Размеренная и сравнительно спокойная работа в воздухе, неоднократные повторения одних и тех же испытаний сменялись полётами, связанными с напряжением и риском. Это, например, изучение поведения некоторых истребителей типа "МиГ" при штопоре. Но именно в этих чрезвычайно ответственных опытах Яков Ильич завоевал славу ведущего специалиста. Преднамеренно ввести в штопор и вывести из него реактивный самолёт в испытательном полёте - задача, доступная большому мастеру, бесстрашному авиатору.

Дома на книжных полках лётчика немало изданий, подаренных ему авторами. Среди них книга инженера М. Котика "Сваливание в штопор" с надписью: "Одному из первых отечественных лётчиков - испытателей - штопорников, внесшему неоценимый вклад в исследование критических режимов полёта".

Много интересных, уникальных фотографий хранится в его домашних альбомах. Здесь можно увидеть немало известных людей, с которыми он жил и трудился, проследить все этапы большой, интересной жизни этого замечательного человека.

...1940 год. Младший лейтенант в довоенной летной форме. 1943 год - он со своим верным боевым другом Николаем Дураковым у самолёта Як-1. Весна того же года. Аэродром под Батайском. Генерал вручает ему первый орден Красного Знамени. Лето: из рук командира дивизии лётчик получает второй боевой орден. 1944 год. Групповой снимок награждённых фронтовиков с М. И. Калининым в центре. Среди них - Я. И. Верников после вручения ему Золотой Звезды.

Я.И.Верников.

Год 1965-й. Франция. Авиационный салон в Бурже. На одном из фото Ю. Гагарин, В. Коккинаки и Я. Верников. К дням пребывания в Париже относится и цветной фотопортрет первопроходца космоса с его автографом. Советская делегация из Франции возвратилась на Родину. У самолёта конструкции С. Ильюшина его творец рядом с Яковом Ильичом, одним из первых, кто дал крылатой машине путевку в небо.

Проходят годы. К началу 1980-х годов относится несколько фотографий, сделанных друзьями в день полувекового юбилея Верникова. Он - со своими знакомыми лётчиками - космонавтами Г. Береговым, А. Елисеевым, А. Леоновым, с известными испытателями: С. Анохиным и Генерал - майором авиации С. Микояном, доктором технических наук М. Тайцом. На одном из снимков надпись - "участнику испытаний самолёта Ил-76".

В его альбоме хранятся фотоснимки, выполненные в памятный день 17 Мая 1971 года, когда во Внукове руководители Коммунистической партии и Советского правительства во главе с Л. И. Брежневым осматривали образцы новой авиационной техники. Здесь был представлен Ил-62М - самолёт, тогда ещё не известный на воздушных линиях. Верников - один из его испытателей - вёл рассказ об этом новом авиалайнере.

У Якова Ильича хранится целая кипа лётных книжек, где хронологически, день за днём, зафиксирована его работа в воздухе. Вот одна из них. В ней Сентябрьские записи 1947 года. За 2-е число этого месяца отмечены испытания разных типов машин: Ил-10, Як-9, По-2, дважды УТ-2. А вот другая запись 25 и 29 Декабря 1949 года: лётчик поднимался в воздух по 3 раза на МиГ-17 и других машинах.

И так каждый день, в мороз и зной, в солнечные дни весны и осеннюю непогоду. Самоотверженность, безупречное служение Родине по заслугам вознаграждены. На его груди - "Золотая Звезда" Героя, два ордена Ленина, четыре Красного Знамени, три Красной Звезды и орден Трудового Красного Знамени, 11 медалей. В 1960 году Верникову вручена Грамота Заслуженного лётчика - испытателя. Все это свидетельствует о его боевых подвигах и огромном вкладе в дело развития и совершенствования советского самолётостроения.

...Яков Ильич поднимается рано утром. На аэродроме, с которого он теперь стартует по несколько раз в день, приветливо встречают этого плотного широкоплечего человека, голова которого чуть тронута сединой. Добрыми серо - голубыми глазами смотрит он на людей, всегда готовый самозабвенно служить им своим крылатым трудом.

Автор статьи - Я. Шварцман.

*     *     *

На первом году своей работы лётчиком - испытателем, войдя как-то в кабинет начальника лётной части ЛИИ, я увидел странную сцену. На спине на ковре лежал Яков Ильич. Ногами он делал что-то напоминающее гимнастическое упражнение "велосипед", левой рукой показывал то направо, то налево, а правой двигал у живота. Над ним с сосредоточенным видом стоял начальник. Затем Яков Ильич сел в кресло и продолжал, как и лежа, двигать ногами и руками. При этом он свои действия подробно комментировал.

Начальник - Юрий Николаевич Гринёв - старательно вникал в тонкости лётных испытаний на штопор, а Верников объяснял ему разницу между нормальным и перевернутым штопором. Объяснить тонкости пилотирования Яков Ильич умел. В этом я впоследствии убедился, так как он научил меня многому.

Верников - бывший фронтовик, лётчик - истребитель, Гвардеец - начал воевать с Июня 1941 года. В 1944 году получил звание Героя Советского Союза. Был заместителем командира 147-го Гвардейского истребительного полка.

Придя в ЛИИ, он быстро понял суть работы лётчика - испытателя, хотя это удавалось не всем фронтовикам. К началу 1950-х годов он стал признанным мастером испытаний на штопор. В это время таких мастеров было двое: Анохин и Верников.

Реактивные истребители со стреловидным крылом в штопоре имели отличия от своих поршневых предшественников. Эти отличия понял и успешно исследовал в воздухе Яков Ильич. И, что особенно важно, сделал он это без воздушных приключений, без аварийных ситуаций и покиданий самолёта. И до него и после это удавалось в испытаниях на штопор не всем.

Вообще, у него было немного лётных происшествий. Лётчиков - испытателей без неудач не было. Неудачи - это аварии и поломки самолётов в обстоятельствах, когда их можно было избежать, невыполнения задания, когда его можно было выполнить.

И вот, несмотря на удачливость Верникова, хочется рассказать об одной его неудаче. Дело в том, что в отношении к неудачам проявлялась важная черта характера Якова Ильича. Пережив горечь неудачи, он вскоре начинал о ней рассказывать в остро юмористическом ключе. Вот один такой случай.

После войны, в 1940-х годах, у нас было организовано конструкторское бюро из немецких специалистов. Для этого в КБ из Германии вызвали и немецких лётчиков - испытателей. Их нужно было ознакомить с нашими самолётами и условиями полётов на наших аэродромах. Инструктором назначили Верникова. Его почему-то сочли знатоком немецкого языка. Как он потом говорил, немецкий знал значительно лучше китайского или санскрита, о которых не имел ни малейшего понятия, а о немецком языке кое - какие воспоминания со школьной скамьи сохранились.

Работа лётчика - инструктора имеет особую специфику: он должен позволять ученику делать ошибки. Если он постоянно будет их исправлять, вмешиваясь в управление, ученик не получит уверенности в себе. Однако инструктор не должен допускать, чтобы ошибка ученика привела к необратимым последствиям. Вместе с тем ученик должен понять возможные результаты своей ошибки. Яков Ильич всё это знал. Он был хороший инструктор. Но он ещё был вежливым, деликатным человеком. В данном случае он делал поправку на то, что ученик - вполне квалифицированный коллега, да ещё иноземный гость.

Летали на спарке истребителя Як-7. Немецкий лётчик заходил на посадку как-то по-своему. Он уточнял направление посадки, создавая крены низко над землёй. А дело было зимой, когда, очищая аэродром от снега, его сгребали в сугробы по краям посадочной полосы. В очередном заходе Яков Ильич видел, что ученик маневрирует низко и идёт близко к сугробу. Он не вмешивается и терпеливо ждет, думая, что ученик сам исправит положение. Наконец он видит, что нужно подсказать, но нужных немецких слов в этот момент не может вспомнить. Яша потом говорил, что вспомнил только слово "уагит". Когда он третий раз сказал "уагит", раздался треск ломаемого крыла. Самолёт залетел в снежный сугроб. Вылезая из самолёта и снимая парашют, немец сказал:

- Хер Верников, я, кажется, понял, что Вы имели в виду, говоря "уагит, уагит..."

Было очень досадно за поломанный самолёт перед начальством, перед товарищами - лётчиками и перед учеником - немцем. Но уже через неделю Яша рассказывал этот случай так смешно, что смеялись все лётчики, смеялся немец и громче всех смеялся сам Яша. И ещё долго в лётной комнате слово "уогит" вызывало смех.

Яша был большой любитель остроумной шутки. Рассказывая что-нибудь смешное, он, улыбаясь, смотрел на слушателя. Если видел, что шутка воспринимается собеседником, сам заразительно хохотал.

Необычной для испытателя была его внешность. Сказать полноват - мало. Сказать толстоват - тоже маловато. Употребим официальный медицинский термин - значительный избыточный вес. Мысленно сопоставляя размеры кабины истребителя и фигуру Яши, я удивлялся, как он там помещается. Но он не только помещался, но и чувствовал себя там, как рыба в воде. Причина полноты заключалась не только в его жизнелюбивом оптимизме, но, вероятно, и в хорошем аппетите. Когда ему случалось отлетать в первой половине дня, а в лётной столовой ЛИИ готовили какое - нибудь вкусное блюдо, он сидел там не один час. Перед ним бывало стояла бутылка коньяка, от которого несколько ярче становились его щеки, но не более того.

Столовая ЛИИ находилась в подвале, но была очень уютной. Ещё в 1950-х годах там в серванте всегда стояли водка и коньяк. К коньяку там же стояла ваза с конфетами "Мишка". Расплачиваться за напитки почему-то полагалось в дни получки. И вот в эти часы кайфа Яша охотно консультировал молодых лётчиков, не делая тайны из своего лётного опыта.

- Понимаешь, - говорил он, отвечая на мой вопрос, - равномерный плоский штопор и штопор перевёрнутый несовместимы. Ну, скажем, как триппер и тиф. Возбудители триппера не переносят высокой температуры. Человек, заболевший тифом, автоматически излечивается от триппера. Так говорят врачи. Сам я тифом ни разу не болел. - Убедившись, что шутка дошла, Яша смеялся сам.

( Из книги А. А. Щербакова - "Лётчики, самолёты, испытания". )


Возврат

Н а з а д