Главная | Источники | 

Якушин Михаил Нестерович

Якушин Михаил Нестерович

Родился 20 марта 1910 года в Егорьевске  ( Московская область )  в семье рабочего - текстильщика. В 1926 году окончил школу ФЗУ, работал подмастерьем на ткацкой фабрике "Вождь пролетариата". Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до 3-го курса, стал служить в Красной Армии.

В 1932 году Михаил Якушин по партийной путёвке был направлен в Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков. Затем была учёба в Энгельсской школе военных лётчиков. В звании лейтенанта служил старшим лётчиком в 119-й истребительной авиационной эскадрильи 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа  ( Азербайджан ).

С 31 мая по 15 ноября 1937 года, вместе с другими лётчиками - добровольцами, участвовал в национально - революционной войны испанского народа. По свидетельству близко знавших его людей, Михаил был человеком сдержанным, привыкшим выражать свои мысли коротко и ясно.

Свою боевую деятельность лейтенант М. Н. Якушин, под именем Родриго Матеа  ( по другим источникам - Карлос Костехон ), начал в составе 1-й авиационной эскадрильи под командованием Ивана Ерёменко. Эскадрилья летала на истребителях И-15 с аэродрома Лос Алказарес  ( Los Alcazares ).

Когда немецкие лётчики, воевавшие в Испании на стороне мятежников, начали предпринимать ночные бомбардировки одиночными самолётами городов, аэродромов и позиций республиканских войск, то поначалу ничего, кроме средств пассивной обороны  ( маскировка и затемнение ), этому не противопоставлялось. Даже инициатива наших лётчиков использовать их истребители ночью, была поддержана не сразу. Но всё же попробовать разрешили - вдруг что и получится. И получилось !

Первую победу в ночь с 25 на 26 июня 1937 года, в зоне Мадрида, одержал Михаил Якушин. На другой день стало известно, что 4 человека из состава экипажа Ju-52  ( пилот унтер-офицер Фриц Берндт, штурман лейтенант Лео Фальк, радист унтер-офицер Вальтер Брётцманн, механик фельдфебель Георг Юбельгак и стрелок унтер-офицер Август Гейер )  были убиты ещё в воздухе, 5-й выбросился с парашютом и был взят в плен - удар оказался на редкость точным.   Вслед за Якушиным одержал победу и Анатолий Серов  ( 27 июня ). За эти победы Республиканское правительство наградило Якушина и Серова именными золотыми часами, а советское - орденами Красного Знамени.

И-15 М.Н.Якушина

Эти первые победы подняли дух всех лётчиков. Не только на Центральном фронте, но и на других участках стали организовывать группы ночных истребителей на самолётах И-15. И дело пошло. Все чаще ослепительным факелом стали падать в ночи вражеские машины. Вскоре на Сарагосском фронте Иван Ерёменко сбил вражеский самолёт, в районе Барселоны Евгений Степанов и Илья Финн увеличили счёт ночных побед, на этот раз горели хваленые итальянские самолёты - подарок Франко от Муссолини. В районе Валенсии отличились испанские авиаторы... и ночные бомбардировки быстро прекратились.

Сражаясь в рядах ВВС Республиканской Испании, М. Н. Якушин участвовал в боях за Мадрид, Сарагосу, Барселону, Картахену, прикрывая население испанских городов и сёл от налётов вражеской авиации. С особой наглядностью талант и мастерство лётчика проявились в его беспримерно дерзких ночных поединках с бомбардировщиками врага.

Всего в небе Испании М. Н. Якушин совершил около 150 боевых вылетов, в том числе 8 ночных  ( имел 180 часов боевого налёта ). Провёл 25 воздушных боёв. По некоторым источникам сбил 5 самолётов лично и 1 в группе. С. В. Абросов в своих исследованиях указывает на 3 личные победы  ( 2 Fiat CR-32 и 1 Ju-52 ночью ), ещё несколько - звеном и парой. По другим данным сбил 8 самолётов, из них - не менее 5 лично:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
130.06.19371 Fiat-32Толедо( лично )
206.07.19371 Fiat-32Брунете( в паре с А. К. Серовым )
307.07.19372 Fiat-32Мадрид( 1 лично и 1 в составе звена )
408.07.19371 Fiat-32Брунете( лично )
525.07.19371 Ju-52Вальдеморильо( лично )
614.08.19371 Ju-52-точных данных нет
724.08.19371 Ju-52Бахаралос( лично )

Награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 31.07.1937 и 22.10.1937 ). Кроме того, за сбитый ночью самолёт, он был награждён республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем "Крайслер Империал".

В ноябре 1937 года он вернулся в Советский Союз, где продолжил службу в ВВС.

М.Н.Якушин у своего И-16.

В июне 1938 года в составе группы из 10 истребителей И-15бис капитан М. Н. Якушин прибыл для оказания помощи народу Китайской республики в борьбе с японскими захватчиками...

После возвращения из Китая в 1939 году получил звание майора.

Принимал участие в Советско - Финляндской войне и был награждён третьим орденом Красного Знамени  ( 7.05.1940 ).

В предвоенные годы его имя довольно часто появлялось в печати: Якушин неоднократно участвовал в московских авиационных парадах в составе Серовской "красной пятёрки" истребителей И-16. Ему были присущи виртуозное лётное мастерство и удивительная настойчивость в любом деле - большом или малом. Затем подполковник М. Н. Якушин работал в Лётной инспекции ВВС, возглавлял отдел истребительной авиации.

И-16 тип 10 М. Якушина.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. В тот день Михаил Якушин, будучи в составе инспекционной группы Генерального штаба, прилетел на один из аэродромов в районе Старого Двора, где размещался истребительный авиационный полк А. П. Николаева. Узнав о нападении Германии на нашу страну, он приказал Николаеву перебазировать половину самолётов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники. Его однокашник по лётному училищу, Сергей Черных успел вывести из - под удара противника только лётно - технический состав своей дивизии - почти все самолёты были уничтожены на земле  ( Герой Советского Союза С. А. Черных был расстрелян 16 октября 1941 года в Москве ).

В то время, когда на аэродромах уже горели наши самолёты, командиры частей ещё находились под гипнозом сурового предупреждения - не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев. Проявление личной командирской инициативы было равносильно тому, что добровольно предстаешь перед военным требуналом. Тем весомее выглядит поступок Якушина, рискнувшего нарушить этот приказ и вывести часть техники из под удара, пусть даже ценой собственной жизни.

В июле 1941 года майор М. Н. Якушин был назначен начальником Восточного сектора ПВО Москвы, затем был заместителем командующего 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. Не раз ему приходилось самому подниматься в воздух.

Вечером 4 октября 1941 года командующий Западным фронтом доложил в Ставку "об угрозе выхода крупной группировки противника в тыл нашим войскам". Данные, полученные с воздуха, подтвердили эти мрачные прогнозы. Так, в тот же день, Якушину было приказано вылететь в Шайковку, неподалёку от Юхнова. Уже на подходе к аэродрому ему удалось обнаружить колонну вражеских танков, стоявших на обочине Варшавского шоссе. Снизившись до 300 метров, Якушин хорошо рассмотрел чёрно - жёлтые пятна камуфляжа и танкиста с гитарой на броне одного из танков.

Немцы открыли зенитный огонь. Видимо, после длительного марша у мотомеханизированной колонны кончилось горючее и противник ждал его поступления. По возвращении, вся эта информация была доложена командующему 6-го ИАК И. Д. Климову. В результате на следующее утро последовали новые вылеты на разведку, для подтверждения или опровержения угрожающего сообщения о прорыве немецких танков. Одновременно Климов был вызван на Лубянку и вернулся оттуда бледным и осунувшимся. Сам Якушин отмечал, что этот факт не нашёл отражения в архивных документам...

М.Н.Якушин на КП 215-й ИАД.

Полковник М. Н. Якушин  ( в центре )  на командном пункте 215-й ИАД.

М.Н.Якушин

В 1942 году возглавлял отдел истребительной авиации Лётной инспекции ВВС.

С 24 февраля 1943 года, после трагической гибели дважды Героя Советского Союза генерал - лейтенанта авиации Г. П. Кравченко, полковник М. Н. Якушин командовал 215-й истребительной авиационной дивизией  ( действующей на Волховском фронте ).

Командуя этой дивизией он и закончил войну. Лётчики его 215-й ИАД особенно отличились осенью 1944 года в период боёв за Восточную Пруссию   ( тогда дивизия входила в состав 8-го истребительного авиационного корпуса, командиром которого был другой герой боёв в небе Испании - А. С. Осипенко ).

После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке. Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС. В 1953 году ему было присвоено воинское звание генерал - майор авиации.

Всего за боевые отличия и безупречную службу был награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Александра Невского   ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ), 16 медалями, российским орденом Жукова  ( 7.11.1995 ), польскими орденами Крест Грюнвальда 3-го класса и Крест Храбрых.

Вышел в отставку в звании генерал - лейтенанта авиации. Проживал в Москве. Умер 5 июля 1999 года.

Памятные воздушные бои в небе Республиканской Испании нашли отражение в записках лётчика, включённых в книгу "Под знаменем Испанской республики. 1936 - 1939 года. Воспоминания советских добровольцев", вышедшей в свет в 1965 году. Исправленный и дополненный вариант этих записок опубликован в более позднем сборнике - "Поэма о крыльях.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU