Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Яхнов Геннадий Михайлович

Яхнов Геннадий Михайлович

Родился 30 августа 1918 года в деревне Фофаново, ныне Южского района Ивановской области, в семье крестьянина. Окончил 3 курса Ивановского химико - технологического техникума и аэроклуб. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу, в 1941 году - курсы командиров звеньев.

С июня 1941 года младший лейтенант Г. М. Яхнов на фронтах Великой Отечественной войны.

К апрелю 1944 года заместитель командира 33-го истребительного авиационного полка  ( 106-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт ПВО )  майор Г. М. Яхнов совершил 518 боевых вылетов  ( из них 32 - ночью ). В 52 воздушных боях лично сбил 8 самолётов противника и 6 - в группе.

22 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 598 успешных боевых вылетов. Провёл 69 воздушных боёв, сбил 10 самолётов противника лично и 7 - в составе группы.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1956 году окончил курсы при Военно - Воздушной академии. С 1958 года полковник Г. М. Яхнов - в запасе. Живя в Рязани, работал в Горжилуправлении. Автор книги воспоминаний: "Когда небо в огне".

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За заслуги перед Отечеством" 3-й степени; медалями. С мая 2005 года - Почётный гражданин города Рязани.

*     *     *

Он родился 30 августа 1918 года в деревне Фофаново  ( с 1997 года прекратила существование )  ныне Южского района Ивановской области в семье крестьянина. Окончил школу - семилетку в селе Хотимль и поступил в Ивановский химико - технологический техникум. В 1936 году, на 2-м курсе техникума, записался в аэроклуб. Через год подал заявление с просьбой направить его в школу военных лётчиков.

В 1937 году был призван в Красную Армию и направлен в Пермскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 году. Младший лейтенант Яхнов получил назначение в 15-й истребительный авиационный полк, базировавшийся близ города Полоцка  ( Белоруссия ). Участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году. В этом же году переведён в 33-й истребительный авиационный полк  ( 10-я смешанная авиационная дивизия Западный особый военный округ ). В 1941 году окончил курсы командиров звеньев.

Война застала младшего лейтенанта Геннадия Яхнова у западной границы. Первый боевой вылет совершил 22 июня в районе Бреста. В этот же день полк потерял все самолёты...

В своём истребительном полку он считался уже опытным лётчиком: довелось быть участником польской, прибалтийской и бессарабской кампаний. Повидал, как говорится, виды. Но и он был поражён чудесами героизма, которые показали его товарищи в первые же дни войны.

И-16 из состава 33-го ИАП.

Особенно запомнился беспримерный подвиг лейтенанта Степана Гудимова. Скромный, тихий, он вдруг преобразился, когда на аэродром, где базировался их 33-й истребительный полк, налетели немецкие бомбардировщики. Яхнов видел, как Гудимов первым поднялся в воздух и один бросился на вражескую группу. А в ней было 22 "Юнкерса". Пулемётным огнём он сразу же сбил крайний бомбардировщик, а затем, не выводя самолёта из атаки, таранил ведущего группы. Сбитые с курса, "Юнкерсы" сбросили бомбы в стороне от аэродрома.

Подвиг Степана Гудимова запомнился Геннадию на всю жизнь. Он стал для него мерилом воинского долга, бесстрашия и ненависти к врагу. Его образ сопровождал Яхнова в боях под Смоленском, когда наши войска стойко удерживали фронт в течение 2,5 месяцев. Он был с ним при защите неба Москвы и Ленинграда.

В июле 1941 года, получив новые истребители ЛаГГ-3, полк находился в составе Московского ПВО. Вскоре вылетел в район Смоленска, под Вязьму. Вылетать приходилось по 6 - 8 раз за день: на штурмовку немецких воинских колонн, на поддержку пехоты, на подавление зенитных огневых точек противника, на патрулирование в зоне, на сопровождение бомбардировщиков. В конце июля 1941 года Яхнов одержал свою первую победу - сбил разведчик Do-17. Сам Геннадий Михайлович датирует её 29-м числом. Вот что он пишет об этом:

"Вечером снова был вылет. На этот раз мы с лейтенантом Беловым вновь обеспечивали прикрытие своего аэродрома и Вязьмы. Обстановку можно было назвать спокойной, и усталость взяла своё. В какой-то момент я задремал. Почти сразу очнувшись, определил, что самолёт штопорит от потери скорости. Немедленно дал рули на вывод из штопора и боевым разворотом набрал высоту до 4000 метров.

Теперь надо было оглядеться. К своему огорчению Белова я не обнаружил. Зато правее и выше себя увидел разведчика немцев "До-17". Не раздумывая, я пошёл на сближение с ним. Заметив это, фашистский лётчик решил укрыться в пелене облаков. Но я продолжил преследование.

Самолёт Do-17

Немецкий двухмоторный бомбардировщик - разведчик Dornier Do-17.   Лето 1941 года.

После второй моей очереди противник перешёл на пикирование. Я ждал, когда он выйдет из него, и тут же открыл огонь из всех точек. "Дорнье" задымил, перешёл на бреющий полёт. Между Сафоново и Дорогобужем он врезался в лес и развалился на части. Это был мой первый сбитый самолёт".

33-й истребительный полк всегда оказывался там, где создавалась наиболее трудная обстановка, где надо было нанести противнику сокрушительный удар.

Однажды наша разведка донесла, что на Сещинском аэродроме скопилось большое количество фашистских самолётов. Командование решило разгромить его. 33-му истребительному полку было поручено прикрыть бомбардировщики. Тогда лётчикам некогда было наблюдать, что творилось на земле. Но вполне возможно, что это об их "работе" рассказывается в известной книге "Вызываем огонь на себя":

Г.М.Яхнов.

"По сей день вспоминают старожилы Сещи ту бомбёжку. Удар был нанесён средь бела дня. Он был стремителен и поразительно точен. "Алярм" объявили только тогда, когда бомбы стали отрываться от кассет советских самолётов. Они шли плотным строем. Вокруг рощи, где помещался склад горючего, разлилось горящее озеро... Бомбы падали на дома авиагородка, набитого немцами. Бетонная полоса оказалась взрыта бомбами. Горели "Юнкерсы" на взлётной полосе. Дым заволок пробитый осколками нацистский флаг на комендатуре..."

В тот день противник потерял около 40 бомбардировщиков.

Как наиболее опытный и смелый лётчик, Яхнов выполнял самые ответственные задания командования. Он прикрывал особо важные объекты военного назначения, штурмовал танковые колонны противника, железнодорожные эшелоны с вражеской техникой и живой силой, производил разведки, участвовал в воздушных схватках. И так день за днём...

Осенью 1941 года лейтенант Г. Яхнов был назначен заместителем командира эскадрильи. В это время полк получал пополнение, осваивал новые самолёты и нёс службу ПВО в небе города Горький  ( ныне Нижний Новгород ).

С февраля 1942 года вновь на фронте. Участвовал в боях в районе Демянска, охотился за транспортными самолётами, снабжавшими окружённую группировку врага. В марте полк был включён в вновь формируемую 106-я истребительную авиационную дивизию ПВО. В её задачу входила охрана и защита железнодорожных перевозок войск и военной техники. К этому времени Яхнов уже был командиром эскадрильи, а мае получил звание старшего лейтенанта.

От боя к бою росло мастерство лётчика - истребителя Яхнова. В мае на высоте 7000 метров сбил разведчик Ju-88.

В полдень 25 июня 1942 года пост наблюдения сообщил, что в наш тыл, прикрываясь облаками, пробирается вражеский разведчик. Буквально через 2 минуты Яхнов вылетел на перехват. "Дорнье-217" шёл на высоте 1000 метров. Нагнав его, Яхнов смелой атакой заставил противника сбросить бомбы в болото. А затем огнём пулемётов с дистанции менее 50 метров вывел из строя моторы "Дорнье". Видя своё безнадёжное положение, немцы посадили самолёт на поле в районе Вышнего Волочка. Экипаж из 4-х человек был взят в плен. Сбитый им Do-217 демонстрировался на выставке трофейной технике в Москве.

Осенью полк получил новые истребители Як-1, позднее Як-7Б, Як-9, в 1943 году - американские P-40 "Kиттихаук". Яхнов быстро освоил все типы самолётов и успешно летал на боевые задания.

Охраняя небо блокированного Ленинграда, Яхнов не раз проявлял изумительное мужество и редкое, уменье в воздушном бою. На бомбёжку Волховской ГЭС, мостов и железнодорожных участков, имевших огромное значение в деле снабжения и защитников и жителей города, немецкое командование бросало одну за другой большие группы бомбардировщиков. Яхнов со своими боевыми друзьями встречал самолёты противника ещё на дальних подступах. Силы были не равны. Но в памяти снова возникал подвиг Степана Гудимова в первый день войны, и он смело, решительно врывался в плотный строй "Юнкерсов".

Однажды при штурмовке наземных войск противника Яхнов был ранен ещё на подходе к цели. Однако не вернулся. Истекая кровью, он выполнил задание, прочесал огнём вражескую колонну. Казалось, вот - вот его оставят силы. Но, напрягая волю, он сумел долететь до своего аэродрома, посадить самолёт и, как всегда, выйти победителем.

Г.М.Яхнов.

В апреле 1944 года майор Г. М. Яхнов был представлен к званию Героя Советского Союза. Сам Геннадий Михайлович вспоминает о тех днях так:

В 8 часов я с лейтенантом К. Ивановым проверил и осмотрел самолёты, а затем мы сели в них для дежурства и включились в сеть оповещения с готовностью к вылету через 40 секунд.

Вскоре нам стало известно, что противник появился со стороны Валдая и движется в направлении Бологого на большой высоте. Вот он пролетел Бологое, развернулся на Осташкове. Мы тут же приготовились к запуску моторов. Когда разведчик подходил к Осташкову, с КП полка нам продублировали сигнал с КП командира дивизии: взлёт на перехват разведчика, идущего на Великие Луки.

Мы с Ивановым на своих новеньких "Яках" быстро набрали высоту в 9500 метров и вышли в район города Торопец. Мы усилили наблюдение в нижней полусфере, так как я был уверен, что "Юнкерс" летит под нами. И действительно, выполняя полёт в пологом левом развороте с юга на север, я увидел самолёт противника, летящий вдоль линии железной дороги с курсом на Великие Луки.

Сразу же увеличив крен, я перешёл на крутое снижение, стараясь как можно лучше прицелиться. Когда дистанция приблизилась к 200 метрам, я открыл огонь по "Юнкерсу" из всех точек и провёл очередь через всю длину его фюзеляжа.

Проскочив за хвостом "Юнкерса" буквально в 20 - 30 метрах, я вывел машину из пикирования и вновь стал заходить справа для атаки. Но повторного удара не потребовалось. Очевидно, экипаж разведчика был уничтожен с первой атаки, и Ju-88, перейдя в планирование с небольшим левым креном, упал на землю рядом с КП дивизии, где находились в это время генерал П. К. Демидов и командующий 19-й воздушно - истребительной армии ПВО генерал С. А. Пестов. Они наблюдали весь ход воздушного боя.

Генералы С. А. Пестов и П. К. Демидов вечером того же дня прибыли в Старую Торопу, чтобы лично поздравить нас с успешным боем. Генерал Демидов приказал командиру полка:

- Представьте лейтенанта Иванова к награждению орденом Боевого Красного Знамени, а майора Яхнова - к званию Героя Советского Союза.

К этому времени я совершил около 600 боевых вылетов, провёл 51 воздушный бой, в которых уничтожил лично 10 фашистских самолётов и 6 в групповом бою, 47 раз летал на штурмовку наземных войск и аэродромов противника. Сжёг на земле 6 самолётов Ju-52, 2 самолёта Ju-88, 3 самолёта Не-111, а также эшелон с горючим и боеприпасами, подавил огонь 6 зенитно - артиллерийских батарей. Уничтожил 17 автомашин с техникой и войсками, 23 раза летал на разведку наземных войск. 34 раза сопровождал на задание своих бомбардировщиков и штурмовиков.

И всё-таки мне казалось, что ничего особенного я не совершил. Приказание генерала Демидова явилось для меня полной неожиданностью. А командир дивизии вдруг подошёл ко мне и обнял..."

В мае 1944 года Г. М. Яхнов был назначен заместителем командира 33-го истребительного авиационного полка.

Наиболее трудный бой - ночной. Даже если он происходит короткой Июльской ночью, когда в небе долго держится, почти не угасая, бледный свет вечерней зари. От лётчика требуется не только мужество, выдержка, но и редкое уменье.

...Яхнов поднялся в воздух ещё до того, как вражеские самолёты появились над Великими Луками. Развернувшись, он сразу пошёл в атаку. Немецкий бомбардировщик загорелся и, не успев сбросить свой смертоносный груз, камнем рухнул вниз. Союза. Сам Геннадий Михайлович вспоминает об этом так:

"В середине июля 1944 года противник предпринял попытку вывести из строя железнодорожные узлы Великие Луки и Новосокольники. Это бы парализовало магистрали, идущие вдоль линии фронта. Время для ударов было выбрано ночное. Погода стояла ясная, светила луна.

Сначала шли трассировщики - разведчики, обозначавшие трассу полёта светящимися бомбами малинового цвета. Эти бомбы медленно опускались на парашютах, высвечивая цель. Затем летели поджигатели цели, а за ними разрушители цели с определённым заданием и набором средств.

Через 8 - 10 минут опять появлялись трассировщики, и всё повторялось сначала. Всего же в полёте участвовало до 120 вражеских бомбардировщиков. Мы были готовы их встретить, и сразу завязывался бой. Наши истребители действовали в световых прожекторных полях до зоны зенитного огня. Каждый находился в своей зоне на определённой высоте, причём в одну зону вылетало по 3 самолёта.

Г.М.Яхнов.

Часть самолётов устремлялась навстречу бомбардировщикам в зону свободного поиска за световое прожекторное поле и тоже по 3 самолёта в зону на разной высоте. В результате слаженности действий зенитной артиллерии, истребительной авиации, прожектористов и ВНОСовцев противнику был нанесён ощутимый урон. Фашисты потеряли только сбитыми 16 самолётов, из них 6 поразили зенитчики и 10 сбили истребители.

Здесь также любопытная статистика: наши самолёты сбили 6 немецких бомбардировщиков, освещённых прожекторами, а 4 были уничтожены в зонах свободного поиска, когда цели были обнаружены на фоне луны или по вспышкам из выхлопных патрубков.

Этой ночью я также сбил один самолёт. Им оказался "Хейнкель-111". Я увидел его в световом прожекторном поле на высоте 4000 метров. Показалось, что освещённый самолёт совсем рядом, но когда я взглянул на него через прицел, он тут же отодвинулся на расстояние до 1200 метров.

Сфорсировав мотор, я со снижением пошёл на сближение. Когда до неприятельского самолёта оставалось 200 метров, он вышел из зоны освещения, и я различил его в лунном свете, а потом по выхлопам из мотора.

Сблизившись на дистанцию в 70 метров, я открыл прицельный огонь по кабине. Делал всё наверняка, чтобы сбитый самолёт не мог дотянуть до линии фронта. По нашим правилам самолёт, упавший за линией фронта, считался полусбитым.

После первой длинной очереди я чуть не потерял "Хейнкеля" из вида, но, присмотревшись, увидел, что он перешёл в беспорядочное падение. Я сопровождал его до тех пор, пока он не врезался в землю, не долетев 20 километров до озера Щучье, юго - западнее Новосокольников. Это был мой первый самолёт, сбитый ночью..."

22 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками майору Г. М. Яхнову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   ( № 2700 ).

Последний боевой вылет совершил в марте 1945 года. День Победы встретил в Латвии, на аэродроме Резекне.

Г.М.Яхнов.

Всего за годы войны Г. М. Яхнов совершил 598 успешных боевых вылетов, провёл 69 воздушных боёв. Он лично сбил 10 самолётов противника и, кроме того, 7 в группе с товарищами. 10 самолётов сжёг на земле, совершил более 30 разведывательных полётов, более 30 вылетов на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков. А сколько им было уничтожено вражеской техники и живой силы противника на земле !

После Победы продолжил службу в военной авиации. Был начальником воздушно - стрелковой подготовки 106-й авиационной дивизии базировавшейся в Прибалтике. В 1947 году принял командование 907-м истребительным полком в Баку. С 1952 года полковник Г. М. Яхнов был военным советником в Болгарии, организовывал 2 истребительных дивизии, оснащённых реактивными самолетами Як-23. В 1956 году окончил Высшие курсы командиров дивизий при Военно - Воздушной академии и был назначен заместителем командира дивизии в Смоленск. Освоил истребитель МиГ-19, сдал норматив лётчика 1-го класса. В 1958 году по состоянию здоровья был списан с лётной работы. В том же году полковник Г. М. Яхнов ушёл в отставку.

Жил в городе Жданов  ( ныне город Мариуполь Донецкой области Украины ), работал на хозяйственных должностях. В 1978 году переехал в город Рязань. До выхода на пенсию работал в Горжилуправлении. Активно занимается общественной деятельностью, большое внимание уделяет военно - патриотическому воспитанию молодёжи. 12 лет возглавлял городской Совет ветеранов.

*     *     *

Список всех известных побед майора Г. М. Яхнова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".   Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
102.10.1941 г.2  Ме-110  ( в группе - 2 / 4 )зап. РядыньИ-16, ЛаГГ-3,

Як-1, Як-7, Як-9.
204.10.1941 г.1  Не-111зап. Вязьма
310.10.1941 г.1  Ме-109зап. Гжатск
427.04.1942 г.1  Ju-88Едрово
530.04.1942 г.1  Ju-88Кувшиново
629.05.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Нелидово
725.06.1942 г.1  Do-217сев. - зап. Вышний Волочек
815.09.1942 г.1  Ме-109аэр. Хани
906.10.1942 г.1  Ме-109ст. Фирсово
1010.04.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )ст. Пола
1113.04.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев. - зап. Малая Вишера
1208.06.1943 г.1  FW-190сев. - зап. Сотово
1318.06.1943 г.1  FW-190юго - зап. Ополино
1405.04.1944 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )юж. Новосокольники
1530.04.1944 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев. - зап. Идрица
1620.07.1944 г.1  Ju-88сев. Пустошка

       Всего сбитых самолётов - 10 + 7;  боевых вылетов - 574;   воздушных боёв - 69.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU