Главная | Источники | 

HSU

Зотов Виктор Алексеевич

Зотов В.А.

Родился 23 Ноября 1919 года в Москве, в семье служащего. Окончил 10 классов и аэроклуб. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. В звании Младшего лейтенанта был направлен в один из полков Ленинградского Военного округа.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. До Декабря 1943 года сражался в составе 159-го ИАП. Летал на МиГ-3, "Киттихаук" и Ла-5. Затем, до конца войны воевал в 14-м Гвардейском ИАП, летал на Як-9. Защищал Ленинград. Участвовал в освобождении Эстонии и Латвии.

К Октябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка  ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт )  Старший лейтенант Виктор Алексеевич Зотов совершил 336 боевых вылетов. Проведя 87 воздушных боёв, сбил 17 самолётов противника лично и 10 в группе с товарищами. Уничтожил большое количество живой силы и техники противника.

4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Водушную академию. С 1968 года Гвардии полковник В. А. Зотов - в запасе. Жил в Минске. Работал инженером в лаборатории Академии Наук БССР. Умер 26 Июня 1988 года. Похоронен в Минске.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Штабные формуляры, копии наградных листов, донесения 159-го истребительного авиационного полка. Скупо рассказывается в них о крылатых защитниках Ленинграда - Петре Лихолетове, Дмитрии Ермакове, Владимире Серове, Викторе Зотове и других.

В наградном листе Виктора Зотова много различных данных. Главным образом таких, которые повествуют о времени боевых вылетов, о том, в каком составе они выполнялись сколько времени длился воздушный бой, какое количество самолётов участвовало в нём с обеих сторон, скольких машин фашисты недосчитались. Лаконичные записи начальника штаба. За ними - судьбы людей, их борьба, фронтовая жизнь. Воздушные бои за Ленинград...

Немецкое командование любой ценой стремилось захватить город на Неве. Но Ленинград стал для врагов неприступной крепостью. Тяжёлые бои с фашистами на земле и в воздухе не прекращались ни днём, ни ночью.

Авиационный полк, в котором служил Лейтенант В. А. Зотов, отражал очередной налёт бомбардировщиков противника на железнодорожный мост через реку Волхов. Не допустить противника к цели - такова была задача.

Звено Зотова набрало высоту, взяло заданный курс. Через несколько минут полёта показались знакомые очертания озера. Когда-то, в мирные дни, сюда, к этому красивому и чистому озеру, приезжала на рыбалку вся 3-я эскадрилья. А теперь здесь находился передний край. Враг ощетинился жерлами зениток.

Бой предстоял нелёгкий. 25 бомбардировщиков противника направлялись бомбить железнодорожный мост через Волхов. На перехват им шло только одно звено наших истребителей. Немцы летели эшелонами, по 6 - 9 самолётов. Зотовцы не дрогнули, не смутило их количество вражеских машин. Атаковали дерзко, напористо. Били без промаха. Ни одному из фашистских бомбардировщиков так и не удалось прорваться к объекту, а 5 из них сгорели на земле.

Лейтенант Зотов окинул взглядом горизонт. "Хорошо дерутся ребята", - подумал он и снова бросил истребитель на врага. Зотов видел, как на "Юнкерсе" задвигались стволы пулемётов. Ещё секунда, другая - и свинцовые трассы пуль потянутся к истребителю. Надо опередить врага, нанести по нему удар первым. Нервы Зотова напряжены до предела, движения скупы и расчетливы. И вот толстобрюхая машина в прицеле. Ударили пулемёты. Но что это - "Юнкерс", отстреливаясь, продолжал уходить. Он словно заворожённый держался в воздухе, отвечая истребителю свинцовым дождём. Зотов резко бросил машину вперёд. Почти вплотную подошёл к бомбардировщику и распорол его двумя длинными очередями...

Часто менялась в те тревожные дни фронтовая обстановка. Ленинград и его промышленные объекты подвергались ежеминутной опасности. Лётчики - истребители находились на аэродроме в готовности № 1.

В 11 часов Зотова вызвали на командный пункт. Здесь чувствовался пульс активной деятельности. Зуммерили телефоны, упрямо попискивала рация. На скрипучем походном столике лежала раскрытая крупномасштабная карта Ленинградской области. Командир полка устало опустился на стул и пригласил Зотова к столу. По его осунувшемуся лицу и воспалённым глазам Виктор понял: дела на фронте не из приятных.

- Садитесь, - сказал командир Зотову. - Вы должны были лететь на разведку ?

- Так точно ! - ответил Лейтенант.

- На разведку направим Старшего лейтенанта Лихолетова. А вам другое задание.

П.Лихолетов ( слева ) и В.Зотов

Боевые товарищи: Виктор Зотов  ( слева )  и Пётр Лихолетов.  1943 год.

Склонились над картой. На ней синим кружочком были обозначены крупные армейские склады боеприпасов, продовольствия и горючего.

- Здесь, - сказал командир, - надо преградить путь 70 бомбардировщикам. Летите шестёркой. Больше дать не могу. Нет ни одной лишней машины.

Командир пристально посмотрел на лётчика, по-отцовски положил сильные руки на его плечи, решительно сказал:

- Верю, что справишься. Удачи тебе, Лейтенант. Вылетайте немедленно.

Вдруг в северной части аэродрома разорвался вражеский снаряд, за ним - второй. И снова всё стихло.

- Присматриваются немцы. Бьют по площадям, - заметил командир полка, крепко пожимая руку Зотову.

И вот уже над аэродромом взвилась красная ракета. Лётчики кинулись к самолётам. Машина Зотова первой оторвалась от земли. За ней поднялись ещё 5 машин. Вдали полыхало зарево пожара. По дороге на Лугу двигалась наша танковая колонна. На склоне пологого холма окапывались артиллеристы. Вскоре достигли заданного района. Слева по курсу стали вырисовываться всё увеличивающиеся в размерах силуэты "Юнкерсов".

- Сблизиться с противником ! - подал сигнал Зотов.

Выполняя приказ командира, лётчики ринулись в бой. Зотов, успев набрать высоту, стремительно пикировал на ведущего вражеской армады. Расстояние между ним и вражеским бомбардировщиком уменьшалось. И когда до "Юнкерса" оставалось метров 40, нажал на гашетку...

По левой плоскости самолёта Зотова чиркнула огненная трасса. На помощь пришёл ведомый. И вовремя. Вражеский стрелок - радист готовился дать по машине Зотова вторую очередь, да не успел. Его опередил ведомый. Вражеский пулемёт замолк. А "Юнкерс", подбитый пушечной очередью, задымил моторами и понёсся к земле.

Массированный налёт "Юнкерсов" на военные склады был сорван. Советские истребители лишь в этом бою сбили 5 вражеских бомбардировщиков. Один из них уничтожил Виктор Зотов.

На следующий день новый вылет. На этот раз 11 "Лавочкиных" встретились с 14 "Фокке - Вульфами". Началась "карусель" - стихия Виктора Зотова. Любил он крутые виражи, лобовые атаки, короткие пушечные удары. 3 - 4 минуты боя, и нет уже слётанных пар фашистских асов. А за утратой инициативы и бойцовского духа всегда следует поражение. В первые же минуты боя фашисты потеряли 6 самолётов. Отличился и Зотов: спас жизнь ведомому, сбил лично один "Фоккер".

После приземления на аэродроме находились недолго. Заправили машины и снова в воздух - сопровождать штурмовики. Повел шестёрку Зотов. На трёх "Лавочкиных" были молодые, ещё не обстрелянные в боях лётчики. Виктора это тревожило. Как-то у них сложится первый бой с врагом ?

Сопровождать "Илы" не просто. Истребители в ответе за каждый самолёт. Защищать надо в первую очередь штурмовики и уже в последнюю - себя. Как говорится, сам погибай, а товарища выручай. Над целью к "Илам" попытались прорваться "Фокке - Вульфы". Пришлось их проучить, хотя силы были неравными: 6 против 9. Молодые лётчики горели желанием отличиться. И Зотов повёл их в первый бой. Одна атака, другая, и вот уже 3 "Фоккера" догорают на земле, 2 из них сбили новички и один - Виктор Зотов.

В это время на горизонте показались ещё 4 вражеских самолёта. Положение осложнялось. Но отступать было нельзя. Только атаковать, только наносить неотразимые удары !   И снова бой, снова вихревые атаки. Вскоре фашисты лишились ещё 3-х самолётов. Все 6 наших летчиков вернулись на свой аэродром.

Виктор Зотов и его ведомые чаще всего сражались против бомбардировщиков. Не давали им передышки, поджигали, крошили винты моторов, разрезали бензобаки, взрывали бомбовые отсеки. Не пропускали ни к складам, ни к железнодорожным мостам, ни к переправам. И удивительно - сами оставались неуязвимыми.

К лету 1943 года Виктор Зотов, 22-летний лётчик, ставший заместителем командира эскадрильи, совершил в ленинградском небе 336 боевых вылетов, провёл 87 воздушных схваток. 204 раза взаимодействовал он с противовоздушной обороной, 43 раза сопровождал боевую и транспортную авиацию, 28 раз прикрывал наземные войска, 53 раза летал на разведку. И при этом не горел, не прыгал с парашютом, не получил ни одной царапины. На груди лётчика к тому времени уже красовались 2 ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны 1-й степени.

...Просторно бывает иногда в осеннем небе. Так было и на этот раз. В воздухе лишь 2 самолёта. Это Виктор Зотов и Валентин Серов возвращались на свой аэродром из разведки. Навстречу - самолёты. Чьи: свои или чужие ?   Оказалось, что это были наши "Яки". Приятно увидеть на встречных курсах соседей: аэродромы "Яковлевых" и "Лавочкиных" были рядом. Но что это за силуэты слева, чуть выше ?   То появляются под нижней кромкой облаков, то исчезают. Враги !   "Надо выручать "Яковлевых", - решил Зотов. - Но сообщить "Якам" об опасности - значит, отвлечь их от задания. Спешат, видно, к Волхову на перехват бомбардировщиков. Нет, надо идти самим навстречу "Фоккерам".

Одна за другой короткие пушечно - пулемётные очереди. Боевые развороты, виражи, горки. Столкновение воли, выдержки, нервов и мастерства. Удар по врагу, точный и неотразимый, первым нанёс Зотов. Не промахнулся и Серов. Вражеская машина покачнулась и взорвалась здесь же, в небе. Пока фашисты разобрались что к чему, наши самолёты скрылись за горизонтом, а Зотов и Серов повернули на свой аэродром.

Новый, 1944 год Виктор Зотов встретил на аэродроме, будучи, как всегда, в боевой готовности номер один. Прошло уже 2,5 года войны - немалый срок. Можно было теперь окинуть мысленным взором пройденный путь суровых испытаний, дать оценку тому, что и как сделано за это время. Виктору Зотову было что вспомнить, чем гордиться. За прошедшие годы он из молодого, неопытного лётчика вырос в настоящего аса, его лётное мастерство значительно возросло.

Навсегда сохранил Зотов сердечную признательность и благодарность своим первым командирам и наставникам - Сергею Николаевичу Власову и Владимиру Антоновичу Чапленко. Это они, ветераны полка, приняли на свои плечи всю тяжесть первых месяцев войны. Это они не зная отдыха, учили таких неопытных авиаторов, как Зотов, молниеносным атакам и точным ударам по врагу. Учили экономить каждый грамм горючего, беречь каждый патрон и снаряд.

Тяжело пережил Виктор гибель Сергея Власова и Владимира Чапленко, своих боевых друзей, людей обаятельных, щедрых на дружбу и братство. С их гибелью будто оторвалась какая-то частица сердца. Но живые не забывали погибших. В живых горела любовь к Родине, закалялась воля к победе.

Наступил Февраль 1944 года. Лётчики не покидали самолётов, ждали сигнала на вылет. Глядя из кабины на лёгкую поземку, Зотов невольно подумал о том, как быстро летит время. Давно ли в гостях у них были ленинградские артисты, а прошла уже целая неделя. Вспоминались слова понравившейся всему личному составу полка песни "Любимый город":

Пройдёт товарищ все бои и войны,
Не   зная   сна,   не   зная   тишины...

Эти слова волновали, тревожили душу, вселяли веру в победу, в счастье.

Зотов посмотрел на часы. Пора !   И начал выруливать на взлётную полосу. Сегодня на перехват фашистских бомбардировщиков он вылетал во главе эскадрильи.

Вражеские самолеты шли на большой высоте. Они, словно на параде, точно выдерживали скорость, дистанцию, интервалы. Зотов решил немедленно атаковать ведущий самолёт. И вот уже одна за другой по самолёту хлестнули пушечные очереди. "Юнкерс" резко вильнул в сторону. Казалось, что бомбардировщик вот-вот клюнет носом, однако он продолжал уходить. Зотов бросился в погоню. Навстречу стремительно приближалась земля: "Юнкерс" пикировал. Зотов не отставал. Но пушки "Лавочкина" молчали. "Дистанция велика", - подумал Виктор и решительно подал сектор газа вперёд. До бомбардировщика было совсем близко. Короткая очередь - и один из моторов "Юнкерса" задымил. Но всё же немецкий пилот упорно тянул к земле. "На что он рассчитывает ?   На крепость своих нервов ?   Что ж, посмотрим", - усмехнулся Зотов.

До земли оставалось не более 150 метров. Фашист не выдержал, вывел машину из пике, пошёл на бреющем. Зотов приблизился к бомбардировщику с правой стороны и нажал на гашетку. Однако выстрелов не последовало...

Зотов В.А.

Трудно остановиться в боевом порыве, когда рядом жестокий и ненавистный враг. Если его не уничтожить сегодня, завтра он снова будет пытаться пройти к Ленинграду. Зотов смело бросился в атаку на смертельно раненного, но всё ещё сопротивляющегося врага. До "Юнкерса" оставалось несколько десятков метров. Фашист не выдержал, резко бросил машину в сторону, свалился на крыло и врезался в крутой берег реки.

Когда Зотов приземлился на своем аэродроме, то увидел, что к его самолёту бегут лётчики и техники. Что бы это значило ?   Оказалось, что газеты принесли радостную весть: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года ему, Виктору Алексеевичу Зотову, было присвоено звание Героя Советского Союза.

После снятия блокады с Ленинграда, Зотов участвовал в боях по освобождению Эстонии и Латвии. Здесь, на одном из прибалтийских аэродромов, командир эскадрильи 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан В. А. Зотов и встретил День Победы. Всего выполнил 416 успешных боевых вылетов. Участвуя в 101 воздушном бою, довёл счёт своих побед до 36   ( 19 самолётов сбил лично и 17 в группе с товарищами ).

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана В. А. Зотова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
130.07.1941 г.1  Ju-88ст. СеребрянкаМиГ-3, "Киттихаук",

Ла-5, Як-9.
221.02.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )Карбусель
322.02.1942 г.1  "Хе-113"  ( в группе - 1 / 6 )зап. Большая Влоя
420.03.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )юж. разъезд Жарок
530.04.1942 г.1  Ju-88Гороховец
61  Не-111  ( в группе - 1 / 6 )Хондрово
712.05.1942 г.1  Ме-109юго - зап. Рабочий посёлок № 4
815.05.1942 г.1  Ме-109юго - вост. Подолье
916.05.1942 г.1  Ju-88Липки
101  Ме-109сев. - зап. Городище
111  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )сев. - зап. Городище
1228.05.1942 г.1  Ju-88Кобона - Лаврово
1330.08.1942 г.1  Me-109ст. Назия
142  Me-109  ( в группе - 2 / 5 )ст. Назия
151  Me-109  ( в группе - 1 / 10 )ст. Жихарево
1603.09.1942 г.1  Me-109Троицкое
1711.09.1942 г.1  Me-109юго - зап. Синявино
1814.09.1942 г.1  Ju-88Маруя
1930.09.1942 г.1  Ju-88ст. Назия
201  Ju-88  ( в группе - 1 / ? )ст. Жихарево
211  Ме-109  ( в группе - 1 / ? )ст. Жихарево
2204.10.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Московская Дубровка
2318.06.1943 г.1  FW-190Красногвардейск
241  FW-190юго - зап. Лужа
2519.06.1943 г.1  Не-111сев. - вост. Волховстрой
261  Не-111  ( в группе - 1 / 8 )Волховстрой
271  FW-190  ( в группе - 1 / 8 )Волховстрой
2822.06.1943 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 5 )сев. Дусьево
2923.06.1943 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 6 )юж. Аппсала
3024.06.1943 г.1  FW-190сев. ст. Пупышево
3114.08.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )Щигры
3210.03.1944 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )сев. - зап. Нарва
3319.06.1944 г.1  FW-190Хулюла
3420.06.1944 г.1  FW-190зап. Сиргала
3506.07.1944 г.1  Ju-87болото Сурсуо

      Всего сбитых самолётов - 19 + 17;  боевых вылетов - 413;   воздушных боёв - 101.

*     *     *

Если каждому его боевому вылету посвятить лишь по одной строчке, то получится солидная статья: 416 раз Виктор Зотов летал в бой !   Он одержал более 30 воздушных побед. Ещё больше вражеских самолётов сбили его воспитанники, которых Зотов учил в боях. Вот только несколько примеров.

Весной 1942 года, во время отражения одного из вражеских налётов на Кобону, в воздух была поднята четвёрка наших истребителей, возглавляемая Капитаном Александром Булаевым.

На подходе к Лаврову ведущий с ходу врезался в строй "Юнкерсов" и нарушил его боевой порядок. В этот момент нашу четвёрку атаковали 8 истребителей врага. 30 минут продолжался неравный бой, выигранный нашими лётчиками. Когда Булаев, Зотов, Кудряшов и Рощупкин наконец вернулись на аэродром, они почувствовали, такую усталость, что с трудом вышли из кабин. Но лица их сияли: кроме 3 "Юнкерсов" они сбили ещё 2 "Мессера".

Этот бой сразу выдвинул Виктора Зотова в число лучших лётчиков части: на его личном счету уже было 6 вражеских самолётов. Глядя на его застенчивое лицо и тонкую фигуру, никто из посторонних не поверил бы, что этот человек обладает всеми качествами опытного воздушного бойца.

Зотов В.А.

Виктор много читал, писал стихи, отличался некоторой замкнутостью, иногда раздражительностью. И вот теперь после боя на лице юноши вдруг проступили черты упрямой настойчивости, дерзкой самоотверженности.

Вот ещё один эпизод. 19 Июня 1943 года он вёл на задание молодых лётчиков. В воздухе показалась большая группа "Мессеров". Зотов пошёл в атаку и сбил немецкий самолёт. Противник ответил контратакой. Ведомому Зотова грозила гибель. Командир спас его, а враги потеряли второй Ме-109. Уже возвращаясь на аэродром, Зотов перехватил воздушного разведчика и тоже сбил...

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 3512 ).

( Из материалов книги А. В. Бурова - "Твои Герои - Ленинград !" )


Возврат

Н а з а д